101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Мы не ждём, пока наши фабрики опустеют...

  • 26 июня 2013 г.
  • 1678
Sappi Берри Вирсум
 

Влияет ли проблема избытка мощностей на ваш бизнес?

Безусловно. Избыток мощностей — реальная проблема для нас, особенно в Западной Европе. Хотя производственные мощности сокращаются, рыночный спрос падает примерно в том же темпе. Здесь ситуация стабильна. А менялась она за счёт того, что в последние 5-6 лет китайские производители попали в ловушку — они строили заводы, которые могут выпускать гораздо больше бумаги, чем это нужно рынку. Им приходилось наращивать объёмы экспорта. И закончилось всё это ценовым демпингом на основных рынках — в Западной Европе и Северной Америке. Как следствие, регулирующие ведомства стран в этих регионах ввели заградительные пошлины и даже назначили штрафы для китайских производителей. Поэтому теперь бумага из Китая хлынула в другие страны мира, включая Россию.

Проблема всё ещё существует, но в Sappi очень тщательно и продуманно подходят к её решению. Мы не ждём, пока наши фабрики опустеют, — мы их закрываем заранее и диверсифицируем. Мы делали это заранее и остаёмся прибыльной компанией. Закрываем наименее эффективные и наиболее затратные предприятия. Например, в 2011 г., когда рынок снижался в Западной Европе (но не в России), было остановлено производство в Швейцарии с персоналом около 1000 человек и достигнута экономия за счёт снижения затрат на весьма значительную сумму — 100 млн евро. При этом мы не забывали, что нужно сохранять заказчиков. Это комплексная задача — закрывать или диверсифицировать фабрики, одновременно сохраняя заказчиков. Им обязательно предлагается подходящая бумага с других фабрик. Иначе может оказаться, что, закрывая фабрики, мы помогаем конкурентам.

Диверсификация фабрик — важное для нас направление. Фабрика в Германии, выпускавшая примерно в равной пропорции специальные виды и обычную бумагу для полиграфии, в начале октября 2013 г. будет переведена на производство только спецвидов. Это делается по двум причинам: первая — рынок для специальных видов бумаги растёт, вторая — мы сокращаем выпуск довольно значительного объёма полиграфической бумаги, которая не приносила прибыли. Производство выпускавшихся там сортов переводится на более эффективные фабрики.

Наше направление специальных видов бумаги — очень интересное. И в результате диверсификации в следующем году оно должно вырасти вдвое. Речь идёт о материалах для гибкой упаковки. Печать на лицевой стороне таких материалов должна быть исключительного качества. Оборотная же сторона должна быть шероховатой, чтобы материал было удобно использовать для изготовления ламинатов и нанесения разнообразных покрытий. В этом секторе существенный рост вызван двумя причинами: материалы на бумажной основе предпочтительнее пластиков для гибкой упаковки, в т. ч. по экологическим соображениям, и здесь нет избытка мощностей.

Как справляетесь с конкуренцией со стороны азиатских производителей бумаги — китайских и корейских?

На рынке мелованной чистоцеллюлозной бумаги у азиатских производителей серьёзные позиции. Наше главное оружие в конкурентной борьбе с ними — улучшение сервиса. Обычно они предлагают ограниченный ассортимент и сервис при низкой цене. Мы предоставляем все возможные виды сервиса с максимальной близостью к заказчикам. Важно, чтобы в каждом значимом регионе мы располагали собственным офисом (этому способствовала покупка направления мелованной бумаги M-Real в 2008 г.), предлагающим весь сервис на основе высокой надёжности и предсказуемости. И мне приятно, когда заказчики рассказывают: «Да, время от времени нам приходится урегулировать вопросы, касающиеся рекламаций по бумаге, но не с Sappi». Только что я встречался с представителем крупного российского оптовика, и он отметил, что на ежемесячных совещаниях по рекламациям название Sappi не упоминается. Поэтому я спокоен: мы полностью отвечаем всем потребностям заказчиков по качеству, ассортименту и сервису.

Ещё одна важная вещь — уровень осведомлённости о бренде Sappi и уверенности в его качестве. Это очень помогает в продажах. Нам легко договариваться с партнёрами-оптовиками, понимающими, что для их покупателей Sappi — это эталон. Есть Sappi, и есть все остальные. Но это налагает на нас определённые обязательства. Мы не можем позволить себе компромиссов в отношении качества, сервиса и должны прилагать все усилия, чтобы сохранять конкурентные цены.

Это возможно только при концентрации на постоянном улучшении. В наших офисах и на производствах постоянно задают себе вопросы: как улучшить уровень сервиса, как повысить ценовую эффективность и т. д. И мы никогда не останавливаемся, задавая новые вопросы и находя новые ответы.

Мы можем конкурировать с нашими коллегами из Азии и уверены, что сохраним за собой определённую долю рынка, но не претендуем на глобальную экспансию. Просто говорим: «Мы здесь, у нас есть отличные сервис и ассортимент». К счастью, это предложение привлекательно для очень значительного числа заказчиков.

Самый быстрорастущий сектор полиграфии — цифровая печать, а в ней — рулонная струйная печать. Пока лучшие результаты обеспечивает бумага со специальными покрытиями. Такие сорта есть и у вас. Их продажа уже составляет заметную долю в общем объёме?

Бумага для цифровой печати пока составляет гомеопатическую долю в наших продажах. Мы видим, что успеха в этом бизнесе достигают те, кто на нём концентрируется. Если в офсетной типографии решили просто установить ещё и ЦПМ где-то в уголке, это не работает. Успешные типографии, занимающиеся цифровой печатью (например, итальянская Rotolito), активно предлагают его заказчикам. Но непременно ищут ниши и приложения, а не пытаются продать цифровые услуги тем, кого полностью устраивает офсетная печать. При тиражах выше определённой границы офсет всё ещё вне конкуренции. Но при этом я вижу, что ценовая эффективность «цифры» постоянно улучшается. Такие производители ЦПМ, как HP, Océ, Kodak, обладающие фантастическими ресурсами для исследовательских работ, сейчас работают в первую очередь над улучшением показателей себестоимости.

Поколения ЦПМ меняются, но два направления улучшения общие для всех — повышение скорости и снижение требований к запечатываемым материалам. Сейчас для лучших результатов в струйной печати нужно специальное покрытие, чтобы избежать пробивания и для быстрого высыхания чернил. Это значит, что в специальное покрытие нужно добавлять дорогие компоненты. Таково наше понимание ситуации после трёх лет работы над бумагой для промышленной цифровой струйной печати. И у нас есть сомнения, будет ли востребована более дорогая специальная бумага для «цифры» в перспективе. Одна из причин — революционная технология Ланды, блиставшая на Drupa. Если она будет работать, как обещано, потребность в специальных покрытиях исчезнет, а правила игры на рынке цифровой печати изменятся. Учитывая, что Ланда изобрёл Indigo, мы вправе ожидать доведения проекта до уровня коммерческого продукта. Остаются два вопроса: когда и сколько, т. е. какова будет себестоимость отпечатков? Если начнётся массовый выпуск этих машин и для них будет нужна обычная бумага — у нас она есть. Если потребуются небольшие коррекции её характеристик, мы это сделаем.

Удовлетворены ли результатами продаж в России?

Да, в последние три года у нас здесь стабильно хорошие результаты. Но ситуация усложняется — повышается конкуренция. Мы должны улучшать свою работу, но без повышения затрат, а это непросто. Приятно констатировать, что Sappi остаётся релевантной компанией для России, — заказчики довольны сотрудничеством.

Наш финансовый год заканчивается в сентябре, первый квартал с октября по декабрь 2012 г. по объёмам продаж был чуть ниже аналогичного в 2011 г. Основная причина — после повышения цен на целлюлозу (неожиданного на фоне стабильных цен на бумагу и снижения спроса на неё) нам всё же пришлось повысить цены на бумагу в нескольких регионах. Результаты следующих кварталов покажут, как это повлияло на продажи.

Sappi очень активно пропагандирует преимущества печатных коммуникаций — в собственном корпоративном журнале Impressions, на сайте Houston и другими способами. Насколько эти затраты оправданы?

Print Power (мощь печати) — это инициатива полиграфической отрасли, и мы лишь один из многих её участников. Мой предшественник в Sappi сейчас является председателем совета директоров Print Power. У этой инициативы два главных направления. Первое — рассказывать, зачем нужны печатные коммуникации, почему они так хороши, почему реклама в печатных изданиях лучше, чем в других медиа, и как сочетать разные медиа. Второе направление — Two Sides (две стороны) — концентрируется на экологических аспектах. Оно помогает формировать имидж бумаги как экологически ответственного продукта. Потому что это правда. А если знаете более экологически ответственный продукт — скажите мне. Нужно противостоять агрессивной пропаганде электронных носителей, в которой очень мало фактов, но много эмоций и частных мнений. Нам говорят: «Бумага — это плохо», или «Прекратите использовать бумагу для печати — это вредит экологии» и т. п. Мы считаем, что всё это неправда. Например, углеродный след при использовании печатных носителей при учёте всех факторов оказывается гораздо меньше, чем у интернета. Мы уверены, что об этом нужно громко рассказывать.

У нас есть и собственные инициативы. Одна из них — конкурс «Печатник года», который проводится каждые два года. Жюри абсолютно независимо, Sappi не оказывает никакого влияния на его решения. Как следствие, это конкурс номер 1 для типографий в мире. И мы с удовольствием констатируем высочайший уровень предоставляемых работ. Причём стандарты качества высоки во всех регионах — от Европы и Северной Америки до Африки и Азии. Это показывает широкая география распределения призов.

Упомянутый сайт Houston («Хьюстон») должен оказать техническое содействие типографиям. Они могут задать вопросы не только нам, но и своим коллегам из других стран. Мы собираем представителей типографий каждые три месяца и обсуждаем волнующие их проблемы: как повысить качество печати, какие улучшения нужно внести в бумагу и т. д. Оказалось, что типографии из разных стран охотно делятся знаниями. Идея Houston родилась на одном из таких собраний: давайте наладим подобный обмен знаниями на постоянной основе в интернете! Далеко не везде есть мощные местные ассоциации, помогающие в подобных вещах, не все типографии имеют прямые контакты с производителями бумаги. А в рамках Houston всё это возможно.

Какова позиция Sappi в отношении полиграфических выставок? Например, Ipex теряет ведущих экспонентов, а значит, и аудиторию.

Мы участвовали в Drupa и последней Ipex. Если у тебя есть что-то новое — выставляться стоит. Будут посетители и новые контакты. Но очень часто мы обнаруживаем, что наш стенд — это место для отдыха для полиграфистов, приходящих на выставки для покупки оборудования. И мы очень рады предоставить стенд, чтобы коллеги могли передохнуть. Это одна из причин, почему считаем необходимым быть представленными стендами на ведущих выставках и таким образом сказать клиентам: «Мы здесь для вас!»

При этом я соглашусь, что полиграфические выставки уменьшаются в размерах и становятся менее релевантными для посетителей. Но я не думаю, что выставки исчезнут совсем. Например, последняя Drupa была, в моём понимании, самой успешной.

В каких крупных ближайших выставках примете участие?

Обычно принимаем окончательное решение за год до выставки. Мы всё ещё не приняли решение в отношении следующей Drupa, однако активно участвуем в упаковочных выставках, где показываем спецматериалы. Например, у нас будет стенд на FaсrPack в Нюрнберге и других подобных выставках. Там мы демонстрируем, что у нас есть новые мощности и продукты для упаковщиков.

 

Как относитесь к таможенным пошлинам на мелованную бумагу в России?

Для нас большое облегчение узнать, что они снижены с 15% до 5%. Но то, что это сделано временно, нас не устраивает. Во-первых, соглашение с ВТО предусматривает пошлину в 5%. То есть никаких юридических оснований устанавливать другую пошлину нет. Во-вторых, мы слышали оправдания, что это сделано с целью защитить собственную бумажную промышленность. Но тогда покажите нам эти бумагоделательные машины, где они? Это всё ещё только обещания. И даже если подобные производства будут запущены, они не смогут удовлетворить все потребности полиграфистов — Россия нуждается в импорте мелованной бумаги.

Фактически эти пошлины — своеобразный налог на полиграфическую отрасль России, поощряющий клиентов размещать заказы на печатную продукцию за границей, в странах Балтии, Польше и др. Это огромная проблема! Помогая создать рабочие места для 500 человек на бумажной фабрике, такие меры подвергают риску рабочие места для десятков тысяч человек в полиграфической отрасли. С точки зрения экономики, это нонсенс! Неразумно и с точки зрения доходов государства: если типографии будут закрываться, уменьшатся и поступления от налогов в казну. А это гораздо более значительные суммы, чем дают таможенные сборы за счёт увеличенных пошлин.

Российские типографии много инвестировали в современное оборудование. Они способны конкурировать с зарубежными при равных исходных условиях. И они не должны подвергаться таким «преследованиям» со стороны государства.

Мы сами активно продвигаем в Еврокомиссии и через организацию Euro-Graph (объединяет европейских производителей бумаги для полиграфии) окончательное решение вопроса с пошлинами и очень хотим, чтобы достигнутые при вступлении в ВТО договорённости соблюдались на постоянной, а не на временной основе. Мы против дискриминации с помощью различных уловок, когда обсуждаются подходы, используя которые можно манипулировать пошлинами. Всё должно быть прозрачно. Надеемся, что подобную активность будут проявлять и российские ассоциации. Международный опыт показывает, что это очень важно. Похожая ситуация была в Бразилии. При недостаточном местном производстве пошлины на бумагу доходили до 25%. Все заинтересованные ассоциации производителей оборудования и полиграфические сумели объединиться и добиться пересмотра пошлин.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 61