2009.09.10, Автор: Игорь Терентьев1848 прочтений

Старт в будущее печати

Теги: Publish

Концепция Value Added Printing (VAP)- печати с дополнительной прибылью (с точки зрения типографий) или ценностью (с точки зрения заказчика)- не только маркетинговый инструмент для продвижения новых технологий, но и залог выживания полиграфической отрасл

Появившаяся несколько лет назад и активно продвигаемая ведущими производителями решений для полиграфии концепция VAP — не просто модная тенденция. Её разработчики указывают, что продукты VAP имеют хорошо заметные визуальные отличия от обычной печати, выделяемые потребителями и рекламодателями. Но главное — они приносят типографиям гораздо большую прибыль! Позволяют не бороться за существование, а развиваться и расти, находить новых клиентов и выходить на новые рынки, причём нишевые, где конкуренция пока невелика.

Курсом на VAP

Наиболее активно тему печати с дополнительной прибылью развивает PrintCity, проводит комплексные исследовательские работы, изучая эффективность внедрения различных решений. В 2006 г. в сотрудничестве с Ifra был выпущен образец 8-полосной газеты с семью комбинациями бумаги и печатных процессов. Представители газет по всему миру оценивали различия. Для

80-полосный manroland Lithoman имеет макс. ширину полотна 2250 мм

тестирования использовались формы, которые должны помочь Ifra выработать технические стандарты для полукоммерческой печати. Publish опубликовал отчёт по результатам этой работы под названием «Value-Added Printing of Newspapers» (Источники дополнительной прибыли в газетной печати), начиная с № 7, 2007 (http://www.publish.ru/publish/2007/02/4411297/). Основное внимание уделялось оценке эффективности перехода газетных типографий на выпуск полукоммерческой продукции за счёт установки УФ-оснащения (и вариаций, вплоть до отверждения электронными лучами) или при помощи гибридных решений, когда на газетную машину устанавливается газовая сушка. Разрабатываются системы послепечатного лакирования для газетных машин без сушки, которые также могут позволить использовать для печати более качественную бумагу. Но это дело будущего…

Наши коллеги по EDP Association из швейцарского Publisher использовали на обложке технологию Kodak Dimensional Printing, реализованную в ЦПМ Kodak NexPress

Ещё одно направление в рулонном офсете «не для всех» — переход на сверхширокие форматы, позволяющие выходить на новых клиентов и вступать в конкуренцию с типографиями глубокой печати. GOSS International уже запустила одну 96-страничную Sunday 5000 с шириной полотна 2860 мм в итальянской типографии Grafiche Mazzucchelli. Ещё одна появится до конца года в испанской Altair. Помогают завоевать новые рынки и послепечатные решения на полной скорости рулонных машин. Речь о швейном и бесшвейном скреплении, системах маркирования и этикетирования. Сочетание высокой скорости с новым форматом конечного продукта (скреплённая брошюра) позволяет газетным и журнальным типографиям предложить услуги розничным сетям, издателям крупнотиражных серийных публикаций и т. п. К VAP-решениям можно смело отнести варианты технологий рулонной печати без остановки полотна. Мы писали о них в статье «Книги в режиме non-stop»  (http://www.publish.ru/publish/2007/05/4412214/). Помимо упомянутых GOSS International с серией Sunday, Timsons (T-48A) и Solna Offset (печатная машина Bookline), аналогичную технологию под названием DynaChange реализовала manroland. В наибольшем выигрыше оказываются книжные типографии, которые могут эффективно печатать малые тиражи ч/б изданий, отбирая работу у листовых конкурентов. Впрочем, GOSS имеет положительный опыт внедрения многокрасочной печати с AutoTransfer — в одной из американских типографий установлено сразу два Sunday 4000, каждый имеет по 8 печатных пар.

Совсем недавно KBA показала подобное решение, впервые реализованное для листовой машины — на Rapida 106. Ко дню открытых дверей в AZ Druck und Datentechnik, который прошёл 24 июля, подразделение листовой техники Koenig & Bauer подготовило анонс решения для оперативной смены тиражей Flying JobChange. 4-красочный перфектор Rapida 106 в типографии используют для двусторонней печати технических инструкций по схеме 1+1. Пока заказ печатается на секциях 1 и 3, на 2 и 4 монтируются печатные формы с последующей предварительной настройкой. Сразу по окончании тиража система Print Clean выполняет автоматическую смывку печатных полотен (порядка 20-ти листов). После этого оператор подаёт печатный натиск на секции 2 и 4 — и в работу без перерыва запускается следующий тираж. Во время презентации Rapida 106-4 SW2 без остановки отпечатала пять заказов 1+1 тиражом по 800 экз. на офсетной бумаге 90 г/м2.

В Roland создали VersaUV Print&Cut LEC-300 — удивительный симбиоз УФ-принтера с отверждением светодиодами, возможностью нанесения лака и белого, плюс — фигурная резка

Но самые заметные VAP-инновации последних лет в листовом офсете — УФ-печать и холодное тиснение фольгой в линию. Опыт перехода на УФ-печать листовых типографий свидетельствует — за счёт более широкого выбора материала и резкого повышения скорости выполнения заказов можно успешно захватывать новые рынки. В Publish № 8, 2008 началась публикация руководства PrintCity «Оптимизация листовой УФ-печати» (http://www.publish.ru/publish/2008/09/5738809/). К сожалению, из-за кризиса продолжения не последовало, но в ближайшее время мы завершим издание этого полезнейшего материала. В Publish № 4 в статье «Холодное тиснение фольгой — изысканный штрих к оттиску» (http://www.publish.ru/publish/2009/04/7409364/) упоминаются все решения ведущих производителей в этой области. В самом бурно развивающемся сегменте — цифровой печати — предлагается множество уникальных решений, как правило, не имеющих аналогов. Примеров не счесть, вот лишь некоторые. ЦПМ HP Indigo с жидким тонером позволяют использовать дополнительные краски, что особенно важно при выполнении заказов с фирменными цветами. Среди устройств с твёрдым тонером подобное предлагается владельцам некоторых моделей ЦПМ Xeikon. Canon ImagePress C1+ также печатает дополнительным цветом, но идея другая — создавать эффекты выборочного лакирования или печати «металликом». В Xerox разработали технологии, помогающие владельцам ЦПМ расширить клиентскую базу за счёт заказчиков защищённой продукции. Решение GlossMark (http://www.publish.ru/publish/2008/01/4800629/) — это визуальные спецэффекты при обычной 4-красочной печати.

Прорыв в технологии цифрового лакирования совершили создатели MGI JetVarnish и Komfi Spotmatik 54 — листовых машин с струйными головками для нанесения лака. Эффект не отличить от выборочного УФ-лака, но налицо все преимущества «цифры» — тираж от одного экземпляра, персонализация.

Американская ImPress Systems выпустила настольное устройство Foil Xpress для переноса фольги на кожу, винил, пластик и бумагу (включая книжные обложки и готовые книги), фотографии, рекламные изделия. Сконструированной по образцу настольного принтера системе не нужны дорогостоящие штампы и клише. В послепечатном секторе инновации зреют годами. Самая заметная — переход на полиуретановый клей в КБС — также поможет типографиям найти новых заказчиков. Чудо-клей устойчиво держит даже самые сложные сочетания бумаги.

VAP в России

Акция в В нашу страну, как и на другие развивающиеся рынки, передовые технологии приходят с опозданием. Обычно всё упирается в деньги и нежелание российских типографий становиться испытательным полигоном вдали от поддержки завода-производителя. Поэтому значительную часть из перечисленных VAP-решений в России пока даже не видели.

Но кое-какой опыт всё же имеется. Например, как показал наш анализ рынка рулонного офсета осенью 2008 г. (см. «Вся рулонная рать», № 8, 2008; http://www.publish.ru/publish/2008/08/5590728/), уже состоялись первые инсталляции УФ-оснащения для двух газетных машин Orient и одной Manugraph. А manroland продолжает внедрение гибридной технологии (всего в России реализовано 5 подобных проектов с машинами Uniset) — летом завершилась модернизация второй очереди рулонной печатной машины Uniset 75 в «Типографии Михайлова-С» (Смоленск). Одна башня оснащена газовой сушкой. Клеевые головки Planatol и швейный аппарат Tolerance для скрепления металлическими скобами позволяют получать продукцию без снижения скорости печати и с минимумом послепечатных операций. А это выход на новых для газетной типографии клиентов, интересующихся доступной печатью цветной полукоммерческой продукции.

Есть интересные примеры внедрения послепечатных решений для рулонных типографий. Осенью прошлого года редакция газеты «Московский комсомолец» и типография «Прайм Принт Москва» реализовали совместный проект. Впервые на московском рынке на первую полосу ежедневной газеты наклеивался стикер. Технология производства позволила провести розыгрыш призов среди читателей газеты, ярким нестандартным способом выделить информацию среди потока рекламы и новостей. Гораздо активнее рост в листовой УФ-печати — УФ-машинами могут похвастаться многие типографии. Среди первопроходцев — «Линия График», где вслед за 6-красочной полуформатной Heidelberg Speedmaster CD 74-6LX UV установлена такая же, но полноформатная Speedmaster CD 102-6LX UV. Всего же в России, по данным поставщиков и оценкам редакции, уже почти четыре десятка машин с оснащением для УФ-печати: Heidelberg — 17, Komori — 9, KBA — 7, manroland — 4… И это не считая дооснащённых «в поле», б/у, специализированных малоформатных, подобных Plextor, для печати пластиковых карт. Что касается холодного тиснения фольгой в линию, то в дело явно вмешался кризис — ни одной машины с этой перспективной технологией по нашим данным в России пока нет.

Решения для роста

Опыт российских внедрений VAP-решений говорит об их огромном потенциале. Увы, его реализация часто требует титанических усилий, которые на первых порах кажутся избыточными. Однако результат — появление новых клиентов и укрепление лояльности старых, рост продаж не за счёт вала, а из-за более привлекательных и дорогих продуктов — стоит свеч. Ведь первопроходцы не только мужественно преодолевают трудности, но и захватывают ещё не освоенные ниши, гарантируя перспективы роста и опережая конкурентов. Именно инноваторы (производители и типографии) двигают нашу отрасль вперёд, обеспечивая её конкурентоспособность с другими секторами, из которых регулярно совершаются набеги на поля полиграфистов.


Знают, что хотят

Это первый столь масштабный проект в российском книгоиздательском бизнесе за последние 20 лет. В строительство и технологическое оборудование предприятия инвестируют 2,8 млрд руб. Типография «Парето Принт» рассчитана на выпуск 69 млн книг и брошюр в год, а это около 8% российского книжного рынка.

На чём строятся производственные планы? Кажется, что на непоколебимой уверенности менеджмента. Генеральный директор типографии Павел Арсеньев, директор по производству Алексей Оборин и коммерческий директор Юлия Жукова просто лучатся ею. Ещё бы, ведь они смогли построить производство в чистом поле всего за год. И какое! Даже не перечисляя все строительные новшества, не учитывая мощное автоматизированное оборудование и не принимая во внимание высококвалифицированный персонал, нужно отметить: «Парето Принт» относится к породе редких птиц на российском полиграфическом рынке.

Проектировщики и строители хорошо понимали цель — быть эффективными, чтобы зарабатывать. Скажете, такая же цель у всех полиграфистов? Отнюдь. Конечно, деньги хотят зарабатывать все, но многие пытаются это делать довольно бестолково. Они беспомощно оглядывают печатный цех, в уме подсчитывая убытки, и гадают: «Какую бы ещё машину взять в лизинг? Может, первого формата?» И верят, что жизнь тут же наладится. Как бы не так! Ведь часто не в машинах дело. По большому счёту, дело никогда не в машинах.

«Парето Принт» построена с умом, главное её отличие от многих типографий (даже не учитывая масштаб производства): люди знают, чего хотят. Захотели уменьшить количество персонала — оснастили всю производственную цепочку машинами с хорошими пакетами автоматизации, поставили систему удаления бумажных отходов, оптимизировали внутреннюю логистику (перемещение грузовых потоков в здании), а все перевозки осуществляют электропогрузчиками и на тележках с электроприводами. Работникам не приходится слишком часто наклоняться, теряя время: часть тележек с подъёмными столами — загружать стопы бумаги и пачки тетрадей в машины очень легко.

Экономить на бумаге? Она вся поставляется в ролях и режется на листы прямо в цехе на двух машинах GMG: с 4-х рулонов одновременно, точность ±1 мм. Уже сейчас на них выполняются сторонние заказы — это уже не экономия, а чистая прибыль.

Работать на коротких тиражах? Для скоростной переналадки три новеньких manroland 904 и один 705LV оснащены системами автоматической смывки. Каждая имеет систему термостатирования красочных аппаратов для стабилизации технологических параметров, на каждой есть комплекс автоматического контроля и управления качеством цвета ColorPilot со сканирующим денситометром и ПО okBalance. Всё это снижает время простоев и выхода на цвет, делая даже короткие тиражи выгодными.

Не тратить лишних денег на покупку оборудования? Некоторые машины для некритичных операций куплены на вторичном рынке, например двухсекционный manroland R-702 и часть послепечатки; на рулонных машинах тоже сэкономили — взяли отечественные «Книгу-70» и «Книгу-84» рыбинского «Литекса».

Увеличить пропускную способность производства? Всё настроено так, что можно работать с двойниками во время всего процесса, от печати до заклейки и сушки блока, когда двойники разрезаются дисковой пилой на Muller Martini Diamant. А CTP Kodak Magnus VLF может выводить формы двойниками для упомянутых «Книг». Вроде — мелочь, но бьёт в ту же точку: рост производительности.

Повысить эффективность управленческого процесса? С надеждой на это внедряется АСУ ТП Hiflex: если всё сложится, станет первой полностью работающей системой в России. Удобное складирование? Более выдающегося склада типографии я не видал: узкопроходный 6-ярусный на 5500 паллето-мест. Сами понимаете, на высоту 8 м паллеты поднимают тоже машины. И такой площади вполне хватит не только для хранения тиражей до выдачи заказчикам, но и после. Ведь это отличное место складирования, и многие издательства наверняка захотят получить такую услугу — за дополнительную плату.

И это не всё. Типография ещё не запущена на полную мощность, а планов громадьё: сделать к основному зданию пристройку длиной 60 м и разместить на новых площадях ещё одну линию по производству книг. А в чём VAP, то бишь дополнительная ценность для клиентов? Арсеньев уверенно отвечает: «Типография даст то, чего они не получат в других типографиях, — время и деньги. Мы работаем для тех, кому это важно. Размещая заказы, нашим партнёрам не придётся выходить за пределы России». Это сказывается на всём — на сроках исполнения и поставки, возможности приехать и лично посмотреть на процесс, логистике, цене доставки и т. д. А качество работы вполне европейское и обеспечивается современным печатным и послепечатным оборудованием и высоким уровнем автоматизации производственных процессов. Самое серьёзное внимание было уделено обучению и повышению квалификации специалистов.

Оборудование подобрано так, что есть практически все виды отделки как блока, так и переплётной крышки, некоторые специальные возможности — закраска обреза блоков фольгой и краской, изготовление альбомов и книг нестандартного формата (до 60 см по корешку), вставка в линию двух ляссе. На автоматической линии можно делать вложения в книги и брошюры или вклеивать конверты с CD-дисками. Клиентам предложат самые модные фишки: скрепление блока полиуретановым клеем, изготовление брошюры типа «евробинд» и с клапанами.

С технологической частью у «Парето-принт» всё в порядке. Вся загвоздка и главный вопрос на ближайшие месяцы — загрузка производства. Пока, в августе — десяток-другой заказов (несколько сотен тысяч книг). Работает одна смена — около 100 человек, и это минимум, при котором всё может крутиться. Не потрясает… Но и официальное открытие ещё только предстоит. А в октябре планируется загрузить вторую смену, к январю — обеспечить типографию заказами на 24 часа в сутки. Это и составит почти 6 млн книг ежемесячно, которые будут делать уже 530 человек. Планы впечатляют не меньше, чем уже сделанное. — Д. Старцев (http://dnstar.livejournal.com/tag/СPСpСЗСuСССД-СPСЗСyС~СС)

VAP-идеи для большой рулонной типографии

Екатерина Янишевская

Основные заказчики рулонной офсетной печати — издатели СМИ. Это рынок специальный, сезонный, конкурентный и сравнительно узкий (особенно если рассматривать его в персоналиях). Поэтому перед каждой типографией стоит задача диверсификации заказчиков. Мы решали её по двум направлениям.

  1. Поиск заказчиков, чьи требования совпадают с требованиями издателей СМИ:
  • большие тиражи в кратчайшие сроки (производительность типографии);
  • стабильность соблюдения сроков (умение работать в жёстких графиках);
  • минимальные сроки производства (оптимальность бизнес-процессов по времени и высокая производительность оборудования);
  • комплексность услуги (чаще всего вместе с печатью требуются услуги по хранению и доставке).
  • Последний тезис — хороший пример VAP-решения, реализованного в ПК «Пушкинская площадь» вместе с «Московским союзом печати».
  1. Поиск новых продуктов или услуг, которые бы выделяли наше производство из общего ряда. Как правило, это связано с оборудованием — приходится закупать новые машины, опции или подбирать нетривиальные конфигурации. Но затраты стоят свеч!

Для высокопроизводительной персонализации фальцевальная машина Heidelberg Stahlfolder Flexomailer оснащена двумя струйными печатающими головками Kodak FDH902Если решения первого типа очевидны и многие игроки уже давно сформулировали их в своих маркетинговых отделах, то во втором огромный простор для маневра. Рассмотрим несколько примеров, реализованных в нашей типографии.

Производство брошюры со скреплением в фальцаппарате рулонной печатной машины | Что нужно: опции в фальцаппарате рулонной печатной машины (скрепление) и опции на выводном устройстве печатной машины (обрезка).

Исторически — это чистый пример формирования спроса за счёт новой услуги. В 1999 г. в Москве заработали первые рулонные машины «Алмаз-Пресса», на которых можно проклеивать тетради по корешку во время фальцовки и обрезать с трёх сторон на выходе. Получалась готовая брошюра, причём дёшево (нет отдельной операции на ВШРА) и быстро. Мечта ритейлера! Они и стали основными потребителями такого продукта…

На ПК «Пушкинская площадь» идею развили, поставив со 2-й очередью 48-полосные машины, оснащённые не только клеевыми головками, но и скреплением на скобу (для А3). Функции применимы на разных видах фальцовок. Издания получаются разных объёмов, вплоть до экзотических — 20 или 56 полос (с уменьшенным форматом по ширине).

А поскольку машина широкая и формат печатного листа большой, объём может «тянуть» на вполне серьёзное издание (48 полос А4, 64 полосы Slim Jim, 24 полосы А3, таблоид 32 полосы). Это привлекает тех, кому нужны самые сжатые сроки производства.

Вообще тема производства готовой продукции с использованием только рулонной печатной машины в журнальной полиграфии (а на газетном рынком это первейшее правило) сейчас имеет собственное почётное место, получила своего заказчика и весьма
востребована рынком.

А мы стремимся развивать тему дальше: в машинах третьей очереди будет возможность производить 4-полосники А4 без разбора. Они будут выходить из машины уже обрезанными с трёх сторон и уложенными друг на друга стопочкой. Ранее на этой операции приходилось использовать ручной труд по разбору на отдельные экземпляры вложенных друг в друга комплектов по 4 штуки.

  • Обрезка на выходе рулонной машины позволяет производить листовки на тонкой бумаге — актуально при крупных тиражах.
  • Нанесение персональных данных на полиграфическую продукцию | Масштабный проект, напрямую решающий задачи диверсификации пакета заказов.
  • Что нужно: специализированное оборудование.

До сих пор рынок услуг по производству каталогов, распространяемых с помощью адресной почтовой рассылки, серьёзно тормозился. В том числе из-за того, что в России не было предприятия, делающего необходимые операции с нужной производительностью (всё упирается в сроки). По программе минимум запуск участка должен был обеспечить выполнение запроса одного из крупнейших заказчиков типографии — «Мир книги», а в перспективе — оказывать новые услуги для заказчиков из других секторов.

Все задачи выполнены. Благодаря этой услуге типографии удалось повысить конкурентоспособность крупнейшего заказчика. Появилось несколько новых заказчиков, которые регулярно пользуются нумерацией брошюр (самый простой вид персонализации). Сейчас у нас в разработке новые проекты по печати переменных данных на обложках, вклейках и вставках в журналы, другой печатной продукции.

Главный смысл новшества — операция персонализации интегрирована в процесс производства брошюры: можно делать допечатку на внутренние части брошюры (а не только на 1-ю и 4-ю полосы обложки), а дополнительная операция мало сказывается на сроках производства. Файловая скоба или скрепки «с ушками» | Брошюры, скреплённые на скобы с петельками, можно подшивать в папки, вешать за петельки на гвоздики на выставочных стендах. Что нужно: опция для перенастройки на файловую скобу в ВШРА.

Работа ВШРА в режиме файловой скобы практически не сказывается на скорости работы оборудования и поэтому не влияет на стоимость. Широкого применения это пока не получило, но неожиданно оказалось популярным у некоторых заказчиков рекламных каталогов, где содержанием являются коллекции товаров (плитка, мебель и пр.).

Клеевое бесшвейное скрепление брошюр больших форматов (до А3) | Что нужно: линия КБС соответствующего формата. Хотя в самой типографии технологи считают это совершенно обычным (дескать, всё зависит только от умения оператора и формата оборудования), мой опыт свидетельствует, что далеко не каждая типография готова взяться за подобный заказ.

Мораль: почаще заглядывайте в паспорта установленных на предприятии машин и придирчиво изучайте всё обещанное производителем. Если нужно — вызывайте его представителей и требуйте обучения, комментариев и помощи в освоении дополнительных опций. Возможно, именно эта услуга, оказавшись редкой на рынке, принесёт типографии новый заказ.

Рулонная аромополиграфия

Аромополиграфия на рулонном офсете в России пока освоена только «Первым полиграфическим комбинатом» (см. статью «Почувствуйте аромат прибыли» Publish № 3, 2009, http://www.publish.ru/publish/2009/03/7221234/). Коммерческий директор Владимир Ещенко отметил: «Наша типография – один из пионеров в освоении аромапечати на рулонных офсетных машинах с помощью лакировально-гуммирующей секции. К сожалению, внедрение этой технологии совпало по времени с экономическим кризисом, который серьёзно сказался на рекламодателях и издателях. Периодически наши заказчики делают просчёты на аромапечать, но в нынешних непростых экономических условиях предпочитают "проверенные" методы.

Другая часть проблемы в том, что сама технология, факт её существования недостаточно хорошо разрекламированы. Люди если и знают, что она существует, то им не всегда известно, что подобная печать возможна и в России.

В итоге, пока мы не можем похвастаться коммерческими тиражами, выполненными с применением ароматных лаков. На ППК проведены успешные тесты по аромапечати, обучен персонал. Мы знаем, что можем предоставить заказчикам эту услугу, и думаем, что время, когда "Первый полиграфический комбинат" сообщит о первом тираже, отпечатанном с применением технологии нанесения аромалака на рулонной машине, не за горами. Мы верим в то, что использование этой технологии перспективно, что она действительно способна повысить эффективность рекламы, публикуемой в глянцевых журналах, каталогах, и рекламной продукции».

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Что сдерживает переход на цифровую печать этикетки в России?

    Александр Кузнецов, первый заместитель генерального директора типографии «Мегафлекс» (Москва):

    Мы имеем как флексографское, так и цифровое оборудование и, на основе собственного опыта, могу сказать, что главное препятствие на пути печати этикетки «цифрой» — проблемы со внутренней логистикой.

     

  • Этикетка, которая всем впору

    На фоне стабильного роста рынка этикетки самым динамичным его сектором остаётся цифровая печать. Именно здесь мы видим наибольшее количество инноваций, а типографиям предлагается широкий выбор направлений развития — от покупки отдельных ЦПМ до модернизации флексомашин цифровыми модулями.

     

  • Работы японских мастеров

    Дни открытых дверей Komori в Нидерландах — высокие полиграфические технологии встречаются с многовековыми традициями художественного мастерства.

     

  • На память о главном: готовимся к Новому году

    Перед самым главным праздником — Новым годом — мы решили ещё раз повторить запрос на открытки (Publish № 12, 2016, http://www.publish.ru/articles/201612_20013659), но решили сделать это на месяц раньше. Разве типографии не мечтают о заказчиках, которые делают всё загодя? Итак, наш запрос: открытка евроформата со сгибом, 20×20 см в развороте, 20×10 см в готовом виде, 1 биг, печать — 4+4, бумага — мелованная матовая 300 г/м2, тиражи — 300 и 500 экз.

     

  • Выставка «Реклама 2017»: вариант «лайт»

    Главная выставка для российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати в последние годы стабилизировалась по размерам (колебания занимаемой площади уже не существенны) и составу экспозиции — в ней превалируют «лёгкие» решения, а редкие исключения лишь подтверждают правило.

     

  • Идеи + Опыт = Успех

    24 октября HP и «НИССА Центрум» провели в Санкт-Петербурге вторую российскую конференцию Dscoop — независимого глобального сообщества пользователей оборудования HP, призванного содействовать успеху бизнеса его членов.

     


comments powered by Disqus