2013.11.11, Автор: Марсель Шарифуллин1676 прочтений

К «Полиграфинтеру»

Теги: В типографии с Марселем Полиграфинтер

С развитием Интернет-технологий и современных электронных средств медиакоммуникаций традиционные отраслевые выставки меняют свое первоначальное предназначение. Раньше люди стремились попасть на выставки с приоритетной целью узнать о последних новинках техники и оригинальных технологических решениях, посмотреть собственными глазами работающую технику, сравнить конкурирующие продукты, поторговаться в удобной атмосфере и приобрести оборудование или материалы с большими скидками. Теперь, хотя и не теряя своей актуальности, все эти задачи отходят на второй план — их стало можно легко решать с помощью компьютера и телефона, не выходя из офиса. Зато неоценимо возрастает значение прямого непосредственного общения с коллегами, поиска людей, разделяющих ваши взгляды на жизнь и бизнес, и знакомства с новыми клиентами, поставщиками и потенциальными партнерами, совместное обсуждение общих проблем отрасли. В наступивший век интернета и мобильных средств общения сложно переоценить возможность пожать руку и посмотреть в глаза человеку. И выставка для этого — прекрасный шанс, который неразумно упускать из-за лени или занятости.

Не думаю, что вышесказанное — новость для читателей. Наверняка большинство участников опроса о «Полиграфинтере» в Publish высказалось в подобном же ключе. Тем не менее, хочу подчеркнуть особенную важность главной полиграфической выставки России и призываю коллег её посетить. Необходимость объединения и консолидации полиграфистов перед лицом как внешних, так и внутренних угроз для отрасли сейчас важна, как никогда раньше. И где ещё, как не на таком масштабном мероприятии, как «Полиграфинтер», специалисты печатного дела смогут открыто поднять «неудобные вопросы» о несовершенстве законодательства в предпринимательской сфере (большинство полиграфических предприятий России имеют частную форму собственности), налогообложения, таможенной политики по ввозу в страну полиграфического оборудования, материалов, бумаги и готовой продукции (отпечатанной для российских заказчиков зарубежными типографиями)? О засилии, коррумпированности и бесполезности для государства многочисленных проверяющих и контролирующих структур. О высокой себестоимости печати в России и демпинге на рынке, добивающем и так уже давно не процветающие отечественные типографии…

Для затравки подробнее коснусь темы демпинга в отрасли. Средние цены на печатную продукцию снижаются год от года, а стоимость бумаги и расходных материалов только растёт или, в лучшем случае, не меняется. Поэтому прибыльность полиграфического бизнеса за последнее десятилетие упала в разы и продолжает неуклонно снижаться. Вижу тому несколько причин:

1) Чрезмерный рост количества полиграфических предприятий и рекламных агентств в 2000–2008 гг.

2) Уменьшение спроса на печать и переход некоторых типографий в перманентное состояние «выжить любой ценой». Руководители таких предприятий не понимают, что этот режим допустим лишь в короткий промежуток времени. Демпинг лишь оттягивает банкротство, но не спасёт предприятие. Что вместо снижения цен необходимо снижать издержки производства или повышать ценность продукции за счёт роста эффективности работы типографии (мои идеи на этот счёт см. в Pubish № 4, 2013; http://www.publish.ru/articles/201304_20013025) и оптимизации персонала (Publish № 5, 2013; http://www.publish.ru/articles/201305_20013036).

3) Неспособность менеджеров точно рассчитывать себестоимость печатной продукции, отсутствие АСУП, назначение цен от себестоимости без учёта окупаемости капитала.

4) Рост популярности открытых интернет-тендеров с участниками, назначающими цену по принципу «предложение конкурента минус 1%».

5) Отсутствие внутреннего самоконтроля полиграфистов и внешних организаций, способных хотя бы морально повлиять на поведение участников рынка.

Ценовой демпинг способен увеличить число заказов, но он не решит главную задачу: не увеличит прибыль типографии. Новые клиенты потеряют свою лояльность к вам при малейшей попытке вернуться к среднерыночным ценам. В то же время он может спровоцировать ценовые войны на рынке и ухудшить жизнь всех его участников.

В завершение хочу ещё раз подчеркнуть важность коллективного отстаивания интересов нашей отрасли. (Возьмите в качестве примера хотя бы те же выставки, рекламу на улицах, радио и телевидении, почему там цены не падают, как в печатной промышленности?) Много лет инициативные руководители МАП, различных Союзов и Клубов полиграфистов, профессиональные издательства и другие общественные отраслевые объединения пытаются сплотить коллег, преодолеть пассивность полиграфистов. Уверен, что «Полиграфинтер» — лучшее место, где можно вдохнуть жизнь в такие объединения, выработать и принять планы и решения для улучшения ситуации в российской полиграфии. Никто нам не поможет, кроме нас самих!

К сожалению, в силу известных обстоятельств, мне не удастся посетить выставку. Хотя я бы с удовольствием побродил по стендам, пообщался бы со старыми и множеством новых друзей, поблагодарил бы за финансовую и моральную помощь мне и моей семье, выступил бы на конференциях, выпил бы с коллегами пива (вкус которого уже забываю).

Находясь почти два года в неволе, я получил возможность привести свои мысли в порядок, расставить по-другому жизненные приоритеты, посмотреть на свою прежнюю жизнь как бы со стороны. И хотя я так и не увидел за собой составов преступлений, по которым был осужден, тем не менее, некоторые вещи сейчас я бы сделал уже по-другому, если бы удалось повернуть время вспять. В том числе и был бы более активен в общественной жизни общества. Поэтому мой совет друзьям — постоянно заниматься самообразованием, быть активным, думать о будущем: своём, вашего предприятия, отрасли и страны в целом.

Поздравляю всех с очередным полиграфическим форумом!

Удачи «Полиграфинтеру-2013», всем участникам и посетителям!

С уважением, Марсель

18.10.2013

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Цифровые тенденции в послепечатных процессах
     

    Мы живем в интересное время, когда провозглашена уже четвёртая промышленная революция (напомним, что первые три касались механизации и разделения труда, электрификации и конвейерного производства, компьютеризации и цифровых технологий), согласно которой ожидается массовое внедрение киберфизических систем в производственные процессы, прямое взаимодействие этих процессов с производимыми товарами и адаптация их под желания потребителей. В полиграфии эта тенденция под названием Print 4.0 позволит персонализировать продукцию не только в рамках печатных, но и всех типографских процессов, включая и наиболее сложно автоматизируемую послепечатную обработку. Эта тема стала ключевой на drupa 2016 и была поднята на знамя всеми ведущими разработчиками полиграфического оборудования и программного обеспечения.

     

  • Внедрение web-to-print в типографии ВШЭ
     

    Рассказ об автоматизации типографии НИУ ВШЭ в Publish № 9 (http://www.publish.ru/articles/201609_20013614) закончился на том, что мы приступили к созданию нового сайта с поддержкой web-to-print (w2p). Я ожидал, что пройдёт ещё много времени, пока мы чего-то достигнем. Но мы ускорились, и полноценный w2p-сайт — www.print.hse.ru — заработал уже через два месяца.

     

  • Секрет ярославского «МТК пресс»
     

    С чего все начиналось

    Крупнейшая на сегодня коммерческая типография Ярославля — «МТК пресс», как и многие другие подобные предприятия, родилась в период рыночных реформ 90-х. Её основатели Валерией Бочагов и Александр Игнатенко попали в полиграфию случайно, оставшись не у дел после приватизации и фактического закрытия Ярославского завода топливной аппаратуры. Высшее техническое образование и большой опыт работы в качестве начальника цеха и технолога на предприятии союзного значения помогли им создать небольшое рекламное агентство и начать изготавливать различные баннеры, штендеры, светящиеся вывески и другие рекламные конструкции.

     

  • Практический опыт внедрения АСУП и W2P в цифровую типографию

    В прошлой моей колонке (Publish № 6, 2016; http://www.publish.ru/articles/ 201606_20013587) была приведена информация о первых месяцах внедрения АСУП в типографии НИУ ВШЭ. В мае основной участок типографии начал полностью работать в программе PrintExpert (ПЭ): менеджеры производили расчёты и фиксировали все заказы в АСУП, работники отмечали выполнение всех производственных операций на конкретном оборудовании и заносили информацию о фактически расходуемых материалах, экономист приходовал расходные материалы на склады и вносил данные о счетах поставщиков. Чуть позже по просьбам сотрудников была отлажена работа программы на разных устройствах (компьютерах, планшетах или смартфонах), работающих на платформах iOS, Windows или Android.

     

  • Начало: АСУП в типографии НИУ ВШЭ
     

    Моя практическая деятельность, бурно стартовав в феврале (см. мою прошлую колонку), не снизила темпы и дальше. Руководство НИУ ВШЭ поставило передо мной задачу продолжить развитие и вывести типографию на самоокупаемость. Так как экстенсивный путь развития был исчерпан (бюджета и площадей для установки нового оборудования не предполагается), эффективность можно повысить лишь за счёт внутренних резервов подразделения. Автоматизировав процессы сбора информации, взаимодействия с клиентами и рабочий поток на производстве, типография сможет нарастить количество заказов даже на имеющихся мощностях и штате. Автоматизация не только сделает удобным и оперативным взаимодействие с типовыми заказчиками (подразделениями вуза), но и позволит работать с новыми платными: студентами и сотрудниками НИУ ВШЭ. За счёт внедрения автоматизированной системы управления производством (АСУП) можно всего за 2–3 года удвоить обороты вузовской типографии, вернуть все инвестиции в софт и переорганизацию производства, заработать средства на дальнейшее развитие предприятия и мотивацию персонала.

     

  • Первый месяц на свободе…
     

    25 января я, наконец, освободился и смог вернуться к нормальной жизни. Новые впечатления, события нахлынули потоком и поначалу ошеломили, но затем (по мере ознакомления с ситуацией в семье и на бывшем месте работы) заставили начать действовать с удвоенной энергией. Из-за всего произошедшего я потерял массу времени, было совершено много ошибок и набрано долгов. Наступило время возвращения.

    В последние месяцы своего заключения я не сидел без дела и по мере возможности изучал всё касающееся автоматизации работы цифровых типографий и внедрения технологии web-to-print (WTP). Пригодились и полулегальные телефоны, и изучение иностранного языка, так как наиболее ценные сведения можно было найти только в англоязычной части интернета. Итогом стала выработка примерного плана развития для типографии НИУ ВШЭ на ближайшие годы, основанная не на наращивании оборудования и персонала, а на внутренних организационных преобразованиях и максимальной автоматизации рабочих процессов. Узловой частью такой реформы является выбор ПО для АСУП (MIS) и WTP, адаптация их под особенности действующего производства и внедрение ПО в типографии. В том, что это должно принести результат, сомнений нет.

     


comments powered by Disqus