101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Истории с Ipex

  • Игорь Терентьев
  • June 29, 2010
  • 3940

Был, есть и будет

Так получилось, что для меня этот Ipex был первым. Поэтому всё было внове, но общее впечатление — очень благоприятное. В чём-то даже, несмотря на заметно меньший масштаб, лучше Drupa. Может быть, причина именно в более обозримом масштабе? Выставка чётко выстроена, павильоны расположены полумесяцем, по цепочке, в соответствии с техпроцессом — препресс, печать, послепечать. Расстояние между самыми отдалёнными точками не превышает 10-12 минут ходьбы. С удивлением узнал о 130-летней истории Ipex — это уже 25-я, юбилейная. Начиналась она в 1880 г. в Лондоне. Судя по афишам в ретроспективной статье, в Бирмингем выставка перекочевала в 1988 г. Но вернёмся в наши дни…

До самого последнего момента не было ясности. Будут ли открыты аэропорты Британии? Не забастует ли British Airways? Похоже, расставленные повсюду на выставке и в окрестностях картонные группки людей — это план

Организаторам удалось практически полностью распродать все площади примерно 1000 компаний из 40 стран — хороший знак для печатной индустрии. За день до окончания сообщили о 50 000 посетителей, к которым можно добавить ещё 20 000, проходивших по категории представителей экспонентов — ведь бизнес не менее успешно делается и между экспонентами. Заметен рост посетителей из-за границы — 48%, что на 6% выше показателя прошлой выставки.

Champions in Print

Справедливости ради, с Ipex-2006 нужно сравнить и другие показатели. Экспонентов тогда было чуть больше — 1174. Но это ожидаемо — в отрасли происходит консолидация. А посетителей практически столько же — 52 000. В условиях, когда экономику по-прежнему лихорадит, а природные катаклизмы добавляют экстрима, устроители вряд ли надеялись на более благоприятный исход.

Среди нововведений Ipex-2010 — конкурс Champions in Print. Его идея — отдать должное наиболее уважаемым людям отрасли, сделавшим для неё что-то действительно важное и эпохальное. Он проходил целый год, а итоги подвели на самой выставке. Первыми победителями стали: Бенни Ланда, Фрэнк Романо, Боб Гаврон, Джон Кросфилд, Майк Гордон (RR Donneley), Джон Уорнок, Чарльз Гешке, Дэн Гелбарт. Призы за трёх последних приняли представители Adobe и Kodak. Полный список победителей будет объявлен позже.

Президентом Ipex-2014 стал директор направления профессиональной печати Canon Europe Дэвид Прескетт — молодой и энергичный. Надеюсь, остальные не воспримут это близко к сердцу…

21 мая организаторы назвали президента Ipex-2014. В какой-то степени эта должность — аналог свадебного генерала. Вряд ли он серьёзно вовлечён в организационные и технические вопросы. Но является лицом выставки и должен обладать определённой харизмой. Президентом Ipex-2010 был Джордж Кларк — директор Heidelberg UK. Похоже, он стал последним президентом, представляющим производителя традиционной офсетной полиграфической техники. Настали другие времена — на выставке правит бал «цифра». Поэтому выбор у организаторов был очень непростым. Сразу несколько компаний претендуют на лидерство, каждая предъявляет собственные аргументы (обычно выбирая сектора, где они действительно лидеры). Тут уже не померяешь по объёму продаж — уж больно диверсифированные у компаний портфели решений. Как из них вычленить то, что ориентировано на полиграфию? По размеру стенда на этот раз лидировала HP. Но есть ещё ряд игроков — Xerox, Canon, Ricoh, Kodak, Konica-Minolta, Screen, Fujifilm. Все хотят и стремятся, ставят себе высокие цели… Что ж, как ни тяжёл был выбор, он сделан.

Прямая и явная угроза?

Три цветные струйные ЦПМ, печатающие на мелованной бумаге, — явный вызов их создателей рынку офсетной печати. Kodak, Fujifilm и Screen позиционируют свои решения для печати привычной полиграфической продукции с офсетным качеством (книг, журналов, плакатов и т. п.), не делая особого упора на цифровую специфику, типа переменных данных.

Машина на стенде была в полной конфигурации, но в самом простом варианте финишинга — печать с рулона на рулон. Образцов широко не раздавали — желающие могли изучить отпечатки, выставленные под стеклом. К ним претензий не было.

Все три решения — разные, хотя на первый взгляд машины от Fujifilm и Screen кажутся близнецами. Но рулонный Kodak Prosper 5000XL стоит особняком. ЦПМ построена на базе уникальной технологии с непрерывным истечением чернил Stream. Обеспечивает скорость до 200 м/мин, на выставке демонстрировалась с шириной рулона 648 мм (ширина печати до 622 мм). То есть с учётом схемы 4+4 способна выдавать за минуту 248,8 м2 запечатанных изображений или до 3600 полос А4. Без компромиссов по качеству, с линиатурой до 175 lpi, на бумаге 30–300 г/м2, мелованной или немелованной, глянцевой или матовой.

В Kodak обещают ни много ни мало — революцию в печати. Первые Prosper 5000XL уже установлены в типографиях заказчика. При базовой цене от 4 млн евро за штуку уже получены сотни заказов. Генеральный директор Антонио Перес признал, что компания не сможет поставить такое количество машин в этом году. Хотя создатели обещают, что решение будет иметь привлекательную экономику, стоимость расходных материалов пока окутана тайной. Выясняются и другие нюансы. Хотя теоретически 5000XL заявлена как универсальная, Kodak сотрудничает с десятком производителей бумаги, которые создают продукты специально для Prosper. Заявлена также специальная In-line Optimization Station, которая будет наносить покрытие на бумагу офсетную и выпускаемую сейчас для струйной печати. Две листовые ЦПМ формата B2, как и их прототипы на Drupa-2008, снова разделяли какие-то десятки метров.

Похоже, в Screen и Fujifilm тщательно следят друг за другом. А может, даже координируют?.. Как бы там ни было, почти все желающие получили отпечатки со Screen TruePress Jet SX и Fujifilm Jet Press 720. Правда, в первом случае это должен был одобрить ваш региональный менеджер от Screen — и вы получали два заранее подготовленных двусторонних отпечатка на глянцевой и матовой меловке. Думаю, для 99% приложений в офсетной печати этого качества было бы вполне достаточно. Что касается Fujifilm, то там образцы выдавали прямо после сеансов демонстрационной печати — меняя на вашу визитку. Хотелось бы написать, что и там всё было хорошо, но на образцах, полученных с интервалом в два дня, в глубоких тенях одних и тех же мест был заметен дефект, в обиходе именуемый «полошение». Впрочем, обе машины всё ещё официально не поступили в продажу. Можно не сомневаться, что на серийных аппаратах подобные проблемы решат. По-другому в Японии бизнес не мыслят.

На пресс-конференции Xerox один из журналистов начал свой вопрос так:

Хотя цены на машины объявлены — около 1 млн евро за Jet Press 720 (так ответили на пресс-конференции 17 мая, но, по нашим данным, цена будет существенно выше) и 1,25 млн евро за TruePress Jet SX (цена английского представительства Screen), на ключевой вопрос о стоимости чернил ответа пока нет. Главная идея обеих машин — более эффективная печать коротких тиражей в традиционных офсетных типографиях, а также цифровых, которым не хватает мощностей и возможности работы с форматом B2.

Бэби-бум

Это не новость — подобное случалось и раньше, но на выставке действительно были представлены более доступные варианты высокопроизводительных ЦПМ. Своеоб-
разные «дети» hi-end-решений. То есть вместо обычного развития «вверх» (быстрее, шире, дороже) производители пошли по пути создания более доступных ЦПМ (особенно актуально при нынешних сложностях финансирования), рассчитанных на более широкий круг заказчиков. Кто-то отталкивался от уже обкатанных на высокопроизводительных моделях технологий, кто-то разрабатывал новые конструкции, занимающие ниши «под» hi-end-машинами.

Два ярких примера «бэби-бу-ма» — упомянутые ЦПМ Xerox Color 800/1000 и цветная струйная рулонная ЦПМ HP T200 Color Inkjet Web Press.

Новые ЦПМ Xerox созданы на основе одного печатающего механизма подразделением Fuji-Xerox и заняли нишу между Xerox 8002 и iGen. Скорость соответственно до 80 и 100 стр./мин в цвете. Изюминка новых машин — пятый красочный модуль, в котором наносится прозрачный тонер. Можно было предположить, что общий печатающий механизм позволяет легко модернизировать машины, превращая модель 800 в 1000. Я задал этот вопрос вице-президенту Xerox (маркетинг промышленных продуктов и программного обес-печения) Трейси Йеленчич. Она ответила: «Машины Color 800/1000 очень хорошо встречены рынком. Мы ожидаем, что примерно 80% покупателей будут использовать 5-ю секцию для печати прозрачным тонером. Те, кто не купил эту опцию сразу, могут модернизировать машину на своей площадке в любое время. В перспективе возможен выпуск и других типов тонеров… Модернизация модели 800 в 1000 для повышения скорости не предусмотрена. Как вариант для заказчиков будет возможен trade-in младшей модели на старшую».

Об успехе проекта свидетельствует и степень интереса посетителей — снимки Xerox Color 1000 (слева) и Xerox iGen4 сделаны примерно в одно время. Для первого пришлось изрядно ждать, пока стала видна хотя бы половина 1000-й

HP T200 Color Inkjet Web Press стала вторым продуктом организованного в 2008 г. накануне Drupa подразделения HP InkJet High-speed Production Solutions. Первый относительно недавно получил название T300 — компания сообщает о 9-ти инсталляциях. При скорости 122 м/мин макс. месячная загрузка — 70 млн стр. А4 в цвете. Многие потенциальные заказчики не нуждаются в такой производительности и не могут позволить себе такую махину — по затратам и занимаемой площади. Для них был придуман более экономный и компактный вариант — T200 имеет меньшую ширину печати, а за счёт оригинальной схемы проводки бумаги занимает чуть ли не вдвое меньше места. Правда, в дуплексе и скорость уменьшается вдвое — чудес не бывает.

Не гель, а твёрдые чернила

Два года — это много. На Drupa-2008 компания Xerox рассказывала о перспективах применения гелевых чернил, способных закрепляться на любых материалах и не проникать внутрь. На Ipex-2010 мы увидели технологический прототип, который при близком рассмотрении оказался построен на иной базе. Теперь речь идёт о твёрдых чернилах, что сближает решение с уже имеющимися в линейке Xerox коммерческими продуктами — цветными принтерами Phaser 8860 и МФУ серии ColorQube. Чернила полимерные, на основе смол.

На пресс-конференции руководителям Xerox был задан вопрос о сроке коммерческой готовности. Точного ответа не последовало. И только позже, во время интервью Йеленчич сообщила мне что-то более определённое:

В Xerox придумали, как обеспечить их надёжное нанесение через печатающие головки, имеющие разрешение 600 dpi. Чернила расплавляются и выстреливаются через сопла на материал, где немедленно отверждаются, не проникая внутрь волокон, как водные чернила. Результат — печать на любой, самой дешёвой бумаге. Скорость 2000 изображений в минуту или 152,4 м/мин при ширине рулона 520 мм. Всего в машине 56 головок по 880 сопел в каждой.

Залётные

Особенно люблю свою работу за такие моменты. Идёшь себе по выставке, никого не трогаешь… Вдруг — бац: компания, о которой ничего не слышал, показывает машину, которой никогда не видел. Израильская Scodix была основана в 2007 г. для разработки системы цифрового лакирования.

Итог их стараний — Scodix1200. Струйная УФ-машина формата B2 — единственная в своём роде. Создатели называют её системой Digital Embossing. Разрешение 720´360 dpi, скорость до 1200 лист./ч (зависит от толщины слоя и особенностей запечатываемого материала). Чернила собственные, Scodink (конкуренты пеняют на дороговизну). Качество результата ничем не уступает лучшим образцам трафаретного лакирования по толщине слоя и глянцу. Но, лакируя цифровым способом, можно не думать о количестве экземпляров, а приводка гарантирована ±200 мкм. Плотность материала 135–500 г/м2, обещано закрепление на ламинатах. Цена кусается — 300 000 евро.

Общий вид демонстрационного устройства с рабочим названием Xerox Production Inkjet. Во время выставки проходил показ в самом простом варианте — печать с рулона на рулон. Визуально образцы были похожи на отпечатки с твёрдочернильных принтеров Phaser — тот же лёгкий маслянистый глянец на заливках, те же довольно крупные отдельные точки. Зато никакого пробивания на оборот

Подобная машина станет отличным дополнением для владельцев ЦПМ формата B2, которые вот-вот появятся в типографиях. В перспективе, если скорость будет увеличена хотя бы до 5000 лист./ч, ничто не мешает установить пару модулей цифрового лакирования в линию на офсетной или цифровой машине. Очевидная перспектива самой Scodix (как и других подобных «стартапов») — быть купленной кем-то из «больших». Тогда мы увидим широкое распространение технологии, но уже под другой маркой. ,

Образцы лакирования на системе Scodix1200. Машина на выставке выдавала весьма качественную продукцию. У основателей Scodix Коби Бара и Эли Гринберга отличное настроение. Налицо огромный интерес к их детищу

Что почём?

Цены на новые решения в полиграфической индустрии частенько окутаны завесой тайны. И чем сложнее оборудование, тем реже на него объявляются так называемые «каталожные» цены (list price). Сначала хотят обсудить детали… Однако на выставке производители нередко проговариваются, особенно во время пресс-конференций, когда журналисты задают прямой вопрос.

Впрочем, насколько объявленные цены соответствуют реальным, могут судить лишь клиенты. Но эти цифры точно можно принимать за ориентир и даже за исходную точку в начале серьёзных переговоров. И конечно: за морем телушка — полушка, да рубль перевоз! Для российских покупателей доставка и таможенные платежи составят значительную долю в общей цене контракта.


Перемены к лучшему

Вице-президент Goss International по продажам в Европе, Среднем Востоке и Африке Жан Сегура встретил нас на стенде GOSS International и Shanghai Electric Group (SEG).

Сразу несколько знакомых полиграфических брендов выступают на общем стенде GOSS и SEG. Что значит этот дебют для компании и её клиентов?

Да, ранее большей частью Goss владела американская финансовая компания, ещё 10% акций принадлежали Heidelberg. В сентябре 2009 г. произошло значительное увеличение капитала, и совладельцем Goss стала SEG, приобретя второй по размерам пакет её акций. А в июне, как и планировалось, будут выкуплены все. Это хорошо для нас и наших заказчиков. Мы получаем надёжного партнёра и владельца, верящего в наши технологии и продукты. Идея не в том, чтобы превратить Goss в китайскую компанию, а чтобы использовать наш имидж, репутацию надёжного производителя промышленного печатного оборудования и сеть продаж для выхода на новые рынки.

Преимущества для заказчиков в том, что за спиной Goss теперь находится мощная компания с долгосрочной стратегией и оборотом более 8 млрд долл. в год, активная во многих секторах, включая полиграфию.

Какое место занимает Россия среди регионов, за продажи в которых Вы отвечаете?

Это один из важных регионов, который мы в последние годы заново для себя открыли. Он в числе наиболее пострадавших от кризиса, но остаётся для нас рынком будущего. Мы по-прежнему намерены обеспечить серьёзное присутствие в России. Часть пути уже пройдёна, но присутствие своё собираемся усилить. Речь не только о продажах печатных машин (они есть), но и об усилении сервисной поддержки. И в данном сегменте для нас особенно важна помощь и поддержка нашего российского парт-
нера, компании «НИССА Медиапроект».

Расскажите о результатах продаж газетных и журнальных машин за последний год.

В период после Drupa-2008 продажи упали у всех производителей, мы не исключение. Но уже в конце 2009 г. заметили определённое улучшение. По глобальным продажам видно, что с ноября 2009 г. тенденция поменялась. Наступила стабилизация и, в некоторой степени, восстановление продаж. Мы видим всё больше потенциальных заказчиков, имеющих реальное намерение купить.

Объём продаж во всех регионах, за которые я отвечаю, составил в 2009 г. около 100 млн евро. В этом и следующем годах ожидаем стабилизации на уровне 150 млн евро.

Что нового представляете для клиентов?

У Goss исчерпывающее портфолио продуктов для рулонной офсетной печати. Оно шире, чем у конкурентов, как в секторе машин начального уровня, так и высокопроизводительных.

Среди важнейших инноваций в коммерческом направлении выделю две.

Goss M-600 Folia — рулонная 16-полосная машина с листовым выкладом, работает на красках для листовой печати без сушки на скорости до 30 тыс. лист/ч. Мы уже продали две таких: одна работает в Германии в типичной типографии, оснащённой листовым офсетом. Важно то, что эта модель отлично дополняет парк традиционных листовых машин, ни в чём не уступая им по уровню качества, не требует специальных расходных материалов, но вдвое превосходит традиционные машины по производительности. С момента первого показа на Drupa мы существенно усовершенствовали технологию — она полностью готова к коммерческой эксплуатации.

Вторая машина будет установлена во Франции до конца года. Там конфигурация иная — с секцией двухстороннего водного лакирования. Инсталляция станет новым доказательством правильности концепции — мы стремимся заполнить нишу между высокопроизводительными листовыми машинами и рулонными решениями начального уровня.

Вторая новинка — Sunday 5000: 96-полосная рулонная машина, имеющая четыре печатных пары и ширину рулона 2,86 м. Скорость 40-45 тыс. об./ч. Модель уже около года работает в Италии, запускается сейчас в Испании и до конца года будет запущена в эксплуатацию в Германии.

Рекордная производительность достигается только благодаря технологии Sunday без зазоров и графеек, обеспечивающей максимальное использование бумаги. И клиенту не приходится идти на компромиссы по качеству.

Идея, стоящая за созданием подобных машин, — перехват тиражей, которые из-за их снижения уже не так выгодно выполнять глубоким способом. Способствует уходу заказов из типографий глубокой печати и растущая потребность издателей печатать различные версии журналов.

И 96-полосный формат очень удобен, поскольку за один оборот получаются две 48-полосные тетради. А их обработка при фальцовке и скреплении гораздо проще, чем более толстых.

По инновациям в газетных машинах акцентирую внимание на секторе начального уровня. Именно к нему велик интерес в России. Здесь мы создали машину одинарного диаметра и двойной ширины Universal XL (только что установлена в Италии), скорость 35 тыс. об./ч (по 8 полос А2 за оборот). Это хорошая замена машинам одинарной ширины — количество печатных пар сразу уменьшается вдвое. Спрос на такие решения достойный.

Насколько для вас важна модернизация установленных машин?

Далеко не все могут себе позволить покупать целые машины. Мы предлагаем газетным и коммерческим типографиям специальную программу модернизации «Улучшение». Это довольно существенная часть нашего бизнеса.

Каковы популярные варианты модернизации?

Установка третьего фальца. В России её просят почти все заказчики Goss. Вторая по популярности опция — расширение печатных мощностей за счёт дополнения башен и печатных пар. Бывают и необычные проекты. Например, с типографией ИД «Комсомольская правда – Пермь» сейчас обсуждается интеграция в единую печатную систему ранее независимых печатных башен от двух автономных газетных машин, чтобы единая система могла выпускать одну общую газету большего объёма.

Переход на печать полукоммерческой продукции с помощью УФ-оснащения или различных типов сушек — это тенденция?

Да, пожалуй. Это нельзя назвать идеальным, универсальным решением для всех газетных типографий. Но 10-15% наших заказчиков реализуют подобные проекты с разными типами сушек. И есть определённый рост потребности. В России это бывает необходимо для гибридных проектов, подобных ТВ-гидам, в которых есть обложки или вложения на мелованной бумаги, а остальное печатается на газетной. В настоящий момент в России уже несколько месяцев работает гибридная машина GOSS Uniliner (без сушки) и GOSS Universal 75 (с сушкой) в Московской газетной типографии. Готовится к реализации российский проект норвежской группы «А-прессен» по оснащению работающих газетных машин (в том числе GOSS Community) системами УФ-отверждения красок.


Найдите десять отличий

ЦПМ Xerox Color 800/1000

HP T200 Color Inkjet Web Press

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
RosUpack/Printech 2024: развитие в испуге

Те, кто занимается садоводством, знает, что существует способ повысить урожайность дерева, которое стало хуже плодоносить: его надо «испугать». Например, вбить в ствол гвоздь. Такое «испуганное» дерево «думает», что ему пришел конец и начинает бурно плодоносить, как в последний раз. Способ временный, но верный.

Часть 2. Этикетка на RosUpack 2024: по фактам

В отечественном производстве этикетки наблюдается бум, и заказчики проявляют интерес и к традиционному, и к цифровому оборудованию.

Вкусно?

В любой ситуации мы всегда должны понимать: будет лучше или хуже, это же — диалектика. В заказах на полиграфию мы сейчас наблюдаем два разнонаправленных тренда: получше и подешевле. Очевидно, структура спроса меняется. Но что это значит?

Кто есть на RosUpack/Printech 2024

Объединённая выставка бьёт рекорды — экспозиция будет самой большой за всю её историю, а в официальном каталоге — более 1000 участников. Это делает невозможным рассказать заранее обо всём, что посетители смогут увидеть, поэтому мы выбрали несколько экспонентов, о которых и рассказываем прямо сейчас.

RosUpack — зачем ты такой?

На фоне глобализации и всепроникающего Интернета полиграфические выставки стали угасать ещё пару десятилетий назад. Сначала региональные, потом пришла очередь национальных. И тенденция всеобщая: см. британскую IPEX, о закрытии которой было объявлено в 2018 году после «длительных консультаций с представителями отрасли». Всё шло к тому, что в каждой индустрии останется по одной крупной выставке на каждом континенте, причём проводимой не каждый год.



Новый номер

Тема номера: Кто есть на ROSUPACK/PRINTECH 2024. GO!DIGITAL UF-600X PLUS. «Берег» в китайском стиле. Типография «Санрайз». Режущие плоттеры. PRINT PARK 2024: LUSTER для полиграфистов. 9 вопросов об офсетной резине. Из скрапбукинга – в «сувенирку».



Каковы для вас итоги объединённой выставки Printech и RosUpack в этом году? (Можно выбрать несколько вариантов)
    Проголосовало: 37