101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Pantone — как много в этом слове...

  • 26 февраля 2013 г.
  • 20636

Pantone — как много в этом слове...Василий Дождалёв («Графитек») рассказал о многообразии вееров Pantone.

Pantone поддерживает три самостоятельных цветовых системы для полиграфии с различными цветами и системой нумерации. Общее у них — только «C» или «U» на конце обозначения цвета: С — глянцевая мелованная бумага, U — не мелованная.

1) Pantone Plus (бывш. Matching System) — цвета обозначаются 3-5-значными числами либо собственным именем, иногда с номером: Pantone Cyan, Pantone Warm Gray 6.

2) Pantone CMYK (бывш. Pantone Process) — цвета обозначаются сочетаниями вида «P 120-3». Буква означает Process, первое число — номер страницы, второе (от 1 до 16) — порядковый номер цвета на данной странице. Отдельная группа цветов с собственным именем: Pantone Cyan, Magenta, Yellow и Black.

3) Pantone Goe — цвета обозначаются сочетаниями вида «151-2-1». Сначала идёт 1-3-значное число (номер цветового семейства), затем цифра от 1 до 5 (номер страницы в этом семействе), потом цифра от 1 до 7 (номер цвета на странице).

Полноценной конвертации цветов между Plus, CMYK и Goe нет. Не стоит думать, что у каждого цвета в одной системе есть точный аналог в другой. Будьте аккуратнее при выборе веера, чтобы не оказаться со справочником, который не понимают организации-партнёры. Общее правило: если не уверены, какой справочник нужен, лучше брать Formula Guide.

И ни в коем случае не гонитесь за низкой ценой: более дешёвый справочник может оказаться «не той системы» или иметь не всю палитру. С точки зрения закона о защите прав потребителей, веера Pantone относятся к непериодическим печатным изданиям и, при надлежащем качестве, не подлежат замене. Мы стараемся идти навстречу покупателю и делаем обмен при условии сохранности вакуумной упаковки. Но обычно узнаёт он о том, что веер не подходит, только сняв её.

Даже не родственники — просто однофамильцы

Не следует путать веера CMYK и Bridge!

Веер Color Bridge служит для преобразования смесевых цветов из библиотеки Pantone Plus в другие цветовые пространства: CMYK, sRGB, HTML. Каждый цвет представлен на двух плашках: чистым смесевым Pantone и CMYK. Значения CMYK подобраны, чтобы получить цвет, максимально близкий к смесевому.

Веер Color Bride пригодится, когда смесевой цвет по какой-то причине нужно напечатать триадными красками. С его помощью можно заранее узнать, какие значения CMYK надо использовать и как это будет выглядеть.

Веер CMYK Color Guide к смесевым цветам Pantone Plus не имеет никакого отношения! Это созданная с нуля палитра цветов CMYK, которым присвоены свои номера. С его помощью дизайнер сможет заранее увидеть, как цвет будет выглядеть на бумаге, а печатник — контролировать правильность печати. Важно помнить, что это не классические смесевые цвета Pantone и их не следует применять в фирменных стилях и для других задач, где требуется долгосрочное использование цветового обозначения. Цвета из CMYK Color Guide — это цвета «на один раз». Если вам пришёл макет, цвета в котором обозначены в соответствии с этим веером, стоит задуматься: понимает ли клиент, что имеет дело с «непантонным» веером от Pantone?

Зачем нужен CMYK Color Guide, если есть Color Bridge? Во-первых, в нём шире палитра (почти 3000 цветов против 1600), во-вторых, удобнее нумерация цветов.

Чем старее — тем чуднее

Чем новее система, тем удобнее в ней нумерация. В самой старой Pantone Plus на момент её появления было всего 500 цветов, и обозначались они 3-значными числами. При дополнениях новые номера обычно «встраивались» в существующий набор с удлинением номера на один знак. К примеру, была страница с цветами 256-262 в пурпурной гамме, после неё добавляли страницы с 4-значными номерами вида 256X-262X — с новыми её градациями. С увеличением количества цветов система стала запутанной, а в 2010 г. при добавлении нескольких сотен цветов компания и вовсе не соблюдала эти правила, присвоив всем новым цветам номера по порядку в 7-тысячном диапазоне. То же было сделано в 2012 г. с 336 новыми цветами, только в диапазоне 2000. В итоге мы имеем крайне неудобную систему, в которой цвета трудно искать и по номерам, и по гамме.

В системе CMYK обозначения удобнее — по номеру легко искать цвет и наоборот. Первое число в номере даёт представление об оттенке (цвета в справочнике расположены хроматически), второй — о светлоте (1 — самый светлый, 16 — самый тёмный).

Примерно по такому же принципу организованы обозначения в системе Goe — имея некоторый опыт работы, по номеру цвета можно предположить его тон и оттенок.

К сожалению, популярность и распространённость систем Pantone обратно пропорциональны удобству цветовых обозначений: Pantone Plus, фактически, общепринята. Pantone CMYK ограничена цветовым пространством CMYK. Система Goe оказалась «мертворождённой».

Что это за буквы?

Отдельная проблема — устаревшие обозначения. Например, номер с буквой «M» вместо «C» или «U» означает цвет на матовой бумаге, а такие справочники больше не производятся. Но если у клиента веер на матовой бумаге, а у типографии — на глянцевой, их представления об «одном и том же» цвете будут разными.

Индексы «CV», «CVC» и «CVU» использовались в 90-е годы для обозначения цветов Pantone на экране компьютера: тогда графические возможности ПК были очень скудны. В начале 2000-х они отошли в прошлое, но иногда всплывают — вспомним хотя бы недавнюю новость о том, что «Газпром» хочет запатентовать фирменный цвет Pantone 300 CV.

Ушли в прошлое буквы «E» и «S» в обозначениях CMYK цветов. Это следствие того, что компания Pantone отошла от разделения CMYK на европейский Euroscale и американский SWOP и перешла на единые ISO-стандарты.

Но полиграфия — отрасль консервативная, да и веерами Pantone, вопреки рекомендациям производителя, люди пользуются многие годы; устаревшие обозначения и суффиксы продолжают жить.

Могут стать проблемой и новые цвета: если веер заказчика новее вашего, в нём есть новые цвета, появившиеся в 2010 или 2012 г.

Не бумагой единой

Pantone издаёт справочники не только для полиграфистов, но и для других отраслей промышленности. Поэтому клиент, который хочет напечатать каталог тканей или других текстильных изделий, вполне может воспользоваться текстильной библиотекой Pantone (официальное название Fashion+Home) и прислать обозначение цвета в виде PANTONE 17-5641 Emerald TPX или TCX, где TPX означает цвет на бумажном носителе, а TCX — на 100% хлопке. Есть и система цветов для пластиков.

В таких случаях можно воспользоваться системой для конвертации цветов из одной библиотеки в другую на сайте pantone.com: http://www.pantone.com/pages/pantone/color_xref.aspx — там можно подобрать ближайший типографический пантон из библиотеки Pantone Plus. Разумеется, об этом следует в обязательном порядке оповестить клиента: утверждение цветов в тираже, несмотря ни на что, остаётся одним из самых конфликтных моментов в работе полиграфистов.

Пора менять?

Как часто менять веера? Официальная рекомендация Pantone — раз в год. При вскрытии упаковки следует написать на веере текущую дату, а спустя год отправить его «на покой». На практике всё зависит от условий и режима эксплуатации. При активном использовании веера могут выйти из строя и раньше — тем более что бумага, на которой они печатаются, с 2010 г. стала тоньше. Теперь она похожа на большинство тиражных марок бумаги, но пользователи выражают недовольство быстрым износом…

Если же веер достают раз в месяц, он может прожить и несколько лет. Главное — хранить его в сухом, тёмном и непыльном месте. Не забудьте и о моральном устаревании. Используя старый веер, пусть и в отличном состоянии, можно столкнуться с неприятными сюрпризами: дизайнер, выбрав цвет по вееру, может узнать, что данная цветовая библиотека в типографии больше не используется или что обозначение/индекс устарели. Моя рекомендация — замена вееров не реже, чем раз в три года. И старайтесь следить за новостями от Pantone, чтобы не пропустить очередное обновление.

Если жалко отправлять в отставку свой старый веер, утешьтесь тем, что, приобретая современный продукт, получаете право на бесплатное ПО Pantone Color Manager, содержащее все библиотеки Pantone в цифровом виде, которые можно экспортировать, к примеру, в продукты Adobe. Если надо, например, напечатать смесевой цвет красками CMYK, уже не обязательно покупать веер CMYK Color Guide – можно загрузить профиль печатной машины в Pantone Color Manager и получить самые близкие CMYK-значения именно под данную машину. При этом один и тот же номер будет активировать все версии ПО сейчас и в будущем.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 68