101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как произвести впечатление. Большое! *

  • 22 марта 2012 г.
  • 3188

Drupa-2008 многие называли «струйной», во многом так оно и было. По результатам выставки несколько производителей представили многокрасочные высокоскоростные струйные системы, которые на Drupa фигурировали в качестве пробных образцов и концептов, и спектр подобных предложений продолжает расширяться.

По мере приближения Drupa-2012 мы начинаем задумываться: какие технологии станут символом изменений в полиграфии и издательстве? По всей видимости, среди новых разработок немалая доля опять придётся на струйные решения. Но в этот раз упор будет не только на промышленный сегмент, но и на рынок широкого формата: именно здесь активно совершенствуются цифровые системы с оптимизацией соотношения цены и качества. Цифровые разработки постепенно вытесняют аналоговые решения на рекламном рынке, становясь достойной альтернативой трафаретной печати.

Рынок широкого формата

На рынке рекламной продукции широкоформатные принтеры не в новинку, но и здесь налицо перемены — в темпах увеличения качества и скорости, выбора продукции, которую реально выпускать, отказавшись от аналоговых технологий в пользу цифровых. На рынке офсетной печати отчётливо прослеживается потребительский спрос на сокращение тиражей и сроков наряду с более целевым наполнением, что вызывает смещение в сторону цифровых процессов. Аналогичные трансформации и требования характерны и для рынка широкоформатной печати.

Не сдают темпов инновации

EFI анонсировала технологию светодиодного отверждения Cool Cure для принтеров VUTEk: при производительности уровня УФ-ламп новые решения отличаются пониженным энергопотреблением с поддержкой более тонких и дешёвых запечатываемых материалов, благодаря меньшему тепловыделению, а также сокращением издержек на замену ламп.

Вице-президент и генеральный директор направления струйных решений EFI Скотт Шинлевер уверен, что светодиодные разработки на Drupa представят и другие поставщики: «У LED-отверждения практически нет недостатков; главное — сохранить на том же уровне базовую функциональность».

FujiFilm Graphic Systems предложила решение, претендующее на переходный вариант между коммерческой печатью и сегментом рекламной продукции. Полуформатная (74 см) листовая струйная ЦПМ FujiFilm JetPress 720 ориентирована на коммерческие тиражи, но по формату и качеству подходит для некрупной вывесочной и рекламной графики (в первую очередь, POP-изделий). Есть вероятность, что это упросит коммерческим типографиям выход на новый для них рынок, ведь параллельно на машине можно печатать и традиционные короткие коммерческие тиражи. Кроме того, FujiFilm является эксклюзивным дистрибьютором принтеров Inca Onset в США, параллельно предлагая мировому рынку собственную планшетно-рулонную УФ-серию Acuity и рулонные принтеры Uvistar.

Многие технологические достижения объясняются ничем иным, как требованиями рынка. В июне 2011 г. исследовательская компания InfoTrends завершила исследование о покупателях широкоформатных систем ** : их требования и изменения в потребительских предпочтениях по сравнению с 2009 г. Объектом являлась Северная Америка, но в данном случае потребительские предпочтения одинаковы для всего мирового рынка. На вопросы ответили свыше 300 покупателей широкоформатных систем.

Сферы применения и покупательские модели

Как показало исследование, ведущими сферами применения для широкого формата остаются баннеры, плакаты и вывески. По сравнению с 2009 г. с 30% до 42,6% выросла доля фотопродукции. Существенно упали показатели для чертежей, цветопроб, флагов и текстиля; остальные цифры остались практически на прежнем уровне. В среднем, респонденты заказывали широкоформатную продукцию 5,4 раза в год (чуть чаще, чем в 2009 г.). Средний широкоформатный тираж в 2011 г. составил 36,5 экз., выгодно подчёркивая превосходство в этом отношении цифровых процессов над аналоговыми.

Основными критериями при выборе специализирующейся на широкоформатной графике компании названы качество, цена и скорость, тогда как в 2009 г. ключевым фактором выступала цена. Подобные перемены в настроениях заметила и прокомментировала генеральный директор Inca Digital Printers Линда Белл: «Ситуация определённо изменилась. Лучше узнав технологию, заказчики стали выдвигать более чёткие требования к её возможностям. Их интересуют различные варианты печати и отделки, выросли ожидания по качеству. Уже имея определённое представление о скорости, они уделяют повышенное внимание качеству продукции». Учитывая новые тенденции, недавно Inca представила принтеры с меньшей скоростью при более высоком качестве: модели S20 и S40 предлагают глянцевую, сатинированную и матовую отделку. «Если качество печати удастся довести до офсетного, рынок широкого формата дополнительно увеличит свой охват», — добавляет Белл.

При этом скорость остаётся важным параметром, и большинство производителей продолжает повышать продуктивность систем за счёт скорости и ширины рабочей поверхности. «Для печатающих головок и систем соотношение цена/результат растёт в геометрической прогрессии. Уже не удивляют заявления производителей уровня EFI, Durst, Inca и пр., обещающих догнать и перегнать по скорости полноценные шелкотрафаретные станки — и это сделает ещё важнее роль интегрированных систем управления процессами за пределами печатного участка», — комментирует Шинлевер.

Наружная реклама и QR-коды

Ещё один интересный вывод из исследования InfoTrends: 20% заказчиков широкоформатных вывесок и графики использовали QR-коды и другие интерактивные медиаэлементы, причём свыше 90% от их числа планируют работать по этой схеме и дальше. 70% заказчиков рассматривают возможность добавления QR-кодов и других интерактивных элементов в широкоформатную графику. Это перспективно для поставщиков услуг широкоформатной печати, которые могут рассказать клиентам о достоинствах интерактивных элементов и добавить в ассортимент новую услугу, чтобы повысить ценность продукции и собственные доходы.

Цифровые экраны — не угроза

Одной из потенциальных опасностей для рынка наружной и рекламной графики называли цифровые (электронные) экраны, грозившие вытеснить печатную продукцию. Как показало исследование InfoTrends, этого не произошло. Только 11% опрошенных приобрели такие экраны, ещё 38% планируют. Но это мало повлияло на заказ широкоформатной графики: 76% респондентов указали, что работают с обоими носителями.

Комплекс цифровых технологий

Цифровые технологии ускоренными темпами укрепляют позиции на традиционном рынке трафаретной печати: многие предприятия уже пополнили парк цифровыми системами. Как и в офсете, здесь остаются специфические сегменты, которые в обозримом будущем вряд ли перейдут под контроль «цифры». Но варианты продукции, выпускаемой цифровым способом, растут в геометрической прогрессии. Многие считают, что шелкография сохранит за собой только продукцию, требующую специализированных красок (металлизированные, флуоресцентные и пр.), которые пока недоступны «цифре». А быстрее всего цифровую печать больших тиражей осваивает сегмент одежды.

Виды чернил

При сегментировании рынка широкоформатной печати можно, например, ориентироваться на виды чернил. InfoTrends делит их на три основные категории:

  • водные с отдельным подсегментом водостойких чернил типа HP Latex;
  • сольвентные/экосольвентные, когда-то занимавшие основную часть рынка, но теперь вытесняемые стойкими чернилами на водной основе;
  • УФ-отверждаемые, захватившие рынок: львиная доля поставок нового оборудования для широкоформатной печати приходится именно на УФ-системы, постепенно сменяющие сольвентные.

В Европе популярность УФ-технологий растёт быстрее, чем в Северной Америке. А вот на развивающихся рынках Китая и Латинской Америки, где действуют менее жёсткие нормы регулирования, темпы не столь высоки.

Рассказывает представитель InfoTrends Тим Грин: «В Северной Америке цифровая широкоформатная печать остаётся достаточно прибыльным бизнесом в отличие от Китая, где преобладают сольвентные технологии, а литр чернил в 10 раз дешевле. Китайцы сбивают цены, предлагая широкоформатную печать по 35 центов за квадратный фут, тогда как в США цена на такие услуги раньше достигала 3–4 доллара».

Грин также отмечает, что на рынках с серьёзной базой регулирования (Западная Европа, Северная Америка) типографии практикуют «перекрёстный» метод, заказывая печать в странах с менее жёсткими экологическими нормами, например, в Польше, откуда готовый продукт переправляется в Великобританию. Так достигается соответствие требованиям и заказчика, и местного законодательства, ведь печать осуществляется за пределами страны.

«Китай начинал с сольвентных чернил, Северная Америка и Западная Европа — с водных, — добавляет Грин. — Сольвентные технологии по-прежнему лидируют в КНР и на других развивающихся рынках ввиду более низкой стоимости чернил, в то время как развитые рынки постепенно отказываются от водных и сольвентных составов в пользу УФ-отверждаемых. Вполне можно рассчитывать на укрепление позиций стойких чернил на водной основе — по мере совершенствования технологии».

Стойкие водные составы действительно заслуживают внимания. Лидером сегмента однозначно является HP с чернилами Latex, но Грин уверен, что аналогичные формулы разрабатывают и другие, включая Sun Chemical и Sepiax: «Эти чернила хороши для принтеров на базе пьезотехнологий Epson, в том числе для моделей от Roland DG, Mutoh, Mimaki и Epson. Многие из этих принтеров реально перевести на стойкие водные составы, отказавшись от экосольвентных, — достаточно промыть систему и сменить печатающие головки». Стойкие чернила на водной основе в состоянии серьёзно изменить ситуацию на рынке, замедлив темпы популяризации УФ-технологий и ускорив падение спроса на сольвентные составы. Пока не ясно, сочтут ли ведущие поставщики услуг целесообразным переход на водостойкие чернила по мере их совершенствования.

Проведённое в 2011 г. совместное исследование FESPA и InfoTrends *** показало, что именно сольвентные модели по-прежнему составляют основу действующего парка принтеров, тогда как с водными чернилами работала всего треть опрошенных. Напомним, что данные получены на фоне глобальной тенденции по переходу на технологии УФ-отверждения. Комментирует директор по маркетингу и продукт-менеджменту Roland DG Эндрю Орански: «Хотя во многих ситуациях УФ-технологии постепенно обещают вытеснить сольвентные, пройдёт некоторое время, прежде чем цена на УФ-принтеры достигнет уровня сольвентных струйных систем. Именно поэтому спрос на сольвентную технику сохранится, особенно со стороны малых и средних компаний, которые не в состоянии себе позволить УФ-принтер из-за его цены».

Отпечатки без послепечати — ещё не продукция!

Предоставлено  Roland DGA CorpЕщё один важный аспект широкоформатного производства — послепечатная обработка, повышающая доходность и ценность в целом типового заказа. Так, добавление колец к баннерам из винила повышает стоимость продукта на 1 долл. за 1 квадратный фут. Предприимчивые поставщики широкоформатной продукции осваивают инсталляции с подсветкой, с помощью лазерной высечки доводят до полной готовности рекламные изделия, элементы оформления автомобилей и пр. Ещё вариант — отделка готового изделия с помощью ламинирования или другой технологии. Так, системы Inca Digital предлагают матовую, сатинированную и глянцевую отделку. По сравнению с привычным подходом «отпечатал, сложил, отгрузил» комплексные операции сложнее для контроля с точки зрения издержек и прибыльности, но если поставщик печатных услуг в состоянии предложить полноценный сервис, он не только увеличит доходы и прибыли, но и укрепит позиции на рынке, заручившись лояльностью клиентов.

В большинстве случаев печать и резка являются самостоятельными технологическими этапами. Roland DG предлагает уникальное запатентованное решение для печати и резки, комбинирующее функцию цифровой печати с механизмом резки по контуру. Результатом становится оптимизация производства: превращение дизайна в готовый продукт полностью автоматизировано и исключает ряд ручных операций. Новый настольный принтер от VersaStudio с функцией реза (51 см) стоит менее 10 000 долл. и оптимален для получения полностью готовых единичных экземпляров и образцов продукции.

Рыночная доля

Оценка рыночной доли производителей чернил с разбивкой по видам продукции показала:

  • В сегменте водных струйных технологий лидируют HP, Canon и Epson. HP — единственный крупный игрок на рынке латексных технологий с парком установленного оборудования в 5000 принтеров (данные InfoTrends).
  • В экосольвентной категории игрок номер один — Roland DG: по рыночной доле компания вдвое превосходит остальных на рынке Северной Америки. Вторая и третья позиции на мировом рынке у Mimaki и Mutoh соответственно. Эндрю Орански оценивает долю Roland DG в экосольвентной печати в 41,9%, на УФ-рынке — в 5,6% ****.
  • Распределение сил на УФ-рынке: первая — Oce, за ней Mimaki, HP и EFI. Одно из преимуществ планшетных УФ-принтеров — прямая печать по жёстким материалам толщиной до 5 см, снимающая необходимость в операциях монтажа и ламинирования отпечатков. УФ-принтеры доступны в планшетных, рулонных и гибридных конфигурациях (последние подразумевают простое переключение между двумя режимами).

Все эти поставщики будут широко представлены на Drupa-2012, но посетителям стоит обратить внимание и на компании меньшего масштаба, например, чешскую Grapo Technologies *****. На стендах крупных поставщиков поинтересуйтесь инновационными разработками и технологиями.

Тон задают развивающиеся рынки

Ясно одно: рынок широкого формата развивается, и, по данным исследования FESPA/InfoTrends, его успешные игроки стимулируют эволюционные изменения в двух направлениях: «Это оптимизация эффективности и продуктивности работы, наращивание скорости, повышение качества печати, сокращение влияния на окружающую среду, повышение сервисных стандартов. Имеет смысл и разработка стратегий, которые помогут в создании новых услуг и продуктов, привлечении дополнительных клиентов и создании новых бизнес-моделей».

Принимаемые компаниями стратегические решения определяют выбор оборудования, целевых рынков и клиентов. Помимо количественных данных, полученных в ходе опроса поставщиков услуг широкоформатной печати, в исследовании приведены примеры компаний, выбравших подобный эволюционный путь. В качестве иллюстрации развития отрасли, которая коснулась технологий и конкурентной среды, рассмотрим три подобные компании, по-разному осваиваивавшие рынок.

Освоение прибыльных направлений

Британская Alderson Print Group — образец нетрадиционной конкуренции в сегменте наружной и рекламной графики, к которой игроки рынка прибегают всё чаще. В этой коммерческой типографии, созданной ещё в 1963 г., широкий формат посчитали перспективным, способным компенсировать падение доходов от офсета. В 2009 г. компания создала специализированный отдел POS-продукции, в котором листовое офсетное оборудование KBA было дополнено рядом рулонных широкоформатных струйных цифровых принтеров HP.

C помощью нового подразделения Alderson увеличила объёмы заказов от текущих клиентов, расширила потенциал по оказанию комплексных услуг и стала осваивать новые направления, привлекая дополнительных заказчиков. За год объёмы продаж нового отдела удвоились и сейчас составляют 20% от общего показателя в 30 млн фунтов. При этом штат отдела составляет 30 человек, а всего в компании числится 236 сотрудников. Главной сложностью для Alderson, как и для многих коммерческих типографий, решивших освоить большой формат, стала потребность в существенном расширении производственных и послепечатных площадей, а также экспедиторских и дистрибьюторских услуг, которых требовали новые клиенты.

Эффективная графика

Канадская Massive Graphics — цифровая компания из семи сотрудников, возглавляемая ярым приверженцем инноваций. На производстве работают три широкоформатных принтера (два экосольвентных Mimaki и планшетная модель от Agfa), обслуживающие клиентов из сферы выставок и торговли. В 2010 г. Massive Graphics решила добавить к своим предложениям коды QR.

Дополнительной платы за них не берут, и заказчики быстро поняли, что с такими элементами вывески и рекламная графика становятся эффективнее. Опыт в сфере QR-кодов позволяет компании консультировать клиентов, давая советы по эффективному использованию технологии в широкоформатных дизайнах. QR-коды упрощают ссылку на онлайн-информацию на нескольких языках — обязательное требование для франко- и англоязычной Канады, зачастую затруднительное при реализации.

QR-коды — ещё и эффективный способ контроля. Фирмы хотят знать реакцию потребителей, и QR-коды предлагают отличный способ добыть эту информацию, отслеживая доступ к кодам. Практически сразу после того, как компания взяла на вооружение QR-коды, клиенты стали воспринимать её как источник комплексных, более эффективных кампаний: без особого риска бизнесу удалось повысить собственную ценность, поскольку освоение QR-кодов практически не требует затрат от поставщика печатных услуг.

Большие возможности для больших впечатлений

Широкоформатная струйная печать — интереснейшее направление в полиграфическом бизнесе. Постоянно развиваясь, она способна предложить гораздо более высокую доходность по сравнению со многими сегментами, причём технологии продолжают совершенствоваться, предлагая заказчикам всё более инновационные решения.

Drupa-2012 станет важной вехой для многих поставщиков печатных услуг: они смогут проанализировать все варианты освоения столь заманчивого рыночного пространства. Непременно воспользуйтесь такой возможностью, чтобы больше узнать об оборудовании, чернилах, финишных решениях, сферах применения — и выработать оптимальный подход к новым перспективам в бизнесе либо найти способы повысить уровень своих широкоформатных услуг.

Ещё один совет посетителям: мыслите шире, не забывая об инструментах и решениях для оптимизации операций. Большинство поставщиков (если не все) на широкоформатном рынке предлагает широкий ассортимент допечатных и финишных решений, а также систем управления техпроцессами, способных сделать производство эффективнее и экономичнее.


* Предоставлено для публикации Messe Dusseldorf — организаторами выставки Drupa-2012.

** Who Buys Wide Format 2011  (Кто приобретает широкий формат, – 2011, Tim Greene, директор InfoTrends, 7 июня 2011 г.).

*** FESPA/InfoTrends Evolution Study, апрель 2011 г.

**** На 31 марта 2011 г., InfoTrends.

***** В ноябре 2011 г. переименована в SigmaJet. – Прим. Publish.


( Наши

Agfa представила интересные решения, значительно расширяющие горизонты для рекламного, строительного, отделочного, мебельного и смежных областей бизнеса.

Jeti Titan — новый промышленный цифровой УФ-принтер. Это высокоскоростное гибридное оборудование, т. е. планшетник с возможностью печати на рулонных материалах весом до 300 кг, конфигурируемый по желанию заказчика. Владелец может наращивать минимальную комплектацию по мере развития бизнеса, выбирая один из 10-ти вариантов.

M: Press Leopard — доступное решение для сверхбыстрой печати (до 295 м2/ч), высокопроизводительный планшетный (столовой) УФ-принтер. Стол с 55-ю независимыми вакуумными зонами обеспечивает быструю запечатку материалов любого формата (от мозаики до тяжёлых мебельных панелей, дверей) с идеальным совмещением с двух сторон. — Удод А. В., коммерческий директор ТД «Папиллонс»


( Наши

Roland DG привлекает новых партнёров

Прошло чуть более полгода с назначения Татьяны Новиковой директором по развитию бизнеса в России и государствам СНГ. Тогда Roland DG North Europe A/S объявила, что это часть стратегии по расширению деятельности компании в регионе. Период небольшой, но результаты налицо — партнёрская сеть компании существенно увеличилась. Перед отъездом на FESPA Digital Новикова заглянула в редакцию Publish и ответила на наши вопросы.

Какова теперь партнёрская сеть Roland в регионе, за который Вы отвечаете?

На протяжении 2011 г. мы вели длительные переговоры с WeMaTec о развитии нашего сотрудничества в долгосрочной перспективе. Мы пришли к выводу, что на российском рынке нужны новые партнёры, дополняющие WeMaTec. Они помогут развивать дополнительные сегменты и рынки, которые нам интересны. После внимательного анализа рынка и тщательного отбора мы провели переговоры с теми партнёрами, которые умеют качественно работать с оборудованием и удовлетворяют нашим критериям представления концепции Roland на рынке. Сейчас мы уже чётко понимаем, с кем хотим сотрудничать, — контракты подписаны. Ещё будут некоторые рабочие процессы, определённые настройки, но общая картина ясна — мы успешно справились с поставленными на первом этапе задачами.

В направлении печатной графики, помимо нашего основного партнера – компании WeMaTec, мы начали сотрудничество с новым для нас партнёром по сольвентным и УФ-машинам — Торговым домом «Папиллонс».

Ранее мы уже анонсировали сотрудничество с «Эзапринт». В этом году в дополнение к согласованному ранее УФ и сублимационному ассортименту добавится также направление печатной графики. В том же секторе будет работать зарегистрированная в Туле региональная компания «Полиграф-клуб», представившая оборудование Roland в ряде городов Центрального региона. Упомянутые партнёры могут поставлять наши широкоформатные принтеры с функцией резки и режущие плоттеры.

Нашим фрезерно-гравировальным оборудованием, используемым в сувенирной, ювелирной и др. отраслях (сокращённо называем его «сегмент 2D-3D»), помимо WeMaTec, займётся «ЛРТ». У них это направление хорошо развивается в Северо-Западном регионе, а будет — в Москве и других местах. Для компаний, работающих с сувенирными решениями и лазерным оборудованием, «ЛРТ» предложит нашу настольную УФ-машину VersaUV LEF-12. Это компактное решение очень интересно для сувенирного сегмента и многих других.

В честь юбилея Roland был объявлен конкурс Roland Awards. Насколько велик интерес к нему в России и СНГ?

Подано очень много интересных работ. В регионе «Северная Европа» Россия — лидер по количеству заявок на участие. Их можно посмотреть на сайте конкурса, пока он ещё действует. Приятно, что наши отличились, а региональным победителем стала российская Karolina TransArt Co. Ltd. Она выиграла главный приз — поездку в Японию.

Представит ли Roland новые решения на FESPA Digital?

Могу лишь сказать, что для наших партнеров, посетивших выставку, мы сможем предложить новейшие разработки и готовые решения.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
ARK-JET SOL 1804

Сочетание качества печати, эргономичности и надёжности делает этот принтер хорошим выбором при изготовлении вывесок, рекламных конструкций, POS-материалов, фотообоев, интерьерной продукции и т. д.

«Надо работать на себя»

Эта мысль 15 лет назад не давала покоя молодому полиграфисту Виктору Хныченко. Он работал после окончания института в старейшей новосибирской типографии, которая вдруг неожиданно закрылась. Благо, к тому времени уже был накоплен богатый опыт в сфере полиграфии, что немаловажно, список постоянных клиентов, которым по-прежнему нужно печатать свои тиражи. А почему бы не повернуть эту ситуацию в свою пользу? Может, это шанс для собственного развития? Но как говорится, не попробуешь — не узнаешь.

Когда ты — вне конкуренции

Уход с российского рынка западных и японских производителей широкоформатной печатной техники дал возможность расширить своё присутствие на нём компаниям из других регионов мира. Одна из таких — LIYU Platinum не только раньше других вышла на российский рынок, но и открыла в этом году собственное представительство в Москве. Глава представительства LIYU International в России, компании LIYU Russia, Сергей Белоусов о том, чего уже удалось достичь и как устроен этот бизнес сейчас.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 28