101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Допечать: что было, что будет, чем сердце успокоится?

  • Михаил Борисов
  • 1 марта 2013 г.
  • 4849
Тенденции развития «настольного» допечатного ПО в 2012 г. и самые достоверные предсказания на будущее…

календарь маи?я

Интересные бывают совпадения! Например, в тот момент, когда Publish предложил мне написать статью о тенденциях в допечатном ПО, активно муссировались слухи о «конце света». Не знаю, что там напутали древние ацтеки или интерпретаторы их посланий, но событие, активно будоражившее планету на протяжении нескольких месяцев, так и не наступило. В связи с хэппи-эндом можно расслабиться (а верившим в конец света и не строившим планов — напрячься) и поразмышлять над недавно казавшимся ненужным вопросом: а что нас ждёт завтра? Для начала констатируем, где мы сейчас, а уж потом попробуем представить актуальное послезавтра…

Не забудьте оформить подписку!

Одно из наиболее значимых событий ушедшего года — активизация перехода на подписную модель распространения ПО . Смысл её в следующем: вместо того, чтобы сразу заплатить крупную сумму за профессиональное ПО, можно взять его в аренду. Срок выбирается самостоятельно: если потребность в ПО возникает лишь время от времени, то дешевле взять помесячный тариф, если же предполагается использовать постоянно, то выгоднее будет годовой. Арендуются и отдельные программы, и, например, весь Creative Suite (плюс приятные бонусы) — опять же получается выгода из-за объёма. В 2012 г. процесс активизировался с лёгкой руки Adobe Systems .

Вот несколько цифр для сравнения: аренда одной популярной программы «у них» обойдётся в 20 долл./месяц в течение года (без доступа к сервисам Adobe, что не столь и принципиально). Или же 30 долл./месяц — с возможностью прекратить аренду в любое время. Полный пакет подписки на Creative Cloud на год стоит 50 долл./месяц или 600 долл./год. С учётом того, что ПО обновляется раз в два года, пользователь выйдет на ту же самую сумму, которую пришлось бы заплатить за коробочную версию (1300 долл. за наиболее востребованный Creative Suite Design Standard). Если же ПО обновляется реже, например, раз в три года (многим этого вполне достаточно), то Creative Cloud становится не столь интересен. Особенно «вкусные» предложения для групп пользователей: Creative Cloud всего за 70 долл./месяц в течение года. Если учесть, что облачная коллекция состоит не только из продуктов коллекции Creative Suite, в него входит всё (!) креативное ПО, разработанное Adobe (словами классиков: «Гораздо лучший мех!»), то ещё большую выгоду получат универсальные дизайн-студии, которые занимаются и печатью, и интернетом, и видео.

Хотя фактически цена владения коробочной версией и подпиской в течение двух лет одна и та же, меньшие первоначальные затраты и рассрочка делают подписную модель более привлекательной для пользователей. Избранная ценовая политика стимулирует активный интерес: согласно финансовому отчёту компании, количество пользующихся арендой растёт от квартала к кварталу и составляет сейчас порядка 10 тыс. подписчиков в неделю.

Кто же эти люди, выбирающие подписную модель? Мне кажется, такая цифра обусловлена интересом со стороны «продвинутых» домашних пользователей Photoshop. Придя в восторг от обучающих видео и уроков в интернете, они как можно скорее хотят приступить к использованию редактора для своих целей (хотя при разумном подходе им с головой хватило бы возможностей, заложенных в Photoshop Elements). Однако иметь молоток и уметь им пользоваться — «две большие разницы»… В Adobe продумали и этот вопрос, поэтому при годовой подписке новички получают доступ к обучающим курсам от нескольких специализированных компаний с мировым именем. Было бы желание! Таким образом, побочный эффект — рост потока желающих на различные обучающие курсы/программы .

Подписная модель доступна в большинстве стран, но не на территории бывшего СНГ. Специалисты из Adobe говорят о коллизиях в правовом поле, несовершенстве законодательной базы и активно занимаются проблемой. Но точного ответа на вопрос «когда?» пока не дают…

Данная схема аренды ПО выгодна и пользователям, и разработчикам. Денежные поступления Adobe очень сильно зависят от выпусков новых версий Creative Suite, в «межсезонье» продажи падают. Подписная модель позволяет сгладить неравномерность поступлений и взвешенно планировать свою деятельность. Заинтересованность компании в переходе пользователей на подписную модель подтверждается и маркетинговыми шагами. Например, в январе на сайте компании фигурировало спецпредложение для пользователей Creative Suite 3 и более поздних версий — всего за 30 долл./месяц!

Для поднятия заинтересованности Adobe начала выпускать обновления продуктов, в первую очередь, для облачных сервисов, а для остальных — с известной периодичностью. Дескать, в таком случае облегчается внесение изменений и т. п., хотя на самом деле никакой разницы нет.

Предложив подписную модель использования ПО, Adobe выступила катализатором процессов, которые уже давно зрели в индустрии. Ведь, как ни крути, последствия экономического кризиса сказались на структуре потребления пользователей. Причём, например, ряду рынков так и не удалось полностью восстановиться до предкризисных показателей. И хотя рынок разработки софта меньше всего пострадал от негатива, тем не менее, тенденция к снижению стоимости ПО заметна. Следом за Adobe потянулись остальные разработчики графического ПО, например, Corel стала предлагать CorelDRAW по подписной модели за 25 долл./месяц. Очень вкусная цена — например, поход в кинотеатр в среднем обходится в 15 долл. на человека.

Облачно-подписные перспективы

В связи с этими процессами сложные времена ожидают дистрибьюторов ПО . Внедрение новой модели распространения позволяет полностью отказаться от их услуг, оставив за ними лишь интеграцию ПО и специфические вопросы, в т. ч. участие в тендерах. Для многих дилеров коробочного ПО переход пользователей на подписку может означать смерть их бизнеса.

Сама же Adobe возлагает на облачный сервис большие надежды. Причина — массовый переход бизнеса и технологий в интернет. Можно предположить, что компания пытается создать альтернативу социальным сетям и предложить экосистему, наподобие выстроенной Apple, чтобы замкнуть на себе все вопросы, так или иначе связанные с традиционной полиграфией и цифровым издательством. И даже если ей не удастся всё реализовать в запланированном масштабе, не попытаться оторвать ломоть от огромного, вкусно пахнущего пирога было бы непростительной ошибкой.

У Adobe уже есть многое для реализации этой идеи. Во-первых, прекрасные редакторы для дизайнеров, постоянно обновляется DreamWeaver, относительно недавно компания выпустила Muse, работа с которой построена аналогично InDesign и не требует от сидящего за компьютером специальных знаний и навыков работы с HTML/javascript (он тоже доступен в облаке за 20 долл./месяц). Страница моделируется просто, без привязки к таблицам, специально для дизайнеров. Правда, есть одно маленькое «но»: редактор рассчитан на совместную работу с Adobe Business Catalyst. Чтобы получить максимальную выгоду, придётся использовать в своём техпроцессе только продукты Adobe, и это только один пример.

Происходящее сейчас в секторе подготовки изданий к распространению на планшетах вполне может стать явью в других областях, когда Adobe будет диктовать условия пользования своими удобными и функционально законченными системами. Сначала вы используете Adobe Muse для создания интернет-представительства, затем — Creative Suite (версия для печати), после чего выгружаете всё в облачный сервис Adobe Cloud. Всё происходит под негласным контролем разработчика, который получает определённые рычаги влияния на формирование стоимости услуг.

Наверняка стоимость облачных сервисов будет расти. Формальной причиной может быть всё, что угодно: например, переход от хранения файлов локально на компьютере (как это имеет место сейчас, несмотря на звучное название сервиса) к хранению полностью в облаке, как это уже реализовано в Google Apps. За поводами для расширения функциональности в сторону увеличения стоимости дело не станет.

К новой модели доходности Adobe присматриваются поставщики не только сектора B2C, но и В2В . В недавней статье в Publish подробно рассматривались варианты перехода на облачные технологии применительно к специализированной широкоформатной печати. Безусловно, всё это даст эффект только при достаточно плотной загрузке заказами, иначе нечего начинать. Ведь любые изменения — это в первую очередь дополнительные капиталовложения, которые, с учётом стоимости любой профессиональной системы, вернутся ещё не скоро.

САПР для каждого, и уходим в онлайн. Но не все…

Из заметных событий прошлого года нельзя пройти мимо роста доступности САПР-программ . Застрельщиком в этом секторе выступила Corel, опустив планку на свой CorelCAD 2013 до 700 долл. Таким образом, ПО продолжает оставаться одним из наиболее экономически эффективных решений для САПР, доступных даже для малого и среднего бизнеса. Подобные решения могут быть востребованы создателями упаковки и POS-конструкций, особенно если это одно из многих, а не единственное направление деятельности. Тогда выкладывать десятки тысяч долларов за «большие» специализированные решения просто нет смысла.

Продолжилась тенденция закрытия бумажных изданий и перехода их в Сеть. Год стал последним для еженедельника Newsweek: просуществовав более 80-ти лет, с начала появления планшетов он резко сдал позиции, в 2010 г. был продан всего за 1 долл. и вот недавно выпустил свой последний печатный номер, названный по этому поводу #lastprintissue. Издание не выдержало конкуренции с онлайн-изданиями и стабилизировало (надолго ли?) свою работу, только полностью перейдя в новую среду.

Недавно мне попались на глаза свежие данные о доходах американской киноиндустрии. Несмотря на появление 3D-телевизоров и рост количества домашних кинотеатров, в этом году сборы побили рекорд прошлых двух кризисных лет. Причём не за счёт стоимости билета, а за счёт количества посещений. То есть киноиндустрия чувствует себя достаточно спокойно и уверенно на фоне развития альтернативных способов просмотра кино. И хотя отличий от бумажных изданий много, тем не менее, серьёзные аналитические издания, профильные, не умрут по той простой причине, что будут востребованы. Их конёк — не скорость выдачи информации, а качество материала .

Жизнь за границами DPS

Активные действия продолжаются в сфере цифрового издательства . Когда утихли звуки фанфар, сопровождавшие выход системы Adobe Digital Publishing, многие оказались не в состоянии приобрести её, что подтолкнуло разработчиков ПО к созданию альтернативных решений. Менее чем за год появились такие системы, как mag+, twixl, iTablo, iBooks и др. Все они отличаются функционалом, имеют разные особенности применения, но факт остаётся фактом: монополия нарушена, среди пользователей mag+ есть крупные издательства, например, Popular Science, MacWorld Magazine, Men’s Fitness, Bloomberg markets и ряд других, которые предпочли эту платформу Adobe DPS.

Большинство решений тоже не дёшевы (например, mag+ — 400 долл./месяц за одну платформу либо 600 долл. за поддержку всех: iPAD, Android, WinPhone, Kindle Fire, с включённым трафиком в 250 Гбайт), поэтому поиск приемлемого недорогого решения продолжается. Например, twixl предлагает целую экосистему наподобие Adobe DPS, с достаточно умеренными ценами: лицензия на рабочее место составляет 1250 долл./год (только на неограниченное число выпусков одного издания). Особняком стоит Apple iBooks, поскольку это полностью бесплатное решение, но только под Mac/iOS, и завязанный на них же iBookstore.

Всё больше разработчиков предпочитают только сервисные функции: как известно, полная информация об активности пользователя планшета, интересная маркетинговым отделам, предоставляется Adobe только в рамках дорогого корпоративного продукта. Многие специализированные компании разрабатывают собственные системы отслеживания и внедряют их на стадии формирования файлов folio из Adobe Indesign.

Чем сердце успокоится?

Тенденции, которые можно заметить по новшествам, появляющимся в серьёзной продукции, полностью коррелируют с моим личным опытом фриланса. Основные заказы на специализированных сайтах (причём не только для В2В, но и В2С) касались всё более глубокой интеграции сервисов с интернетом и расширения альтернатив системам публикации и доставки цифрового контента.

Вот несколько примеров. Ко мне обратился заказчик за скриптом, создающим традиционные бумажные фотоальбомы. Несколько раз система обновлялась, и через полгода заказчик пришёл к выводу, что нужно, во-первых, добавить возможность создания альбомов, которые можно было бы просматривать на планшетах, во-вторых, заказал приложение, позволяющее в режиме онлайн создавать фотоальбом и отправлять заказ — фактически передаётся job-ticket настольной версии программы, которая и формирует развороты, готовые к печати.

Другому заказчику сначала понадобилось использовать типичную базу данных, хранящуюся локально, для формирования каталогов с продукцией. На этот раз потребность в интеграции системы с данными, хранящимися в облаке, возникла гораздо раньше, не прошло и месяца.

Остаётся актуальной «вечная» задача максимально автоматизированной выгрузки содержимого бумажного номера из InDesign в формате HTML для публикации на сайте, чтобы не сужать аудиторию журнала только печатной версией. Готовых решений в рамках серьёзных редакционно-издательских систем на рынке много, но большинство из них предполагают начальные инвестиции в десятки тысяч долларов плюс ежемесячные платежи на техподдержку. А это обычно не вариант для малых и даже средних издательств.

Перспективы

На рынке настольного издательского и допечатного ПО в прошедшем году обозначились такие тенденции: доступность профессиональных решений более широкому кругу пользователей за счёт только временного пользования ими; рост числа вертикально ориентированных решений, завязывающих пользователя на сервисы одного разработчика; синтез традиционных настольных систем с онлайн-сервисами; появление альтернативных систем создания и доставки цифровых изданий.

Перефразируя древнюю поговорку Рима, сейчас можно сказать: «Все дороги ведут в облако» — как для крупного бизнеса, так и мелкого. Но потребности пользователей у нас и в развитых странах зачастую существенно отличаются. Поэтому автоматически примерять тенденции развития ПО, рассчитанного в первую очередь на их рынок, нелогично.

Но всё в жизни течёт, всё меняется: благосостояние растёт, а с ним — и осознание того, что используя пиратское ПО, вы подвергаете свой бизнес риску. Следовательно, структура потребления становится всё ближе к развитым сообществам. От этого выигрывают и потребители, и производители, которые, кстати, также являются потребителями. Круг замыкается…

Об авторе: Михаил Борисов ( bmike68b@gmail.com ), независимый автор, пишет для Publish статьи на тему допечатной подготовки и обзоры ПО.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ничего не найдено.


Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59