101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Истории с Ipex

  • Игорь Терентьев
  • 29 июня 2010 г.
  • 3826

Был, есть и будет

Так получилось, что для меня этот Ipex был первым. Поэтому всё было внове, но общее впечатление — очень благоприятное. В чём-то даже, несмотря на заметно меньший масштаб, лучше Drupa. Может быть, причина именно в более обозримом масштабе? Выставка чётко выстроена, павильоны расположены полумесяцем, по цепочке, в соответствии с техпроцессом — препресс, печать, послепечать. Расстояние между самыми отдалёнными точками не превышает 10-12 минут ходьбы. С удивлением узнал о 130-летней истории Ipex — это уже 25-я, юбилейная. Начиналась она в 1880 г. в Лондоне. Судя по афишам в ретроспективной статье, в Бирмингем выставка перекочевала в 1988 г. Но вернёмся в наши дни…

До самого последнего момента не было ясности. Будут ли открыты аэропорты Британии? Не забастует ли British Airways? Похоже, расставленные повсюду на выставке и в окрестностях картонные группки людей — это план

Организаторам удалось практически полностью распродать все площади примерно 1000 компаний из 40 стран — хороший знак для печатной индустрии. За день до окончания сообщили о 50 000 посетителей, к которым можно добавить ещё 20 000, проходивших по категории представителей экспонентов — ведь бизнес не менее успешно делается и между экспонентами. Заметен рост посетителей из-за границы — 48%, что на 6% выше показателя прошлой выставки.

Champions in Print

Справедливости ради, с Ipex-2006 нужно сравнить и другие показатели. Экспонентов тогда было чуть больше — 1174. Но это ожидаемо — в отрасли происходит консолидация. А посетителей практически столько же — 52 000. В условиях, когда экономику по-прежнему лихорадит, а природные катаклизмы добавляют экстрима, устроители вряд ли надеялись на более благоприятный исход.

Среди нововведений Ipex-2010 — конкурс Champions in Print. Его идея — отдать должное наиболее уважаемым людям отрасли, сделавшим для неё что-то действительно важное и эпохальное. Он проходил целый год, а итоги подвели на самой выставке. Первыми победителями стали: Бенни Ланда, Фрэнк Романо, Боб Гаврон, Джон Кросфилд, Майк Гордон (RR Donneley), Джон Уорнок, Чарльз Гешке, Дэн Гелбарт. Призы за трёх последних приняли представители Adobe и Kodak. Полный список победителей будет объявлен позже.

Президентом Ipex-2014 стал директор направления профессиональной печати Canon Europe Дэвид Прескетт — молодой и энергичный. Надеюсь, остальные не воспримут это близко к сердцу…

21 мая организаторы назвали президента Ipex-2014. В какой-то степени эта должность — аналог свадебного генерала. Вряд ли он серьёзно вовлечён в организационные и технические вопросы. Но является лицом выставки и должен обладать определённой харизмой. Президентом Ipex-2010 был Джордж Кларк — директор Heidelberg UK. Похоже, он стал последним президентом, представляющим производителя традиционной офсетной полиграфической техники. Настали другие времена — на выставке правит бал «цифра». Поэтому выбор у организаторов был очень непростым. Сразу несколько компаний претендуют на лидерство, каждая предъявляет собственные аргументы (обычно выбирая сектора, где они действительно лидеры). Тут уже не померяешь по объёму продаж — уж больно диверсифированные у компаний портфели решений. Как из них вычленить то, что ориентировано на полиграфию? По размеру стенда на этот раз лидировала HP. Но есть ещё ряд игроков — Xerox, Canon, Ricoh, Kodak, Konica-Minolta, Screen, Fujifilm. Все хотят и стремятся, ставят себе высокие цели… Что ж, как ни тяжёл был выбор, он сделан.

Прямая и явная угроза?

Три цветные струйные ЦПМ, печатающие на мелованной бумаге, — явный вызов их создателей рынку офсетной печати. Kodak, Fujifilm и Screen позиционируют свои решения для печати привычной полиграфической продукции с офсетным качеством (книг, журналов, плакатов и т. п.), не делая особого упора на цифровую специфику, типа переменных данных.

Машина на стенде была в полной конфигурации, но в самом простом варианте финишинга — печать с рулона на рулон. Образцов широко не раздавали — желающие могли изучить отпечатки, выставленные под стеклом. К ним претензий не было.

Все три решения — разные, хотя на первый взгляд машины от Fujifilm и Screen кажутся близнецами. Но рулонный Kodak Prosper 5000XL стоит особняком. ЦПМ построена на базе уникальной технологии с непрерывным истечением чернил Stream. Обеспечивает скорость до 200 м/мин, на выставке демонстрировалась с шириной рулона 648 мм (ширина печати до 622 мм). То есть с учётом схемы 4+4 способна выдавать за минуту 248,8 м2 запечатанных изображений или до 3600 полос А4. Без компромиссов по качеству, с линиатурой до 175 lpi, на бумаге 30–300 г/м2, мелованной или немелованной, глянцевой или матовой.

В Kodak обещают ни много ни мало — революцию в печати. Первые Prosper 5000XL уже установлены в типографиях заказчика. При базовой цене от 4 млн евро за штуку уже получены сотни заказов. Генеральный директор Антонио Перес признал, что компания не сможет поставить такое количество машин в этом году. Хотя создатели обещают, что решение будет иметь привлекательную экономику, стоимость расходных материалов пока окутана тайной. Выясняются и другие нюансы. Хотя теоретически 5000XL заявлена как универсальная, Kodak сотрудничает с десятком производителей бумаги, которые создают продукты специально для Prosper. Заявлена также специальная In-line Optimization Station, которая будет наносить покрытие на бумагу офсетную и выпускаемую сейчас для струйной печати. Две листовые ЦПМ формата B2, как и их прототипы на Drupa-2008, снова разделяли какие-то десятки метров.

Похоже, в Screen и Fujifilm тщательно следят друг за другом. А может, даже координируют?.. Как бы там ни было, почти все желающие получили отпечатки со Screen TruePress Jet SX и Fujifilm Jet Press 720. Правда, в первом случае это должен был одобрить ваш региональный менеджер от Screen — и вы получали два заранее подготовленных двусторонних отпечатка на глянцевой и матовой меловке. Думаю, для 99% приложений в офсетной печати этого качества было бы вполне достаточно. Что касается Fujifilm, то там образцы выдавали прямо после сеансов демонстрационной печати — меняя на вашу визитку. Хотелось бы написать, что и там всё было хорошо, но на образцах, полученных с интервалом в два дня, в глубоких тенях одних и тех же мест был заметен дефект, в обиходе именуемый «полошение». Впрочем, обе машины всё ещё официально не поступили в продажу. Можно не сомневаться, что на серийных аппаратах подобные проблемы решат. По-другому в Японии бизнес не мыслят.

На пресс-конференции Xerox один из журналистов начал свой вопрос так:

Хотя цены на машины объявлены — около 1 млн евро за Jet Press 720 (так ответили на пресс-конференции 17 мая, но, по нашим данным, цена будет существенно выше) и 1,25 млн евро за TruePress Jet SX (цена английского представительства Screen), на ключевой вопрос о стоимости чернил ответа пока нет. Главная идея обеих машин — более эффективная печать коротких тиражей в традиционных офсетных типографиях, а также цифровых, которым не хватает мощностей и возможности работы с форматом B2.

Бэби-бум

Это не новость — подобное случалось и раньше, но на выставке действительно были представлены более доступные варианты высокопроизводительных ЦПМ. Своеоб-
разные «дети» hi-end-решений. То есть вместо обычного развития «вверх» (быстрее, шире, дороже) производители пошли по пути создания более доступных ЦПМ (особенно актуально при нынешних сложностях финансирования), рассчитанных на более широкий круг заказчиков. Кто-то отталкивался от уже обкатанных на высокопроизводительных моделях технологий, кто-то разрабатывал новые конструкции, занимающие ниши «под» hi-end-машинами.

Два ярких примера «бэби-бу-ма» — упомянутые ЦПМ Xerox Color 800/1000 и цветная струйная рулонная ЦПМ HP T200 Color Inkjet Web Press.

Новые ЦПМ Xerox созданы на основе одного печатающего механизма подразделением Fuji-Xerox и заняли нишу между Xerox 8002 и iGen. Скорость соответственно до 80 и 100 стр./мин в цвете. Изюминка новых машин — пятый красочный модуль, в котором наносится прозрачный тонер. Можно было предположить, что общий печатающий механизм позволяет легко модернизировать машины, превращая модель 800 в 1000. Я задал этот вопрос вице-президенту Xerox (маркетинг промышленных продуктов и программного обес-печения) Трейси Йеленчич. Она ответила: «Машины Color 800/1000 очень хорошо встречены рынком. Мы ожидаем, что примерно 80% покупателей будут использовать 5-ю секцию для печати прозрачным тонером. Те, кто не купил эту опцию сразу, могут модернизировать машину на своей площадке в любое время. В перспективе возможен выпуск и других типов тонеров… Модернизация модели 800 в 1000 для повышения скорости не предусмотрена. Как вариант для заказчиков будет возможен trade-in младшей модели на старшую».

Об успехе проекта свидетельствует и степень интереса посетителей — снимки Xerox Color 1000 (слева) и Xerox iGen4 сделаны примерно в одно время. Для первого пришлось изрядно ждать, пока стала видна хотя бы половина 1000-й

HP T200 Color Inkjet Web Press стала вторым продуктом организованного в 2008 г. накануне Drupa подразделения HP InkJet High-speed Production Solutions. Первый относительно недавно получил название T300 — компания сообщает о 9-ти инсталляциях. При скорости 122 м/мин макс. месячная загрузка — 70 млн стр. А4 в цвете. Многие потенциальные заказчики не нуждаются в такой производительности и не могут позволить себе такую махину — по затратам и занимаемой площади. Для них был придуман более экономный и компактный вариант — T200 имеет меньшую ширину печати, а за счёт оригинальной схемы проводки бумаги занимает чуть ли не вдвое меньше места. Правда, в дуплексе и скорость уменьшается вдвое — чудес не бывает.

Не гель, а твёрдые чернила

Два года — это много. На Drupa-2008 компания Xerox рассказывала о перспективах применения гелевых чернил, способных закрепляться на любых материалах и не проникать внутрь. На Ipex-2010 мы увидели технологический прототип, который при близком рассмотрении оказался построен на иной базе. Теперь речь идёт о твёрдых чернилах, что сближает решение с уже имеющимися в линейке Xerox коммерческими продуктами — цветными принтерами Phaser 8860 и МФУ серии ColorQube. Чернила полимерные, на основе смол.

На пресс-конференции руководителям Xerox был задан вопрос о сроке коммерческой готовности. Точного ответа не последовало. И только позже, во время интервью Йеленчич сообщила мне что-то более определённое:

В Xerox придумали, как обеспечить их надёжное нанесение через печатающие головки, имеющие разрешение 600 dpi. Чернила расплавляются и выстреливаются через сопла на материал, где немедленно отверждаются, не проникая внутрь волокон, как водные чернила. Результат — печать на любой, самой дешёвой бумаге. Скорость 2000 изображений в минуту или 152,4 м/мин при ширине рулона 520 мм. Всего в машине 56 головок по 880 сопел в каждой.

Залётные

Особенно люблю свою работу за такие моменты. Идёшь себе по выставке, никого не трогаешь… Вдруг — бац: компания, о которой ничего не слышал, показывает машину, которой никогда не видел. Израильская Scodix была основана в 2007 г. для разработки системы цифрового лакирования.

Итог их стараний — Scodix1200. Струйная УФ-машина формата B2 — единственная в своём роде. Создатели называют её системой Digital Embossing. Разрешение 720´360 dpi, скорость до 1200 лист./ч (зависит от толщины слоя и особенностей запечатываемого материала). Чернила собственные, Scodink (конкуренты пеняют на дороговизну). Качество результата ничем не уступает лучшим образцам трафаретного лакирования по толщине слоя и глянцу. Но, лакируя цифровым способом, можно не думать о количестве экземпляров, а приводка гарантирована ±200 мкм. Плотность материала 135–500 г/м2, обещано закрепление на ламинатах. Цена кусается — 300 000 евро.

Общий вид демонстрационного устройства с рабочим названием Xerox Production Inkjet. Во время выставки проходил показ в самом простом варианте — печать с рулона на рулон. Визуально образцы были похожи на отпечатки с твёрдочернильных принтеров Phaser — тот же лёгкий маслянистый глянец на заливках, те же довольно крупные отдельные точки. Зато никакого пробивания на оборот

Подобная машина станет отличным дополнением для владельцев ЦПМ формата B2, которые вот-вот появятся в типографиях. В перспективе, если скорость будет увеличена хотя бы до 5000 лист./ч, ничто не мешает установить пару модулей цифрового лакирования в линию на офсетной или цифровой машине. Очевидная перспектива самой Scodix (как и других подобных «стартапов») — быть купленной кем-то из «больших». Тогда мы увидим широкое распространение технологии, но уже под другой маркой. ,

Образцы лакирования на системе Scodix1200. Машина на выставке выдавала весьма качественную продукцию. У основателей Scodix Коби Бара и Эли Гринберга отличное настроение. Налицо огромный интерес к их детищу

Что почём?

Цены на новые решения в полиграфической индустрии частенько окутаны завесой тайны. И чем сложнее оборудование, тем реже на него объявляются так называемые «каталожные» цены (list price). Сначала хотят обсудить детали… Однако на выставке производители нередко проговариваются, особенно во время пресс-конференций, когда журналисты задают прямой вопрос.

Впрочем, насколько объявленные цены соответствуют реальным, могут судить лишь клиенты. Но эти цифры точно можно принимать за ориентир и даже за исходную точку в начале серьёзных переговоров. И конечно: за морем телушка — полушка, да рубль перевоз! Для российских покупателей доставка и таможенные платежи составят значительную долю в общей цене контракта.


Перемены к лучшему

Вице-президент Goss International по продажам в Европе, Среднем Востоке и Африке Жан Сегура встретил нас на стенде GOSS International и Shanghai Electric Group (SEG).

Сразу несколько знакомых полиграфических брендов выступают на общем стенде GOSS и SEG. Что значит этот дебют для компании и её клиентов?

Да, ранее большей частью Goss владела американская финансовая компания, ещё 10% акций принадлежали Heidelberg. В сентябре 2009 г. произошло значительное увеличение капитала, и совладельцем Goss стала SEG, приобретя второй по размерам пакет её акций. А в июне, как и планировалось, будут выкуплены все. Это хорошо для нас и наших заказчиков. Мы получаем надёжного партнёра и владельца, верящего в наши технологии и продукты. Идея не в том, чтобы превратить Goss в китайскую компанию, а чтобы использовать наш имидж, репутацию надёжного производителя промышленного печатного оборудования и сеть продаж для выхода на новые рынки.

Преимущества для заказчиков в том, что за спиной Goss теперь находится мощная компания с долгосрочной стратегией и оборотом более 8 млрд долл. в год, активная во многих секторах, включая полиграфию.

Какое место занимает Россия среди регионов, за продажи в которых Вы отвечаете?

Это один из важных регионов, который мы в последние годы заново для себя открыли. Он в числе наиболее пострадавших от кризиса, но остаётся для нас рынком будущего. Мы по-прежнему намерены обеспечить серьёзное присутствие в России. Часть пути уже пройдёна, но присутствие своё собираемся усилить. Речь не только о продажах печатных машин (они есть), но и об усилении сервисной поддержки. И в данном сегменте для нас особенно важна помощь и поддержка нашего российского парт-
нера, компании «НИССА Медиапроект».

Расскажите о результатах продаж газетных и журнальных машин за последний год.

В период после Drupa-2008 продажи упали у всех производителей, мы не исключение. Но уже в конце 2009 г. заметили определённое улучшение. По глобальным продажам видно, что с ноября 2009 г. тенденция поменялась. Наступила стабилизация и, в некоторой степени, восстановление продаж. Мы видим всё больше потенциальных заказчиков, имеющих реальное намерение купить.

Объём продаж во всех регионах, за которые я отвечаю, составил в 2009 г. около 100 млн евро. В этом и следующем годах ожидаем стабилизации на уровне 150 млн евро.

Что нового представляете для клиентов?

У Goss исчерпывающее портфолио продуктов для рулонной офсетной печати. Оно шире, чем у конкурентов, как в секторе машин начального уровня, так и высокопроизводительных.

Среди важнейших инноваций в коммерческом направлении выделю две.

Goss M-600 Folia — рулонная 16-полосная машина с листовым выкладом, работает на красках для листовой печати без сушки на скорости до 30 тыс. лист/ч. Мы уже продали две таких: одна работает в Германии в типичной типографии, оснащённой листовым офсетом. Важно то, что эта модель отлично дополняет парк традиционных листовых машин, ни в чём не уступая им по уровню качества, не требует специальных расходных материалов, но вдвое превосходит традиционные машины по производительности. С момента первого показа на Drupa мы существенно усовершенствовали технологию — она полностью готова к коммерческой эксплуатации.

Вторая машина будет установлена во Франции до конца года. Там конфигурация иная — с секцией двухстороннего водного лакирования. Инсталляция станет новым доказательством правильности концепции — мы стремимся заполнить нишу между высокопроизводительными листовыми машинами и рулонными решениями начального уровня.

Вторая новинка — Sunday 5000: 96-полосная рулонная машина, имеющая четыре печатных пары и ширину рулона 2,86 м. Скорость 40-45 тыс. об./ч. Модель уже около года работает в Италии, запускается сейчас в Испании и до конца года будет запущена в эксплуатацию в Германии.

Рекордная производительность достигается только благодаря технологии Sunday без зазоров и графеек, обеспечивающей максимальное использование бумаги. И клиенту не приходится идти на компромиссы по качеству.

Идея, стоящая за созданием подобных машин, — перехват тиражей, которые из-за их снижения уже не так выгодно выполнять глубоким способом. Способствует уходу заказов из типографий глубокой печати и растущая потребность издателей печатать различные версии журналов.

И 96-полосный формат очень удобен, поскольку за один оборот получаются две 48-полосные тетради. А их обработка при фальцовке и скреплении гораздо проще, чем более толстых.

По инновациям в газетных машинах акцентирую внимание на секторе начального уровня. Именно к нему велик интерес в России. Здесь мы создали машину одинарного диаметра и двойной ширины Universal XL (только что установлена в Италии), скорость 35 тыс. об./ч (по 8 полос А2 за оборот). Это хорошая замена машинам одинарной ширины — количество печатных пар сразу уменьшается вдвое. Спрос на такие решения достойный.

Насколько для вас важна модернизация установленных машин?

Далеко не все могут себе позволить покупать целые машины. Мы предлагаем газетным и коммерческим типографиям специальную программу модернизации «Улучшение». Это довольно существенная часть нашего бизнеса.

Каковы популярные варианты модернизации?

Установка третьего фальца. В России её просят почти все заказчики Goss. Вторая по популярности опция — расширение печатных мощностей за счёт дополнения башен и печатных пар. Бывают и необычные проекты. Например, с типографией ИД «Комсомольская правда – Пермь» сейчас обсуждается интеграция в единую печатную систему ранее независимых печатных башен от двух автономных газетных машин, чтобы единая система могла выпускать одну общую газету большего объёма.

Переход на печать полукоммерческой продукции с помощью УФ-оснащения или различных типов сушек — это тенденция?

Да, пожалуй. Это нельзя назвать идеальным, универсальным решением для всех газетных типографий. Но 10-15% наших заказчиков реализуют подобные проекты с разными типами сушек. И есть определённый рост потребности. В России это бывает необходимо для гибридных проектов, подобных ТВ-гидам, в которых есть обложки или вложения на мелованной бумаги, а остальное печатается на газетной. В настоящий момент в России уже несколько месяцев работает гибридная машина GOSS Uniliner (без сушки) и GOSS Universal 75 (с сушкой) в Московской газетной типографии. Готовится к реализации российский проект норвежской группы «А-прессен» по оснащению работающих газетных машин (в том числе GOSS Community) системами УФ-отверждения красок.


Найдите десять отличий

ЦПМ Xerox Color 800/1000

HP T200 Color Inkjet Web Press

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скромно, с перспективой на будущее

С 23 по 26 января в московском «Экспоцентре» прошла очередная выставка UPAKEXPO. Не претендую на статистический анализ, но возникло впечатление, что на этот раз «полиграфическая» часть выставки получилась довольно скромной, не случайно стенды знакомых полиграфистам поставщиков располагались в малых залах выставочного центра.

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 110