101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Дорогой эффективности

  • Юрий Захаржевский
  • 30 сентября 2014 г.
  • 4012

Во время пресс-тура в Нижний Новгород, организованного компанией «Гейдельберг-СНГ», журналисты отраслевых изданий 21 мая посетили ведущие полиграфические предприятия города, в т. ч. «Промис». Этой компании принадлежит 13,7 % российского рынка картонной фармацевтической упаковки. Среди её заказчиков — более шестидесяти российских и иностранных фармацевтических компаний (из 170 имеющих в России лицензию на производство лекарственных препаратов), которые очень требовательны к качеству упаковки. Поэтому борьбу за рентабельность коллективу типографии приходится сочетать с заботой о стабильном качестве.

Евростандарт? Берите выше!

Представление об уровне работы в «Промис» даёт тот факт, что именно эта компания стала первой в России, получившей сертификат PSO (Process Standard Offset) — ещё в 2010 г. В октябре 2013 г. сертификат был подтверждён. PSO — это отраслевой стандарт, для которого необходимо не только пройти процедуру проверки результатов печати, но и иметь соответствующее оборудование: печатную машину со сканирующим спектрофотометром, а не с ручным прибором для измерения шкал. В «Промис» печатные машины КВА были оборудованы сканирующими спектрофотомерами X-Rite Intellitrax. Затем, в сентябре 2012 г., была введена в эксплуатацию машина Heidelberg Speedmaster XL 75–6+L, оснащённая системой спектрофотометрического контроля качества Prinect Axis Control. В апреле 2014 г. в цеху были установлены фальцевально-склеивающая линия Diana X 80 A и универсальная печатная машина Speedmaster XL 75–6+L, подготовленная для печати УФ-красками и лаками.

Несмотря на очевидные достижения, Евгений Слиняков против того, чтобы к компании применяли эпитет «успешное предприятие»: «Мы только в начале пути»

Сертификационная процедура UGRA-PSO требует не только наличия инструкций для персонала, но и регламентирует время приладки тиража. Таким образом, прошедшая сертификацию типография не просто может выпускать качественную продукцию, имея для этого соответствующее оборудование, но и делает это в режиме, необходимом для достижения большей эффективности.

Но в компании на этом не остановились. Фармупаковка часто печатается смесевыми красками, причём клиенты очень чувствительны к малейшим отклонениям цвета. Поэтому в прошлом году «Промис» получила ещё один сертификат — Pantone Certified Printer, причём стала первой такой типографией в Европе, т. к. стандарт новый, введён с 2013 г. В ходе сертификационной процедуры компания прошла инспекцию рабочих регламентов и оборудования по всему производству: допечать, цветопроба, подготовка красок, печать. Представители X-Rite/Pantone проверяют эталоны и приборы для измерения цвета, качество цветопробы, оборудование для краскосмешения и т. д. Теперь каждая операция на производстве должна контролироваться с помощью измерительных приборов и соответствующего ПО, а данные об измерениях — фиксироваться в соответствующих документах. Хотя X-Rite/Pantone делает упор на числовые характеристики цвета, все работники, которые так или иначе связаны с воспроизведением и оценкой цвета, должны пройти тест проверки цветового зрения Farnswort-Munsell 100 Hue.

Начинать надо было раньше…

Дорогой эффективности
Наглядная диаграмма программы «20 ключей», отражающая задачи, ответственных лиц и оценку полученных результатов

После наступления кризиса в 2008 г. в компании поняли, что выжить смогут только эффективные предприятия. И с первого рабочего дня 2009 г. начали работу по внедрению бережливого производства. Сейчас генеральный директор Евгений Слиняков самокритично признаёт, что из сделанных до сих пор шагов половина были неправильные: «Если бы в 2006 г. начали сразу использовать инструменты “бережливого производства“, то достигли бы современного уровня быстрее. Не пришлось бы потом ломать стены и переносить оборудование».

В течение 2009-го г. было проведено выборочное обучение персонала. Вывезли с территории предприятия несколько тележек лишних вещей. Примерно такие же действия предпринимают и другие полиграфисты, которые пытаются заниматься бережливым производством.

К сожалению, на этом всё обычно и заканчивается. Но в «Промис» решили продолжать работу, для чего выбрали программу «20 ключей». Её изобретатель — основатель Mitsubishi Industries Ивао Кобаяси. Она применяется в таких компаниях, как Canon, Seiko, Siemens и др. В составе компании есть два выделенных сотрудника, которые занимаются только этой программой.

Разорвать шаблон

Дорогой эффективности
Рабочее место оператора фальцевальной машины, как и все прочие, находится в идеальном порядке. Вверху — лист, на котором изложена информация о названии машины, её стоимости и ежемесячных амортизационных отчислениях

Посещение «Промис», что называется, «порвало шаблон» о невозможности перебороть специфический российский менталитет, мешающий сделать всё как положено. Дескать, невозможно с нашими людьми навести порядок и, тем более, поддерживать его длительное время. Это напоминает сетования по поводу того, что с коррупцией бороться невозможно — всё равно она везде имеет место, а у нас ещё и менталитет не такой, как хотелось бы… При этом имеется в виду, что негативные факторы должны исчезнуть в одночасье, а потом порядок будет поддерживаться сам собой. Разумеется, такого волшебного способа действительно нет. Поддержание порядка требует постоянных, систематических усилий — и тогда уровень негативных явлений становится во много раз меньше. Пример Сингапура, в котором коррупция и прочие «нехорошие излишества» несколько десятков лет назад пропитывали общество сверху донизу, а затем были успешно искоренены, показывает, что менталитет вполне поддаётся исправлению — было бы желание.

Дорогой эффективности
На стендах в производственных помещениях подробно разъясняются все детали технологических операций

Брак тоже бывает у всех — но в разном количестве. И если это количество превышает разумные пределы — судьба такой организация незавидна. Если поставить цель и идти к ней, менталитет не помеха. Главное — чтобы у руководства была «политическая воля» и понимание того, что результат является следствием не одноразовой кампании, а внедрения системы, рассчитанной на длительную перспективу.

Не все усилия по наведению порядка бросаются в глаза, есть и невидимые, но важные моменты. Непременное условие для стабильного качества — регулярные профилактические работы. «Гейдельберг-СНГ» подтверждает, что в «Промис» машины находятся в идеальном состоянии. Как признаёт Слиняков, к образцовому порядку на производстве прикладывают руку и клиенты, которые следят в том числе и за состоянием техники: «Это фармкомпании — у них такой подход. Например в крэш-листах мы должны учесть все риски, которые могут привести с срыву сроков исполнения заказа, в том числе и из-за форс-мажора, такие как падение метеорита, затопление, пожар».

Открытость в отдельно взятой типографии

На печатной машине, как и на другом оборудовании, помещён лист с информацией о стоимости машины и амортизационных отчислениях. На мониторе рядом с пультом управления — график работы печатника

Далеко не в каждой типографии можно запросто узнать, сколько стоит машина. В «Промис» из этого секрета не делают — как и из многого другого.

Слиняков считает, что обмен информацией между предприятиями принёс бы большую пользу: «Мы уже лет пять предлагаем обмениваться информацией. Что тут скрывать? Ни одна немецкая, французская, швейцарская компания такой статистики не скрывает. К сожалению, у нас эпоха открытости и прозрачности пока не наступила. Зато мы выяснили, что много пользователей любят посещать сайт “Промис” — особенно когда на нём появляется годовой отчёт, где размещается информация об итогах работы компании и сравнительная информация с другими компаниями, но информация, используемая для сравнения, устаревшая — с отставанием в один год».

Сейчас статистика «Промис» такова: из 274 российских предприятий, работающих в сегменте производства тары и упаковки из бумаги, картона и гофрокартона (примерно 150 из них являются производителями картонной упаковки) компания находится на 8-м месте по прибыльности. Сейчас в смену (7,5 часов) производится в среднем 52 000 листов (лучший результат европейских производителей картонной упаковки — 75 000). На данный момент средняя тиражность в «Промис» — 8000 листов, но есть и малые тиражи — по 500 листов. На сегодня сложилась такая рыночная ситуация, что в этой типографии клиентам выгоднее печатать именно малые и средние тиражи.

Рабочих учим сами…

Многие сотрудники активно участвуют в жизни компании, подают рацпредложения. Люди сами остаются после работы на час, чтобы решить, как повысить эффективность на своем рабочем центре. Хотя, разумеется, в каждой организации есть люди (их примерно 1/3), которых не заинтересовать ничем. Но при правильной работе с кадрами тон задают не они

Результат зависит не только от оборудования, оснастки и программ, но и от уровня персонала, без которого бессилен самый гениальный владелец производства. В программу «20 ключей» вовлечёны весь коллектив без исключений: от уборщицы до генерального директора. В компании трудится 260 человек. Работают они в 3 смены по 8 часов, поскольку 12-часовая смена, принятая на многих других предприятиях, слишком тяжела для полноценного выполнения обязанностей с поддержанием стабильного качества.

Поиск кадров — трудная задача для любого предприятия, а для такого, которое хочет работать лучше других, — особая задача. И справляться с ней в «Промис» предпочитают своими силами. Например, печатников со стороны не принимают уже 10 лет. «Набираем грузчиками-транспортировщиками молодых ребят, — рассказывает Слиняков. — Желательно с техническими навыками. Примерно половина из них начинают учиться, из них 1/3 становятся наладчиками. Сейчас в любой нижегородской полиграфической компании есть люди из “Промис“».

И всё же проблема с кадрами остаётся. Количество желающих на одну вакансию по рабочим профессиям непрерывно падает. Проблема решается автоматизацией — даже на примере мойки посуды. Сейчас в компании планируют автоматизировать рабочее место по укладке продукции в гофрокороба.

К сожалению, существующие полиграфические учебные организации не удовлетворяют потребности производства. Генеральный директор считает, что система образования безнадёжно отстала от потребностей полиграфических предприятий — как по части высшего образования, так и по подготовке рабочих специальностей. Поэтому в отделе персонала «Промис» работают 5 человек, занимающихся не только кадровой работой, но и подбором, обучением: для повышения квалификации персонала разработано 26 учебных программ.

…и другим поможем!

18 сентября 2014 г. состоялось открытие учебного центра, в том числе и для внешних пользователей — в первую очередь для специалистов заказчиков. Также курсы повышения квалификации могут пройти и сотрудники других полиграфических предприятий — разумеется, платно. Например, предлагается курс для наладчиков фармкомпаний фальцовочного модуля GUK: обслуживание, профилактика, быстрая переналадка. Практические работы проходят на модуле, который разработан специально для нужд фармпредприятий. 30 октября 2014 г. пройдёт тренинг, организованный совместно с X-Rite/Pantone, который будет интересен пользователям программы InkFormulation.

Обучение необходимо не только для сотрудников, но и для клиентов. Они в этом секторе требовательны, но и типография, в свою очередь, дисциплинирует их самих: с каждым заключается подробный договор с указанием допусков по ΔЕ и другими требованиями. В «Промис» считают, что повышение уровня подготовки клиентов — дело рук самого поставщика картонной упаковки. 18 сентября на базе учебного центра «Промис» состоялся семинар для специалистов фармацевтических компаний «Виды несоответствий картонной упаковки». Каждый участник семинара получил «Альбом несоответствий» с образцами и описанием различных видов брака полиграфической продукции: по печати, вырубке, склейке.

Дорогой эффективности
На каждом производственном участке — резки, печати, высечки и тиснения — имеется подробный информационный стенд, отражающий состояние работы

Также учебный центр может проводить занятия для специалистов полиграфических предприятий, дизайнерских студий и т. д. Учебные курсы в нём проводятся как сотрудниками «Промис», так и приглашёнными экспертами и тренерами. Для клиентов компании обучение бесплатно.

«Цель, которую мы поставили перед собой, — объясняет Слиняков, — создание отраслевого центра повышения квалификации. Это будет не учреждение для обучения с нуля, а курсы повышения квалификации продолжительностью от 3 до 7 дней».

Это не универсальный ключ

Слиняков предупреждает, что борьба за бережливость даёт конкурентные преимущества только в долгосрочном плане. В ближайшей перспективе, разумеется, выгоднее уволить «лишних» сотрудников и сэкономить на мероприятиях по бережливости. Первые результаты в «Промис» появились только через два года. Но система работает! И её эффект можно измерить объективно. Начиная с момента внедрения программы «20 ключей» производительность труда росла примерно на 20–25% каждый год, но в 2013 г. увеличилась только на 4%. Теперь каждый следующий год повышать производительность труда становится труднее.

И, разумеется, надо помнить, что к каждому производству нужен индивидуальный подход: опыт «Промис», по словам генерального директора Евгения Слинякова, — это не ключ к решению проблем, а идея по решению задач, стоящих перед компанией.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 70