2013.10.31, Автор: Марсель Шарифуллин1315 прочтений

Давайте надеяться на лучшее

Теги: В типографии с Марселем

Мои планы на очередную технологическую колонку были расстроены неожиданным иском МГУ им. М. В. Ломоносова против меня на 77 млн руб. Для тех, кто не в курсе, напомню — такой иск фигурировал в моем приговоре, но был отклонен Мосгорсудом в кассационном порядке. Похоже, дела в типографии МГУ стали настолько плохи, что для оправдания своей неспособности управлять предприятием и показа положительной рентабельности мои преемники решили заработать деньги в гражданском суде. Заседания по существу начнутся 30.09.2013 г., будем надеяться на торжество закона.

До мест лишения свободы с трудом доходят отраслевые новости, и мне сложно судить о тенденциях развития полиграфии. К тому же в первый год заключения все мои мысли были заняты шокирующим и остросюжетным развитием событий вокруг моего уголовного дела. Можете поверить, такой смеси цинизма, фарса и беззакония, с которой мне пришлось столкнуться, не встретишь и в кино. На второй год мне удалось успокоиться, определиться с образом тюремной жизни и, спасибо моим друзьям — редакторам полиграфических изданий, вернуться к публицистике.

Более того, я сейчас пытаюсь организовать в колонии производственный участок по сборке бумажных пакетов, фасовке и других ручных операций для полиграфических клиентов. К сожалению, несмотря на минимальные цены (например, 2–3 руб. за пакет) и приемлемый уровень качества, заказов почти нет. Всё это наводит меня на мысли, что наша отрасль находится сейчас не в лучшем положении, собственно, как и ситуация по стране в целом.

Мне не нравится возрастающая апатия людей к общественной жизни. Каждый живет словно в ракушке и никак не вмешивается в происходящее вокруг, даже если дело касается его работы или будущего. Я даже не беру в пример мой случай (несколько человек помогли моей семье, и за это им огромное спасибо) или нашумевшие несправедливые судебные решения последнего времени. Полиграфисты, несмотря на свой узкий круг и некоторую клановость, не могут разобраться с внутренними проблемами, висящими словно дамоклов меч над отраслью уже много лет. В число последних — несовершенства таможенного законодательства по ввозу в страну бумаги, оборудования и готовой печатной продукции; жёсткий демпинг на полиграфические услуги; недостаток кооперации между различными типографиями.

Относясь в большинстве к малому бизнесу, типографии не избежали общих проблем предпринимательства в России: противоречивость и неопределённость законов в сфере налогов и кадров; обилие и коррупционность проверяющих структур; отсутствие законного судопроизводства; непредсказуемый рост налоговых и коммунальных платежей.

В связи с глобализацией себестоимость печатной продукции в России оказалась почти в 1,5 раза выше, чем за границей. Считайте сами:

  1. Лизинг в России обходится в 15–20% годовых, а в среднем по Европе — 3–5%. А иначе приобрести дорогостоящее полиграфическое оборудование невозможно. В результате удорожание техники за весь срок платежей достигает 250% против 40% за рубежом.
  2. Из-за особенностей таможенного законодательства ввоз отпечатанной за границей продукции для российских заказчиков обходится на 5–15% дешевле, чем отдельно бумаги, краски и др. расходных материалов для типографий.
  3. Неофициальные затраты на «крышующие» и проверяющие структуры у нас также выше, чем у соседей.
  4. Единственное преимущество в дешёвой рабочей силе россиян не играет существенной роли, так как в Китае и на Украине труд ещё дешевле, а у других конкурентов (Финляндии, Польше и др. странах Европы) оно нивелируется большей степенью автоматизации производства и используемого оборудования, развитой специализацией и кооперацией типографий и более высокой (в 3–4 раза) производительностью труда персонала.

Таким образом, все вышеназванные затраты в конечном итоге ложатся на цену готовой продукции, до 2 раз повышая её по сравнению с зарубежными конкурентами и снижая рентабельность полиграфической деятельности в России.

Мне раньше задавали вопросы о целесообразности организации нового полиграфического бизнеса, и я обычно говорил о высокой пороговой стоимости входа на рынок. Что без оборудования ценой в сотни тысяч евро здесь делать нечего, так как себестоимость продукции, полученной на недорогом оборудовании, будет велика и может сделать бизнес убыточным. Сейчас же думаю, что и с миллионами евро в полиграфию лучше не лезть. Шансов построить устойчивое рентабельное производство немного (если, конечно, нет административного ресурса, своих нерыночных заказов и т. п.), а быстро свернуть бизнес в случае чего не получится. Многотонное оборудование за границу не вывезешь и без потерь быстро не продашь.

Так что нам, кто по уши завяз в любимой полиграфии, остаётся только много работать, чтобы держаться на плаву, и надеяться на благоразумие правительства и наведение порядка в законодательстве, налоговой и таможенной политике, судебной системе. Надеюсь, что у полиграфистов всё же сработает инстинкт самосохранения и мы совместно начнем решать проблемы с ценами, кооперацией и другими вопросами, мешающими двигаться отрасли вперёд.

Давайте надеяться на лучшее

С уважением, ваш Марсель

16.09.2013 г.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Цифровые тенденции в послепечатных процессах
     

    Мы живем в интересное время, когда провозглашена уже четвёртая промышленная революция (напомним, что первые три касались механизации и разделения труда, электрификации и конвейерного производства, компьютеризации и цифровых технологий), согласно которой ожидается массовое внедрение киберфизических систем в производственные процессы, прямое взаимодействие этих процессов с производимыми товарами и адаптация их под желания потребителей. В полиграфии эта тенденция под названием Print 4.0 позволит персонализировать продукцию не только в рамках печатных, но и всех типографских процессов, включая и наиболее сложно автоматизируемую послепечатную обработку. Эта тема стала ключевой на drupa 2016 и была поднята на знамя всеми ведущими разработчиками полиграфического оборудования и программного обеспечения.

     

  • Внедрение web-to-print в типографии ВШЭ
     

    Рассказ об автоматизации типографии НИУ ВШЭ в Publish № 9 (http://www.publish.ru/articles/201609_20013614) закончился на том, что мы приступили к созданию нового сайта с поддержкой web-to-print (w2p). Я ожидал, что пройдёт ещё много времени, пока мы чего-то достигнем. Но мы ускорились, и полноценный w2p-сайт — www.print.hse.ru — заработал уже через два месяца.

     

  • Секрет ярославского «МТК пресс»
     

    С чего все начиналось

    Крупнейшая на сегодня коммерческая типография Ярославля — «МТК пресс», как и многие другие подобные предприятия, родилась в период рыночных реформ 90-х. Её основатели Валерией Бочагов и Александр Игнатенко попали в полиграфию случайно, оставшись не у дел после приватизации и фактического закрытия Ярославского завода топливной аппаратуры. Высшее техническое образование и большой опыт работы в качестве начальника цеха и технолога на предприятии союзного значения помогли им создать небольшое рекламное агентство и начать изготавливать различные баннеры, штендеры, светящиеся вывески и другие рекламные конструкции.

     

  • Практический опыт внедрения АСУП и W2P в цифровую типографию

    В прошлой моей колонке (Publish № 6, 2016; http://www.publish.ru/articles/ 201606_20013587) была приведена информация о первых месяцах внедрения АСУП в типографии НИУ ВШЭ. В мае основной участок типографии начал полностью работать в программе PrintExpert (ПЭ): менеджеры производили расчёты и фиксировали все заказы в АСУП, работники отмечали выполнение всех производственных операций на конкретном оборудовании и заносили информацию о фактически расходуемых материалах, экономист приходовал расходные материалы на склады и вносил данные о счетах поставщиков. Чуть позже по просьбам сотрудников была отлажена работа программы на разных устройствах (компьютерах, планшетах или смартфонах), работающих на платформах iOS, Windows или Android.

     

  • Начало: АСУП в типографии НИУ ВШЭ
     

    Моя практическая деятельность, бурно стартовав в феврале (см. мою прошлую колонку), не снизила темпы и дальше. Руководство НИУ ВШЭ поставило передо мной задачу продолжить развитие и вывести типографию на самоокупаемость. Так как экстенсивный путь развития был исчерпан (бюджета и площадей для установки нового оборудования не предполагается), эффективность можно повысить лишь за счёт внутренних резервов подразделения. Автоматизировав процессы сбора информации, взаимодействия с клиентами и рабочий поток на производстве, типография сможет нарастить количество заказов даже на имеющихся мощностях и штате. Автоматизация не только сделает удобным и оперативным взаимодействие с типовыми заказчиками (подразделениями вуза), но и позволит работать с новыми платными: студентами и сотрудниками НИУ ВШЭ. За счёт внедрения автоматизированной системы управления производством (АСУП) можно всего за 2–3 года удвоить обороты вузовской типографии, вернуть все инвестиции в софт и переорганизацию производства, заработать средства на дальнейшее развитие предприятия и мотивацию персонала.

     

  • Первый месяц на свободе…
     

    25 января я, наконец, освободился и смог вернуться к нормальной жизни. Новые впечатления, события нахлынули потоком и поначалу ошеломили, но затем (по мере ознакомления с ситуацией в семье и на бывшем месте работы) заставили начать действовать с удвоенной энергией. Из-за всего произошедшего я потерял массу времени, было совершено много ошибок и набрано долгов. Наступило время возвращения.

    В последние месяцы своего заключения я не сидел без дела и по мере возможности изучал всё касающееся автоматизации работы цифровых типографий и внедрения технологии web-to-print (WTP). Пригодились и полулегальные телефоны, и изучение иностранного языка, так как наиболее ценные сведения можно было найти только в англоязычной части интернета. Итогом стала выработка примерного плана развития для типографии НИУ ВШЭ на ближайшие годы, основанная не на наращивании оборудования и персонала, а на внутренних организационных преобразованиях и максимальной автоматизации рабочих процессов. Узловой частью такой реформы является выбор ПО для АСУП (MIS) и WTP, адаптация их под особенности действующего производства и внедрение ПО в типографии. В том, что это должно принести результат, сомнений нет.

     


comments powered by Disqus
301 Moved Permanently

301 Moved Permanently


nginx/1.4.1