2012.12.25, Автор: Михаил Борисов10525 прочтений

Не гадайте на цвет!

Теги: Рабочий цех

Особенности работы с цветом в PDF.

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит.
И. Крылов «Мартышка и очки»

Казалось бы, про работу с документами в формате PDF написано столько, что не должно остаться ни одного нераскрытого вопроса. Увы, это далеко не так.

Из-за массовой поддержки PDF большинством издательств и простоты подготовки публикаций к печати в данном формате на приёмной стороне очень часто приходится встречаться с некорректно созданными файлами. Особенно когда макет отсылается на цветопробу, — тут без глубоких познаний не обойтись. Для начала пара тестовых вопросов: как узнать, под какой профиль создан PDF, и как внедрить профиль в PDF? Если ответы вам известны, можете дальше не читать. Если же задумались, статья для вас.

Профиль в PDF

Пользуйтесь стилем PDF-X/1-a
Пользуйтесь стилем PDF-X/1-a и никогда не будете иметь проблем в типографии

Причина проблем при работе с PDF тривиальна: чем сложнее техпроцесс, тем более значима каждая его составляющая. Если хотя бы одна установка задана неправильно, весь труд идёт насмарку. Это в полной мере относится к цветопередаче.

Начнём с первого вопроса: как узнать, под какой профиль создан PDF? Он возникает всегда, когда в отделе цветопроб получают подготовленный макет (предполагается, что согласно предоставленным техтребованиям). Ответ зависит от того, какая спецификация была выбрана при экспорте файла.

Для удобства экспорта готовой публикации Adobe предлагает 5 стилей (перечислены в InDesign в списке стилей Export PDF/Adobe PDF Preset). Условно они делятся на две группы: имеющие в названии аббревиатуру PDF/X и остальные. Первые гарантируют соответствие стандарту ISO для обмена графическим содержанием. Подчёркиваю — международному стандарту, что означает: подготовленный по таким параметрам файл не будет иметь никаких проблем в типографии хоть в Чехии, хоть в Китае. Разумеется, если она ориентируется на стандарт ISO.

Абсолютно все PDF/X — производные от той или иной спецификации Adobe PDF. Напомню их особенности.

PDF/X-1a. Стандарт для обмена страницами гарантирует необходимый результат при печати. Формат фильтрует всё содержимое, которое не служит непосредственно для высокого качества печати, выполняет сведение прозрачности и удовлетворяет наиболее распространённым требованиям типографий. Значения по умолчанию для него в InDesign такие: конвертирование цветов — включено, конвертацию проводить в профиль текущего документа; профили в PDF не включать (логично, т. к. содержимое будет конвертировано в единый профиль); профиль назначения соответствует профилю документа.

PDF/X-3. Главное отличие от предыдущего в том, что формат рассчитан на рабочий процесс, где предусмотрено управление цветом (поддерживает в т. ч. Lab с профилями). В InDesign для него определены такие настройки: конвертирование цветов не проводить; все используемые профили внедрять (это позволит управлять цветопередачей на приёмной стороне); профиль назначения установить равным профилю документа.

Менее распространены ещё две спецификации.

PDF/X2. В отличие от первых двух форматов, созданных для обмена документами между мало контактирующими сторонами, разработан для обмена файлами между тесно сотрудничающими. Поддерживает Lab, управление цветоделением через ICC-профили, разрешает использование OPI, допускает отсутствие внедрённых шрифтов. В InDesign не задействуется из-за высокого риска пропуска ошибки при использовании неподготовленными людьми.

PDF/X4. Расширенная версия PDF/X-3 поддерживает весь набор возможностей стандарта PDF 1.6 (в т. ч. использование прозрачности). Предназначен для современных растрирующих систем.

Профиль, который будет внедрён в файл как профиль назначения, задаётся в поле Output Intent Color Profile (Export/Output/PDF-X). Заметьте, что изменять политику управления профилями (Profile Inclusion Policy) для PDF-X запрещено — это требование стандарта ISO убережёт от многих бед. Более того, как только меняется целевой профиль (Output Intent Profile, группа параметров PDF-X), автоматически изменяется профиль назначения Destination и наоборот. Поэтому сделать так, чтобы они отличались, невозможно. Причины, думаю, ясны. Таким образом, если файл подготовлен в соответствии с промышленным стандартом, профиль назначения можно узнать всегда.

В этом окне собрана исчерпывающая информация о документе
В этом окне собрана исчерпывающая информация о документе, включая встроенные профили

Очень хорошо, если в техтребованиях значится, например, поддержка PDF 1.4 (Acrobat 5) и выше — это избавит от массы проблем с конвертированием профилей. Например, даже выбрав стиль, основанный на PDF/X-1a, нужно помнить, что цвета будут конвертироваться, только если профиль изображения отличается от профиля назначения Convert To Destination (Preserve Colors). Тут мы попадаем из огня да в полымя — какой профиль будет у изображения, помещённого в публикацию, зависит от глобальной политики управления цветопередачей для импортируемых изображений (Edit • Color Settings • Color Management Policies), которая может синхронизироваться между всеми продуктами Creative Suite. Но это тема отдельного разговора. Более высокие версии PDF/X от таких сюрпризов свободны.

При выборе того или иного стандарта поле соответствия спецификации Adobe PDF остаётся доступным для изменения (что несколько странно). Если случайно спецификацию измените, соответствие стандарту ISO будет автоматически (и без всякого предупреждения) отключено. Будьте внимательны!

Нестандартные стили

Теперь посмотрим на стили, на стандартах не основанные, — High Quality Print (Высококачественная печать) и Press Quality (Полиграфическое качество). Первый широко используется для печати на принтерах, в частности, для получения цветопроб. Рекомендуемые настройки по цветопередаче: конвертацию цветов не проводить (это логично, поскольку далеко не все устройства, особенно офисного класса, имеют профиль; соответственно, и конвертация невозможна). Профили, используемые в изображениях, внедряются без исключений, а изображения без профиля передаются «как есть».

О каком внедрённом профиле PDF тогда речь? Каждое изображение может иметь свой или не иметь вообще. А ответ на вопрос о профиле документа будет таким: «профиля нет», хотя это и не совсем справедливо (поскольку информация о профилях изображений всё-таки может быть).

Я недаром отметил, что эти настройки в стилях High Quality Print и Press Quality рекомендуемые, — пользователь волен менять их. Детальный обзор выходит за рамки статьи.

Ещё одна настройка — Press Quality (Полиграфическое качество) — практически идентична стандартизированному PDF/X-1а, за одним исключением: допускается менять политику профилей (плюс поддержка прозрачности, но к цветопередаче это напрямую не относится). Я не рекомендую менять значения полей, установленные по умолчанию (в Adobe точно знают, что делают, а вы — не всегда), иначе можно напороться на серьёзные проблемы.

Поскольку настройки от Adobe стандартом не являются, название профиля назначения Output Intent Profile для них остаётся недоступным, и на этапе PreflightChecking поступит сигнал о том, что документ стандарту не соответствует.

Таким образом, в техтребованиях по приёму публикаций в типографию пункт о необходимости сохранения в форматах PDF 1.4, 1.5 или других не совсем корректен с профессиональной точки зрения. Желательно о такой нотации версий вообще забыть, а руководствоваться более точным и даже более правильным семейством PDF/X. Ведь недаром поле выбора стандарта в диалоге сохранения в PDF стоит первым, а поле выбора версии — последним. Соответствие той или иной версии Adobe PDF лишь описывает возможности RIP по обработке прозрачности и не говорит ни слова о цветопередаче, оставляя решение за специалистом по препрессу.

Если в техтребованиях заявлена поддержка формата версии выше 1.4, можно использовать стиль экспорта PDF/X-4:2008 и не проводить никакой конвертации. Поскольку прозрачность поддерживается, RIP способен правильно обработать информацию о профилях в изображениях.

Профиль назначения

Acrobat информацию о профиле назначения документа берёт из поля PDF/X • Output Intent Color Profile, других вариантов не предусмотрено. Если хотите, чтобы на приёмной стороне знали о нём, включите соответствие тому или иному стандарту (поле Export PDF • Standard). Чтобы увидеть, какой профиль внедрён, откройте документ в Acrobat, и в поле Sumulation Profile (Advanced • Print Production • Output Preview) будет отображаться название исходного профиля.

В случае подготовки файла без соответствия стандарту PDF/X (профиль назначения не задаётся) в этом поле увидите значение по умолчанию (как правило, US Web Coated, профиль по умолчанию для продуктов Adobe). Это не значит, что именно такая информация записана в файле, просто системе нужно как-то управлять выводом на экран — вот она и использует то, что ей доступно (по полной аналогии с Photoshop — если конкретный профиль для данного документа не установлен, используется заданный в качестве «глобального рабочего» — Working CMYK).

Если в поле Sumulation Profile указан профиль, отличный от US Web Coated, это однозначно говорит о том, что документ специально подготовлен под данный профиль. В противном случае изображения могли быть конвертированы в какой-то профиль или оставлены без изменений.

Если конвертирование не проводилось, а профили были включены, интересующую информацию можно получить, выбрав Output Preview • Preview • Object Inspector и щёлкнув в интересующей вас области экрана. В появившемся списке Acrobat отобразит все слои документа в данной зоне (начиная с самого нижнего, верхний будет последним), указывая для растровых объектов наряду с разрешением их цветовой профиль (Color Space). Если наслоение объектов в указанной зоне большое, то разобраться будет хоть и не просто, но возможно.

Профили маркируются следующим образом. Под Device CMYK понимаются изображения в модели CMYK, не имеющие внедрённого профиля и потому содержащие аппаратно-зависимые цвета. Not Device CMYK — соответственно, всё остальное. Device — изображения в любой модели, не имеющие внедрённого профиля (RGB, Lab). Calibrated (ICCbasedCMYK) — имеющие внедрённый ICC-профиль. Если увидите Indexed — не пугайтесь: так Adobe маркирует изображения, имеющие ограниченную палитру в 256 цветов (например, полутоновое изображение).

Ещё пару слов в подтверждение тому, что при допечатной подготовке желательно забыть о соответствии той или иной версии PDF, а работать исключительно с PDF/Х. Запустите предпечатную проверку (Preflight) и выберите проверку на соответствие, например, журнальным/газетным требованиям (Magazine Ad/Newspaper Ad). Просмотрите, какие при этом проверки проводятся: вы нигде не увидите упоминания об PDF 1.4 или каком-другом «адабовском» — только стандарты различных реализаций. Таким образом, подготовка на соответствие PDF/Х является не только признаком хорошего тона и демонстрации собственного уровня подготовки, но и единственным условием беспроблемного приёма документов в типографии.

Ещё один способ проверки профиля документа — открыть его в Photoshop. Если профиль назначения указан, в диалоге установок для растеризации в поле Image Mode вместо безликого «CMYK» будет отображаться название назначенного профиля. Если же там красуется «CMYK» — значит, профиля нет.

Профиля нет. Или не надо…

Осталось узнать, как назначить профиль документу PDF, если это не сделано изначально. Конечно, можно заново экспортировать файл, поправив свою ошибку, но если документ большой, это займёт много времени, а ведь сделать нужно лишь небольшую правку. Решение вопроса ищите в меню Preflight (Допечатная проверка документа), опция Fixups (Исправления). В меню Advanced • Print Production • Preflight, в самом верху диалога расположены три кнопки, позволяющие оставить в открывшемся длиннющем списке только интересные вам пункты. В данном случае воспользуемся кнопкой Fixups и увидим все возможности программы по устранению неполадок. Тут и конвертация из профиля в профиль, с сохранением заказных цветов и без таковой, и масса других. Если ранее сюда не заглядывали, рекомендую хотя бы бегло пробежаться, тут много чего интересного. Есть и удаление назначенного профиля (Remove ICC destination profile from Output Intent), но вот возможности внедрения нет.

Это не проблема, поскольку предусмотрено создание пользователями собственных типов исправлений. Для этого идём в пункт Create new fixup Preflight (в списке, открывающемся при нажатии на кнопку Options в самом верху диалогового окна) и попадаем в настройки. Чтобы легче найти требуемое, все исправления разбиты по темам (Spaces, Pages, layers, Interactive Elements и т. д.). В нашем случае логично начать поиск с группы Spaces (цветовые пространства). Первый пункт — Convert colors, но нам нужен расположенный чуть ниже Embed Output Intent (внедрить профиль назначения). Заметьте, тут также разработчики апеллируют исключительно к промышленному стандарту PDF-X, иные версии PDF не упоминаются.

Иногда может потребоваться и удаление профиля (Remove ICC profiles from Output Intent). Каждая операция имеет описание, чтобы взвешенно принять решение об её использовании. И конечно же, работа с исправлениями требует подготовки.

Работайте профессионально

Механизм работы с цветом в продуктах Creative Suite — комплексный, что должно гарантировать предсказуемость результата в любом редакторе. Синхронизируются все настройки цветопередачи централизованно через Adobe Bridge (Edit • Creative Bridge Color Settings), а при несоответствиях редакторы выдают предупреждение. Если у вас нет времени для глубокого изучения механизмов управления цветопередачей, проще всего придерживаться установленных стандартов PDF/X и не утруждаться созданием собственных настроек для сохранения в PDF. Если же считаете себя профессионалом, то функции InDesign и Acrobat позволят гибче подходить к своей работе. В экстренных случаях воспользуйтесь возможностями последнего по редактированию сформированного файла.

Об авторе: Михаил Борисов (bmike68b@gmail.com), независимый автор, готовит для Publish полезные советы в области допечатной подготовки и обзоры ПО.

 

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus