101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Давайте надеяться на лучшее

  • Марсель Шарифуллин
  • 31 октября 2013 г.
  • 1957

Мои планы на очередную технологическую колонку были расстроены неожиданным иском МГУ им. М. В. Ломоносова против меня на 77 млн руб. Для тех, кто не в курсе, напомню — такой иск фигурировал в моем приговоре, но был отклонен Мосгорсудом в кассационном порядке. Похоже, дела в типографии МГУ стали настолько плохи, что для оправдания своей неспособности управлять предприятием и показа положительной рентабельности мои преемники решили заработать деньги в гражданском суде. Заседания по существу начнутся 30.09.2013 г., будем надеяться на торжество закона.

До мест лишения свободы с трудом доходят отраслевые новости, и мне сложно судить о тенденциях развития полиграфии. К тому же в первый год заключения все мои мысли были заняты шокирующим и остросюжетным развитием событий вокруг моего уголовного дела. Можете поверить, такой смеси цинизма, фарса и беззакония, с которой мне пришлось столкнуться, не встретишь и в кино. На второй год мне удалось успокоиться, определиться с образом тюремной жизни и, спасибо моим друзьям — редакторам полиграфических изданий, вернуться к публицистике.

Более того, я сейчас пытаюсь организовать в колонии производственный участок по сборке бумажных пакетов, фасовке и других ручных операций для полиграфических клиентов. К сожалению, несмотря на минимальные цены (например, 2–3 руб. за пакет) и приемлемый уровень качества, заказов почти нет. Всё это наводит меня на мысли, что наша отрасль находится сейчас не в лучшем положении, собственно, как и ситуация по стране в целом.

Мне не нравится возрастающая апатия людей к общественной жизни. Каждый живет словно в ракушке и никак не вмешивается в происходящее вокруг, даже если дело касается его работы или будущего. Я даже не беру в пример мой случай (несколько человек помогли моей семье, и за это им огромное спасибо) или нашумевшие несправедливые судебные решения последнего времени. Полиграфисты, несмотря на свой узкий круг и некоторую клановость, не могут разобраться с внутренними проблемами, висящими словно дамоклов меч над отраслью уже много лет. В число последних — несовершенства таможенного законодательства по ввозу в страну бумаги, оборудования и готовой печатной продукции; жёсткий демпинг на полиграфические услуги; недостаток кооперации между различными типографиями.

Относясь в большинстве к малому бизнесу, типографии не избежали общих проблем предпринимательства в России: противоречивость и неопределённость законов в сфере налогов и кадров; обилие и коррупционность проверяющих структур; отсутствие законного судопроизводства; непредсказуемый рост налоговых и коммунальных платежей.

В связи с глобализацией себестоимость печатной продукции в России оказалась почти в 1,5 раза выше, чем за границей. Считайте сами:

  1. Лизинг в России обходится в 15–20% годовых, а в среднем по Европе — 3–5%. А иначе приобрести дорогостоящее полиграфическое оборудование невозможно. В результате удорожание техники за весь срок платежей достигает 250% против 40% за рубежом.
  2. Из-за особенностей таможенного законодательства ввоз отпечатанной за границей продукции для российских заказчиков обходится на 5–15% дешевле, чем отдельно бумаги, краски и др. расходных материалов для типографий.
  3. Неофициальные затраты на «крышующие» и проверяющие структуры у нас также выше, чем у соседей.
  4. Единственное преимущество в дешёвой рабочей силе россиян не играет существенной роли, так как в Китае и на Украине труд ещё дешевле, а у других конкурентов (Финляндии, Польше и др. странах Европы) оно нивелируется большей степенью автоматизации производства и используемого оборудования, развитой специализацией и кооперацией типографий и более высокой (в 3–4 раза) производительностью труда персонала.

Таким образом, все вышеназванные затраты в конечном итоге ложатся на цену готовой продукции, до 2 раз повышая её по сравнению с зарубежными конкурентами и снижая рентабельность полиграфической деятельности в России.

Мне раньше задавали вопросы о целесообразности организации нового полиграфического бизнеса, и я обычно говорил о высокой пороговой стоимости входа на рынок. Что без оборудования ценой в сотни тысяч евро здесь делать нечего, так как себестоимость продукции, полученной на недорогом оборудовании, будет велика и может сделать бизнес убыточным. Сейчас же думаю, что и с миллионами евро в полиграфию лучше не лезть. Шансов построить устойчивое рентабельное производство немного (если, конечно, нет административного ресурса, своих нерыночных заказов и т. п.), а быстро свернуть бизнес в случае чего не получится. Многотонное оборудование за границу не вывезешь и без потерь быстро не продашь.

Так что нам, кто по уши завяз в любимой полиграфии, остаётся только много работать, чтобы держаться на плаву, и надеяться на благоразумие правительства и наведение порядка в законодательстве, налоговой и таможенной политике, судебной системе. Надеюсь, что у полиграфистов всё же сработает инстинкт самосохранения и мы совместно начнем решать проблемы с ценами, кооперацией и другими вопросами, мешающими двигаться отрасли вперёд.

Давайте надеяться на лучшее

С уважением, ваш Марсель

16.09.2013 г.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Простой запрос в непростое время, или Кому флаер по рупь сорок?

Печать флаеров 10x21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки.

Адаптация к новой реальности

Тяжёлая в этом году выдалась весна. Хотя ожидания в год drupa были совсем другие, оптимистичные. Но не задалось…

Canon imagePRESS C165

Заключение: «лёгкая» цветная ЦПМ с высоким качеством печати для средних и небольших цифровых типографий.

Прощание с «сольвентом»

Для очень многих компаний, занимающихся широкоформатной печатью, до сих пор основным рабочим инструментом остаются сольвентные принтеры шириной 1,6 метра — настоящие рабочие лошадки на этом рынке.


Новый номер

Тема номера – «Спецэффекты». Опрос про загрузку типографий. Например об опыте типографий «Бронепоезд» (Железнодорожный) и Printovo (Краснодар) с новыми ЦПМ. «Детали» про Mimaki UJV100-160, обзор Canon imagePRESS C165. Тайный Покупатель флайеров.


Голосование
Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т.п.)?
Да, это хорошее решение для малой типографии и по качеству продукции, и по производительности
66%
66 %
Да, такое устройство особенно выгодно в период кризиса
10%
10 %
Нет, у нас производство гораздо большего масштаба
10%
10 %
Нет, универсальное устройство никогда не сравнится со специализированным по качеству продукции и производительности
15%
15 %
Проголосовало: 41