101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

CTP для общего случая

  • Дмитрий Старцев
  • 17 сентября 2010 г.
  • 8980

Heidelberg Suprasetter

Kodak Magnus 400 II

ECRM Mako 4x

DotLine NA 55 V2

Cron UVP-4664

Punch Graphix basysPrint UV Setter 850

Eщё недавно все CTP можно было строго разделить по назначению (для коммерческой или газетной печати), а производители указывали его в спецификации устройств. Это сложилось не стихийно и было продиктовано особенностями недавно появившихся технологий: «фиолетовые» машины работали быстро, но с низким разрешением, а термальные — более качественно, но помедленнее. Первые оказались больше всего востребованы в газетной печати, а вторые — в журнальной и коммерческой (благодаря высокому качеству), упаковочной (за счёт формата VLF и стабильности геометрии).

С развитием технологии они сблизились по свойствам. До сих пор на рынке есть специализированные решения: например, высокоскоростные газетные CTP (формат обрезан до 900´600 мм, разрешение 1200 dpi, автозагрузка, умение работать с двумя «половинками») или Ultra High Resolution для защищённой печати (невысокая скорость вывода, но разрешение до 10 000 dpi). Много примеров, когда одно устройство служит разным задачам. Например, если в типографии есть листовые печатные машины и небольшая газетная ротация, то в неё могут поставить термальную CTP, которая и будет работать в основном на коммерческие заказы, а раз в неделю выводить формы для печати газет. Но для типографии, обеспеченной короткими офсетными тиражами, выгодно и приемлемо по качеству работать на «фиолетовой» CTP. Тип источника излучения в CTP не означает, что устройство относится к тому или иному классу или имеет определённую специализацию. Покупателям нужны более совершенные системы экспонирования.

Если типография покупает первый CTP, то наверняка навыка работы на нём нет ни у кого. Как строить работу? Какие устанавливать смены для персонала? И сколько людей нужно, чтобы всё работало? Постепенно осознаются нюансы нового оборудования, приходит понимание сути работы. Нельзя забывать, что формный участок — это хоть и важная, но всё же вспомогательная часть основного процесса — создания печатной продукции. Качество изготовленных форм напрямую определяет качество конечной продукции. Но сам по себе формный процесс денег не приносит, цель повышения его эффективности не в извлечении дополнительной прибыли, а в снижении издержек. (Хотя сейчас уже есть несколько примеров, когда типографии, купившие себе CTP, осознали, насколько он превосходит их внутренние потребности, и теперь активно предлагают формы «на вынос», надеясь извлечь благодаря этому дополнительную прибыль. Есть и примеры репроцентров.) Главный вопрос, который должен задать себе покупатель CTP: станет ли печатная машина больше печатать и меньше простаивать в ожидании форм? И не ляжет ли цена за производительное CTP тяжким бременем на прибыль всего производства? Перед покупкой CTP нужно всё хорошенько просчитать: сколько приладок в день делается, сколько стоит вывод на стороне, во сколько обойдётся аренда помещения и зарплата оператора CTP, обслуживание машины. Есть мнение, что в общем случае в типографии должны работать как минимум две 4-красочные машины. До этого порога задумываться о приобретении CTP следует только в особых случаях.

Рынок

Картину по долям рынка и росту инсталлированной базы Publish уже традиционно уточняет в конце каждого года на круглом стола. Далее мы отметим изменения, которые произошли на российском рынке за первое полугодие. С конца прошлого года «ЯМ Интернешнл» предлагает на рынке CTP-системы Screen для флексографии. А в мае 2010 г. было объявлено о расширении сотрудничества с этим производителем и начале поставок в Россию и страны СНГ термальных офсетных систем CTP Screen. Соглашение подписали на Ipex-2010. По мнению Михаил Шпилькина, руководителя отдела продаж расходных материалов и допечатного оборудования «ЯМ Интернешнл», Screen — ведущий мировой разработчик допечатных решений, отлично зарекомендовавший себя на российском рынке. По словам Михаила, сейчас на отечественных предприятиях установлены и работают более 70 единиц техники этой марки: «Не секрет, что большое количество CTP, поставляемых в Россию и другие страны под разными марками, на самом деле произведены на заводах Screen. Так что сотрудничество с этой компанией очень почётно для нас, а столь значительное расширение сферы взаимодействия в допечатной области открывает новые перспективы и для нас, и для отечественной полиграфии в целом».

Продуктовая линейка «ЯМ Интернешнл» по направлению термальных офсетных CTP включает решения для всех видов полиграфического производства — от машин формата В2+ (PlateRite 4X00) до VLF (PlateRite 16000). Полку Screen прибыло в тот самый момент, когда один из бойцов покинул строй: российский офис «Полиграфических систем», занимавшийся и поставками CTP этого производителя, был закрыт без объявления причин. Формально поддерживающая отношения с Optotec «Паритет» продавать его на территории России не собирается, поэтому CTP этого производителя исчезли из нашего справочника. Зато вместо этого добавлены устройства китайской CRON. По словам Михаила Ложникова, заместителя директора «Паритета», эти машины дешевле примерно в 1,5 раза по сравнению с «брендовыми» CTP со схожими характеристиками, при этом качество изготовления очень высокое. Кроме того, одна из серий CRON работает на обычных пластинах, что делает её очень экономичной в плане использования. «МакЦентр», являющаяся крупнейшим дилером Agfa в России, начала поставки допечатного оборудования этой марки. По словам директора «МакЦентра» Александра Хавжу, в начале лета AGFA Graphics объявила о перестройке каналов продаж в России: «В рамках этой перестройки нам было предложено расширить спектр продаваемых товаров, включив в него оборудование CTP».

Линейка предлагаемых CTP-систем включает термальные :Avalon N и экономичное «фиолетовое» устройство CTP :Avalon V4. Все аппараты также предлагаются в версиях для работы с не требующими химической обработки пластинами :Azura TS, :Azura V. Пластины в устройство могут загружаться как вручную (при экспонировании одной вторая уже может быть загружена, что существенно экономит время оператора), так и из одно- и многокассетных автозагрузчиков. В «МакЦентр» создана группа, специализирующаяся на этом направлении, идёт наполнение склада — ожидается поступление аппарата :Avalon N10-S, начата рекламная кампания. Благодаря тому что представительство «AGFA Москва» взялo на себя функции сервисного центра, компании-поставщики могут избавиться от самой тяжёлой и неприбыльной части продаж — гарантийного и послегарантийного обслуживания оборудования. Так как продавцам не нужно содержать штат инженеров, возможно, число фирм, предлагающих CTP от Agfa в России, вырастет.

Назначение

Формальное деление CTP-устройств на группы в зависимости от печатной продукции, для производства которой они предназначены, осталось. Но оно уже не играет решающей роли при выборе в конкретном случае. Требованиям к каждой группе могут соответствовать устройства, позиционируемые для другого сегмента. Можно сказать, что большинство представленных на рынке моделей если не стали «пограничными», то сильно к этим границам придвинулись. В любом случае выбор CTP лучше начинать с вопроса: «Что будет печататься с этих форм?»

Коммерческая продукция. Вам понадобится устройство, обеспечивающее высокую линиатуру печати и качественное растрирование с хорошей проработкой светов и теней. Хотя это функции растрового процессора, устройство должно создать ему необходимые условия — иметь достаточное разрешение и хорошую повторяемость.

Если не собираетесь ограничиваться чистой триадой, изготовленные формы должны допускать использование металлизированных красок и УФ-лака, иначе придётся сохранить аналоговый формный участок для изготовления нескольких форм в неделю.

Весьма вероятно, что вас будет интересовать цена формных пластин, — коммерческие тиражи становятся короче, и доля стоимости форм в них всё заметнее. В зависимости от парка оборудования может быть важна и цена устройства.

Рулонная печать журналов, являясь разновидностью коммерческой печати, имеет свою специфику: более сложные схемы перфорации, небольшие клапаны и формат, обычно превосходящий 8 страниц. Устройство должно обеспечивать нормальное качество форм, хотя и «без фанатизма»: на рулонных машинах вряд ли удастся стабильно печатать с линиатурой более 150 lpi и обеспечивать 1%-ную точку в светах и 99%-ную в тенях, а для обложек, обычно печатающихся на листовых машинах, вполне достаточно 175 lpi.

Цена форм практически не важна, а вот их тиражестойкость будет совсем не лишней — убытки от простоя рулонной машины на время переделки формы и повторной приладки могут быть весьма велики.

Газеты. Тут самое главное — производительность, а с нею тесно связаны вопросы рабочих потоков, подачи форм, их контроля по содержанию и качеству, адекватной перфорации и загибки. Очень важна тиражестойкость и прочность форм — из-за высоких убытков при простое печатной машины на переделку формы. В последнее время из-за роста интереса газетных типографий к «полукоммерческой» продукции актуальны УФ-краски и повышенное разрешение устройства. Опираясь на описанные требования, можно делать предварительный отбор моделей.

Как в жизни

Российская действительность — непродуманность действий, а иногда и безалаберность — во внедрении технологии прямого экспонирования форм создаёт дополнительные трудности. Некоторые руководители типографий винят в этом новизну неотработанной технологии, но трудности гораздо больше связаны с отсутствием необходимой рабочей дисциплины и обученного персонала. Для тех, у кого CTP ставится на замену старой плёночной технологии, проблемы будут совсем другими, чем в типографиях, организуемых «с нуля». В последнем случае помещение проектируется с учётом особенностей оборудования прямого вывода форм. А на старых полиграфических производствах может быть полный комплект неблагоприятных условий: старые пыльные помещения и привыкший работать по старинке персонал, а значит, не готовый эксплуатировать новое оборудование.

Источником проблем и соответствующих решений могут стать незначительные на первый взгляд факторы. Есть не один пример, когда в типографиях устанавливается оборудование для работы с беспроцессными пластинами только потому, что для размещения полноценной проявочной машины в линию просто нет места — цех слишком маленький. Если производство находится на некотором удалении от центров поставок и зимой пластины нужно долго везти на морозе, то нужно учитывать, что «фиолетовые» и термальные пластины восприимчивы к низкой температуре, они «мёрзнут».

Отдадим должное поставщикам-профессионалам. Именно они стоят на страже интересов клиента, наверное в большей степени, чем при покупке любого другого типа оборудования. Печатные или послепечатные машины неплохо изучены, и хорошие механики в типографии могут быстро разобраться в причинах проблем, а иногда и устранить их самостоятельно сразу или после консультации по телефону. А устройство CTP — это «чёрный ящик», залезать внутрь без соответствующей подготовки дорого обойдётся. Поэтому при любой непредвиденной остановке сервисным инженерам приходится бросать все дела — и на самолёт, спасать репутацию. Поэтому ставить абы какую систему просто невыгодно. На мой взгляд, за исключением нескольких упомянутых ниже факторов, сейчас выбор CTP сводится к выбору поставщика, надёжного партнёра, который имеет большой опыт в установке и обслуживании CTP. Именно он подскажет типографии, на что обратить внимание при покупке устройства. Для коммерческих работ понадобится CTP, производящее пластины с высокой линиатурой и с хорошим воспроизведением точек в светах и тенях. При использовании фолиевых и УФ-красок нужно позаботиться, чтобы технология вывода могла давать формы, стойкие к агрессивной среде. А учитывая тенденцию непрерывного сокращения тиражей, внимание к цене пластин будет только возрастать.

Производительность систем CTP

Это скорость экспонирования форм в штуках определённого формата и с конкретным разрешением за единицу времени. Общая производительность формного участка зависит и от установленных устройств: само выводное устройство, растровый процессор, одно- или многокассетный загрузчик пластин разных форматов, приёмный стекер, проявочная машина. Неразумно покупать скоростную (и дорогую) машину CTP с ручной загрузкой. Вся линия устройств должна быть сбалансирована по скорости. Какая вам нужна, производительность? Ответ ищите во врезке «Что мне нужно?».

Разрешение

Давно перестало быть предметом для гонки производителей, стандартных значений 2400 или 2540 dpi хватает с избытком для решения всех задач типографии, хотя большинство заявляют разрешение много больше 3000 dpi, а у Screen есть модели и на 4000 dpi. При выводе форм на «фиолетовых» CTP всегда можно снизить разрешение и тем самым увеличить скорость экспонирования.

ПО

Растровый процессор (RIP). Часть устройств по умолчанию поставляются только с программой управления, работающей с однобитными TIFF-файлами, которые предварительно надо получить при помощи какого-то RIP. Подавляющее большинство устройств CTP имеет растровый процессор. Различные программные модули могут обеспечивать дополнительные функции: стохастическое растрирование, оптимизация цветоделения с целью снижения расхода краски, гибридное растрирование вроде Agfa :Sublima или Screen Spekta 2, которая позволяет улучшать воспроизведение деталей при обычном разрешении и без перенастройки печатного процесса. Все продаваемые в России аппараты Kodak поддерживают стохастическое, гибридное и высоколиниатурное растрирование — первое и последнее, как правило, штатно включено в комплект поставки. По информации «Нисса», часть заказчиков активно применяет стохастическое растрирование.

Цветопроба. Все растровые процессоры позволяют выводить на широкоформатном принтере корректурные оттиски форм, поддерживают функцию цветопробы или имеют такую опцию. При этом корректура и цветопроба могут печататься из исходных PS- или PDF-файлов, из промежуточных форматов RIP или однобитных TIFF-файлов сепараций.

Управление техпроцессом. Все изготовители предусматривают работу устройств в АСУ техпроцессом. Это пригодится типографиям, у которых уже работает программа АСУ, но нужно убедиться в совместимости ПО. Или же производитель CTP предлагает купить в дополнение к CTP «родную» систему управления. Опция это недешёвая и может потребовать значительных затрат не только в момент приобретения, но и внедрения. Поэтому нужно чётко понимать, какую выгоду вы можете приобрести. Для маленьких типографий или печатающих один заказ в смену она может и не пригодиться.

Приводка

Есть несколько вариантов создания форм с хорошей приводкой: предварительная перфорация и позиционирование пластины по штифтам перед экспонированием, позиционирование пластины в CTP по верному углу или по передней кромке. Предварительная перфорация обеспечивает точную приводку изображения на форме по отношению к штифтам без дополнительных устройств. Печатные машины требуют разную перфорацию, поэтому, если они в типографии от разных производителей, понадобится опция с перфорацией под все виды штифтовой приводки. По признанию директора одной типографии, в которой установлены малоформатные печатные машины нескольких производителей, они не продвинулись в процессе покупки CTP потому, что никто из поставщиков не мог сделать предложение, в котором были бы все виды штифтовой пробивки, требующиеся на производстве.

Альтернативный вариант универсален и значительно дешевле, но менее стабилен и требует дополнительного оборудования: как минимум, нужен ручной перфоратор и умелые руки оператора.

Источники светового излучения

Определяются типом пластин. Серебросодержащие и фотополимерные формы требуют недорогого фиолетового лазера. Его невысокая мощность обеспечивает значительный срок службы, например, фирменная гарантия на лазеры cистем Fujifilm составляет 5 лет.

Термальная технология требует больше энергии на поверхности пластины в процессе экспонирования, поэтому срок службы линеек термальных лазеров меньше, а стоимость изготовления больше. Это связано с тем, что у термальных пластин чувствительность ниже, чем у «фиолетовых», — последние можно быстрее экспонировать.

Выход из строя одного лазера замедляет работу устройства, иногда значительно. Поэтому в Agfa :Avalon №8 серий 50 и 70, Kodak Magnus серий Quantum и TrendSetter, Screen PlateRite 8800 используют другую схему. Лучи нескольких лазеров сначала собираются вместе, затем общий луч вновь разделяется на несколько, и каждый модулируется отдельно. Тогда при выходе из строя одного или даже нескольких лазеров увеличивается мощность остальных (благо, запас у них есть), и устройство продолжает работать на той же скорости. В одной из типографий посчитали, что замена вышедшей из строя лазерной головки может оказаться очень дорогой и занимать много времени. Поэтому и выбрали Screen, так как в этом аппарате используется вышеописанная технология GLV: вместо одного лазера в головке установлено несколько лазерных диодов.

Для экспонирования традиционных пластин в basysPrint UV-setter и Luesher Xpose! UV есть несколько обычных фиолетовых диодов, к излучению которых УФ-пластины чувствительны.

Качество изображения у всех технологий уже давно сравнялось, поэтому можно со спокойной совестью говорить, что все они пригодны и для коммерческой, и для газетной печати.

Автоматизация

Самая простая опция — проявка в линию. Против только два довода — «нет места» и «дорого». Хотя есть устройства, которые проявку в линию не поддерживают: Agfa :Advantage Xm, Cobra от HighWater и Speedsetter от Xante, Screen PlateRite Niagara.

Весьма популярна опция автоматической подачи форм из кассетного загрузчика. В сочетании со встроенной пробивкой форм получается линия по созданию готовых для установки в печатную машину форм. Прямая экономия на операторах CTP — они больше не нужны. Есть типографии, где этим воспользовались в полной мере: задание на вывод отправляет оператор препресса, а формы забирает печатник, больше никого в этом процессе нет. Так решается одна из задач вспомогательного процесса — экономия. Нужно учитывать, что наибольшую выгоду все опциональные устройства приносят только в комплексе.

Тиражестойкость

Какой бы высокой ни указывалась, производитель получает «цифру» в идеальных условиях работы. Для реальной жизни нужно учитывать совершенство выводного устройства, его возраст, режим изготовления формы. Стойкость термальных пластин сейчас велика, хотя обычно и ниже заявленной производителем. Обжиг пластин увеличивает их стойкость. Но если взглянуть на цифры обычных тиражей любой коммерческой типографии, то вряд ли там обнаружится слишком много заказов свыше 20 тыс. отт., большой тираж — это скорее исключение. Всё больше в структуре заказов становится тиражей не то что меньше 1000-2000 отт., а даже меньше 500. И мудрые производители рассуждают: к чему создавать пластины для печати свыше 50-100 тыс., если тиражи не выходят за эти рамки? Ведь тех, что есть на рынке, вполне достаточно. Высокая тиражестойкость форм нужна в первую очередь типографиям, печатающим упаковку и этикетку, да ещё рулонным журнальным, но они сами всё прекрасно понимают и делают соответствующие выводы о технологии CTP.

В итоге

При достаточно высоких ценах никто не будет покупать просто «чёрный ящик с формами», типография захочет решение: например, по снижению затрат, увеличению общей производительности полиграфического производства или повышению удовлетворённости заказчиков. Внедрение CTP, конечно, не решит всех проблем, но гарантированно повысит оперативность и качество изготовления форм. Не так уж мало для полиграфического производства.


Технологии и форматы

Как справедливо заметил Михаил Кувшинов («НИССА Центрум»), споры о важности технологии экспонирования — термальная или «фиолетовая» — практически прекратились, переместившись в другую плоскость. Констатируем: в прошедшем году было продано 72% термальных систем, остальные — «фиолетовые». Влияния альтернативных технологий на российском рынке не заметно. В общей инсталлированной базе термальных систем 55%, «фиолетовых» — 43%, оставшиеся 2% погоды не делают — только 6 систем работают с обычными пластинами.

По типам пластин год оказался консервативнее предыдущего. Лишь две CTP Agfa были установлены в конфигурациях для свободных от химии пластин. Очевидно, поддерживаемая производителями пластин и борцами за экологию тенденция перехода на беспроцессные или свободные от химии технологии себя ещё проявит — при оживлении рынка. Сейчас явно не время. А вот продажи систем для серебросодержащих пластин вряд ли будут расти — за год установлена только одна (в 2008 г. — 5, в 2007 г. — 9). Вероятная причина — такие пластины выпускает только Agfa. Но, как заметил Шпилькин, и миграции пользователей серебросодержащих пластин на другие также не наблюдалось. Сравнение диаграмм продаж 2008 г. и 2009 г. по форматам позволяет говорить о том, что гипотетическое предположение об «улыбающейся» кривой продаж для любых рынков в период кризиса проявилось и в секторе CTP. В такие периоды наибольшее снижение кривой наблюдается в среднем секторе, а самые дешёвые и самые дорогие решения страдают меньше. Хотя прямой зависимости между форматом и ценой нет, для рынка CTP 4-полосные системы обычно представляют собой ту самую золотую середину. В какой-то степени к ней можно отнести и 6-полосные газетные машины. В общей структуре продаж доли этих секторов снизились, хотя 6-полосный потерял немного. Именно нахождением в золотой середине Кувшинов объяснил и отсутствие за прошедший год продаж беспроцессных систем Kodak. Зато однозначно самые дорогие VLF-решения (помимо формата, они обычно богато оснащаются периферией и ПО) выросли с 3% до 8,3%.

Среди поставщиков в секторе 4-полосных систем лидируют «Гейдельберг-СНГ» (6) и «Терем» (5). По три 6-полосных машины установили «НИССА Центрум» и «ЯМ Интернешнл». В 8-полосном секторе первенство у «НИССА Центрум» (7), далее — «Гейдельберг-СНГ» (5). И почти все «сливки»VLF-системам сняла «НИССА Центрум» — 4 системы составили 80% продаж. Ещё одна инсталляция у «Терема».

– И. Терентьев, Publish № 1/2, 2010 (http://publish.ru/publish/2010/01-02/12079231/).

Что мне нужно?

Рассмотрим пример расчёта требуемой реальной производительности устройства CTP. Пусть в нашей типографии две 4-секционные машины формата В1 и В2. По данным за декабрь прошлого года (пиковая нагрузка в типографиях), печатники за 12-часовую смену делали в среднем по 6 приладок на большой машине и по 7,5 на маленькой.

Мы рассчитываем сократить каждую приладку на 15 минут за счёт предустановки красочных аппаратов по данным из системы АСУ ТП, лучшей приводки и более быстрого достижения баланса краска/вода на цифровых формах. Тогда мы сможем выполнять по 12 : (12 : 6 - 0,25) = 6,9 приладки за смену на большой машине и по 12 : (12 : 7,5 - 0,25) = 8,9 на маленькой.

Следовательно, нам нужно изготавливать в среднем за час 6,9 ´ 4 : 12 = 2,3 формы большого формата и 8,9 ´ 4 : 12 = 3 половинного. Приблизительно считая, что форма половинного формата требует для изготовления на 20% меньше времени, чем форма полного, получаем среднюю потребность в формах 2,3 + 3,0 ´ 0,8 = 4,7 формы полного формата в час.

С учётом пиковых нагрузок, когда все формы нужны одновременно, увеличиваем это число на 50% и получаем 7 форм/ч. Следовательно, для наших условий подходит практически любое устройство с ручной загрузкой форм.

В соответствии со вторым принципом использования CTP (сокращение стоимости рабочей силы) стоит подумать о приобретении втрое более производительного устройства, но вместо круглосуточной работы оставить на формном участке одну 8-часовую смену. 

К. Игнатов «Кратчайший путь к формам» (Publish № 8, 2008).


CTP для коммерческой типографии

Рост инсталлированной базы CTP в 2006-2009 году

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12