101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Как произвести впечатление. Большое! *

  • 22 марта 2012 г.
  • 2259

Drupa-2008 многие называли «струйной», во многом так оно и было. По результатам выставки несколько производителей представили многокрасочные высокоскоростные струйные системы, которые на Drupa фигурировали в качестве пробных образцов и концептов, и спектр подобных предложений продолжает расширяться.

По мере приближения Drupa-2012 мы начинаем задумываться: какие технологии станут символом изменений в полиграфии и издательстве? По всей видимости, среди новых разработок немалая доля опять придётся на струйные решения. Но в этот раз упор будет не только на промышленный сегмент, но и на рынок широкого формата: именно здесь активно совершенствуются цифровые системы с оптимизацией соотношения цены и качества. Цифровые разработки постепенно вытесняют аналоговые решения на рекламном рынке, становясь достойной альтернативой трафаретной печати.

Рынок широкого формата

На рынке рекламной продукции широкоформатные принтеры не в новинку, но и здесь налицо перемены — в темпах увеличения качества и скорости, выбора продукции, которую реально выпускать, отказавшись от аналоговых технологий в пользу цифровых. На рынке офсетной печати отчётливо прослеживается потребительский спрос на сокращение тиражей и сроков наряду с более целевым наполнением, что вызывает смещение в сторону цифровых процессов. Аналогичные трансформации и требования характерны и для рынка широкоформатной печати.

Не сдают темпов инновации

EFI анонсировала технологию светодиодного отверждения Cool Cure для принтеров VUTEk: при производительности уровня УФ-ламп новые решения отличаются пониженным энергопотреблением с поддержкой более тонких и дешёвых запечатываемых материалов, благодаря меньшему тепловыделению, а также сокращением издержек на замену ламп.

Вице-президент и генеральный директор направления струйных решений EFI Скотт Шинлевер уверен, что светодиодные разработки на Drupa представят и другие поставщики: «У LED-отверждения практически нет недостатков; главное — сохранить на том же уровне базовую функциональность».

FujiFilm Graphic Systems предложила решение, претендующее на переходный вариант между коммерческой печатью и сегментом рекламной продукции. Полуформатная (74 см) листовая струйная ЦПМ FujiFilm JetPress 720 ориентирована на коммерческие тиражи, но по формату и качеству подходит для некрупной вывесочной и рекламной графики (в первую очередь, POP-изделий). Есть вероятность, что это упросит коммерческим типографиям выход на новый для них рынок, ведь параллельно на машине можно печатать и традиционные короткие коммерческие тиражи. Кроме того, FujiFilm является эксклюзивным дистрибьютором принтеров Inca Onset в США, параллельно предлагая мировому рынку собственную планшетно-рулонную УФ-серию Acuity и рулонные принтеры Uvistar.

Многие технологические достижения объясняются ничем иным, как требованиями рынка. В июне 2011 г. исследовательская компания InfoTrends завершила исследование о покупателях широкоформатных систем ** : их требования и изменения в потребительских предпочтениях по сравнению с 2009 г. Объектом являлась Северная Америка, но в данном случае потребительские предпочтения одинаковы для всего мирового рынка. На вопросы ответили свыше 300 покупателей широкоформатных систем.

Сферы применения и покупательские модели

Как показало исследование, ведущими сферами применения для широкого формата остаются баннеры, плакаты и вывески. По сравнению с 2009 г. с 30% до 42,6% выросла доля фотопродукции. Существенно упали показатели для чертежей, цветопроб, флагов и текстиля; остальные цифры остались практически на прежнем уровне. В среднем, респонденты заказывали широкоформатную продукцию 5,4 раза в год (чуть чаще, чем в 2009 г.). Средний широкоформатный тираж в 2011 г. составил 36,5 экз., выгодно подчёркивая превосходство в этом отношении цифровых процессов над аналоговыми.

Основными критериями при выборе специализирующейся на широкоформатной графике компании названы качество, цена и скорость, тогда как в 2009 г. ключевым фактором выступала цена. Подобные перемены в настроениях заметила и прокомментировала генеральный директор Inca Digital Printers Линда Белл: «Ситуация определённо изменилась. Лучше узнав технологию, заказчики стали выдвигать более чёткие требования к её возможностям. Их интересуют различные варианты печати и отделки, выросли ожидания по качеству. Уже имея определённое представление о скорости, они уделяют повышенное внимание качеству продукции». Учитывая новые тенденции, недавно Inca представила принтеры с меньшей скоростью при более высоком качестве: модели S20 и S40 предлагают глянцевую, сатинированную и матовую отделку. «Если качество печати удастся довести до офсетного, рынок широкого формата дополнительно увеличит свой охват», — добавляет Белл.

При этом скорость остаётся важным параметром, и большинство производителей продолжает повышать продуктивность систем за счёт скорости и ширины рабочей поверхности. «Для печатающих головок и систем соотношение цена/результат растёт в геометрической прогрессии. Уже не удивляют заявления производителей уровня EFI, Durst, Inca и пр., обещающих догнать и перегнать по скорости полноценные шелкотрафаретные станки — и это сделает ещё важнее роль интегрированных систем управления процессами за пределами печатного участка», — комментирует Шинлевер.

Наружная реклама и QR-коды

Ещё один интересный вывод из исследования InfoTrends: 20% заказчиков широкоформатных вывесок и графики использовали QR-коды и другие интерактивные медиаэлементы, причём свыше 90% от их числа планируют работать по этой схеме и дальше. 70% заказчиков рассматривают возможность добавления QR-кодов и других интерактивных элементов в широкоформатную графику. Это перспективно для поставщиков услуг широкоформатной печати, которые могут рассказать клиентам о достоинствах интерактивных элементов и добавить в ассортимент новую услугу, чтобы повысить ценность продукции и собственные доходы.

Цифровые экраны — не угроза

Одной из потенциальных опасностей для рынка наружной и рекламной графики называли цифровые (электронные) экраны, грозившие вытеснить печатную продукцию. Как показало исследование InfoTrends, этого не произошло. Только 11% опрошенных приобрели такие экраны, ещё 38% планируют. Но это мало повлияло на заказ широкоформатной графики: 76% респондентов указали, что работают с обоими носителями.

Комплекс цифровых технологий

Цифровые технологии ускоренными темпами укрепляют позиции на традиционном рынке трафаретной печати: многие предприятия уже пополнили парк цифровыми системами. Как и в офсете, здесь остаются специфические сегменты, которые в обозримом будущем вряд ли перейдут под контроль «цифры». Но варианты продукции, выпускаемой цифровым способом, растут в геометрической прогрессии. Многие считают, что шелкография сохранит за собой только продукцию, требующую специализированных красок (металлизированные, флуоресцентные и пр.), которые пока недоступны «цифре». А быстрее всего цифровую печать больших тиражей осваивает сегмент одежды.

Виды чернил

При сегментировании рынка широкоформатной печати можно, например, ориентироваться на виды чернил. InfoTrends делит их на три основные категории:

  • водные с отдельным подсегментом водостойких чернил типа HP Latex;
  • сольвентные/экосольвентные, когда-то занимавшие основную часть рынка, но теперь вытесняемые стойкими чернилами на водной основе;
  • УФ-отверждаемые, захватившие рынок: львиная доля поставок нового оборудования для широкоформатной печати приходится именно на УФ-системы, постепенно сменяющие сольвентные.

В Европе популярность УФ-технологий растёт быстрее, чем в Северной Америке. А вот на развивающихся рынках Китая и Латинской Америки, где действуют менее жёсткие нормы регулирования, темпы не столь высоки.

Рассказывает представитель InfoTrends Тим Грин: «В Северной Америке цифровая широкоформатная печать остаётся достаточно прибыльным бизнесом в отличие от Китая, где преобладают сольвентные технологии, а литр чернил в 10 раз дешевле. Китайцы сбивают цены, предлагая широкоформатную печать по 35 центов за квадратный фут, тогда как в США цена на такие услуги раньше достигала 3–4 доллара».

Грин также отмечает, что на рынках с серьёзной базой регулирования (Западная Европа, Северная Америка) типографии практикуют «перекрёстный» метод, заказывая печать в странах с менее жёсткими экологическими нормами, например, в Польше, откуда готовый продукт переправляется в Великобританию. Так достигается соответствие требованиям и заказчика, и местного законодательства, ведь печать осуществляется за пределами страны.

«Китай начинал с сольвентных чернил, Северная Америка и Западная Европа — с водных, — добавляет Грин. — Сольвентные технологии по-прежнему лидируют в КНР и на других развивающихся рынках ввиду более низкой стоимости чернил, в то время как развитые рынки постепенно отказываются от водных и сольвентных составов в пользу УФ-отверждаемых. Вполне можно рассчитывать на укрепление позиций стойких чернил на водной основе — по мере совершенствования технологии».

Стойкие водные составы действительно заслуживают внимания. Лидером сегмента однозначно является HP с чернилами Latex, но Грин уверен, что аналогичные формулы разрабатывают и другие, включая Sun Chemical и Sepiax: «Эти чернила хороши для принтеров на базе пьезотехнологий Epson, в том числе для моделей от Roland DG, Mutoh, Mimaki и Epson. Многие из этих принтеров реально перевести на стойкие водные составы, отказавшись от экосольвентных, — достаточно промыть систему и сменить печатающие головки». Стойкие чернила на водной основе в состоянии серьёзно изменить ситуацию на рынке, замедлив темпы популяризации УФ-технологий и ускорив падение спроса на сольвентные составы. Пока не ясно, сочтут ли ведущие поставщики услуг целесообразным переход на водостойкие чернила по мере их совершенствования.

Проведённое в 2011 г. совместное исследование FESPA и InfoTrends *** показало, что именно сольвентные модели по-прежнему составляют основу действующего парка принтеров, тогда как с водными чернилами работала всего треть опрошенных. Напомним, что данные получены на фоне глобальной тенденции по переходу на технологии УФ-отверждения. Комментирует директор по маркетингу и продукт-менеджменту Roland DG Эндрю Орански: «Хотя во многих ситуациях УФ-технологии постепенно обещают вытеснить сольвентные, пройдёт некоторое время, прежде чем цена на УФ-принтеры достигнет уровня сольвентных струйных систем. Именно поэтому спрос на сольвентную технику сохранится, особенно со стороны малых и средних компаний, которые не в состоянии себе позволить УФ-принтер из-за его цены».

Отпечатки без послепечати — ещё не продукция!

Предоставлено  Roland DGA CorpЕщё один важный аспект широкоформатного производства — послепечатная обработка, повышающая доходность и ценность в целом типового заказа. Так, добавление колец к баннерам из винила повышает стоимость продукта на 1 долл. за 1 квадратный фут. Предприимчивые поставщики широкоформатной продукции осваивают инсталляции с подсветкой, с помощью лазерной высечки доводят до полной готовности рекламные изделия, элементы оформления автомобилей и пр. Ещё вариант — отделка готового изделия с помощью ламинирования или другой технологии. Так, системы Inca Digital предлагают матовую, сатинированную и глянцевую отделку. По сравнению с привычным подходом «отпечатал, сложил, отгрузил» комплексные операции сложнее для контроля с точки зрения издержек и прибыльности, но если поставщик печатных услуг в состоянии предложить полноценный сервис, он не только увеличит доходы и прибыли, но и укрепит позиции на рынке, заручившись лояльностью клиентов.

В большинстве случаев печать и резка являются самостоятельными технологическими этапами. Roland DG предлагает уникальное запатентованное решение для печати и резки, комбинирующее функцию цифровой печати с механизмом резки по контуру. Результатом становится оптимизация производства: превращение дизайна в готовый продукт полностью автоматизировано и исключает ряд ручных операций. Новый настольный принтер от VersaStudio с функцией реза (51 см) стоит менее 10 000 долл. и оптимален для получения полностью готовых единичных экземпляров и образцов продукции.

Рыночная доля

Оценка рыночной доли производителей чернил с разбивкой по видам продукции показала:

  • В сегменте водных струйных технологий лидируют HP, Canon и Epson. HP — единственный крупный игрок на рынке латексных технологий с парком установленного оборудования в 5000 принтеров (данные InfoTrends).
  • В экосольвентной категории игрок номер один — Roland DG: по рыночной доле компания вдвое превосходит остальных на рынке Северной Америки. Вторая и третья позиции на мировом рынке у Mimaki и Mutoh соответственно. Эндрю Орански оценивает долю Roland DG в экосольвентной печати в 41,9%, на УФ-рынке — в 5,6% ****.
  • Распределение сил на УФ-рынке: первая — Oce, за ней Mimaki, HP и EFI. Одно из преимуществ планшетных УФ-принтеров — прямая печать по жёстким материалам толщиной до 5 см, снимающая необходимость в операциях монтажа и ламинирования отпечатков. УФ-принтеры доступны в планшетных, рулонных и гибридных конфигурациях (последние подразумевают простое переключение между двумя режимами).

Все эти поставщики будут широко представлены на Drupa-2012, но посетителям стоит обратить внимание и на компании меньшего масштаба, например, чешскую Grapo Technologies *****. На стендах крупных поставщиков поинтересуйтесь инновационными разработками и технологиями.

Тон задают развивающиеся рынки

Ясно одно: рынок широкого формата развивается, и, по данным исследования FESPA/InfoTrends, его успешные игроки стимулируют эволюционные изменения в двух направлениях: «Это оптимизация эффективности и продуктивности работы, наращивание скорости, повышение качества печати, сокращение влияния на окружающую среду, повышение сервисных стандартов. Имеет смысл и разработка стратегий, которые помогут в создании новых услуг и продуктов, привлечении дополнительных клиентов и создании новых бизнес-моделей».

Принимаемые компаниями стратегические решения определяют выбор оборудования, целевых рынков и клиентов. Помимо количественных данных, полученных в ходе опроса поставщиков услуг широкоформатной печати, в исследовании приведены примеры компаний, выбравших подобный эволюционный путь. В качестве иллюстрации развития отрасли, которая коснулась технологий и конкурентной среды, рассмотрим три подобные компании, по-разному осваиваивавшие рынок.

Освоение прибыльных направлений

Британская Alderson Print Group — образец нетрадиционной конкуренции в сегменте наружной и рекламной графики, к которой игроки рынка прибегают всё чаще. В этой коммерческой типографии, созданной ещё в 1963 г., широкий формат посчитали перспективным, способным компенсировать падение доходов от офсета. В 2009 г. компания создала специализированный отдел POS-продукции, в котором листовое офсетное оборудование KBA было дополнено рядом рулонных широкоформатных струйных цифровых принтеров HP.

C помощью нового подразделения Alderson увеличила объёмы заказов от текущих клиентов, расширила потенциал по оказанию комплексных услуг и стала осваивать новые направления, привлекая дополнительных заказчиков. За год объёмы продаж нового отдела удвоились и сейчас составляют 20% от общего показателя в 30 млн фунтов. При этом штат отдела составляет 30 человек, а всего в компании числится 236 сотрудников. Главной сложностью для Alderson, как и для многих коммерческих типографий, решивших освоить большой формат, стала потребность в существенном расширении производственных и послепечатных площадей, а также экспедиторских и дистрибьюторских услуг, которых требовали новые клиенты.

Эффективная графика

Канадская Massive Graphics — цифровая компания из семи сотрудников, возглавляемая ярым приверженцем инноваций. На производстве работают три широкоформатных принтера (два экосольвентных Mimaki и планшетная модель от Agfa), обслуживающие клиентов из сферы выставок и торговли. В 2010 г. Massive Graphics решила добавить к своим предложениям коды QR.

Дополнительной платы за них не берут, и заказчики быстро поняли, что с такими элементами вывески и рекламная графика становятся эффективнее. Опыт в сфере QR-кодов позволяет компании консультировать клиентов, давая советы по эффективному использованию технологии в широкоформатных дизайнах. QR-коды упрощают ссылку на онлайн-информацию на нескольких языках — обязательное требование для франко- и англоязычной Канады, зачастую затруднительное при реализации.

QR-коды — ещё и эффективный способ контроля. Фирмы хотят знать реакцию потребителей, и QR-коды предлагают отличный способ добыть эту информацию, отслеживая доступ к кодам. Практически сразу после того, как компания взяла на вооружение QR-коды, клиенты стали воспринимать её как источник комплексных, более эффективных кампаний: без особого риска бизнесу удалось повысить собственную ценность, поскольку освоение QR-кодов практически не требует затрат от поставщика печатных услуг.

Большие возможности для больших впечатлений

Широкоформатная струйная печать — интереснейшее направление в полиграфическом бизнесе. Постоянно развиваясь, она способна предложить гораздо более высокую доходность по сравнению со многими сегментами, причём технологии продолжают совершенствоваться, предлагая заказчикам всё более инновационные решения.

Drupa-2012 станет важной вехой для многих поставщиков печатных услуг: они смогут проанализировать все варианты освоения столь заманчивого рыночного пространства. Непременно воспользуйтесь такой возможностью, чтобы больше узнать об оборудовании, чернилах, финишных решениях, сферах применения — и выработать оптимальный подход к новым перспективам в бизнесе либо найти способы повысить уровень своих широкоформатных услуг.

Ещё один совет посетителям: мыслите шире, не забывая об инструментах и решениях для оптимизации операций. Большинство поставщиков (если не все) на широкоформатном рынке предлагает широкий ассортимент допечатных и финишных решений, а также систем управления техпроцессами, способных сделать производство эффективнее и экономичнее.


* Предоставлено для публикации Messe Dusseldorf — организаторами выставки Drupa-2012.

** Who Buys Wide Format 2011  (Кто приобретает широкий формат, – 2011, Tim Greene, директор InfoTrends, 7 июня 2011 г.).

*** FESPA/InfoTrends Evolution Study, апрель 2011 г.

**** На 31 марта 2011 г., InfoTrends.

***** В ноябре 2011 г. переименована в SigmaJet. – Прим. Publish.


( Наши

Agfa представила интересные решения, значительно расширяющие горизонты для рекламного, строительного, отделочного, мебельного и смежных областей бизнеса.

Jeti Titan — новый промышленный цифровой УФ-принтер. Это высокоскоростное гибридное оборудование, т. е. планшетник с возможностью печати на рулонных материалах весом до 300 кг, конфигурируемый по желанию заказчика. Владелец может наращивать минимальную комплектацию по мере развития бизнеса, выбирая один из 10-ти вариантов.

M: Press Leopard — доступное решение для сверхбыстрой печати (до 295 м2/ч), высокопроизводительный планшетный (столовой) УФ-принтер. Стол с 55-ю независимыми вакуумными зонами обеспечивает быструю запечатку материалов любого формата (от мозаики до тяжёлых мебельных панелей, дверей) с идеальным совмещением с двух сторон. — Удод А. В., коммерческий директор ТД «Папиллонс»


( Наши

Roland DG привлекает новых партнёров

Прошло чуть более полгода с назначения Татьяны Новиковой директором по развитию бизнеса в России и государствам СНГ. Тогда Roland DG North Europe A/S объявила, что это часть стратегии по расширению деятельности компании в регионе. Период небольшой, но результаты налицо — партнёрская сеть компании существенно увеличилась. Перед отъездом на FESPA Digital Новикова заглянула в редакцию Publish и ответила на наши вопросы.

Какова теперь партнёрская сеть Roland в регионе, за который Вы отвечаете?

На протяжении 2011 г. мы вели длительные переговоры с WeMaTec о развитии нашего сотрудничества в долгосрочной перспективе. Мы пришли к выводу, что на российском рынке нужны новые партнёры, дополняющие WeMaTec. Они помогут развивать дополнительные сегменты и рынки, которые нам интересны. После внимательного анализа рынка и тщательного отбора мы провели переговоры с теми партнёрами, которые умеют качественно работать с оборудованием и удовлетворяют нашим критериям представления концепции Roland на рынке. Сейчас мы уже чётко понимаем, с кем хотим сотрудничать, — контракты подписаны. Ещё будут некоторые рабочие процессы, определённые настройки, но общая картина ясна — мы успешно справились с поставленными на первом этапе задачами.

В направлении печатной графики, помимо нашего основного партнера – компании WeMaTec, мы начали сотрудничество с новым для нас партнёром по сольвентным и УФ-машинам — Торговым домом «Папиллонс».

Ранее мы уже анонсировали сотрудничество с «Эзапринт». В этом году в дополнение к согласованному ранее УФ и сублимационному ассортименту добавится также направление печатной графики. В том же секторе будет работать зарегистрированная в Туле региональная компания «Полиграф-клуб», представившая оборудование Roland в ряде городов Центрального региона. Упомянутые партнёры могут поставлять наши широкоформатные принтеры с функцией резки и режущие плоттеры.

Нашим фрезерно-гравировальным оборудованием, используемым в сувенирной, ювелирной и др. отраслях (сокращённо называем его «сегмент 2D-3D»), помимо WeMaTec, займётся «ЛРТ». У них это направление хорошо развивается в Северо-Западном регионе, а будет — в Москве и других местах. Для компаний, работающих с сувенирными решениями и лазерным оборудованием, «ЛРТ» предложит нашу настольную УФ-машину VersaUV LEF-12. Это компактное решение очень интересно для сувенирного сегмента и многих других.

В честь юбилея Roland был объявлен конкурс Roland Awards. Насколько велик интерес к нему в России и СНГ?

Подано очень много интересных работ. В регионе «Северная Европа» Россия — лидер по количеству заявок на участие. Их можно посмотреть на сайте конкурса, пока он ещё действует. Приятно, что наши отличились, а региональным победителем стала российская Karolina TransArt Co. Ltd. Она выиграла главный приз — поездку в Японию.

Представит ли Roland новые решения на FESPA Digital?

Могу лишь сказать, что для наших партнеров, посетивших выставку, мы сможем предложить новейшие разработки и готовые решения.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 66