101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

sRGB-горизонты цифровой печати

  • Теги
  • Сергей Кувшинов
  • 23 апреля 2013 г.
  • 4822

Хорошо поставленный вопрос…

Печать фотокниги… Многие сразу же воскликнут: «Сверхмалые тиражи? Цифровая печать? Банальная тонерная триада?» И будут не правы!

Для начала ответим на вопрос: «А что же, собственно, мы печатаем?» В большинстве случаев — цифровые фото в цветовом пространстве sRGB, с динамическим диапазоном до 3,6D, цветами высокой насыщенности и, как минимум, с 256 тоновыми градациями в каждом канале. Ещё 10 лет назад было догмой, что в малых тиражах мы не воспроизведём и половины этого великолепия. Но идёт время, появляется новое оборудование, а с ним — сомнение в незыблемости догм.

Какое же оборудование послужит нам для печати файлов в sRGB? Мне близко знакома лишь одна подходящая цифровая печатная система — HP Indigo. Это не значит, что только она на такое способна. Просто с 2006 г. я работал на «Индигах» моделей 3050, 5000 и 5500. Поэтому последнюю и буду рассматривать как базу.

Напомню её возможности, имеющие отношение к предмету разговора: 7 произвольных красок; наложение 16-ти красочных слоёв одной или разных красок с использованием разных сепараций, с разным количеством красочных слоёв для каждой.

А теперь сформулирую основной вопрос статьи: «Возможна ли цифровая печатная система с цветовым охватом, равным пространству sRGB?»

Начнём с определения основных направлений поиска ответа. Вовсе необязательно, что к ответу приведут все, но мы же в поиске, не так ли?

…половина ответа!

В рассматриваемом случае есть четыре варианта красочных конфигураций:

1. 4-красочная.

2. 7-красочная, содержащая основные и дополнительные краски производителя.

3. 7-красочная, содержащая основные краски производителя и дополнительные, отличные от них.

4. 7-красочная, содержащая основные и дополнительные краски, отличные от поставляемых производителем.

Вариант 1 | Сможем ли мы с его помощью решить поставленную задачу? Нет, но кое-что можно придумать! Вспомните, какой самый простой способ увеличения цветового охвата 4-красочных систем печати? Краски уменьшенной насыщенности («лайты») — Light Cyan, Light Magenta и Light Black как дополнение к обычной триаде. Мы же поступим с точностью до наоборот: к обычной триаде добавим краски увеличенной насыщенности — Deep Cyan, Deep Magenta, Deep Yellow и Deep Black.

Как напечатать на 4-красочной машине 8 разных сепараций 8-ю разными красками за один прогон? Невозможно, скажете… И ошибётесь. Мы ведь помним, что выбранная машина может напечатать до 16-ти слоёв краски разных сепараций. Мы ей сами укажем в задании, какие сепарации, какой краской и во сколько слоёв печатать. Вопрос «Откуда в работе возьмутся все эти 8 сепараций?» обсудим чуть ниже.

Сначала доведём оптическую плотность плашки обычных триадных красок до… минимального допускаемого машиной значения. Далее напечатаем ими сепарации работы, соответствующие светам и полутонам, сепарации же дополнительных красок, соответствующие полутонам и теням, напечатаем этими же красками в два слоя. На выходе у нас получится цветовой охват, состоящий из двух пересекающихся «облаков»: 4 краски основной триады пониженной оптической плотности «прорисуют» нам света и полутона, те же самые 4 краски, напечатанные в два слоя, «прорисуют» полутона и тени.

Делал я так сам? Нет, не делал, потому что ясно — этот способ не решит задачи и потенциально интересен лишь типографиям с 4-красочными машинами, не планирующим их «расширять», но желающим получить увеличенный цветовой охват печати. В своей практике я сразу перешёл ко второму варианту: 7-красочная конфигурация, содержащая основные и дополнительные краски производителя.

Вчера

Вернёмся на четыре года назад. С 18 марта 2009 г. в течение двух месяцев проводилось тестирование программного продукта Esko Equinox. Он предназначен для многокрасочного цветоделения с использованием триадных и от одной до трёх дополнительных красок.

В состав группы входили сотрудники компании «Легион» Александр Дроздов, Вадим Баканов и я. Тестирование проводилось на 7-красочной ЦПМ HP Indigo 5000 с использованием дополнительных красок Orange, Green, Reflex Blue, Deep Violet и Rhodamine Red. По достигнутым результатам 20 мая 2009 г. в демозале «Легион» был проведён информационный семинар для руководителей технологических и производственных подразделений флексографских и цифровых типографий.

Чтобы лучше понять суть эксперимента, несколько слов о Equinox и нашем опыте его использования. Являясь результатом эволюционного развития традиционных способов цветоделения в направлении расширения цветового охвата, Equinox соответствует классу продуктов Expanded CMYK (расширенный CMYK) или CMYKPlus, что позволяет ему вобрать всё лучшее от отработанных алгоритмов классического цветоделения CMYK. Алгоритм работы таких продуктов основан на табличном преобразовании цвета в процессе цветоделения, т. е. координаты цветовых образцов конечного изображения рассчитываются, опираясь на ICC-профили исходной и конечной цветовых моделей.

Для работы Equinox требуется четыре 4-красочных ICC-профиля. Первый и основной — самый обычный CMYK-профиль. В терминах Equinox — Master Profile, созданный по неизменной эталонной шкале. Также требуется от одного до трёх ICC-профилей дополнительных цветов (в Equinox — Sector Profile) для секторов цветового круга, расположенных между триадными красками. Для получения профиля оранжевого сектора (Orange Sector Profile) используется та же 4-красочная шкала, в которой канал Cyan заменяется на Orange. Для зелёного сектора (Green Sector Profile) канал Magenta заменяется на Green, для синего (Blue Sector Profile) Yellow меняют на Blue.

Профили создаются стандартным ПО для создания CMYK-профилей, никакие многокрасочные расширения не требуются. В процессе тестирования использовался X-Rite ProfileMaker 5 и шкала IT8-7/4. Дополнительных навыков, отличных от навыков создания CMYK-профилей, от специалистов отдела допечатной подготовки не требуется.

Основной целью тестирования было определено достижение максимальных объёма тела цветового охвата и площади проекции оного на плоскость a,b. Для этого мы строили многокрасочные ICC-профили и исследовали их с помощью ПО Chromix ColorThink 3.0 Pro. В качестве профилей для проведения сравнения были выбраны sRGB и ISO Coated v2 (ECI2007, based on fogra 39).

 
Флажками отмечены координаты a, b печатных красок, применявшихся при тестировании. Для сравнения крестами отмечены координаты a, b красок Pantone Matching System

Построив многокрасочные ICC-профили, мы характеризовали 4 комбинации красок HP ElectroInk:

1: Cyan, Magenta, Yellow, Black, Orange, Green, Reflex Blue (CMYKOGB).

2: Cyan, Magenta, Yellow, Black, Orange, Green, Deep Violet (CMYKOGV).

3: Cyan, Rhodamine Red, Yellow, Black, Orange, Green, Reflex Blue (CRRYKOGB).

4: Cyan, Rhodamine Red, Yellow, Black, Orange, Green, Deep Violet (CRRYKOGV).

Для всех протестированных вариантов и профилей, использовавшихся для сравнения, был вычислен объём тела цветового охвата (CGV, color gamut volume).

Обратите внимание на отношение CGV профиля CRRYKOGB к sRGB: 674 189 : 832 478 = 0,8098. Это 81% от sRGB, и на 33% больше, чем при ISO Coated v2.

Сегодня

В 2009 г. мы получили объём цветового тела печатного процесса, равный 81% от искомого sRGB. А как нам получить недостающие 19%?

Во-первых, не до конца были использованы возможности увеличения оптической плотности печатных красок. Каждые дополнительные 0,01 D по любому из каналов приводят к росту охвата. Во-вторых, не была характеризована комбинация красок Cyan, Rhodamine Red, Bright Yellow, Black, Orange, Green, Reflex Blue (CRRbYKOGB), которая увеличила бы охват. В-третьих, не стоит забывать о «волшебном» способе удвоения числа печатных красок. В первом варианте мы «превратили» 4 краски в 8, здесь сможем «превратить» 7 в 14.

Справедливости ради отмечу, что способ-то существует, но воспользоваться им мы смогли бы, лишь применив другой программный продукт (Equinox даёт нам лишь 7 каналов). Что же это за волшебная программа? Мне известен лишь один продукт, способный выполнить цветоделение на 14 и даже на 16 каналов — Aurelon Visu ICISS. К сожалению, работать с ним не довелось.

Итак, даже не покидая рамок второго варианта и после шлифовки всех деталей процесса, весьма вероятно достижение всего семью красками CGV уровня 90% от sRGB. А при смене программного продукта и 14-ю красками — так и всех 100%. Но пока этого всё же не произошло, переходим к варианту 3: 7-красочная конфигурация, содержащая основные краски производителя и дополнительные от стороннего изготовителя.

Как сформировался этот вариант? При тестировании 2009 г. для исследования многокрасочных профилей нами использовался Chromix ColorThink 3.0 Pro. У этого продукта есть одна интересная функция: он позволяет открыть любое изображение как набор цветовых образцов и совместить их с цветовым телом исследуемого профиля. Так вот, совмещение изображений в пространстве sRGB и профилей с использованием краски Green убедительно демонстрировало постоянное «выпадание» зелёных образцов изображений из охвата печатного процесса. «Родная» краска Green слишком «холодная». Она, конечно, увеличивает цветовой охват печатного процесса, но не приспособлена для воспроизведения зелёного сектора sRGB, в значительной мере работая вхолостую. Таким образом, в рамках третьего варианта предлагается подобрать и приготовить средствами HP IndiChrome Ink Mixing System дополнительные краски, максимально удовлетворяющие условию задачи — достижению цветового охвата пространства sRGB. Всё остальное, как во втором варианте.

Ещё одно важное замечание по поводу возможностей Chromix ColorThink 3.0 Pro открывать изображения в виде набора цветовых образцов и совмещать их с профилем печатного процесса. В машине 7 секций, поставляемых производителем и доступных для цветового синтеза красок — 12, несложно посчитать число возможных комбинаций. Каждая даёт уникальную форму тела цветового охвата, что может быть критично для сложных сюжетов. Следовательно, с помощью этой функции мы можем выбрать конфигурацию 7-ми печатных красок, максимально отвечающую требованиям изображения. То есть можем изменять под изображение печатный процесс, а не наоборот. Причём впервые делать это, находясь в рамках необходимой рентабельности. Речь ведь не идёт о замене красок для печати каждого листа единичной фотокниги, а о двух-трёх оптимальных красочных конфигурациях для небольшого тиража «премиум»-класса каталога полотен живописи «старых мастеров», где такое решение может быть оправданно.

Остаётся рассмотреть вариант 4: 7-красочная конфигурация, содержащая только краски от стороннего производителя — основные и дополнительные. Несложно догадаться, что он является результатом эволюционного развития третьего варианта, при котором, с целью достижения максимального соответствия требованиям пространства sRGB, все краски готовятся средствами HP IndiChrome Ink Mixing System. Увы, это самый затратный вариант.

Мы завершили технологическую часть нашего разговора, осталось сказать несколько слов о экономической составляющей задачи. Будет ли печать с использованием обсуждаемых технологий дороже? Да, будет. А на сколько? В рамках статьи мы не сможем подробно описать экономику процесса, заинтересовавшиеся могут запросить расчёты по электронной почте. Здесь лишь сообщим результаты.

При стоимости «клика» 60 копеек, баллона дополнительной краски — 3000 руб., стоимости часа владения машиной в 12 000 руб. и учёте затрат на дополнительное ПО для многокрасочного цветоделения, себестоимость печати одного 7+0 полноформатного листа составляет 24,14 руб. При себестоимости печати одного 4+0 полноформатного листа в 10,456 руб. себестоимость увеличивается в 2,3 раза. Расчёты говорят о достаточной конкурентоспособности многокрасочной цифровой печати в сравнении с единственным её конкурентом — «мокрым» фотопроцессом, себестоимость которого минимум вдвое выше.

Почему же заказчик должен предпочесть многокрасочную цифровую печать «мокрому» фотопроцессу? Ответ прост — ассортимент материалов для печати. Да, у фотопроцесса есть неоспоримое преимущество — отсутствие на изображении растровой структуры, но для огромного числа заказчиков возможность изготовить фотокнигу на широчайшем ассортименте материалов, включая натуральные и искусственные ткани, может оказаться важнее.

Завтра

Существуют ли рыночные ниши, которые могут оправдать увеличение себестоимости печати в 2,3 раза? Да, существуют. Это не только фотокниги «премиум»-класса, выпускные и свадебные фотоальбомы на необычных материалах. Это и альбомы «по требованию» с репродукциями живописных произведений, ограниченные тиражи книг по архитектуре и живописи с целью исследования спроса или допечатки недостающих экземпляров распроданных тиражей. Это совершенно неразвитый рынок репринтных изданий старинных книг, книги, несущие представительскую или персонально адресованную составляющую. Но главное — эти технологии должны послужить развитию фотокниги, в особенности на фоне растущего интереса фотохудожников к технологиям HDRI (High Dynamic Range Image) — изображениям с динамическим диапазоном, большим, чем в обычных 8/16-битных снимках.

Нужно ли развиваться фотокниге? Может показаться, что рынок уже оформился, основные игроки утвердились, технологии отшлифованы, объёмы заказов растут. Будет ли так всегда? Развитие и удешевление альтернативных способов хранения и отображения цифровых фотоснимков всё более явственно говорит нам: «Нет!» Для дома — телевизор Full HD, вне дома — планшет Full HD. Легко, ярко, контрастно. Вопрос лишь в цене и привычке, а и то и другое — лишь вопрос времени.

Да, сегодня сформировался рынок фотокниг формата чуть меньше А4 со стоимостью 1100–3300 руб. за 36 полос на мелованной бумаге и от 1300 руб. за 10 разворотов на фотобумаге. Да, сегодня рынок растёт. Сегодня… Но наступит завтра. Момент истины случится, как только стоимость приличного планшета Full HD опустится до стоимости трёх-пяти приличных фотокниг. И было бы очень хорошо для нас, цифровых полиграфистов, если бы к этому моменту мы уже имели положительный ответ на основной вопрос статьи.


Kuvshinov_Sergey

Об авторе: Сергей Кувшинов (scada@bk.ru), технолог цифровой печати.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ничего не найдено.


Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22