101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Вывод офсетных форм как услуга 2.0

  • Юрий Захаржевский
  • 2 октября 2013 г.
  • 7470

Прошлым летом мы, обнаружив тенденцию к повышению активности в этом секторе, впервые подготовили обзор репроцентров, имеющих на вооружении СТР для вывода офсетных форм (Захаржевский Ю. Вывод офсетных форм как услуга: осторожный оптимизм // Publish № 6, 2012; http://www.publish.ru/articles/201206_19972893). Что изменилось год спустя

Рост: быстрее и больше

В общем и целом развитие этого сектора допечатных услуг идет успешно. Продолжаются тенденции роста интереса к CTcP для аналоговых пластин, а также появления новых репроцентров в регионах. За время, прошедшее с прошлой публикации, некоторые из репроцентров увеличили количество оборудования и даже открыли новые производственные площадки.

М. Селивёрстова: «Мы предпочитаем иметь запас производственных мощностей»

Например, в 24PrePress за прошедший год приобрели два новых СТР. Первое появилось осенью 2012 г.: открылась вторая точка на м. Тульская, под одной крышей со складом «МакЦентр» — там установили такой же аппарат Agfa Avalon N4, как и два предыдущих на площадке у м. Семёновская. А в начале июня этого года на первой площадке было запущено ещё одно СТР другого типа — Amsky Aurora 864 UV для аналоговых пластин. Первый в России аппарат этого производителя, как рассказала коммерческий директор 24PrePress Мила Селивёрстова, был приобретён по двум причинам: «Во-первых, в самые “урожайные” месяцы обе имевшиеся машины были загружены практически полностью. В такие моменты любая поломка даже на одной из машин может привести к тому, что мы подведём заказчиков по срокам. Мы предпочитаем иметь запас производственных мощностей. Во-вторых, есть часть заказчиков, которые в первую очередь стремятся сэкономить, поэтому для них аналоговые формы — неплохой вариант». Опыта работы с новым устройством пока маловато, но сотрудники репроцентра довольны.

Меняется не только «железо»: теперь для заказчиков доступен «личный кабинет», в котором они в онлайн-режиме могут отслеживать готовность заказов, состояние счёта, отчёт по работам за любой период и т. д. Весь процесс автоматизирован: данные в «личный кабинет» вносятся не оператором, а поступают напрямую с RIP Adobe Apogee PrePress, который служит источником файлов для всех имеющихся СТР. Он интегрирован с базой учёта заказов («личный кабинет» является её частью), а база, в свою очередь, интегрирована с программой «1С». Таким образом, весь процесс обработки и учёта заказов автоматизирован. Заказчики активно пользуются возможностями «личного кабинета», а система продолжает совершенствоваться.

Общий объём выводимых 24PrePress форм за прошедший год увеличился: если раньше максимум был около 5000 м2, то теперь — почти 7000. Объёмы сильно меняются в зависимости от сезона, но в среднем получается 5300 м2 за месяц.

На сайте указаны цены на аналоговые пластины, китайский «термал» и термальные пластины производства Agfa. Каждый заказчик сам выбирает более подходящий для него вариант. Пропорция по термальным пластинам сохранилась на том же уровне, что и в прошлом году: приблизительно 55% китайских пластин PNE и 45% Agfa Energy Elite. Правда, на смену PNE TP-1 пришли PNE TP-K. Для нового CТP используются аналоговые пластины того же производителя — PNE UP-K.

Такой же СТР для аналоговых пластин — Amsky Aurora 864 UV — появился недавно и в репроцентре «АКЦЕНТ пре-пресс». Это устройство пришло на смену меньшему по формату и скорости аппарату Kodak Magnus 400, который в ближайшем будущем планируется установить на новой площадке — у партнёра репроцентра компании «МС-Север» (бывший «МакЦентр Север»).

П. Анохин: «Теперь кроме термальной технологии мы используем и UV-пластины»

«Теперь кроме термальной технологии мы используем и UV-пластины, которые более конкурентоспособны ввиду их меньшей стоимости по сравнению с термалом, хотя спрос на термальные тоже есть, и достаточно стабильный»,— рассказывает генеральный директор «АКЦЕНТ пре-пресс» Павел Анохин.

Одна из особенностей «АКЦЕНТ пре-пресс» — наличие устройства сверхбольшого формата Creo Trendsetter VLF. Необычный формат для репроцентров, которые ориентируются, как правило, на малые типографии. Казалось бы, в репроцентре такое устройство будет излишним, но за прошедший год удалось загрузить его заказами: ежемесячно количество больших пластин составляет 1500–2000 шт. Среди клиентов — не только московские типографии, но и заказчики в регионах.

«Конкурировать с нами на данный момент достаточно сложно,— считает Анохин. — Во-первых, мы имеем возможность вывода форм сверхбольшого формата, которой нет ни у одного репроцентра, во-вторых, по производительности также превосходим конкурентов. У нас на одной площадке сосредоточено три устройства, которые способны вывести за сутки более 1800 форм, в т. ч. 1300 — первого формата».

Г. Григорян: «Расширился и формат выводимых форм, и выбор пластин. Появилась и услуга вывода флексографских форм»

Вывод форм VLF организовали и в краснодарском репроцентре с нехарактерным для полиграфистов названием «Фото». Главный инженер Григорий Григорян рассказал, что в компании своими силами модернизировали Creo Trendsetter 800 II с формата 1143×838 до 1206×838 мм. Правда, поправить программу вывода пока не удалось, поэтому одна форма «пишется» два раза: до половины с разных сторон. Это возможно, поскольку изображение не является сплошным по всей площади: формы предназначены для газетного агрегата RO-170 (формат пластин — 1206×836 мм).

Расширился в компании выбор офсетных термальных пластин: теперь клиенты могут выбирать из пластин производства Fuju, Agfa, Kodak, Ipagsa, а также из китайских, цены на вывод которых компания снизила.

Произошла в «Фото» и смена техники. Вместо Creo Trendsetter 400 II приобрели гибридный Kodak Trendsetter NX, с помощью которого делаются как офсетные формы, так и фотополимерные пластины для флексографской печати по технологии Flexel NX. Опыт вывода форм для этого вида печати у «Фото» уже был: ранее там использовали аналоговые фотополимерные пластины. Московские репроцентры, выпускающие офсетные формы, флексографскими обычно не занимаются: вероятно, в Москве достаточно специализированных репроцентров. Хотя не исключено, что при усилении конкуренции начнутся вторжения на «соседскую территорию».

Петербургский «КРОлик» установил второй СТР — снова Cron для аналоговых пластин, но меньшего формата, чем первый.

И. Сретенцев: «В прошлом году мы открыли вторую производственную площадку»

Московский «ПОЗИТИВ-ПРЕСС» в 2012 г. открыл вторую площадку (с устройством CRON UVP-3696 FX+ для аналоговых пластин), а в сентябре этого года открывают третью. Kodak Magnus 800 заменили на Kodak Trendsetter 800 IV (F), купленный на аукционе в США. Такая замена объясняется тем, что Trendsetter — менее капризная и более надёжная машина, ставшая итогом эволюции удачной модели компании Creo. Она уже переболела детскими болезнями за долгий — более 10 лет — срок выпуска. Правда, у неё нет такой опции, как пробивка пластин, но в целом, как считает генеральный директор Игорь Сретенцев, Trendsetter лучше подходит для работы в условиях репроцентра, где загрузка очень плотная, а простои с вызовом специалистов — недопустимая роскошь.

Новые репроцентры появляются и в регионах. Осенью 2011 г. в казанском репроцентре группы компаний «Репрос» был установлен Cron UVP-3648EI+ для аналоговых пластин в комплекте с проявочным процессором, автоподатчиком пластин и стекером. Он зарекомендовал себя как надёжное и простое в эксплуатации решение, дающее реальную экономическую выгоду, поэтому летом 2012 г. аналогичный комплекс оборудования был установлен в репроцентре этой же группы компаний в Нижнем Новгороде.

Воронежский репроцентр «Фотоформ» приобрёл термальный СТР Creo Trendsetter 400 II.

 

Вывод офсетных форм как услуга 2.0

Вывод офсетных форм как услуга 2.0

Конкуренция в регионах: не опоздать бы

В. Кочергин: «Борьба за региональный рынок идёт очень серьёзная»

Воронежская компания «Фотоформ» возникла в декабре 2010 г. на основе существовавшего ещё с 1984 г. предприятия, занимавшегося выводом фотоформ для газетных типографий. Имея на вооружении два фотонабора, новый репроцентр стал выводить плёнки не только для газетной, но и для частных коммерческих типографий. Однако основная доля заказов по-прежнему приходилась на главную типографию города ИПФ «Воронеж» — для газетной печати. Но всё меняется: этот клиент купил один за другим два «фиолетовых» устройства СТР и, таким образом, в мае 2013 г. лишил «Фотоформ» основной работы. «Мы тоже поднатужились,— рассказывает директор репроцентра Владимир Кочергин,— и купили термальную систему СТР. Теперь пытаемся закрепиться на городском рынке услуг по изготовлению фотоформ и офсетных форм. Это совсем не просто, поскольку все более или менее крепко стоящие на ногах типографии уже имеют СТР, к тому же в городе имеется несколько организаций с ФНА, так что конкурентов хватает. Они пока особо не афишируют себя, но со временем, возможно, назовутся репроцентрами. Таких конкурентов, как репроцентры в Москве, у нас пока ещё нет, но бороться с имеющимися за сохранение старых клиентов и приобретение новых всё равно приходится — тем более, что печать в Воронеже не очень активная, а в летние месяцы вообще спящая.

Усиленная конкуренция вынуждает снижать тарифы. О выгодных для нас ценах пока речи вести не приходится — как говорится, не до жиру, только бы выжить. Правда, мы успели появиться с услугой вывода на СТР первыми в городе, если не считать типографий, выводящих формы на сторону. Но им заказы на вывод обычно не отдают — боятся, что уведут клиента. Но конкуренты идут по пятам: рассматривают проекты установки китайских СТР для аналоговых пластин.

Так что борьба за рынок идёт серьёзная. Жаль только, что мы поздно вступили в неё».

Объединили усилия

Заметным событием стало слияние в мае этого года известного репроцентра «Выражайтесь печатно», который первым в России приобрёл устройство СТР для офсетных форм, и компании PRINTDESIGN, которая хорошо известна среди потребителей плёночных фотоформ, но до сих пор не имела СТР. Объединённая компания под названием PRINTDESIGN теперь имеет три площадки. В центральном офисе происходит обработка файлов, изготовление цветопроб на 4 цветопробных комплексах и вывод фотоформ на шести фотонаборныых аппаратах. Южный участок CTP переехал на Нагатинскую улицу. Северный — остался на прежнем месте на Звёздном бульваре.

Компания предлагает полный спектр сервисов и продуктов, включающий в себя, кроме вывода форм, допечатную обработку файлов, генерацию CIP3/CIP4 файлов, цифровую цветопробу, профилирование печатных процессов.

И. Гудим: «В объединённом репроцентре формы выводятся без выходных 24 часа в сутки, на их доставке с утра до вечера заняты 3 автомобиля»

«Для профилирования мы даём типографии шкалу, которую нужно разместить на листе при печати на исследуемом оборудовании и материале,— рассказывает директор объединённого репроцентра Иван Гудим.— Тираж должен печататься на исправном оборудовании по нормам ISO. После этого мы замерим отпечатанные шкалы и рекомендуем компенсационные кривые, которые приблизят печать к стандарту. Затем проводится повторный тест с использованием полученных кривых и изготовление профиля для цветопробы с имитацией изучаемого материала (учитывается, например, желтизна картона, нестандартное растискивание на невпитывающих материалах и т. д.). Но всё это — серьёзная работа для технолога типографии. Ему нужно очень грамотно провести тестовую печать, а затем попытаться сохранить печатный процесс постоянным, поскольку при любом изменении (краски, химия и т. д.) происходит изменение цветопередачи».

Клиенты пользуются этой услугой нечасто, хотя это было бы полезно — как минимум для того, чтобы отладить свой печатный процесс. Например, такое профилирование пришлось проделать, когда у клиента возникли проблемы с утверждением цветопроб, поскольку цветопробу сделали по нормам ISO, а печатали на желтоватом материале. В результате возникли проблемы с розовыми тонами. Также очень полезны профили для печати по прозрачной плёнке и трафаретным белилам (например, при изготовлении двусторонних стикеров).

Среди прочих особенностей обновлённого репроцентра — загрузка файлов в личную ftp-директорию, автоматический расчёт стоимости заказов, фиксация всех переговоров (технической входящей и исходящей информации), мониторинг исполнения заказов в режиме реального времени, автоматическое информирование о ходе работ по e-mail и SMS, «личный кабинет» с балансом и детализация «баланс/заказы» за любой период времени.

Преподнесут на блюдечке?

Перед малыми типографиями время от времени возникает дилемма: организовать собственный участок допечатной подготовки или пользоваться услугами сторонних организаций? Второй путь проще, но надёжен ли он, рентабелен ли? Мнения на это счёт существуют разные.

Гудим считает, что в московской типографии собственное CTP становится рентабельным при объемах потребления свыше 1000 м2 пластин в месяц, если стоимость средств оценивается по ставке рефинансирования ЦБ РФ, а срок амортизации — 5 лет. Но это, по мнению Гудима, теоретический расчёт типа «сферический конь в вакууме», а в реальной жизни можно не окупить устройство за 5 лет и с объёмом 1500 м2 в месяц. А если не повезёт, придётся срочно менять «голову» аппарата, которая может стоить более миллиона рублей.

«Железный аргумент противников вывода в репроцентре — срочная переделка форм. Это, конечно, верно,— соглашается Гудим,— хотя мы и предоставляем такую услугу, как срочная переделка форм, на собственном аппарате это получится быстрее. Но всё имеет свою оборотную сторону: опыт показывает, что чем проще переделать форму — тем чаще возникает потребность в этом, поскольку отношение к ней гораздо менее бережное. Пример из личного разговора с печатником одного из клиентов:

— Часто приходится срочно форму переделать?

— Нет. Если снял приладку, смываю форму и откладываю. Не оставляю на машине в краске, чтобы не засохла, пока обедаю. Это же не наши формы. Их заказывают.

Ещё одно бытующее мнение: “Вот будет у нас свой CTP и проблем с качеством не будет”. Искать причины проблем с качеством стоит до начала инвестирования в следующую единицу оборудования. Решая возникающие технологические задачи, специалист типографии должен проверить все звенья производственной цепи и быть уверенным в качестве и стабильности. Серьёзный препресс-партнёр в виде репроцентра ведёт постоянный контроль своей работы. Для этого есть и оборудование, и специалисты. У нас, например, на каждой площадке есть приборы для измерения растровых элементов на форме — в отличие от большинства типографий, в которых считают нерациональным вкладывать деньги в дорогостоящее измерительное оборудование и его регулярную калибровку.

Мы любим, когда нас тестируют технологи типографий. Готовы вместе проконтролировать формы, пробы, ответить на вопросы. Типография должна быть уверена в работе своего препресс-партнёра».

В типографии «АПФ Алькор» (Москва) при покупке печатной машины сделали ставку на современное автоматизированное оборудование (см. Захаржевский Ю. Быстро и хорошо — это возможно // Publish № 6, 2013; http://www.publish.ru/articles/201306_20013074). А вот вывод форм решили делать на стороне, поскольку печатная машина в типографии только одна и загрузить имеющимися заказами устройство вывода полностью не получится.

Ю. Бохонов: «Нам совсем не приходится имеет дела с пластинами: транспортировкой, проявкой и т. д.?Мне остаётся только выслать заказ и получить готовые формы и файл CIP4»

При выборе репроцентра решили ориентироваться на возможность создания параллельно с формами файлов в формате CIP4. На печатной машине Heidelberg Speedмaster XL 75-5+LX, запущенной в этом году, многие операции выполняются автоматически, что позволяет сократить приладку и экономить бумагу. Чтобы свести приладку к минимуму, этой машине требуется красочный профиль, который создаётся на этапе вывода форм. И вот тут выяснилось, что не все репроцентры могут оказать такую услугу. Можно сказать даже более: практически никто такой услуги не оказывал, поскольку большинство клиентов репроцентров — небольшие типографии, которые, в большинстве своём, ещё не имеют столь современного оборудования, как «АПФ Алькор». Исполнительный директор типографии Юрий Бохонов рассказал, что пришлось поработать с потенциальными исполнителями, чтобы отработать процесс и получать формы надлежащего качества с файлами CIP4. В итоге выбрали для сотрудничества два репроцентра: «ПОЗИТИВ-ПРЕСС» и «АКЦЕНТ пре-пресс». Хотя объём вывода и не очень большой, Бохонов считает, что лучше иметь выбор и подстраховаться на случай проблем у одного из исполнителей.

При выборе пластин испробовали несколько марок, в итоге остановились на пластинах Fujifilm. Они обеспечивают стабильность результатов при невысоком растискивании. «Бюджетные» пластины (и не только китайские, но и некоторые европейские) пока, по мнению Бохонова, не могут обеспечить качества, которое необходимо «АПФ Алькор», поскольку клиенты типографии регулярно повторяют заказы и при этом очень придирчивы к цвету.

Плёнка

Хотя наш обзор посвящён репроцентрам, оснащённым CTP, игнорировать всё ещё существующий бизнес по выводу плёнок мы не стали. Оба сектора тесно связаны. Многие фигуранты предлагают обе услуги, а установку у себя CTP рассматривают как диверсификацию. Все понимают, что в совсем недалёкой перспективе плёнки почти полностью отомрут, сохранившись лишь для специфических приложений. А заказчики просто постепенно переходят с плёнок на формы. Тем более, что репроцентры с CTP подобные процессы только приветствуют.

В 24PrePress объёмы по плёнкам упали и равняются в среднем 560 м2 за месяц. Количество фотонаборов этого репроцентра в таблице уменьшилось с двух до одного, т. к. второй уже почти год отключен и содержится в качестве набора запчастей.

Сретенцев в прошлом году планировал уйти с рынка плёночных услуг до 2014 г. Прогноз сбылся с опережением: ФНА уже продан. Правда, это не означает, что клиент не сможет заказать вывод плёнок: эта услуга всё ещё оказывается (плёнки выводятся у посредников), чтобы клиенту не пришлось пользоваться услугами разных репроцентров. PRINTDESIGN «в наследство» от «Выражайтесь печатно» достался немаленький, но достаточно специфичный пакет заказчиков на плёночные формы. «Много мелких заказов для трафаретных и тампонных печатных машин. Есть специфические заказы, не связанные с полиграфией, — скорее, с оптическими эффектами. Для них выводятся “однобитные тифы” с разрешением 4000 dpi,— перечисляет Гудим. — Есть “лыжники”, которым нужны длинные плёнки — их выводят на капстановом Agfa AccuSet 1000 Plus: старый, но надёжный агрегат. Если резюмировать, то бизнес не скучный. Но в общем и целом наш пакет плёночных заказов постепенно худеет по объёму, но не по количеству клиентов. Грустно, но уходят самые крупные клиенты. Один из них, например, недавно купил СТР. Есть, правда, и новые клиенты, которые “устали” выводить плёнки у себя на фотонаборах или переходят к нам, потому что закрываются репроцентры. Но теперь, после объединения, они могут заказать у нас не плёнку, а готовую форму. Как и те типографии, у которых ломаются собственные СТР».

Технологии

«Фиолетовая» система вывода, которая теперь находится в PRINTDESIGN, так и осталась единственной. Достоинство получаемых на ней форм — устойчивость к самым агрессивным краскам и химии, в т. ч. для УФ-отверждения. Однако более сложная технология получения форм не даёт этой технологии распространиться среди репроцентров, а УФ-машин в России пока не так уж и много (см. рубрику «Опрос номера» на с. 26).

Среди вновь установленных в репроцентрах систем идёт соревнование между термальными и ультрафиолетовыми (CTcP). Если в прошлом году из 19 аппаратов, представленных в нашей таблице, было 4 «аналоговых», то в этом — 10 из 28, то есть их доля увеличилась. И репроцентры, и клиентов привлекает возможность сэкономить на аналоговых пластинах, которые, вопреки давним обещаниям производителей термальной техники, так и остаются пока ещё дешевле термальных.

Перспективы

Увеличение мощностей репроцентров в Москве вызывает, разумеется, усиление конкуренции между ними. Например, в 24PrePress только на одной площадке за сутки могут вывести 1830 форм (плюс 580 на второй), «но где же взять столько работы?» — сетует Селивёрстова.

Конкуренция усиливается и потому, что поставщики продолжают продавать СТР — следовательно, всё больше типографий могут делать формы для себя, да ещё и на сторону.

По мнению Гудима, использование малыми типографиями вывода форм на стороне обусловлено развитием полиграфического бизнеса в целом: «Очевидно, что информационная функция полиграфии постепенно уходит в прошлое, и даже возрастающий объём упаковочной продукции не в состоянии компенсировать эту потерю. Поэтому для большого числа предприятий становится важной оптимизация всех расходов. При этом, однако, нельзя потерять качество и производительность — иначе оптимизация обернётся не экономией, а разорением. Здесь очень важен точный расчёт, и наши клиенты умеют считать свои средства».

Переезд типографий из Москвы в область и соседние регионы пока не пугает репроцентры, поскольку небольшие типографии, которые как раз и являются их клиентами, в основном остаются в городе. К тому же репроцентры, расположенные в Москве, занимаются изготовлением форм и для иногородних типографий. PRINTDESIGN, например, делает формы даже для клиентов в Смоленской области, Твери, Переславле-Залесском. Формы они забирают сами или пользуются курьерскими службами, пассажирскими поездами и автобусами. «С учётом того, что и среди сотрудников репроцентра до 50% могут работать удалённо (обработка файлов, распределение работ по оборудованию, взаиморасчёты и даже контроль качества на основе измерений операторов), регионы — наше будущее»,— считает Гудим.

Разумеется, узкая ниша, в которой работают репроцентры с СТР для офсетных форм, не добавляет уверенности в будущем. Неудивительны поэтому попытки диверсификации бизнеса: например, для воронежского репроцентра «Фотоформ» основная деятельность — изготовление печатных форм. Но есть и дополнительная — полиграфическая. То есть не только типографии могут «подрабатывать» выводом форм на сторону, но и репроцентры — печатью. Конечно, сразу приходит на память «конкуренция с собственными клиентами», но тут ещё надо понимать, вредит ли эта конкуренция в тех или иных обстоятельствах.

Хотя самым логичным для репроцентров было бы развитие в русле цифровой печати: в этом случае они действительно не пересекаются с продуктами, которые печатаются с помощью изготовленных ими форм.

Пожалуй, в этот раз итог можно повести фразой Гудима: «Работать интересно и сложно. “Крутиться” на затухающем рынке российской полиграфии приходится серьёзно».

Статья по теме

Захаржевский Ю. Вывод офсетных форм как услуга: осторожный оптимизм // Publish № 6, 2012; http://www.publish.ru/articles/201206_19972893

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 65