101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Из жизни необычного оборудования: Mimaki UJF-3042

  • Андрей Лыгун
  • 24 декабря 2012 г.
  • 5712

Обстоятельства

В моём распоряжении — десятилетний опыт консультаций в области качества цветной печати и цветовой калибровки в RealColor.ru.

Опыт ведения печатного бизнеса значительно меньше: всего год в небольшом печатном салоне. Из техники у нас — Xerox Color 550 для офисной полиграфии и Epson Stylus Pro 9900 для печати фотографий большого формата. Плюс типовой набор послепечатного оборудования. Мы выпускаем визитки, листовки, брошюры, плакаты, фотографии.

В Москве вряд ли удастся найти хотя бы квадратный километр территории, на котором нет пары таких бизнесов. Конкуренция большая, привлекать клиентов низкой ценой нет ни желания, ни возможности — всё равно с владельцами «Айдженов» и «Индиг» не поспоришь. Поэтому основные клиенты — местные фирмы, расположенные в нашем офисном центре. Им удобнее обращаться к нам, даже если это стоит несколько дороже. Большинство заказов мы выполняем быстро, готовы закрывать глаза на мелкие погрешности в допечатной подготовке, да и качество печати у нас выше среднего.

Но офисный центр — рынок ограниченный и непостоянный. Хочется получить выход на московский рынок, а лучше — на общероссийский. Продукт для этого у меня есть — фотокниги. Дело постепенно развивается, появляются заказчики из регионов. За год от нас никто не ушёл разочарованным, от половины заказчиков мы слышим слово «вау!». Впрочем, речь не об этом.

Именно в связи с изготовлением фотокниг появилась мысль о принтере, который печатает на любой поверхности. Мы научились делать очень неплохие обложки из различных материалов — металлизированных, бумаги «под лён», имитации кожи. Но наносить на эти обложки изображения не умеем, поскольку наши принтеры не печатают на толстых цветных материалах. В связи с этой задачей я и вспомнил о Mimaki UJF-3042FX — настольном принтере на УФ-отверждаемых чернилах с белилами и лаком. Он мог бы печатать прямо на обложках фотокниг. Но покупать такой принтер только для одной задачи — безумие: не те у нас объёмы производства. Поэтому идея была задвинута в дальние углы подсознания. Но если она там и дремала, то не очень крепко…

Желания

Приятней всего продавать услуги, на которые можно назначить хорошую (для себя) цену. А по поводу недовольства потенциального заказчика подумать (но не сказать вслух!): «Попробуйте найти в другом месте»… и через пару дней обсуждать с этим человеком детали заказа (но уже не цену). Чтобы так работать, нужно предлагать то, что заказчику хочется получить, но чего нет у других. А для этого необходимо редкое и хорошее оборудование. А любое хорошее оборудование очень быстро появляется у других и перестаёт быть редким.

И идея обзавестись принтером на УФ-отверждаемых чернилах опять всплыла — вместе с надеждой, что это позволит быть непохожим даже на конкурентов, его имеющих. Практически любые материалы для печати (включая очень толстые и цветные), выборочная лакировка, текстуры и объёмные буквы, возможность произвольного и многократного наложения слоёв белил, лака и цветных чернил — всё это создаёт море вариантов, ограниченное только фантазией и форматом печати.

И тут случилось чудо — мне удалось «вписаться» в совместный проект российского дистрибьютора Mimaki компании «Русском ПраймТех» и журнала Publish, в рамках которого различное оборудование оценивается в реальных производственных условиях. Так в моём офисе появился принтер на УФ?отверждаемых чернилах – пока на три месяца.

Введение в новую технику

В моей немалой практике общения с принтерами (приходилось настраивать устройства, печатающие на бумаге, ткани, металлу, дереву, пластику) таких пока не было. Поэтому доставку и установку ждал с определённым любопытством. Но ничего выдающегося не случилось.

Самым сложным оказалось внести его в офис. Нескромные габариты принтера мало связаны со скромным форматом печати. Он реально большой — 120×120 см, т. е. занимаемая им площадь в 12 раз больше запечатываемой. Высота — чуть больше 80 см. Советую будущим покупателям проверить размеры всех дверей, лестничных клеток и лифтов. Во время переноски я не раз представлял, как мне придётся ломать дверной проём или втаскивать принтер через окно второго этажа. Но совместная русско-таджикская смекалка и упражнения на геометрические преобразования помогли избежать экстремального развития событий.

Запуск принтера производили два инженера из «Русском ПраймТех». Их вводная лекция прошла в стиле «ликбеза», что вполне оправдано, ведь среди покупателей настольного Mimaki много начинающих компаний, вообще не имеющих представления об УФ-печати. Нам подробно рассказали о том, что с принтером делать нужно, а также предупредили, чего ни в коем случае делать нельзя – во избежание поломки дорогого аппарата (что действительно может случиться, если правилами пренебрегать). В программу обслуживания входит троекратное (каждый день) встряхивание белого картриджа, ежедневная протирка некоторых внутренних частей, eженедельная замена воздушных фильтров, редкая смена охладающей жидкости. По необходимости — непривычные и несколько пугающие меня манипуляции с «дамперами», «вайперами», «продувками» и «прокачками». Приблизительный смысл этих слов я знал, но, как счастливый владелец работающего на водных чернилах Epson, с такими вещами не сталкивался. Слушал внимательно, но всё не запомнил, надеясь, что эти процедуры описаны в руководстве. При этом подозревал, что разработчики Mimaki не предполагали, что владельцу принтера придётся выполнять такие работы. И… оказался прав: в руководстве пользователя (переведённом на русский язык специалистами поставщика) описания этих действий не было.

В программу запуска должен был войти визит технолога, которому предстояло обучить нас работе с принтером и растровым процессором, а также рассказать об особенностях печати на различных материалах. Но нетерпение было столь велико, что я решил самостоятельно поработать с принтером, руководствуясь здравым смыслом и советами инженеров. После накопления некоторого опыта должны появиться действительно важные вопросы, которые можно задать технологу. Пока берегу эту возможность для будущего.

Начало работы

Самое приятное за первые 4 недели эксплуатации — ничего ужасного с «железом» не произошло. Заниматься продувками и прокачками не пришлось. Дюзы в печатающей головке забиваются не чаще, чем в обычном струйнике, и прочищаются штатной операцией «Clear». Возможно, именно благодаря страшным предсказаниям никаких бед не случилось: рекомендации встряхивать картридж с белыми чернилами и регулярно вытирать парковочную площадку мы выполняем. В перспективе придётся решать проблему вентиляции — при непрерывной печати принтер издаёт лёгкий запах. Для производственного помещения некритично, но в офисе это удовольствия не доставляет.

На данном этапе самое большое неудобство доставляет ПО. Логика работы штатного растрового процессора отличается от моего представления о работе со спеццветами (белила и лак). Легко реализуются только простые замыслы: запечатать белыми чернилами и/или лаком всё изображение либо активные (отличающиеся от 0/0/0/0) участки. Как только нужна выборочная лакировка или нанесение белых чернил, приходится пританцовывать с бубном: для каждого прохода белыми чернилами или лаком требуется отдельный файл, который отдельно загружается в RIP, отдельно настраивается и отдельно печатается. Из этого следует основная концептуальная проблема этой программы: я не могу чётко разделить этапы допечатной подготовки файла (когда дизайнер определяет, где какой должен быть цвет, где лак, где белила) и этап печати (когда печатник должен загрузить материал и отправить задание на печать, не думая, что внутри файла). Теперь печатник частично выполняет функцию дизайнера (точнее, повторяет его работу). Увы, печатник у меня (подозреваю, и у многих других) подобной квалификацией не обладает. Пока печатью занимаюсь сам, а потом нужно будет придумывать формальную систему описания задания, чтобы у печатника было как можно меньше возможностей для ошибки.

Но в целом с принтером мы освоились. Если бы у нас ещё было вдоволь готовых заказчиков на его отпечатки… Но пока их почти нет. Все знают, что такое «А4, 120 г/м2, 4+4» и для чего это нужно. Чуть меньше клиентов, которым нужен «логотип на авторучки/флэшки в один/два/три цвета». Но тогда мы вернёмся к началу: такое есть у всех, а конкурировать придётся с тампопечатниками и трафаретчиками, на стороне которых — отлаженные технологические процессы, дешёвая рабсила и малобюджетные помещения в подвалах промышленных зданий. Поэтому хочется найти клиентов, которым нужно то, что другие предложить не могут.

Мы решили начать с визиток — возможность печатать на бумаге любого цвета в сочетании с выборочной лакировкой кажется очень привлекательной. А ещё к нам обратились импортёры некоего оборудования, которым требовался особенный сертификат для их дилеров. Но об этом расскажу в следующий раз…

Об авторе: Андрей Лыгун – консультант в области качества цветной печати, руководитель студии печати Rcprint.ru.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 68