2011.10.19, Автор: Михаил Борисов1545 прочтений

Интеллект в стиле хай-тек

Теги: Publish

К счастью для издательского сообщества, ещё существуют разработчики ПО, которые смотрят вперёд и указывают путь остальным.

Много лет назад, ещё на заре развития интернета, в издательском мире возникла концепция «Создай единожды, публикуй везде» (Created once, published everywhere), результатом воплощения которой должны были стать платформы, решающие проблемы гетерогенности каналов распространения информации. Сегодня максимально полно новая парадигма воплощена в уникальном решении — Woodwing Enterprise. На рынке есть похожие, но у платформы от WoodWing особое положение…

Что делает её привлекательной? Комплексная система управления содержимым незаменима для коллективов с большой нагрузкой, поскольку позволяет в реальном режиме времени отслеживать нагрузку на всех участках работы и подключать освободившиеся ресурсы на критические направления. Очень удобно отслеживать все информационные потоки, поэтому систему внедряют не только журналы и газеты, но и крупные компании, с издательским бизнесом не связанные.

Концепция системы близка к ньюсруму (единому информационному пространству), чем достигается синергия: например, наткнувшись на материал коллеги по тематике своего задания, журналист может поделиться добытой информацией, а узнав о пресс-конференции, попросить коллегу задать «свой» вопрос. Чем больше коллектив, тем польза от такой системы будет весомее, поэтому на неё обращают внимание в первую очередь крупные медиахолдинги.

Кроме упорядочивания издательских процессов, связанных непосредственно с выпуском бумажных версий, система стала особенно актуальна в последнее время.

Проблемы отрасли

Из-за стремительного развития интернет-ресурсов, ставших оперативными поставщиками самой свежей информации, газеты лишились значительной части читателей. Положение усугубилось три года назад, во время кризиса, когда рекламные бюджеты существенно обмелели. Издатели стали перед фактом либо закрытия бизнеса (активный процесс в Америке), либо расширения присутствия на всех информационных каналах.

Поскольку для расширения штата сотрудников сейчас не самое лучшее время, сохранить бизнес можно, только оптимизируя рабочие процессы. Система должна позволять с минимальными затратами (ключевой момент) поддерживать традиционное направление за счёт активного удержания имеющихся читателей через новые каналы — от выкладывания новостей в интернет, в т. ч. на RSS-каналах и социальных сетях, до дублирования статей на сайте.

Ещё одно направление деятельности — подготовка мультимедийных изданий для планшетов. И хотя недавно опубликованные данные не дают чёткой картины относительно перспектив рынка (подписка на новые планшетные издания резко растёт, потом заметно падает), многие считают, что потенциал велик хотя бы потому, что есть способы повысить его привлекательность. Как бы то ни было, новое направление — опять же дополнительные ресурсы. В таких условиях даже средние по размерам издания начинают интересоваться специализированными системами, которые по определению «заточены» под такой объём работ. Появление очередного канала распространения вроде планшетов для них — самое обычное дело, для которого не нужно создавать отдельную редакцию со всеми вытекающими последствиями.

Система управления и выпуска востребована и для газет (на первое место выходит скорость реакции на события на всех информационных каналах), и для журналов (работа с большими объёмами графической информации). Безусловно, первые как источник новостей, в связи с развитием онлайн-СМИ, потеряли одно из главных преимуществ перед журналами, однако всё не так плохо, как это пытаются представить.

Когда говорят о проблемах отрасли, ссылаются в большинстве случаев на статистику из США, но разве можно ставить знак равенства между нами? Сравним хотя бы количество пользователей iPad… Высокие технологии, говорите? Хорошо, давайте пересчитаем на среднюю зарплату стоимость подписки на обычный журнал. Что получим? Очевидно, что запас прочности у бумажных изданий в России ещё есть, хотя и от современных тенденций никуда не деться. И тем не менее, поскольку опросы в той же Америке свидетельствуют о том, что собственники iPad вовсе не отказываются от традиционных форм получения информации, предлагаю считать сообщения о смерти бумажной прессы явно преувеличенными.

Да что говорить — посмотрите на раскладки с прессой (а попробуйте туда пробиться с новым изданием!) и поймёте, что издательский бизнес у нас не только жив, но и находится в прекрасной форме. Проблемы есть, особенно у газет, но ведь никуда не делся авторский коллектив, который своим профессионализмом привлёк читателей; все серьёзные издания публикуют достаточно глубокие обзоры, эксклюзивную информацию, нередко успешно монетизируя их в интернете путём организации платного доступа к содержимому. А проблемы решаемы, тем более, для этого есть правильные инструменты. Остановимся на наиболее функциональном решении — Woodwing Enterprise.

Концепция

Content Station: взгляд на издательский процесс с высоты птичьего полётаГлавный козырь платформы — продуманность во всех отношениях. Бросается в глаза «вылизанный» интерфейс взаимодействия с пользователем. Разработчикам удалось в одном окне предоставить очень удобный доступ ко всем системам, необходимым для традиционного издательского процесса и создания контента под интернет-ориентированное потребление информации. Система идёт в ногу со временем и загружается как приложение, установленное на клиентскую рабочую станцию, или через веб-браузер, позволяя работать удалённо через интернет.

Центр управления материалами Content Station — костяк системы. Он представляет собой панель для запуска приложений, доступ к которым организован в виде закладок основного окна (используется среда Adobe AIR): Search (поиск), New Dossier (новые материалы для статьи), New Article (новая статья), Upload (загрузка), Planning (планирование), Publication Overview (общий просмотр публикации), RSS Feeds (ленты новостей), Woodwing.com, My Reporting (обобщенная статистика), My Profile (настройки системы), Digital Magazine (работа с планом цифрового издания для планшетов) и Newsfeed Publisher. Список может быть расширен за счёт приложений других разработчиков или собственных доработок, сделанных заказчиком.

Основная структурная единица при работе в системе — досье. Фактически, это весь необходимый для создания статьи материал (текстовая часть, графическая информация, видео- и аудиофайлы), собранный в одной папке (полная аналогия с Adobe Folio). Для различных типов статей можно создать шаблоны, что позволяет не тратить время на рутинные операции при соблюдении правил оформления. Каждое досье имеет несколько параметров, по которым отслеживается состояние дел: статус, срок сдачи (отображаются цветом), дополнительные метаданные. Вся публикация состоит из набора досье, процесс подготовки которых контролируется в режиме реального времени.

Планирование

Работа в системе строится так. Сначала определяются возможные каналы распространения, задаются шаблоны для наиболее часто используемых видов работ, затем при создании статьи под конкретное издание указывают её назначение (для каких каналов какая часть предназначена) и метатэги, по которым впоследствии она будет идентифицирована среди остальных материалов.

Отобранные для статьи тексты и изображения после заполнения необходимых метаданных появляются в досье. Метаданные позволяют отслеживать использование материалов в различных каналах и выпусках, таким образом можно управлять распределением контента по каналам, например, в печать могут пойти только 2 фотографии из заявленных в материале 10, но на сайт выкладываются все. В процессе работы по сбору и обработке данных для статьи статус материалов меняется и выпускающий редактор наглядно видит картину готовности как отдельного материала, так и всего номера в целом. Работа может быть тесно завязана на шаблоны (шаблоны досье, шаблоны статей и шаблоны дизайна), что может очень сильно снизить объем неэффективной работы.

Работа с материалами

Текстовую часть можно создать в самой системе или импортировать извне. Системой поддерживается концепция формирования статьи из набора предопределенных в шаблоне логических блоков (например, «Заголовок», «Основной текст», «Свисток», «Подпись к иллюстрации» и др.), поэтому в результате совместной работы с плагином Smart Layout при размещении статьи в вёрстке её модули займут свои места автоматически. Это очень удобно, позволяет сосредоточиться на творческих аспектах и поддерживать единство стиля.

При написании материал форматируется с учетом стилей, использующихся в вёрстке, поэтому автор статьи может сразу же корректно оформить тот или иной фрагмент, используя стили параграфов и стили символов, которые заложены в шаблоне дизайн-макета. По окончании редактирования материал сохраняется в системе (Checked in) и при этом создается его новая версия — таким образом, при необходимости, можно всегда вернуться к исходному файлу (Show versions). Обработанный документ передаётся другому сотруднику.

В системе предусмотрены функции, позволяющие на определённом этапе технологической цепочки навсегда сохранить версию документа, удалять его промежуточные варианты, выполнять экспорт в PDF, XML, а также автоматически передвигать статус на следующий уровень.

Поиск

Любой запрос сохраняется, чтобы иметь к нему удобный и быстрый доступ через всплывающее окно (красная область в верхнем левом углу рисунка)Поиск нужной информации в огромном массиве информации БД — задача не из лёгких и может занять приличное время. Поскольку время — один из наиболее значимых ресурсов, разработчики позаботились о том, чтобы панель Search обладала всем необходимым функционалом. Поддерживаются сложные запросы (в том числе по нечетким критериям), а результаты поиска выводятся в соответствии с правилами (facets), которые задаются в виде шаблона. Принцип очень похож на тот, который реализован в Adobe Bridge: в соответствующих полях отображается, сколько текстовых документов найдено, сколько изображений, даты их создания и т.п. — используя их как дополнительные фильтры, можно быстро выйти на искомую информацию. Таким же образом можно настроить единый (стандартный) запрос для всех пользователей системы и быть уверенным, что, используя его, все пользователи получают одинаковые результаты поиска.

Найденные материалы отображаются в списке, где их можно открыть для предварительного просмотра, а также просмотреть метаданные документа. Также удобно, что Search выводит в окне программы результаты поиска не только из локальной базы данных, но и из внешних источников (например, из таких библиотек, как Photoshare, Reuters, Flickr, список может быть пополнен).

Предпросмотр

Система позволяет просмотреть готовящееся издание не только в виде списка материалов (отследить в плане готовности к срокам), но и оценить, какими получаются статьи в конечном итоге (Overview): как план полос номера с отображением, полный предпросмотр, маркированные цветом объекты по статусе на полосе, комбинированный вариант. Редактор может поставить в статье заметку (Sticky Note), визуально привязав её к нужному объекту, и после сохранения она появится в файле в InDesign (InCopy), т. е. комментарии получаются и вносятся оперативно, без трат времени на создание ненужных промежуточных результатов. Навигация по всем заметкам удобна в панели Smart Connection. Для понимания общей ситуации с номером можно получить в графическом виде информацию о степени готовности материалов. Простой, но мощный инструмент позволяет в режиме реального времени отслеживать статус всего номера и бросать все силы на отстающие от графика места.

Вывод в каналы

Система позволяют настроить рабочий процесс так, что при достижении статьёй, для которой предусмотрена публикация в т. ч. в веб, статуса «Ready», робот экспортирует необходимые части, форматирует их специальным образом с учётом настроенных шаблонов и сохраняет вне системы для передачи Web-CMS. Для поддержания актуальности размещённой на сайте новости можно использовать ручной механизм (Publish to Internet) — в таком случае она просто обновится. Связь с системами Web-CMS двухсторонняя, т. е. можно не только размещать информацию, но и удалять неактуальную.

Подобным же образом настраивается вывод верстки в PDF. Специальный модуль Made-To-Print определяет, какие файлы InDesign достигли статуса готовности и автоматически создаёт PDF-файлы для отправки в типографию, используя настроенные для конкретного издания профили. Получившийся вывод может быть автоматически выложен в папку или на FTP. Точно также можно автоматически сделать из системы коллект издания, например, для обмена материалами с контрагентами, не использующими WoodWing.

Цифровое издательство

Woodwing стала пионером в данной области, представив законченное решение, позволяющее подготавливать публикации для просмотра на iPad. В ней первой появились интерактивные элементы, которые делали использование электронных изданий принципиально отличающимся от прочтения их бумажных аналогов. Система продаётся в виде коммерческой версии уже не первый год и отлажена гораздо лучше, чем конкурентные решения.

Однако за последний год Adobe (в первую очередь — за счёт бесплатного использования Digital Publishing Suite на этапе бета-тестирования) сделала рывок вперёд, чтобы догнать конкурента. Результаты этой гонки известны: недавно представлена первая коммерческая версия DPS, работающая в связке с InDesign CS 5.5 и ориентированная на подготовку цифровых изданий; существенно расширены интерактивные составляющие. По возможностям в данной сфере продукты сблизились.

У WoodWing несколько тарифных планов на загрузку цифровых публикаций. Есть тарифные планы, рассчитываемые по объему, самый дешёвый включает 100 Гб трафика для одного издания в месяц и стоит 250 евро в месяц без НДС. Такой тарифный план интересен для небольших изданий, так как для объемного журнала вес цифрового номера может достигать 200-300 Мб и предоплаченный объем быстро закончится. Есть тарифные планы, рассчитываемые по количеству загрузок, и самый дорогой из них — 600 евро в месяц, включает 2000 загрузок. Такой тарифный план интереснее для «больших» изданий.

Также как у Adobe, возможно заключение договора на распространение контента на индивидуальных условиях, то есть можно «торговаться», если заказчик понимает, что он вылезет за границы существующих тарифных планов.

Woodwing предоставляет API для интеграции внешних аналитических инструментов, например, Adobe Omniture или Google Analytics. Основная аналитика (количество просмотров страниц, использование интерактивных переходов) доступна через сервис WoodWing Content Delivery Service. Для получения этой базовой аналитики используется также Omniturе.

Внутренний формат цифрового журнала представляет собой не HTML, хотя внутри его может содержаться код HTML+JavaScript, который правильно обрабатывается читалкой (киоском) Woodwing и правильно отображается. В настоящее время среди набора интерактивных элементов присутствуют несколько виджетов, которые при экспорте цифрового журнала превращаются в HTML+JavaScript код, который автоматически встраивается в журнал и отрабатывается потом при просмотре (например, обзор 360 градусов для вращения предмета).

Расширяемость

В стандартную поставку системы входит исчерпывающая документация по вызовам API, что позволяет уже на месте добавлять недостающий функционал. Например, вывод контента для размещения в социальных сетях (Twitter, Facebook), создание генератора QR-кода — доступ к функционалу сервера ничем не ограничен, кроме самого ядра. Чтобы решить проблему кросс-платформенности системы, не вводя клиента в существенные затраты на программирование на языках вроде JAVA или .NET, дополнительные серверные модули пишутся на широко распространённом PHP, что значительно удешевляет задачу.

Цена вопроса

Стоимость системы складывается из: 1) лицензий на ПО WoodWing; 2) стоимости поддержки ПО разработчиком (годовая плата); 3) стоимости внедрения (работы по установке, настройке, обучению и проч.).

Поскольку конфигурация системы Woodwing Enterprise подбирается и просчитывается для каждого клиента индивидуально, а при внедрении установки системы адаптируются и настраиваются под специфические нужды конкретного рабочего процесса, то четкого прайса на модули системы опубликовать невозможно. По запросу любого заказчика предварительный расчёт системы может быть сделан за 2-3 дня, для этого нужно сообщить поставщику системы количество планируемых рабочих мест и их распределение по типам (т.е. фактически необходимо штатное расписание редакции). Для не имеющих возможности приобрести всю систему сразу предусмотрена рассрочка.

Выводы

Woodwing Enterprise — комплексное программное решение на базе InDesign для полноценной подготовки и публикации кросс-медийных изданий, которое позволяет легко и удобно публиковать контент. Особенность — подготовка с минимальными ресурсами материалов для разных каналов распространения (взаимодействие с Drupal, WordExpress и др. CMS-системами), модерация рассылки в виде SMS, Email, лент новостей для смартфонов. Система имеет полный набор инструментов для ведения бизнеса, связанного с распространением изданий на планшетах iPad/Android. Открытая архитектура позволяет легко дорабатывать и наращивать функциональность, а также интегрировать её с другими решениями, делая систему ядром всех издательских процессов.


InDesign плюс…

Модули для расширения функциональности InDesign от WoodWing.

Smart Image автоматически создаёт на полосе текстовые блоки для размещения текста, сопровождающего фотографию: подпись к ней (Caption), информацию об авторстве (Credit). Среди настроек модуля — количество создаваемых блоков (1 или 2), положение относительно контейнера изображения, их геометрия, стили оформления, используемые для обоих текстов, вводный текст (например, «Фото:»). Информация для блоков берётся из соответствующих полей IPTC-фотографии в момент её размещения на странице. Если изображения проходят входной контроль, впоследствии соответствующие поля заполняются автоматически, что повышает эффективность работы верстальщика.

Smart Jump развёрстывает статью, находящуюся на разных страницах издания. В настройках модуля задаются правила переноса: фраза, заканчивающая фрагмент статьи, начинающая её продолжение («Продолжение на стр.»), стили параграфов.

Smart Layout присваивает специальные ярлыки текстовым блокам и контейнерам для иллюстраций. При размещении статьи в публикации (см. «Работа с материалами») её разделы перемещаются в приготовленные блоки с соответствующими ярлыками. Очень быстро и эффективно, особенно с учётом того, что текстовые блоки можно размещать в библиотеках заготовок и ещё немного упростить себе работу.

Smart Styles автоматизирует оформление текстовых блоков и таблиц. Фактически, это расширенный менеджер графических стилей по оформлению контейнеров и их содержимого. Обладая всеми возможностями механизма Alternating Fill/Strokes из InDesign, он идёт гораздо дальше. Может выполнять работу за Excel — менять порядок следования строк по возрастанию/убыванию, использовать формулы для подсчётов с подсветкой специальных полей и др.

Smart Catalog — самый мощный модуль, позволяющий выводить содержимое базы данных, созданной в одном из форматов (Enterprise, ODBC, XML, TXT), по заранее заданным правилам форматирования в вёрстку. Множество настроек позволяют настроить вывод только необходимых полей из БД; если поле представляет собой ссылку на файл с изображением, загрузится само изображение вместо его адреса. В публикации постоянно поддерживается связь с источником, поэтому при внесении изменений в нём в InDesign достаточно выбрать в палитре Smart Catalog пункт Update.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • От высокой печати к цифровой *

    9 августа 2017 г. компании König & Bauer в Вюрцбурге исполнилось 200 лет. На международной арене такого солидного возраста могут достичь только те предприятия, которые используют изменения на рынке и в сфере технологий для инноваций и которые на протяжении многих лет не теряют доверия своих клиентов благодаря надёжному и гибкому подходу, а также разработке и внедрению инноваций. König & Bauer относится к таким предприятиям. Завод Schnellpressenfabrik, основанный в 1817 г., стал предшественником ведущего международного концерна по производству печатных машин, предлагающего уникальные печатные решения.

    Празднование юбилея прошло в сентябре. В этой статье KBA Report мы сначала обратимся к истокам, а потом заглянем в будущее KBA.

     

  • Урок 4: Как действуют фотоинициаторы? *

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки.  Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Morgana DigiFold Pro 385

    DigiFold PRO 385

    Заключение: компактная машина для биговки, фальцовки и перфорации офсетных и цифровых отпечатков, в том числе за один проход. Простота обслуживания, небольшая занимаемая площадь и высокая производительность позволяют рекомендовать её цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей папок, открыток, буклетов и т. п. продукции.

     

  • Точки контакта: коммерческое предложение (часть 10)

    Уже очень многое было сказано о точках контакта1 типографии и заказчиков2. Отдельная статья была посвящена электронной коммуникации (Publish № 9, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201609_20013612).

    И тут я хочу обратить внимание на постоянную рубрику Publish «Тайный Покупатель». Всё общение в ней происходит только по электронной почте. И, как мы знаем, от такого общения автор рубрики пребывает в глубокой задумчивости. На 30–40 запросов приходит только 1–2 исчерпывающих ответа.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     


comments powered by Disqus