101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Самое важное преимущество совместного применения в типографии офсетной и цифровой технологий печати

  • 22 марта 2012 г.
  • 4482

Иван Гудим, директор Print Design (Москва)

Целесообразно классифицировать коммерческие типографии в соответствии с назначением их продукции. Первый тип — информационно-рекламные: от книг и журналов до листовок. Второй отличается оборудованием: имея широкоформатные принтеры, они работают на рынке наружной рекламы и POSM. Третий тип — упаковочные.

В условиях системного изменения информационной среды и падения роли полиграфии прибыльность информационно-рекламных типографий снизилась, а конкуренция обострилась. Предложение сильно избыточно, а спрос сокращается.

Практика показала, что заказы, в которых одновременно используется офсет и «цифра», у нас встречаются крайне редко. К каждому клиенту стоит очередь офсетных и цифровых типографий, а также грамотных посредников, выбирающих оптимальные (или наиболее выгодные) варианты среди типографий для каждого заказа. Если клиенту и нужна продукция обоих видов, их размещение в одной или в разных типографиях зависит не от него, а от посредника: конечные клиенты мало знают даже самые известные в полиграфических кругах типографии. С другой стороны, если у офсетной типографии нет цифровой машины, она быстро найдёт нужного партнёра (и наоборот).

В результате наши офсетная и цифровая типографии работают практически как самостоятельные предприятия. Правда, цифровой немного легче в техническом плане, благодаря помощи сервисных служб офсетной.

Некоторые предприятия предлагают изготовление малых тиражей упаковки на основе широкоформатной печати и плоттерной резки. В нашей типографии упаковка печатается на офсетной машине. Запросы клиентов, которые заставили бы думать о цифровой печати упаковки, встречаются крайне редко. Кроме малых тиражей, она может понадобиться в случае больших размеров изделия, т. к. типографий, обладающих офсетными машинами 162-го формата и более, не так много. Иногда офсетные машины у них появляются в дополнение к цифровым и шелкотрафаретным, как эффективное решение для больших тиражей (в данном случае — более 1000 листов). При необходимости офсетных тиражей в этом формате мы обращаемся к партнёрам, имеющим такие уникальные машины.

Мне приходилось быть свидетелем бесед владельцев крупных офсетных упаковочных производств с представителями поставщиков цифровых технологий. К сожалению, точек соприкосновения они так и не нашли.

Евгений Максименко, главный технолог «Подольской фабрики офсетной печати» (Подольск)

Основное преимущество цифровой печати, которое мы часто используем, — возможность персонализации, что часто помогает при изготовлении поздравительно-пригласительной продукции. Её заказы колеблются от 1 до 100 000 экз., и при малых тиражах печать идёт без помощи офсета, исключительно «цифрой».

При больших тиражах цифровая печать сдаёт позиции традиционной, офсетной, где стоимость экземпляра падает с увеличением тиража, но необходимость персонализации каждого оттиска не позволяет полностью отказаться от «цифры». На офсетной машине мы печатаем работу, оставляя место под нанесение переменных данных, которые затем в виде штрих-кода, имени, адреса или других элементов впечатываются на цифровой машине.

Год назад нами была приобретена цифровая лакировальная машина, работающая по принципу струйной печати с УФ-сушкой. Она удобна для различных тиражей, как после цифровой, так и после офсетной печати, сохраняя стоимость одного экземпляра независимо от количества листов. Это даёт возможность лакировать малые тиражи, т. к. не тратятся дорогостоящие формы и материалы на приладках.

Александр Русаков, директор типографии «Елена» (Москва); Мария Русакова, менеджер отдела полиграфии

А. Р.: «Цифра» позволяет убрать с перегруженной офсетной машины неудобные тиражи. Сейчас эта граница для нас — 100 листов, но она меняется в зависимости от цен. Когда покупали ЦПМ в 2006 г., эта граница была около 50 листов. Это положительная сторона внедрения цифровой печати в офсетной типографии.

Хотя по первоначальному замыслу планировалось также, что мы будем совместно использовать послепечатные мощности для офсетных и цифровых тиражей. Но это не очень получается, поэтому мы приходим к мысли, что нужен пусть и небольшой, но специализированный цифровой послепечатный участок. Речь идёт как о приобретении оборудования, ориентированного на обработку цифровых тиражей (оснащённом оптическими датчиками и т. п.), так и о том, что его операторы должны понимать причины проблем, возникающих при обработке именно цифровых оттисков, и уметь с ними бороться. Это сократит процент брака. Возможно, послепечатными операциями сможет заниматься оператор ЦПМ, если будет не сильно загружен, и тогда он станет полностью отвечать за конечный продукт.

М. Р.: Цифровые заказы требуют индивидуального подхода, в том числе в послепечатной обработке. Говоря о преимуществах внедрения цифровой печати, замечу, что тиражи перебрасываются на только с офсета на «цифру», но и обратно. Бывает, что заказ в силу своей сложности просто не может быть качественно отпечатан на ЦПМ, тогда мы быстро делаем формы и печатаем его на офсете. Таких заказов довольно много — порядка четверти. Но есть тенденция к усложнению заказов, значит, их будет больше. Клиент, приученный к офсету, часто очень капризен.

Дмитрий Сваричовский, заведующий отделом компьютерной обработки и размножения оперативной информации Института мировой экономики и международных отношений РАН (Москва)

Хотя наше подразделение и называется отделом, фактически это небольшая типография с набором разнообразного оборудования: 2 офсетных машины, 2 дупликатора, несколько ЦПМ — как для цветной, так и для одноцветной печати.

«Цифра» используется прежде всего для печати оперативной информации. Мы являемся подразделением института, и часто надо предоставить продукцию именно сегодня, практически сию минуту (например, при визитах иностранных делегаций). Для однокрасочной печати в таких случаях может использоваться и дупликатор, поскольку при тираже в несколько сот листов он оперативнее офсета.

Другая причина для использования всех этих видов печатной техники (и преимущество, которое мы получаем от их наличия) — размещение работы на той или иной машине в зависимости от тиража. Например, при одноцветной печати 150 листов можно использовать дупликатор, а вот тираж 70 экз. мы печатаем на «цифре». Также на цветных ЦПМ делаются обложки для основной нашей продукции — брошюр тиражом 150-200 экз.

Несмотря на наличие в типографии брошюровщиков, цветные ЦПМ мы купили с устройствами финишной обработки в линию: их качества вполне достаточно для корпоративных работ, а скорость изготовления выше.

Но и офсет не утратил для нас значения: он рентабелен при тиражах 300-1000 экз., на этих машинах мы печатаем бланки, пропуска для института и другие тиражные одноцветные работы.

Анатолий Слюсарь, генеральный директор типографии «Лика» (Москва)

У нас в типографии, кроме офсета и «цифры», есть ризографы, шелкография и тампопечать. Благодаря сочетанию нескольких способов печати мы удерживаем клиента, т. к. можем сделать для него и большие, и маленькие тиражи, и даже сувенирную продукцию.

Иногда «цифра» помогает при допечатке тиража, напечатанного офсетом или на ризографе, — это обходится гораздо дешевле, если надо сделать всего несколько десятков листов.

Главное же преимущество – это возможность изготавливать комбинированные издания, что уменьшает их себестоимость. Например, блок печатается на ризографе, а цветные обложки или страницы с иллюстрациями — на офсетной или цифровой машине (в зависимости от тиража). В частности, так мы делаем рекламные вставки для некоторых журналов.

Общий объём продукции на офсете, цифре и ризографах получается солидным, так что можно загрузить два брошюровщика, которые, в отличие от большинства решений «в линию», применяемых на ЦПМ, обеспечивают и скорость, и качество.


Мы ждём перемен

Как проницательно заметил Иван Гудим, ответы на опрос этого номера будут сильно зависеть от того, является ли типография коммерческой и какую именно цифровую технику использует: обычные ЦПМ третьего формата или широкоформатные плоттеры. Действительно, ответы колеблются в диапазоне от «никакого преимущества» до «совершенно необходимый способ работы». Типичный вариант ответа (хотя и не преобладающий в результатах электронного голосования) лаконично сформулировал Михаил Тенцер, директор типографии «Борус» (Тула): «Ответ один — универсальность». Эта типография, имеющая офсетные машины формата В1 и В2, предоставляет клиентам и услуги цифровой печати, что расширяет спектр продукции и привлекает как старых клиентов, уже делавших в типографии офсетные заказы, так и новых, которым подойдёт только цифровая техника.

Через пару лет ситуация в этой области может сильно измениться. Например, в России заработают несколько рулонных ЦПМ — не тех, что печатают отчёты в банках, а предназначенных для печати книг по требованию в коммерческих типографиях. Уже в этом году должны появиться на рынке листовые струйные машины формата В2, обещанные Fuji и Screen, а Delphax обещает показать на выставке подобную машину со скоростью 500 листов в минуту. А ведь это — 30 000 в час! Величина, недоступная даже для офсетных машин.

Если на рынке наконец появится дупликатор второго формата (хотя он не является, строго говоря, цифровой техникой), которого уже несколько лет с нетерпением ждут многие типографии, это тоже оказать немалое влияние на рынок малых тиражей. Что касается широкоформатной техники, то долго ждать новых тенденций не надо: уже сейчас производители предлагают универсальные устройства, пригодные и для внешней, и для внутренней печати на разнообразных материалах. — Юрий Захаржевский

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 69