101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Безопасные универсалы широкого формата

  • Дмитрий Старцев
  • 21 декабря 2009 г.
  • 8035

Мы рассматриваем универсальные устройства с шириной печати от 762 до 3300 мм для печати интерьерной и наружной рекламы. Сейчас в этой категории представлены принтеры экосольвентные и на чернилах HP Latex. Это выгодное вложение, особенно при старте бизнеса, поскольку структура портфеля заказов ещё не определилась. Так удастся избежать покупки двух специализированных устройств для каждого вида печати и сэкономить деньги на начальном этапе. Эта категория будет интересна и для развития бизнеса: как «вверх» (для компаний, имеющих только принтеры на водных чернилах), так и «вниз» (для занимающихся исключительно наружкой).

Epson Stylus Pro GS 6000

Roland SOLJET PRO III XC540

Mimaki CJV30-160

Xerox 8264E

Mutoh ValueJet 1614

InkWin ColorsJet55

HP Designjet L65500

На рынке есть принтеры, работающие на сольвентных чернилах лайт (лёгких) и майлд (мягких). Но это совсем не то же, что экосольвентные. В общем смысле отличие одно: пахнут чернила и оттиски или нет. Это простейшее объяснение на бытовом уровне означает, что экосольвентный принтер можно устанавливать практически в любом помещении, соседи жаловаться не будут — не учуют никакого запаха. Следующее объяснение научное: лайтсольвент, несмотря на название, агрессивнее, следовательно, более химически активен — вступает в реакцию с ПВХ-основой запечатываемых материалов, буквально въедается в неё. Экосольвент менее агрессивен, т. е. сцепление действует не «вглубь» материала, вместо этого чернила закрепляются на его поверхности.

Бытует мнение, что для экосольвента нужно больше времени для окончательного закрепления материала. На самом деле, сушка одинаковой продолжительности требуется и для лайт-, и для майлд-, и для экосольвента. Если оттиск не просушить после печати в течение суток, в процессе эксплуатации он может изменить цвет.

Печатающим с низким разрешением и на высокой скорости рекомендуется ставить дополнительную сушку в двух случаях: если материал сразу наматывается в рулон на подмотчик или необходимо сразу делать ламинацию. Есть варианты дополнительных сушильных расширений от производителей принтеров. Например, на некоторые модели Roland предлагается навесной модуль дополнительной сушки. Опциональная инфракрасная сушка может поставляться с принтерами Euromedia MaxJet, при необходимости в систему сушки можно добавлять дополнительные нагревающие элементы. Сторонние производители предлагают ИК-сушки, линейки тепловых вентиляторов, тепловые пушки, сушильные столы (большая поверхность со встроенным нагревателем).

У печатников, работающих с сольвентом, с течением времени начинаются проблемы со здоровьем — серьёзно эту проблему ещё никто не изучал (история цифровой сольвентной печати насчитывает всего полтора десятка лет). Экосольвент безопасен, не раздражает слизистую дыхательных путей ядовитыми парами. Но это не означает, что при организации производства с экосольвентным принтером можно пренебречь техникой безопасности. Всё равно печатникам нужно работать в перчатках, масках, халатах и при включённой воздушной вытяжке. Ведь даже самые безопасные вещества, в т. ч. эксольвентные чернила, не полезны для здоровья – они всё равно содержат некоторое количество растворителя и, следовательно, летучих органических веществ.

Для многих производителей широкоформатной печати работа с универсальными экосольвентными принтерами стала неплохим конкурентным преимуществом, и они докупают уже третьи и четвёртые принтеры на той же технологии.

Достоинства экосольвента выявляются по контрасту с недостатками других систем широкоформатной печати. Сольвентные (их ещё называют жёсткосольвентными) принтеры непригодны для интерьерной печати из-за резкого и ядовитого запаха отпечатков и невысокого разрешения, а устройства с водорастворимыми чернилами не дают нужной стойкости к атмосферному воздействию. Универсальными можно было бы назвать принтеры на пигментных водных чернилах, но перечень носителей для них ограничен: например, они не могут полноценно запечатывать недорогие материалы без покрытия, широко применяемые в наружной рекламе. УФ-принтеры серьёзно претендовали на звание универсальных устройств. Но время идёт, а они так и не избавились от самого большого недостатка — высокой цены. И хотя сейчас развитие технологий идёт очень быстро, за год цены на УФ-устройства не особо снизились, а значит, экосольвенту они пока не конкуренты. Впрочем, в одном УФ-принтеры совершенно незаменимы – для прямой печати по жёстким материалам.

Реальными конкурентами могут стать DesignJet L65500 и L25500 от HP, причём совсем не экосольвентные. В них используются чернила Latex, анонсированные HP год назад. Они сделаны на водной основе и включают в состав, кроме пигмента, полимер, закрепляющийся на носителе под действием тепла. Не требуют присущих сольвенту вытяжек и систем очистки воздуха, а с оттисками можно сразу после печати совершать манипуляции: финишную обработку и монтаж. Производитель утверждает, что латексные чернила обеспечивают печать по винилу на скорости, равной или превосходящей сольвентные принтеры. Хорошо справляются Latex с такими проблемными для сольвентной печати материалами, как бумага (включая офсетную без покрытия), текстиль, полиэфир и полиэтилен. Высокое качество печати и возможность изготовления отпечатков для наружного применения и интерьерной печати делает принтеры универсальными, т. е. подходящими под условия нашего справочника. В него входят и широкоформатные принтеры, предназначенные для работы с экосольвентными чернилами, не снятые с производства и доступные на российском рынке. Среди простых печатающих устройств встречаются и комбинированные, совмещённые с устройством резки, — принтеры/каттеры серии CJV30 от Mimaki и VersaCAMM от Roland.

Они идеальны для начинающих бизнес и ориентированных не только на рынок рекламной печати. Только нужно осознавать, что режущая и печатающая части работают отдельно друг от друга, но не одновременно: когда идёт печать, резка стоит, и наоборот. Кроме того, при минимизированных начальных вложениях в комбинированный принтер-каттер, можно предлагать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Дело в том, что цена на рынке обычного квадратного метра печати и разрезанного на формат этикетки может отличаться в разы. Не говоря уже о том, что норма прибыли компании, предлагающей продукцию с высокой степенью обработки, выше. Всё это обеспечивает солидный потенциал начинающим компаниям, а когда они выйдут на большие объёмы производства, смогут себе позволить купить отдельные специализированные устройства с высокой производительностью.

Ширина материала и печати, поля

Принтеры справочника представлены в широком диапазоне форматов: ширина материала от 762 мм у Roland VersaCAMM VP-300 до 3300 мм у Mimaki JV5-320S. Наиболее распространены принтеры с шириной печати чуть более 1600 мм, позволяющие изготавливать все типы наружной рекламы и большую часть интерьерных заказов. Как правило, принтеры не запечатывают по краю рулона технологические поля: по 3–5 мм с каждой стороны. В некоторые принтеры устанавливают более широкие рулоны с материалом, чем макс. ширина печати устройства. Например, в Mutoh ValueJet 1204 при ширине печати 1200 мм можно загружать рулон шириной до 1300 мм. Это не означает, что поля составляют 50 мм на каждую сторону, на более узких материалах они будут по 5 мм, но это может пригодиться при некоторых видах работ.

На сегодняшнем рынке самый универсальный формат принтера — 1,37 м. Материалы есть везде и в широком ассортименте. Ширина 1,5 м — тоже устоявшийся формат, но есть случаи, когда разница в несколько сантиметров значения не имеет. Например, перфорированная плёнка для оконной графики и оклейки транспортных средств в основном представлена на рынке в рулонах шириной 1,37 м, и очень сложно найти такую же на 1,5 м.

Стойкость отпечатка

Отпечатки универсальных принтеров могут размещаться не только внутри помещений, но и на открытом воздухе, без ламинирования или лакирования. Реальная стойкость отпечатков зависит от запечатываемых материалов, климатических условий, в тени будет установлено изделие или на солнце.

Иногда владельцы сравнивали стойкость отпечатков экосольвентного принтера и жёсткосольвентного и жаловались, что первый уступает по стойкости. Но пока есть спрос, технология развивается. Например, Roland выпустила уже третье поколение экосольвентных чернил ECO-SOL MAX. Если первое было слабым, а второе отставало по стойкости от жёсткосольвентных, теперь они практически сравнялись. То же касается чернил других производителей.

Стойкость чернил, при прочих равных условиях, зависит от качества пигмента. Можно выбрать рекомендованные производителем принтера или взять чернила сторонних разработчиков, дающих какие-то гарантии. Понятно, что рекомендованные производителем при повышенной надёжности стоят дороже, а на дешёвые гарантия не распространяется. Но риск выбора расходных материалов каждый принимает на себя. Правда, пострадать могут не только отпечатки, но и дорогостоящие печатающие головки. Как правило, производители отказываются признавать гарантийным случай выхода из строя печатающей головки при использовании «чужих» чернил.

Для средних условий большинство изготовителей, в т. ч. HP для своих «латексных» моделей, указывает стойкость отпечатков 3 года без ламинации, лишь у Epson Sylus Pro GS6000 показатель ниже — 1,5 года. Для подавляющего большинства работ даже одного года стойкости предостаточно: наружная реклама обычно обновляется раз в месяц, а то и чаще. Постоянные конструкции (витрины, вывески) будут постепенно выгорать, с этим надо смириться.

Ламинация требуется только в двух случаях: оклейка транспортных средств и напольная графика, испытывающая тяжёлую механическую нагрузку. С автомобилями другая история — их моют едкими веществами, на дорогу в зимний период сыплют не менее едкие реагенты. Также сольвент могут разъесть пары бензина. Защитное ламинирование увеличивает стойкость к атмосферным воздействиям (обычно называют цифру 5 лет). Но ламинат очень дорого стоит, поэтому иногда проще печатать новую продукцию по мере износа.

HP заверяет, что чернила Latex имеют важные преимущества для оклейки авто – эти чернила не проникают через материал и не воздействуют на стойкость клеющего покрытия. Отпечатки также можно смело ламинировать сразу после выхода из принтера, что существенно ускоряет сроки исполнения заказов.

Качество печати

Стандарты наружной рекламы не изменятся, пока сохраняются свойства человеческого глаза. А они таковы, что отдельные пятна изображения, начиная с некоторого расстояния, перестают распознаваться по отдельности. Вместо этого мы воспринимаем картинку целиком. Поэтому в наружной рекламе, которая всегда предназначена для рассматривания на удалении, разрешение было не самым важным параметром. Все рассматриваемые в справочнике устройства печатают с минимальным разрешением 720 dpi, что даёт возможность работать с «наружкой». Для интерьерной печати стандарт, т. е. абсолютный минимум, тоже 720 dpi, а если принтер позволяет, можно использовать 540×720 dpi. Разрешение ниже этих значений определённо даст понять зрителю, что печать была не самая лучшая. Фотопечать идёт при 1440 dpi. Именно с таким максимальным разрешением печатает большинство наших принтеров. Почти во всех устройствах применяются печатающие головки с переменным объёмом капли: они обеспечивают наилучшую передачу градаций и возможность выполнять заказы на низком разрешении и высокой скорости без визуального ухудшения качества. Поэтому макс. разрешение 720 dpi в Euromedia MAXjet и Mutoh Blizzard может показаться приемлемым для интерьерной печати. Но когда мы говорим о разрешении, не будем забывать и о размере капли. При одинаковом разрешении печати качество выше у принтера с меньшим размером капли. А при большом объёме капли (до 42 пл в Euromedia серии MAXjet и Mutoh серий Blizzard и Rockhopper 3 Extreme) точки изображения очень заметны, что недопустимо при высококачественной печати, которую будут разглядывать с близкого расстояния.

А нужна ли фиксированная капля, если переменная даёт больше возможностей? Когда запечатываемый материал впитывает чернила, а значит, не даёт чёткого контура капли на поверхности, можно работать и с фиксированным её размером. Массовый рынок не обращает внимание на такие дебри, это удел для экспериментов энтузиастов, желающих достичь определённых результатов.

В справочнике представлены только два принтера с постоянным объёмом капли и технологией термоструйной, а не пьезоструйной печати, — HP DesignJet L65500 и L25500. Такое отступление от общепринятых стандартов (без потери качества!) обеспечил особый состав чернил Latex.

Устойчивая тенденция на рынке печатающих головок — переменный размер капли. Но здесь важна поддержка ПО. Некоторые принтеры, поставляющиеся с базовой версией софта (читай — упрощённой), не поддерживают некоторые функции, в т. ч. управление размером капли. Потому ещё один совет: старайтесь брать принтер в той комплектации, которую рекомендует производитель, внимательно изучая предложение продавца.

Большинство принтеров допускают печать в 4 или 4 с двумя дополнительными оттенками первичных цветов на выбор, лишь в Epson Stylus Pro GS6000 всегда используется 8: помимо стандартных CMYK, светлых голубого и пурпурного оттенков, ещё оранжевый и зелёный, более характерные для интерьерных принтеров. Это даёт более широкий цветовой охват. Но исключение лишь подтверждает правило — оранжевый и зелёный дополнительные цвета не распространены в этом сегменте. Судя по всему, большинство производителей считают, что это просто лишние затраты. Ведь обычно базовой палитры с лайтами достаточно для основной части продукции.

Лайты — это не дополнительные цвета, а два дополнительных тона. От них есть польза, когда идёт печать градиентных переходов или сложных сюжетов, вроде лица человека. Отсутствие светлых оттенков может вызвать провал тона на некоторых сюжетах. Но об этом должен думать и заказчик печатной продукции или, в крайнем случае, специалист на приёмке файла, который и должен указать заказчику на возможные проблемы с воспроизведением сложных участков изображения.

Дополнительные цвета приближают стоимость печати экосольвента к цене печати водными чернилами. Но и тогда экосольвентная печать не сравнима с качеством водных чернил — в устройствах этого типа максимальное разрешение достигает 2880×1440 dpi, размер точки 3,5 пл и печать в 12 цветов чернил.

Производительность

Параметр обратно пропорционален качеству печати, поэтому при выборе нужно учитывать значения макс. скорости и для различных режимов качества: для наружной рекламы (обычно 360 dpi) и в режиме макс. качества. Самые быстрые «наружники» Euromedia MAXjet и Mutoh Blizzard печатают со скоростью 80 м2/ч, но они изначально ориентированы на рынок наружной печати. Универсальнее JV5 от Mimaki (более 50 м2/ч) и SolJet PRO III от Roland (более 40 м2/ч). В режиме макс. качества самые производительные HP DesignJet L65500 (среди широких моделей — 35 м2/ч) и Mimaki JV5 (12–13 м2/ч). Ряд устройств, за исключением Epson Stylus Pro GS6000, в режиме печати CMYK задействуют свободные головки для повышения скорости работы с основными цветами. Например, в 8-красочном Mimaki JV-33 при 4-цветной печати на каждый цвет приходится не по одному каналу, а по два, что почти удваивает скорость.

Системы подачи чернил

Большинство устройств имеют картриджи ёмкостью не менее 440 мл — лишь в Xerox 8254E и Roland XC-540W (с белым цветом) картриджи по 220 мл. В Epson Stylus Pro GS6000 — по 0,95 л, в HP DesignJet L65500 чернильные ёмкости по 3 л, а для Euromedia MAXjet и Mutoh Blizzard предусмотрена опция Big Ink с контейнерами по 4,3 л. В некоторых устройствах по несколько картриджей на каждый цвет: в Mimaki серии JV-5 — 16 картриджей (по 4 при 4-цветной печати и по 2 при 6-цветной), а в Roland SJ-1045IS — 24 (по 6 и 4 соответственно). Это увеличивает время автономной работы, но вряд ли может рассматриваться как вариант Big Ink, поскольку стоимость литра чернил при этом не уменьшается. Почти все картриджи снабжены чипами с информацией о содержимом и обновляемой об остатке чернил. Исключение — принтеры Mimaki, где в чипах пополняемых картриджей прошит «бесконечный» объём, и они полупрозрачные — ведь иначе, как визуально, остаток чернил не проконтролировать. Обычная практика — замена картриджей на ходу. В «бесконечных» картриджах чернила также можно добавлять на ходу — через заливные отверстия, штатно закрытые пробками.

Когда мы покупаем картриджи, много денег платим за гарантию работы оборудования и сохранность чернил — в картриджах они находятся в термопакетах и меньше подвержены воздействию окружающей среды во время транспортировки и работы. Если работаем с заливными картриджами, с банками — система подачи становится открытой. Чернила подвержены воздействию температуры и влажности, могут вступать в реакцию с воздухом. Холодные чернила поступают в печатающие головки, а там их ждёт нагрев. Разница в 5 °С для чернил критична, они могут повести себя совершенно непредсказуемо.

Производитель принтера всегда выдаёт рекомендации по условиям работы. Каждое отступление от них — риск снижения качества на одну ступень. Не выдержали допустимый уровень влажности — минус одна ступень; добавилась запредельная температура воздуха — минус две ступени; работа при этом с открытой системой подачи чернил — уже минус три ступени. И каждый владелец принтера решает, на какой риск он готов пойти — на сколько ступеней качества и стабильности.

Многие покупатели широкоформатных принтеров ставят системы непрерывной подачи чернил — это вопрос цены. Это неинтересно печатающим небольшие объёмы — ок. 500 м2/месяц: зачем терять ресурс головок и приобретать фактор, дестабилизирующий качество печати. Если объём печати значительный (тысячи м2/месяц), вопрос экономии выходит на первый план.

Но не всегда это может быть выгодно. Нужно правильно считать стоимость всех работ. Если брать в лоб, то стоимость заливных чернил в 3-4 раза ниже, чем в картриджах. Правда, из сэкономленной суммы нужно вычесть цену бракованного материала и чернил, ушедших на прочистку системы, зарплату печатника и амортизацию оборудования.

Специалисты рекомендуют первые 2-3 месяца работать только с «родными» картриджами. Это не породит сверхзатрат, зато успеете привыкнуть к оборудованию, понять, как оно должно работать. После этого можно пробовать альтернативные чернила. Только помните, что производителей много и есть вероятность ошибочного выбора. Разработчики экосольвентной технологии в какой-то степени зашли в тупик, так как на рынке до сих пор не появились белые чернила с хорошей кроющей способностью и приемлемой ценой. Недавно Roland вышел на рынок с SolJet PRO III XC-540MT. Это принтер-каттер с шириной 138 см, работающий с металлизированными чернилами Metallic Silver ECO-SOL MAX (ESL3-MT). У него есть модификация с двойным нанесением белых чернил (CMYK+WW) для воспроизведения ярко-белого текста, графики, плашек. Не это ли ответ на вызов рынка? Пока его не попробуют в работе, не узнают конечную стоимость отпечатка, трудно делать прогнозы.

Автономная работа

Эффективность автономной работы зависит от стабильности принтера. Вполне допустимо оставить оборудование работать ночью, но проблемы случаются… Если по материалу пошла волна, которую может зацепить печатающая головка, всё зависит от модели и производителя принтера. Печать может остановиться, и головка запаркуется (ущерб будет минимальным); или же продолжит биться о материал, пока вконец не убьётся. Как это ни банально, нужно выбирать хорошее оборудование, стабильно работающее. Некоторые модели можно оставлять на несколько часов без присмотра (чем дольше, тем выше риск получить проблему), но материал должен быть на рулоне, на втулке без повреждений, с равномерной намоткой, а все датчики принтера должны находиться в рабочем состоянии.

ПО

Все устройства штатно поставляются без растрового процессора (RIP), кроме принтеров Euromedia, Mimaki и Roland. Без него можно обойтись лишь в теории, хотя это вызывает оптическую иллюзию: кажется, что принтер стоит меньше. RIP необходим при раскладке мелких заданий на листе, печати частями файла большого формата, просмотре, повороте, управлении очередями, расчёте расхода чернил, подключении ICC-профилей и управлении цветом. Поэтому лучше, когда растровый процессор уже включён в поставку. Ещё лучше, когда он «заточен» под конкретное устройство. Например, разработанный Roland растровый процессор VersaWorks работает только с его принтерами.

Иногда в базовую поставку входит только простейшая версия процессора, не имеющая полной функциональности, а расширение стоит денег. Более сложная версия процессора может пригодиться, только если с ней будет работать профессиональный печатник, простой софт не потребует высокой квалификации. Здесь нужно учитывать, какая кадровая политика ведётся на предприятии: если велика текучка персонала или зарплата не слишком велика, логичнее остановить выбор на простой версии.

Универсализм как ключ к диверсификации

Опрос на сайте Publish показал, что наиболее перспективными технологиями широкоформатной печати наши читатели считают УФ и экосольвентную (плюс Latex). Всего за них отдано две трети голосов. Почему — объяснять не нужно. В условиях неопределённости рынков всегда полезно иметь запас — резервный план дальнейшего развития. А рассматриваемая категория широкоформатных принтеров предоставляет своим хозяевам массу вариантов диверсификации бизнеса.


Принтеры, представленные на российском рынке

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12