2012.12.14, Автор: Юрий Захаржевский3352 прочтений

Польза от ВТО: как долго ждать обещанного?

Теги: Последняя страница

В своё время я глубоко сомневался, что полиграфистам и бумажникам удастся добиться своего и снизить пошлины на бумагу. И был весьма удивлён, когда в 2010 г. это всё же случилось. Иногда приятно ошибиться. К сожалению, мы рано радовались. Хотя ничто не пре

6 сентября в Общественной палате РФ состоялись слушания на тему «Нарушение Российской Федерацией обязательств по присоединению к ВТО: кризис для полиграфии». К участию были приглашены члены Общественной палаты России, представители органов власти и ассоциаций полиграфистов России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, издатели, дистрибьюторы и производители мелованной бумаги и картонов, эксперты.

Рано радовались

Павел Гусев, Издательский дом «Московский комсомолец»
П. Гусев: «Из-за повышения пошлин я уже начал переговоры о переводе печати трёх журналов в Финляндию»

Суть проблемы, которая касается практически всей полиграфической отрасли, заключается в следующем. 21 июля 2012 г. президент РФ подписал Федеральный закон РФ № 126-ФЗ о ратификации Протокола о присоединении РФ к Всемирной торговой организации. На большинство сортов мелованной бумаги и картонов в Протоколе установлена 5% ввозная таможенная пошлина с нулевым переходным периодом. Однако в Едином таможенном тарифе Таможенного союза (ЕТТ ТС), утверждённом решением Совета Евразийской экономической комиссии № 54 от 16 июля 2012 г. на 16 кодов данной

товарной группы размер ставок ввозных пошлин увеличен в три раза — до 15%. ЕТТ ТС вступил в действие с 23 августа. Это повышение пошлин привело к срыву коммерческих договоров, поставок, высоким издержкам и прямым убыткам.

Председатель собрания, генеральный директор Издательского дома «Московский комсомолец», главный редактор одноимённой газеты Павел Гусев напомнил собравшимся, что не так давно у нас уже была кризисная ситуация, когда из-за пошлин на мелованную бумагу многие заказчики уходили в зарубежные типографии. После многолетних усилий издателям и полиграфистам удалось переломить ситуацию, снизить пошлины до 5%, после чего сразу увеличилось количество заказов. Ольга Широкова (исполнительный директор Содружества бумажных оптовиков) напомнила, что в 2010 г. была снижена пошлина, а уже в 2011 г. в Россию вернулось заказов на 70 000 т бумаги *, загрузка журнальных типографий выросла на 13%.

Российский рынок бумаг для печати
Диаграмма из доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок бумаг для печати» (2012 г.) наглядно демонстрирует положительное влияние уменьшения пошлин на бумагу 

Гусев считает, что 15% пошлина возвращена в угоду одному предприятию, собирающемуся выпускать бумагу с неизвестным качеством и в количестве, которое ничего не решит.

Впрочем, кое-что уже известно. В проекте обращения к президенту, обсуждавшемся на слушаниях, было заявлено, что повышение пошлин — преднамеренный шаг, связанный с реализацией проекта по выпуску в России офисной и мелованной бумаги (последней — всего лишь до 70 000 т в год). Причём данное производство организовано на основе старой бумагоделательной машины с отдельной меловальной установкой, что обеспечивает заведомо более низкое качество по сравнению с мелованием в линию.

Председатель подчеркнул, что не только полиграфия, но и государство понесёт большие финансовые потери. Он планирует довести ситуацию лично до президента, Общественная палата готова поддержать обращение.

Чиновники, которые должны были объяснить собравшимся причину происшедшего, не только не внесли ясность, но, скорее, усугубили мрачные предчувствия. По их словам, произошла ошибка. Только вот ошибкой они считают то, что в Протокол ВТО была внесена пошлина 5%, а не 15%. Разумеется, такой подход не обрадовал пострадавшую сторону.

Несмотря на призыв председателя к меньшей эмоциональности, сохранить внешнее спокойствие удалось разве что Ниеми Сеппо — главе российского представительства Stora Enso. Он выразил удивление сложившейся ситуацией и захотел узнать, в курсе ли произошедшего ВТО. В свою очередь, Широкова хотела узнать, почему нет ответа на запрос Содружества бумажных оптовиков, который сразу же был направлен в Минэкономразвития. Представитель министерства, разумеется, пообещал ответить в ближайшее время и сослался на 4-летний период, который даётся на переход к условиям ВТО. Также было сказано, что действия по исправлению ошибки (а оно может быть произведено совсем не в ту сторону, которая желательна для нас) можно было начать только после вступления в ВТО. На это Анастасия Минаева (начальник отдела печатных изданий и полиграфии Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи России) возразила, что ошибки, напротив, должны были быть исправлены до вступления в ВТО: «Только два года отрасли дали подышать и снова резко изменили условия работы. А долгосрочные контракты уже заключены, зарубежные поставщики их пересматривать не будут. Все планы в отрасли сорваны».

Ниеми Сеппо, Stora Enso Владимир Горшков, Российская ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности Сергей Радванецкий, Ассоциация полиграфистов Санкт-Петербурга
Н. Сеппо сдержанно удивляется. А мы не удивляемся уже ничему, только огорчаемся В. Горшков делает упор на патриотические чувства: полиграфисты должны желать, чтобы в России было собственное производство бумаги С. Радванецкий: «Ещё хорошо, что у нас не придумали выпускать оборудование. А то бы… Это эмоции, но мы говорим об этом 20 лет!»

Кто тут самый большой патриот

Борис Кузьмин, Российской межрегиональной ассоциации полиграфистов
Б. Кузьмин (на заднем плане) не скрывал скепсиса к доводам представителя Минэкономразвития

Владимир Горшков (вице-президент Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности) отстаивал позицию бумажников: в проект вкладываются большие деньги, а рассчитывался он на 15% пошлины. Эти доводы, однако, не нашли понимания ни у полиграфистов, ни у издателей. Борис Кузьмин (президент Российской межрегиональной ассоциации полиграфистов) задал встречный вопрос: «Кто же пропустил проект с таким расчётом?»

Гусев заявил, что надо сначала ввести в строй производственные мощности и только потом менять пошлину. За 20 лет ни одного проекта в этой области не доведено до конца. Ждать можно ещё 20 лет.

Сергей Радванецкий (президент Ассоциации полиграфистов Санкт-Петербурга) на призывы к патриотизму ответил, что мы не против своей бумаги, но где она? Та, что есть, — некачественная, к тому же выпускается мало видов.

Гусев согласился, что полиграфистам необходимо много сортов, а наши бумажники не в силах это обеспечить. Клиенты выбирают бумагу определённой плотности и качества для печати рекламы, от которой сейчас зависят издательства. Поэтому одна бумажная машина не сможет изменить рынок, тем более, даже выпускаемая ею бумага обеспечит только 15% от потребности.

Если уж рассуждать о поддержке отечественного производителя, то надо определиться с терминами. Получается, что те, кто делает бумагу, – производители, а те, кто делают журналы, книги, упаковку, – не производители? Возможно, такой подход является следствием сырьевой направленности нашей экономики: если предприятие имеет дело с нефтью, газом или лесом, то это отечественный производитель, а если делает что-то – то нет. Если так рассуждать, то в Японии, например, совсем мало собственных производителей – разве что рисоводы да мастера народных промыслов.

Вспомнить всё

Борис Каган, «Эксперт» Борис Каган (директор по производству медиахолдинга «Эксперт»): «Я сам поборник выпуска мелованной и легкомелованной бумаги в нашей стране. Но я видел первые результаты по производству такой бумаги. Она здорово отличается от финской. Мы печатаем наши издания в Финляндии. После отмены пошлины можно было перенести печать в Россию, но я решил подождать. Я знаю нашу таможню…»

Андрей Харьков (генеральный директор полиграфического комплекса «Экстра М») поднял вопрос о 15% пошлине на газетные бумаги, хотя больше половины такой бумаги экспортируется. В результате цена на газетную бумагу в Европе движется вниз, а в России — вверх.

Представителям министерства припомнили и пошлины на упаковку и мелованный картон (15% на картон и 10% — на готовую упаковку), направленные, судя по всему, на защиту зарубежного производителя. В результате чего всё больше упаковки для российской продукции выпускается в других странах.

По словам Ольги Широковой, с картонами сложилась острая ситуация, конкретно — по коду «мелованные многослойные картоны со всеми белёными слоями» с 23 августа уже возвращена пошлина 15%, а должна была стать 5% и постоянной. Все планировали поставки на этот период и рассчитывали цены, исходя из 5%. В результате упаковочные предприятия оказались в сложной ситуации. Почему-то эта абсурдная ситуация, когда готовые изделия ввозить дешевле, чем материал для них, не вызывает у лиц, ответственных за таможенную политику, приступа патриотических чувств.

В одну калитку

Кузьмин напомнил, что вступление в ВТО сопровождается опасениями отечественных производителей, которые боятся наплыва импорта. Казалось бы, для полиграфии членство России в этой организации пойдёт на пользу, поскольку наша отрасль очень сильно зависит от поставок из-за рубежа. Однако и в этом случае надежды оказались напрасны. Получается, если членство в ВТО идёт на вред некоторым отраслям – то с этим надо смириться, а вот если идёт на пользу – то этого нельзя допустить.

В финальной части встречи было высказано мнение, что надо не просить о возврате 5%, а требовать выполнения закона, подписанного президентом, в котором чётко сказано именно о такой пошлине. А нам остаётся надеяться, что обращение к правительству не останется без внимания.

* Речь идёт о снижении пошлин на мелованные бумаги по 4 кодам ТН ВЭД: а) целлюлозные в ролях, б) целлюлозные в листах, в) с древмассой весом до 72 г/м2 (LWC, книжно-журнальные), г) с древмассой весом свыше 72 г/м2 (WFC, книжно-журнальные).

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Корпоративные папки: дорогое удовольствие
     

    В последнее время много пишут о важности корпоративного стиля. Мы уже публиковали список обязательных пунктов менеджера по продажам на встречах с заказчиком (Ирина Паялина «Точки контакта. Встречи с клиентами». Часть 8. Publish № 3, 2017 http://www.publish.ru/articles/201703_20013687). Помимо визитных карточек, блокнота и ручки, у менеджера должна быть с собой фирменная папка с документами. Её изготовление мы и решили посчитать. Делаем запрос «Печать папок А4» в поисковых системах Google и «Яндекс». Рассылка запросов проводилась в июле 2017 г. Считаем самый типичный вариант: папка А4 цельнокроенная с 2-мя клапанами (нижним и боковым), печать 4+0, картон — 300 г/м2 двухстороннего мелования, тираж — 100 и 500 экз. Штамп — стандартный, типографии. Просим указать сроки и способ печати.

     

  • Сборные тиражи, или Свобода выбора
     

    Ко мне поступил запрос на печать 9000 евробуклетов. Клиенту всё понятно, кроме плотности бумаги. С одной стороны, хочется подешевле, тогда надо выбирать 115 г/м2. С другой, чтобы приятно было держать в руке, а это уже ближе к 200 г/м2. Решили остановиться на среднем варианте — 150 г/м2Запрашиваем «Печать буклетов» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Буклеты А4 с 2-мя параллельными сгибами, 4+4, 150 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просим указать сроки.

     

  • Маленький прямоугольный кусочек плотной бумаги
     

    Неожиданно перед майскими праздниками мне понадобились визитки. Выручила знакомая. 50 односторонних цветных визиток на обычной белой бумаге обошлись в 350 руб. Решили посмотреть, дорого это или нет, и заодно сравнить, а как это было в сентябре 2015 г. (Publish № 9, 2015, https://www.publish.ru/articles/201509_20013463).

    Запрашиваем «Цифровая типография визитки» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Визитные карточки 4+0, бумага матовая 300 г/м2, тиражи 100 и 300 шт. Есть макет. Просим указать сроки.

     

  • Прогресс в печати флаеров
     

    На этот раз мы решили повторить запрос прошлого года (https://www.publish.ru/articles/201605_20013586) и посмотреть, что изменилось. Сравниваем цены и сроки на флаеры в марте 2016 г. с апрелем 2017 г.

    Запрашиваем «Печать флаеров» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Флаеры 10×21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2 мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки изготовления и способ печати.

     

  • Газетная специфика
     

    На этот раз типографии побили рекорд ошибок в ценах. Помимо банальной невнимательности, вскрылась ещё одна проблема. Менеджеры явно не понимают запроса, но при этом мало кто что-то уточняет. И по ответному письму с ценами нельзя понять, что именно тебе посчитали.

     

  • Считаем реальный заказ
     

    «Вы считаете несуществующие заказы… Отрываете менеджеров от их работы…» Такие комментарии были после публикации на страничке Publish в Facebook одного из выпусков «Тайного покупателя». И вот уже второй номер мы считаем только реальные заказы.

    Ко мне обратилась молодая активная бабушка, написавшая книгу для внучки. Компьютером владеет слабо, интернетом пользуется, но мало. Один раз уже печатала книжку, но результат разочаровал. Очень хочет сделать для внучки и близких родственников качественный и хороший подарок. Первый главный вопрос: сколько будет стоить?

     


comments powered by Disqus