101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Экология для новичков. И не только...

  • Константин Игнатов
  • 16 декабря 2008 г.
  • 8631

   

    

   

 

Хочу собственный бизнес!

В этом справочнике речь пойдёт о широкоформатных принтерах для начинающих бизнес широкоформатной печати или стремящихся его диверсифицировать. Поскольку у первых портфель заказов ещё отсутствует, невозможно заранее решить, что будет являться основной продукцией— «интерьерка» или «наружка». Покупать же сразу два устройства для ещё не существующего бизнеса очень не хочется.

Об экосольвентных принтерах стоит задуматься и уже имеющим широкоформатное производство. Для владельцев сольвентных принтеров это может быть удачным решением, чтобы пополнить свой парк устройством для интерьерной печати, а заодно расширить мощности «наружки» и/или повысить надёжность. Владельцы интерьерных принтеров также увеличат производственные мощности и смогут работать в новом для себя сегменте наружной рекламы.

Какое же устройство выбрать новичку и «продолжающему»? Сольвентные принтеры непригодны для интерьерной печати из-за резкого запаха отпечатков, а устройства с водорастворимыми чернилами не обеспечивают нужной стойкости к атмосферным воздействиям. Вроде бы, универсальны устройства с пигментными водными чернилами, но у них ограниченная номенклатура носителей— в частности, они не могут полноценно запечатывать недорогие материалы без покрытия, широко применяемые для наружной рекламы.

Остались УФ-устройства, которые довольно долго рассматривались как единственное универсальное решение. Однако у них есть небольшой недостаток, также весьма ограничивающий их применение для начинающих,— цена. Хотя сейчас она снизилась, зачастую за эти деньги можно купить отдельные устройства для интерьерной и наружной печати.

Экология— это выгодно

И тут как нельзя кстати пришлись так называемые экосольвентные чернила— очень сходные по своим свойствам с обычными сольвентными и допускающие печать на тех же самых материалах, но в которых «вредные» органические растворители заменены «полезными».

Основной целью их создателей, как нетрудно догадаться из названия, было снижение вредного воздействия на окружающую среду (серьёзное дело за пределами нашей страны). А в качестве побочного эффекта оказалось, что оттиски, напечатанные такими чернилами, могут с успехом использоваться в помещениях. Более того, во многих случаях сольвентные и экосольвентные чернила одного изготовителя могут использоваться в одном и том же оборудовании (естественно, после промывки).

Правда, экосольвентные чернила заметно медленнее сохнут. Для компенсации этого недостатка «настоящие» экосольвентные принтеры оснащаются развитым сушильным столом. Но даже в этом случае при печати на материалах бюджетных серий приходится снижать скорость.

Для устройств, изначально разрабатывавшихся под разные варианты сольвентных чернил (традиционных, лайт или милд), стоит сразу подумать о дополнительной сушке (опция предусмотрена, например, для принтеров Mimaki серии CJV30).

Справедливости ради нужно сказать, что экосольвентные разработки появились отнюдь не вчера— первые попытки были предприняты ещё в 2002 г. Но лишь в последние год-два эти технологии достигли такого уровня, что стали оказывать заметное влияние на рынок.

Участники

Мы включили в справочник модели широкоформатных принтеров, для которых заявлена работа с экосольвентными чернилами, ещё не снятые с производства и уже доступные на конец ноября 2008 г. 33 модели представлены под 8-ю торговыми марками (в алфавитном порядке): Epson, Euromedia, HP, Mimaki, Mutoh, Roland, Xerox и Zeon. Характеристики устройств собраны в таблицу.

Представлены как принтеры, так и гибриды их с устройствами резки (принтеры/каттеры), дающие готовую продукцию сложной формы либо малоформатную. К последним относятся серии CJV30 от Mimaki и VersaCAMM от Roland.

Отдельно нужно сказать о модели DesignJet L65500 от HP, которая не использует экосольвентные чернила в узком смысле слова и печатает новыми чернилами Latex разработки HP. Однако заявленная запечатка материалов, пригодных для сольвентных принтеров (включая бюджетные без покрытия), устойчивость отпечатков к атмосферным воздействиям, высокое качество печати и возможность использовать продукцию внутри помещений однозначно характеризуют принтер как универсальный, и мы сочли нужным включить его в наш справочник. Отвечающим тем же критериям УФ-принтерам мы посвятим отдельный материал, поэтому в справочник они не включены.

Ширина материала и печати, поля

Универсальные принтеры представлены в широком диапазоне форматов: ширина запечатываемого материала от 762 мм у Roland VersaCAMM VP-300 до 3300 мм у Mimaki JV5-320S. Наиболее распространены принтеры с шириной печати чуть более 1600 мм— таких моделей 13. При относительно доступной цене они позволяют изготавливать все типы наружной рекламы малого формата и большую часть интерьерных заказов.

Большинство принтеров требуют оставлять при печати боковые поля по 3–5 мм на сторону. Некоторые модели имеют ширину поля печати значительно меньше, чем формат запечатываемого материала— у Mutoh ValueJet 1204 разница достигает 100 мм. Это вовсе не означает, что поля при печати составят по 50 мм на сторону, на более узких материалах они будут по 5 мм; просто изготовители предусмотрели установку более широкого рулона для повышения гибкости работы с материалом.

Стойкость отпечатка

Возможность использования отпечатков на открытом воздухе без дополнительной защиты— обязательное условие для универсального принтера. Реальная стойкость отпечатков зависит от различных условий, от запечатываемого материала до климата и конкретного места размещения (ясно, что на северной стороне в Северном полушарии краски будут выгорать меньше).

Для средних условий большинство изготовителей указывает стойкость отпечатков 3 года, лишь для Epson Sylus Pro GS6000 показатель ниже— 1,5 года. Впрочем, для 99% случаев и этого более чем достаточно— трудно представить рекламу, которая размещалась бы даже на такой срок. Есть, правда, продукция постоянного размещения (вывески, указатели и т. п.), но для них и трёх лет мало.

Необходимость ламинации отпечатков с экосольвентных принтеров возникает, если продукция подвергается интенсивным механическим нагрузкам: напольная графика, реклама на транспорте и т. п. Защитное ламинирование также увеличивает стойкость к атмосферным воздействиям (обычно называют цифру 5 лет), но операция настолько нетехнологична, что вряд ли её можно рекомендовать без крайней надобности,— проще отпечатать новую продукцию по мере износа.

Качество печати

Интерьерные заказы диктуют свои требования— большинство наших принтеров имеет разрешение 1440 dpi (1200×600 dpi у HP DesignJet L65500). Любопытно, что это единственный принтер в обзоре с постоянным объемом капли и технологией термоструйной, а не пьезоструйной печати. Такую «вольность» HP позволила себе из-за особого состава чернил Latex.

Во всех остальных устройствах используются головки с переменным объёмом капли, обеспечивающие лучшую передачу градаций и возможность выполнять заказы на более низком разрешении и высокой скорости без визуального ухудшения качества. Поэтому максимальное разрешение 720 dpi в некоторых из особо широких устройств (Euromedia серии MAXjet и Mutoh серии Blizzard) вроде и нельзя рассматривать как ограничение для интерьерной печати.

Вместе с тем заметно больший объём капли (до 42 пл в Euromedia серии MAXjet и Mutoh серий Blizzard и Rockhopper 3 Extreme) делает точки на изображении довольно заметными, так что эти принтеры следовало бы рассматривать как «ограниченно интерьерные»: использование отпечатков внутри помещения допускается, но расстояние наблюдения не должно быть слишком малым.

Большинство принтеров допускают печать в 4 или 6 первичных цветов на выбор, лишь ZeonJet ST600 может использовать, а Epson Stylus Pro GS6000 всегда использует 8: помимо стандартных CMYK и привычных светлых голубого и пурпурного, ещё оранжевый и зелёный, более характерные для интерьерных принтеров.

О пользе дополнительных цветов в принтерах с полутоновой точкой есть разные мнения— от «улучшает качество цветопередачи» (в пример приводятся настольные цветопробные принтеры) до «лишь повышает прибыльность бизнеса расходных материалов», поскольку суммарный расход чернил при 6-цветной печати на 20-25% (по разным данным) больше, чем при 4-цветной. Дополнительные оранжевый и зелёный цвета, вне всякого сомнения, расширят цветовой охват принтера. Как и в случае с HexaChrome для офсета, это даже важнее не для иллюстраций, а для воспроизведения заливок и текста насыщенных цветов.

Скорость

Это оборотная сторона качества печати, поэтому имеет смысл отдельно сравнивать скорости максимальную (для наружной рекламы, обычно на 360 dpi) и в режиме максимального качества.

Рекордсмены для «наружки» Euromedia MAXjet и Mutoh Blizzard печатают со скоростью 80м2/ч. Но это принтеры большой ширины, тяготеющие к промышленным и, как уже отмечалось выше, «ограниченно интерьерные». Из более лёгких моделей максимальную скорость имеют принтеры серий JV5 от Mimaki (более 50 м2/ч) и SOLJET PRO III от Roland (более 40 м2/ч).

В режиме максимального качества сравнивать скорости весьма непросто— изготовители обычно указывают скорости в каком-то одном режиме, который считают качественным, а чтобы найти данные о предельно качественной печати, нужно заглянуть в руководство пользователя каждого принтера. По широко публикуемым данным, самыми быстрыми среди крупноформатных устройств является HP DesignJet L65500 (35 м2/ч), а среди остальных— Mimaki JV5 (12–13 м2/ч).

Многокрасочные устройства, за исключением Epson Stylus Pro GS6000, могут в режиме CMYK использовать свободные головки (или каналы— ряды дюз в комбинированных головках) для повышения скорости работы с основными цветами. Например, в 8-красочных Mimaki JV-33 и ZeonJet ST600 при 4-цветной печати на каждый цвет приходится не по одному каналу, а по два, что позволяет получить почти вдвое большую скорость. Но наиболее эффективно это в моделях Mimaki серии JV-5 с 4-мя головками по 8 рядов дюз в каждой— за один проход каретки запечатывается сразу 4 дюйма материала.

Однако и в 6-красочных принтерах в режиме CMYK свободные головки или каналы могут не простаивать: например, в Roland XC-540W одну из них можно задействовать под белый цвет (подложка под цветное изображение на цветных или прозрачных материалах). В других случаях свободные головки/ряды дюз используются как дополнительные для голубого и пурпурного цветов.

Картриджи

Большинство устройств имеют картриджи ёмкостью не менее 440 мл— лишь в Xerox 8254E и Roland XC-540W (белый цвет) картриджи по 220 мл. Epson Stylus Pro GS6000 имеет картриджи по 0,95 л, в HP DesignJet L65500 чернильные ёмкости по 3 л, а для Euromedia MAXjet и Mutoh Blizzard предусмотрена опция Big Ink с контейнерами по 4,3 л.

Почти все картриджи снабжены чипами с информацией о содержимом, а также обновляемой информацией об остатке чернил. Исключение— принтеры Mimaki и Zeon, где в чипах пополняемых картриджей прошит «бесконечный» объём. Картриджи полупрозрачные— ведь иным способом, кроме как визуально, проконтролировать остаток чернил в этом случае нельзя.

Обычная практика— замена картриджей на ходу. В «бесконечных» картриджах чернила также можно добавлять на ходу— через заливные отверстия, штатно закрытые пробками.

В некоторых устройствах применяется по несколько картриджей на каждый цвет: в Mimaki серии JV-5 используется 16 картриджей (по 4 при 4-цветной печати и по 2 при 6-цветной), а в Roland SJ-1045IS— 24 (по 6 и 4 соответственно). Это увеличивает время автономной работы, но вряд ли может рассматриваться как вариант Big Ink, поскольку стоимость литра чернил при этом не уменьшается.

Автономная работа

Все модели укомплектованы устройствами подачи рулонного материала (штатно) и приёмным подмотчиком (как минимум опция), а также имеют сравнительно большой запас чернил. Теоретически, это позволяет несколько часов эксплуатировать устройства автономно, без вмешательства оператора. С учётом ранее отмеченной пониженной скорости высыхания экосольвентных чернил, в зависимости от типа материала и конструкции принтера для этого может потребоваться дополнительная сушка, чтобы избежать склеивания приёмного рулона.

И всё же полностью автономную работу вряд ли можно рекомендовать даже для самых совершенных моделей. Экономия на зарплате оператора многократно перекрывается потерями от брака, напечатанного всего за пару часов, если что-то пошло не так. Да и ситуации, когда нужно печатать много заданий подряд на одном материале, встречаются не так уж часто, особенно если устройство одно. Скорее речь следует вести о простоте обслуживания нескольких устройств одним оператором, но для нас пока это не актуально— мы ведь решили начинать бизнес с одним устройством…

Интерфейсы

Подавляющая часть устройств укомплектована интерфейсом Ethernet со скоростью 100 Мбит/с. Не лучшее решение. Во-первых, невелика скорость— с такими объёмами данных лучше работать на гигабитной версии этого интерфейса, как в Epson Stylus Pro GS6000 и HP DesignJet L65500. Во-вторых, широкоформатный плоттер с такой номенклатурой запечатываемых материалов никак не может рассматриваться как общедоступное сетевое устройство: чтобы гарантировать печать на нужном материале, заданиями должен управлять только оператор. Впрочем, сделать сетевое устройство локальным несложно.

USB-интерфейс в устройствах Mimaki не создаёт проблем с доступностью, а вот со скоростью всё не так однозначно. USB 2.0 предусматривает три скорости: обязательные Low Speed (1,5 Мбит/с), Full Speed (13 Мбит/с), как в USB 1.1, и дополнительная High-Speed (480 Мбит/с). Поддержка последней явно указана для серий JV5 и JV33, а вот для серии CJV-30 прямых указаний нет. Разумеется, высокая скорость будет доступна только в том случае, если все остальные элементы цепи USB её поддерживают, поэтому не нужно включать скоростное USB-устройство в клавиатурный Low Speed-хаб. А вот параллельный интерфейс IEEE 1284 следует признать скорее анахронизмом— впрочем, как единственный он уже не применяется.

ПО

Все устройства штатно поставляются без растрового процессора (RIP), кроме принтеров Euromedia, Mimaki и Roland. Для расширения действующего бизнеса это неплохо— обычно в этом случае какой-то RIP или заменяющая его программа управления уже есть, нужно лишь подключить к ней второе устройство. А вот для начинающих отсутствие растрового процессора скорее большой минус, поскольку его придётся покупать отдельно.

Теоретически без него можно обойтись, но сразу готовьтесь к трудностям. Раскладка мелких заданий на листе, печать частями задания большого формата, просмотр, поворот, управление очередями, расчёт расхода чернил, подключение ICC-профилей и управление цветом, другие операции, легко выполняемые с помощью RIP или специализированного ПО, весьма проблематичны при их отсутствии. Если печатаете «для дома, для семьи», с этим можно мириться ради экономии средств; если же речь идет о производстве — потери могут быстро перевесить стоимость ПО.

Выводы

Экосольвентные принтеры— один из немногих примеров удачного решения разных задач в одном устройстве. А широкий ассортимент моделей позволяет легко выбрать оптимальную в зависимости от конкретных задач.


Экосольвентные принтеры, представленные на российском рынке

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.

Клей на «автомате» в большом формате

Выбираем широкоформатный планшетный клеевой плоттер для автоматизированного нанесения клея.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105