101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

"Клейкие" неудачи: причины проблем при монтаже *

  • 26 мая 2011 г.
  • 5556

Виниловая графика — новый импульс в производстве всех типов рекламы, вывесок, рекламных щитов, баннеров и декорирования автомобилей. При надлежащем исполнении она будет очень стойкой, эффективной и привлекательной. Однако немудрено и ошибиться при монтаже на любом этапе.

Например, если на поверхности винила образовались пузыри или морщины, вы на пути к неудаче. Если же винил начал подниматься, отслаиваться или отклеиваться — это уже фактически полный, «официально оформленный» провал. В статье под «виниловым провалом» (vinyl failure) понимается как отказ клиента от наклеенной графики из-за очевидных проблем качества, так и недостаточное приклеивание винила при монтаже. Знание причин «виниловых провалов» позволит избежать неудач при монтаже. Здесь же вы найдёте и несколько решений проблем.

О проблемах при монтаже

Обучение | Самые распространённые проблемы при монтаже — пузыри, морщины, плохая обрезка, неправильное размещение и отсутствие адгезии винила. Первые четыре дефекта всегда связаны с монтажом и, если работу выполняет квалифицированный специалист, случаются редко. К сожалению, одного лишь ракеля и знания, какая сторона винила является клейкой, ещё недостаточно. В зависимости от ситуации, я бы посоветовал нанять профессионала, научиться производить монтаж самостоятельно или обеспечить курс обучения для себя и персонала мастерской. На сайте SGIA.org/PDAA** есть специальная система PDAA Find an Installer Search (Поиск монтажника от ассоциации PDAA) для поиска в США специалистов по монтажу виниловых плёнок с сертификатом PDAA (PDAA Master Certified Installer). Я всему научился сам, мои опыт и квалификация позволяют рассматривать в этой статье проблемы монтажа. Я был назначен авторизованным преподавателем (Authorized Training Provider) от ассоциации PDAA.

 Вот что бывает, если вместо литой плёнки применить каландрированную  Поленились обезжирить в уголке стекла?

Адгезия | Чаще всего плохая адгезия винила заметна вокруг выступающих деталей, на поверхности или краях графики. Если поверхность для нанесения очищена недобросовестно, скорее всего это приведёт к плохой адгезии материала и к «виниловому провалу». Залог хорошей очистки — правильный растворитель, использование двух полотенец (пропитанное растворителем и для протирки поверхности, пока растворитель не испарился) и тщательная методичная работа. Особое внимание краям поверхности. Недостаточный нажим на ракель при наклеивании, отказ от него после удаления маски (если она присутствовала), ошибка с позиционированием и пропуск краёв — надёжные рецепты провала.

Излишнее растяжение | Если в процессе монтажа винил растягивали (да ещё с излишним усердием), «память» плёнки может заставить её приподняться. Лучше всего никогда не растягивать винил на плоских или слегка изогнутых поверхностях. В простых случаях монтажа автомобильной графики, если поверхность изгибается только в одном направлении, старайтесь наклеивать винил в «расслабленной» технике. Для этого приклейте его к краю поверхности и постепенно двигайтесь до углублённого участка, продолжая наклеивание и не позволяя плёнке создавать мосток над поверхностью, чтобы затем не пришлось вдавливать и растягивать плёнку для полного прилегания к основе. Дальше продолжайте в том же духе.

У большинства автомобилей кузов со сложными поверхностями, которые изгибаются в нескольких направлениях одновременно. Плоскую графику, не растягивая винил, на них не нанести.

Даже лучшие виниловые плёнки для труднообрабатываемых фургонов (таких как Sprinter и HHR) не способны оклеить шар для боулинга без швов, трещин или морщин. Специалисты по изготовлению графики должны учитывать ограничения винила — продавать услуги следует, только когда форма поверхности подходит для оклеивания. Это бы значительно упростило работу монтажников. Золотое правило оклейки сложноизогнутых поверхностей — минимизировать растяжение винила. Рецепт успешного монтажа виниловой графики включает несколько ингредиентов: адекватная форма поверхности, правильно подобранная для неё и обработанная плёнка, качественная очистка, минимальное растягивание и нагрев после нанесения.

Вы уверены, что нанимали настоящего профи для этой работы?

Перетянули!

Нагрев | Выполняется после того, как изображение было должным образом приклеено, исправлены все дефекты и не осталось неприкатанных участков и пузырьков воздуха.

Для нагрева винила используйте самый мощный режим термопистолета (фена). Медленно перемещайте его над наклейкой и постоянно проверяйте показатели ИК-термометра (IR Surface Temperature Thermometer — инфракрасный термометр для измерения температуры поверхности), чтобы знать, когда винил нагревается до нужной температуры. Выясните у производителя винила, какая температура рекомендована для каждого вида плёнок, хотя для передовой технологии вам могут информацию и не предоставить. Мой опыт показывает, что правильно приклеенный винил (без пузырьков воздуха под поверхностью), начнёт гореть при температуре 135–148 °С. Независимо от марки, я обычно рекомендую нагревать его до 107–121 °С (надеюсь, это станет стандартом в инструкциях по использованию плёнок для сложных кривых поверхностей). PDAA советует производить нагрев наклейки так же тщательно и методично, как и другие этапы работы.

Многие ошибки случаются по вине монтажника — слишком многое может пойти не так. Каким бы хорошим специалистом он ни был, есть вещи, которые от него не зависят и находятся за пределами его компетенции.

Трудности с плёнкой и поверхностями

Задача профессионала в подготовке и монтаже графики — убедиться, что для каждого вида работ используется соответствующая плёнка. Не делайте таких заявлений: «Марка Х никуда не годится» или «Винил марки Y лучший». Ведь Y лучше подходит для одних работ, а Х может быть создан для другого. На каждой фабрике производится уйма виниловых продуктов. Ведь не существует универсального материала, идеально подходящего для любой ситуации. Всегда будьте в курсе событий и следите за новинками рынка. Невозможно знать всё, но научитесь пользоваться ресурсами, где можно найти и выбрать подходящую плёнку для любого задания (интернет, торговые представительства, дистрибьюторы, онлайн-службы, телефонные линии помощи, руководства по выбору продукта).

Например, некая компания (назовём её ABC) продала свой проект одному крупному заказчику. Проект предполагал использование цифровых отпечатков для оформления потолка в месте большого скопления людей. С этой целью они купили большое количество винила торговой марки Х, создали дизайн, отпечатали его и смонтировали. И всё это лишь для того, чтобы через считанные дни отпечатки в буквальном смысле отвалились. ABC никогда не консультировалась с производителем, подойдёт ли марка для такой работы. Они просто заказали кучу винила у местного дистрибьютора и пустили в ход. Клиент был, мягко говоря, расстроен. После случившегося ABC первым делом связалась с производителем винила Х и выяснила, что приобрела неподходящий продукт, на который не предоставлялась гарантия, так как он не рекомендован для такого рода целей. Однако, ради сохранения репутации, марке Х пришлось участвовать в разрешении ситуации.

Подходящая плёнка и квалифицированный монтажник на самом деле не гарантируют успех. В той же степени важны тип, состояние и подготовка поверхности для нанесения. Пример пояснит мою идею. Компания с западного побережья связалась со мной, чтобы заказать работу по монтажу графики на ограждении в торговом центре на открытом воздухе. Так как я был занят, посоветовал им обратиться к моему коллеге — сертифицированному специалисту. Работа казалась очень простой: наклеить большие настенные виниловые отпечатки на окрашенную деревянную панель.

К тому времени, когда должна была начаться наклейка, я уже освободился, да и коллега попросил помочь. Мы взяли рулоны с запечатанным винилом и прибыли на место монтажа в 6 утра. Обычно рекомендуют, чтобы поверхность для наклеивания плёнок была очень гладкой. В нашем случае стены были окрашены глянцевой или полуглянцевой краской. Однако текстура самого дерева была грубой и шероховатой. Мы попытались сделать первый монтаж, но плёнки не клеилась сов-
сем. Мы осознали, что попали в беду. Мы не могли связаться с заказчиком из-за разницы часовых поясов, поэтому сложили вещи и ушли. Я до сих пор не знаю, в чём была причина проблемы — шероховатая поверхность или химический состав краски, препятствующий приклейке. Возможно, сыграли роль оба фактора.

Учимся на ошибках | Это лишь два примера из сотен проблем, с которыми я сталкивался. Если у вас есть сомнения по поводу какой-либо работы или типа поверхности, свяжитесь с производителями винила и узнайте, что они рекомендуют. Иногда у них может быть в наличии продукт, который подходит вам идеально. Или же, если объём работы достаточно велик, они могут согласиться провести испытания и подобрать подходящий по уровню адгезии материал. А может случиться так, что у них просто нет плёнки, которую можно приклеить к леднику на Северном полюсе.

Из моего опыта я усвоил, что литой винил лучше применять для наружной графики. Его нельзя устанавливать без предварительной ламинации или маски. Носители, ламинированные жидким способом, сложнее в работе, в отличие от ламинированного винила их труднее удалять, они менее долговечны. Графика с жидким ламинатом должна иметь маску. А PDAA не рекомендует использовать её для поклейки на автомобильных кузовах со сложными формами. Винил не прилипает к резиновым поверхностям, силикону или стеклу, обработанному средством Rain-X (антидождь).

Осложнения после струйной сольвентной печати

Для производства большей части графики используется сольвентная струйная печать. Если сольвенты остались в виниле или в клее, это также может стать причиной «винилового провала». Однако подобная трудность легко преодолима. Сольвенты (растворители) обеспечивают проникновение чернил в поверхность винила. При контакте с ним размягчают и попадают на клеевой слой. До начала ламинации сольвенты должны диффундировать из материала.

Диффузия — процесс переноса жидкости или газа из области с высокой концентрацией в область с низкой. В нашей отрасли его обычно называют «отверждение». Только когда оно полностью завершено и все сольвенты испарились, виниловая графика готова к ламинации и последующему монтажу. Если чернила не полностью закрепились, значит, растворители все ещё находятся в клее или виниле.

Присутствие растворителей чрезвычайно губительно как для винила, так и для клеевого слоя. И проблема встречается чаще, чем вы думаете. Сольвентные чернила на 80-90% состоят из растворителей. То есть для производства прекрасных цветных изображений в цифровой печати используется море растворителей и совсем чуть-чуть чернил.

Отверждение | Перед тем как ламинировать плёнку, убедитесь, что сольвентные чернила полностью закрепились на материале. Ламинировать цифровую печать сразу после их нанесения — всё равно, что играть в русскую рулетку с шестью пулями в барабане. Пока в США нет устройств, упрощающих закрепление чернил. Но в недавней поездке по Европе я узнал о двух компаниях, которые разработали отверждающие устройства. К моменту публикации статьи я проведу их тестирование (свяжитесь со мной, если заинтересуют результаты исследования).

А пока попробуйте такой метод: установите оконный вентилятор над полом так, чтобы он дул строго вверх. Дабы удерживать винил и не позволить ему опрокинуться, установите над вентилятором молочный ящик или проволочную корзину (что-то с отверстиями для пропускания воздуха). Поставьте рулон вертикально и расслабьте так, чтобы завитки материала не касались друг друга. Установите винил на корзину. Убедитесь, что воздух проходит между слоями рулона. Это позволит растворителям беспрепятственно испаряться. Частицы растворителя будут перемещаться из области более высокой концентрации (винил и клей) в менее концентрированный воздух между слоями рулона. А вентилятор обновит воздух между слоями винила, поддерживая низкую концентрацию растворителей. Чтобы высушить графику, понадобится 12–24 часа, что позволит уложиться в любые разумные сроки заказчика.

Эффект от воздействия сольвентных чернил. После печати носитель не досушили

Недосушенные сольвентные отпечатки легко могут отклеиваться

Заключение

Вот несколько вещей, которые следует знать производителям графики. Для хранения и перевозки рулоны должны быть свёрнуты изображениями наружу. Каждая партия графики должна включать также схемы и план размещения поверхностей. Чтобы избежать повреждений, хорошо упаковывайте графику. Обрезка белых полей графики должна производиться в вашей мастерской, на большом столе и с хорошей линейкой. Не оставляйте эту работу монтажнику — ему будет очень сложно сделать это на гравии автомобильной стоянки или на грязном полу гаража.

Требования производителей к монтажникам:

  • начинайте работу только после того, как прошли необходимое обучение;
  • приходите на работу вовремя;
  • следите за своим внешним видом и ведите себя профессионально с заказчиком;
  • возникшие проблемы обсуждайте сначала с нами, а не с клиентом.

И вот что должен знать каждый. Мы все обязаны сотрудникам SGIA и PDAA за помощь нашей отрасли. Они обеспечивают нам возможности для развития, обучения и сотрудничества. Желаю вам успешной работы и хорошей графики!


Об авторе: Роб Айверс (rob@robivers.com), владелец Rob Ivers, Inc (www.robivers.com), с 1978 г. лидер в сфере обучения, инноваций и техники в отрасли виниловой графики; проводит семинары, практические занятия и публикует статьи; сам монтирует виниловую графику для клиентов.

* Статья публикуется с разрешения и при содействии ассоциации SGIA. © 2010—2011, SGIA Journal, VI кв. 2010 г. Все фото в статье предоставлены SGIA.

** Альянс профессионалов в области монтажа самоклеющейся графики (PDAA, Professional Decal Application Alliance http://www.sgia.org/pdaa/join_pdaa.cfm ). — Прим. перев.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ничего не найдено.


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12