2008.04.04, Автор: Кевин Купер4591 прочтений

Планирование простым не бывает *

Теги: Допечатные процессы Общее Publish

Типографии строят планы на оборудование, обзаводятся стратегиями повышения квалификации, но возможно, для конкурентоспособности не хватает системы планирования ресурсов предприятия...

Найти решающее преимущество становится всё сложнее. Типографии строят планы по парку оборудования, охотно рассуждают о модернизациях и заменах. Ещё один важный пункт инвестиций — рабочая сила. Но, помимо оборудования и сотрудников, не стоит забывать об инфраструктуре управления данными — неотъемлемом условии развития бизнеса. Эта задача для систем планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP), оптимизирующих работу с ключевой информацией.

Под системой планирования ресурсов предприятия понимается любое ПО, объединяющее функции минимум двух систем: сочетание оценочной и бухгалтерской программ уже претендует на звание ERP-системы, хотя охватывает лишь мизерную часть инфор-мационных потребностей компании.

Часто ERP-системы воспринимают обобщённо, рассчитывая, что одно решение адекватно множеству отдельных систем автоматизации. В идеальном ERP-мире одна программа заменяет все информационные системы, охватывая интегрированными пакетами все корпоративные потребности в обработке информации. Объединение управленческих функций сводит к минимуму расходы по техническому обслуживанию и упрощает обучение при стандартизации ПО.

EFI предлагает рассчитанные на полиграфические предприятия решения для планирования производственных ресурсов, в т. ч. Auto-Count CIMПрелесть ERP-систем в модульной структуре, разбивающей путь к законченному решению на этапы. Типовые модули: автоматизация управления техпроцессом, планирование и составление расписания загрузки мощностей, оценка затрат, контроль качества, управление снабжением и складскими запасами, планирование цепочки поставок, ввод заказов, выставление счетов и бухгалтерия, управление кадрами, платёжные ведомости, льготы, управление связями с заказчиками, менеджмент проектов.

Поставщики ERP-систем делятся на специализирующихся в полиграфической отрасли и разработчиков универсальных решений. Преимущества первых в понимании конкретных потребностей полиграфистов, знакомстве с нюансами печатного дела.

Внутри категории компании отличаются по степени концентрации на печати. Часть фокусируется на оборудовании с акцентом на JDF и беспроблемную передачу в рамках предприятия информации и данных по затратам. Сбор данных от оборудования — ключ и к борьбе с отходами из-за неверно переданных параметров заказа, и к получению руководством важной информации по работе предприятия. Системы сквозной передачи данных по заказу оптимизируют работу типографии за счёт устранения ERP-системой неприбыльных операций. Такие решения фокусируются на совершенствовании производственного процесса, но должны взаимодействовать с другими системами для поддержки в т. ч. функций управления персоналом и бухгалтерского учёта.

Часть специализирующихся на полиграфии разработчиков предлагает более универсальные решения, претендующие на охват всего информационного потока. Все программные продукты предлагаются в модульной форме для построения индивидуализированных под конкретные потребности систем.

С полиграфистами плотно работают Avanti Systems, Heidelberg, Hiflex, EFI, Kodak, MAN Roland, Prism, Radius Solutions и др. Основное ERP-решение Heidelberg — пакет Prinect с тремя основными приложениями для допечатного, печатного и послепечатного этапов. Prinect фокусируется на печати и внедрении JDF для оптимизации эффективности и сокращения отходов. Для более широкого управления потоком данные передаются в другие ERP-системы (например, Hagen от EFI).

Универсальные решения EFI включают пакет базовых продуктов и вспомогательных модулей. Компания смотрит на бизнес глобально, исповедуя более широкий подход по сравнению с другими разработчиками, и предлагает массу систем с учётом функциональных требований и размера полиграфических предприятий. Решения EFI охватывают практически все потребности типографий, постоянно появляются новые модули, например, по экспедиционным услугам и управлению переменными данными.

Давно известная ERP-решениями полиграфистам Австралии и Новой Зеландии Prism сейчас агрессивно продвигает программные продукты на рынке США. Её универсальные ERP-системы рассчитаны и на небольшие, и на крупные производства. Особенность — единая база данных, фокусирующаяся на точках соприкосновения с заказчиком и оптимальной интеграции с ним.

Универсальная полиграфическая система EMS (Enterprise Management Solution), над которой работает Kodak, — готовое решение для управления техпроцессом, включая отделы работы с клиентами и обработки документации, а также собственно производство. Сейчас EMS тестируется и скоро должна появиться в продаже.

Hiflex предлагает полностью интегрированные программные ERP-продукты, точно моделирующие и поддерживающие все бизнес-процессы печатного производства. Radius Solutions специализируется на АСУП/ERP-системах для упаковочной и полиграфической отраслей.

Avanti Computer Systems разрабатывает программы управления полиграфическим производством уже 24 года (30 инсталляций в Северной Америке). «Золотой» партнёр Microsoft предлагает модули для оценки, расчёта, составления расписания, управления печатным цехом, экспедиционных услуг, склада и закупок.

«Стандартные инструменты баз данных предоставляют важную и простую для чтения информацию, — рассказывает президент Terry Printing Марк Терри. — Оптимизация отчётности позволяет точно оценивать прибыльность по продуктам и клиентам, отслеживать использование оборудования и материалов. Avanti помогает отделу продаж наращивать объёмы заказов, а нашим клиентам предоставляет доступ к информации по ним».

Общие ERP-решения не ограничиваются спецификой полиграфической отрасли. Их преимущество — универсальные, продуманные модули ПО и серьёзный опыт их внедрения в разных условиях. Системы от общих поставщиков часто встречаются у заказчиков полиграфической продукции, что потенциально упрощает взаимодействие с ними, хотя, теоретически, обмен информацией поддерживают все решения.

Недостатки общих разработчиков ПО — отсутствие специфических решений для полиграфии, в т. ч. поддержки JDF. Такие задачи решают программные модули третьих разработчиков. SAP прочно удерживает лидирующие позиции во многих отраслях, оставаясь «системой выбора» для журнальных издательств. Её решения успешно внедряются на полиграфических производствах разного уровня, хотя целевой рынок — предприятия с объёмом продаж от 200 млн долл. Поставщики типа SAP предлагают масштабный и мощный подход к общим бизнес-процессам, но без учёта присущих полиграфии тонкостей, полагаясь в этих вопросах на третьих разработчиков. Самые общие решения для планирования ресурсов предприятия доступны в т. ч. от Oracle и Microsoft.

Любая инсталляция системы планирования ресурсов требует критической оценки процессов на печатном производстве. Есть два пути: изменить подход к бизнесу в соответствии с потребностями ПО либо персонализировать решения под нужды компании. Универсальной формулы нет. Доработка ПО обойдётся дороже и со временем может обернуться проблемами с обновлениями. Кроме того, для изменённой системы потребуется новая документация, что дополнительно увеличит её стоимость.

Адаптироваться к стандартным решениям дешевле, но есть риск лишиться конкурентного преимущества, поскольку процессы будут напоминать общепринятые. Главное преимущество внедрения ERP-системы — пересмотр всех производственных аспектов компании с определением, на чём она зарабатывает, а на чём нет. Это новый взгляд на бизнес и избавление от неэффективных производственных этапов.

Ещё один важный фактор — анализ направления движения в целом. ERP-решения должны соответствовать текущим нуждам, но обязательно учитывать векторы развития (к этому часто подходят недостаточно серьёзно). Многие компании берут курс на системное удовлетворение запросов клиентов вместо предоставления печатных услуг, что подразумевает развитие вспомогательных направлений, помимо привычной полиграфической базы. ERP-программы должны учитывать, кроме полиграфических, связанные с развитием предприятия производственные и сервисные задачи, и тенденция будет проявляться всё отчётливее.

С универсализацией программных продуктов ширится количество вариантов, в т. ч. для конкретных, целевых задач. По мере роста количества контролируемых системами процессов становится ясно, что иногда предпочтительнее узкоспециализированное ПО. Но главное преимущество ERP-решений — беспроблемная интеграция данных при перемещении информации в рамках специально созданной системы.

В каждой будут компоненты (модули), соответствующие вашим потребностям лучше остальных. Сопоставьте преимущество универсального решения с гарантированной интеграцией данных и оптимизацию отдельных фрагментов бизнеса для лучшей интеграции информации, поступающей из отдельных систем. У поставщиков ERP-решений огромный опыт в написании кодов и разработке ПО, и многие типографии предпочитают оставлять эти вопросы в компетенции специалистов. Попытки внедрить на предприятии индивидуально оптимизированные решения и самому заниматься интеграцией только вытягивают ресурсы и средства.

На фоне критической ситуации с прибылями при выборе ERP-системы ориентируются в основном на цену, складывающуюся из программно-аппаратного обеспечения, сервисного обслуживания и затрат на переходный период. Поставщик называет начальную стоимость лицензии или программного кода для выбранного решения, варьирующуюся в зависимости от количества модулей и их индивидуализации.

В большинстве случаев внедрение не обходится без «железа», ведь ERP-система — дополнительная нагрузка для корпоративного управления данными. Не забудьте о стоимости сервисного обслуживания (15-18% в год от стоимости ПО): поддержка системы, решение проблем, обновления. Тут программные пакеты не отличаются от печатных машин, которые нужно смазывать и обслуживать.

Учитывайте затраты на внедрение. Время переходного периода зависит от сложности: 2-4 недели для простого, базового пакета; до 6-ти и более месяцев для интегрированного универсального решения. В последнем случае инсталляция затронет практически все процессы на предприятии и потребует серьёзных внутренних ресурсов.

В цену ПО обычно входит обучение поставщиком, но иногда к затратам на внедрение добавляются тренинги. Залог успешности ERP-решений — изучение и оптимизация бизнес-процессов. Помощь окажут и поставщики, но заниматься процессом должны знающие компанию изнутри. Но у сотрудников есть своя работа, текущие заказы, поэтому необходимо тщательно распланировать внедрение системы. В сложных случаях создаются даже специальные отделы для внедрения ПО (обязательно подумайте, чем они будут заниматься после выполнения задачи).

Переход на новые системы всегда чреват проблемами — ничего не делать, придерживаясь наработанных методик и систем, гораздо проще. При этом системы планирования ресурсов предприятия продолжают развивать индустрию: заказчики не сидят, сложа руки, а растут и требуют оптимизации связи с собственной цепочкой поставок. Не дремлют и конкуренты, расширяя спектр услуг — и по оборудованию, и по персоналу, и по обработке информации. При всей заманчивости варианта с индивидуализированным решением есть отличные готовые ERP-системы, рассчитанные на полиграфистов. Что для поддержания конкурентоспособности предпримет ваша компания? p

Об авторе: Кевин Купер, профессор факультета графических коммуникаций при технологическом университете Cal Poly Tech, с 2000 г. специализируется на управлении полиграфическими предприятиями и концепции бережливого производства, бывший сотрудник RR Donnelley и Microsoft, автор колонки BestTrack в журнале Graphic Arts Monthly и редактор раздела «Эффективные решения» (Best Practices).


* Журнал Graphic Arts Monthly, январь 2008. Copyright © 2008, Reed Business Information, a Division of Reed Elsevier Inc. All rights reserved.


Горизонты ERP-технологий

Производителей, предлагающих полиграфистам решения для планирования ресурсов предприятия, немало: в поисковой строке Google набираем «ERP и полиграфия» — получаем множество ссылок, среди которых есть и дельные.

Иногда отталкиваются от клиента, внедряя систему, соответствующую запросам заказчика полиграфической продукции, которые не всегда совпадают с потребностями типографии. Пример — MarketMover Network от Kodak на базе разработок Four51.

Недавно завязавшая партнёрские отношения с Vision33, консалтинговая IT-компания полного цикла Four51 — «золотой» партнёр SAP, предоставляет услуги по разработке, продажам, внедрению и сервисной поддержке новой версии Four51 Edition для системы SAP Business One.

Анонсированное прошлой осенью на конференции Print Solutions в Лас-Вегасе ПО Four51 Edition — единое интегрированное приложение, дополняющее функции системы управления SAP Business One веб-сетью для размещения полиграфических заказов. Сейчас Vision33, располагая большим опытом в сфере малого и среднего бизнеса, совместно с Four51 заканчивает интеграцию платформы электронной коммерции от Four51 в систему SAP Business One.

Для тестирования и производственного обеспечения нового ПО Four51 сформировала группу из 9-ти партнёров. Первую версию тестировал дистрибьютор полиграфических услуг Prograde.

«Наши партнёры по альфа- и бета-тестам окажут неоценимую помощь в оценке приложения Four51 Edition для системы SAP Business One, — рассказывает один из основателей и президент Four51 Рич Ланда. — Разноплановость группы соответствует специфическим требованиям дистрибьюторов полиграфической продукции».


Наши

Вопрос конкурентоспособности через повышение технического и программного оснащения, а также автоматизации всех бизнес-процессов предприятия встал перед нами ещё на этапе подготовки к запуску первых печатных машин. Руковод-ство комбината в 2005 г. создало рабочую группу для глубокого конкурентного анализа имеющихся на мировом рынке ERP-систем. Но прежде была определена цель внедрения системы, выработаны критерии оценки автоматизированной системы, очередность решения задач в рамках общей стратегии, которая включала бы многошаговую систему по выстраиванию глобальной системы управления предприятием. Главное при внедрении любой информационной системы — написать техническое задание. В нём наиболее полно должны быть отражены все бизнес-процессы предприятия, включающие весь производственный цикл, документооборот. От качества и полноты ТЗ зависит исход внедрения системы. Стратегическая задача ППК — организовать работу всего предприятия в едином информационном пространстве, от приёма заказа менеджером отдела продаж, оперативного расчёта, передачи в производство, контроля прохождения по всей технологической цепочке, отгрузки готовой продукции до расчёта экономических и финансовых показателей предприятия.

Основные задачи первого этапа внедрения системы ERP на ППК — повышение гибкости и оперативности управления производством, оптимизация затрат и управленческий учёт. На данном этапе не рассматриваются такие функциональные блоки, как финансы, поставщики, управление складскими запасами, кадровый учёт. После успешного завершения первого этапа, в 2008 г. мы планируем продолжать внедрение системы на других участках предприятия. После глубокого анализа, множества презентаций, посещения конференций, экскурсий на полиграфические предприятия с внедрёнными системами ERP, переговоров с поставщиками и пользователями их систем мы выбрали систему Hiflex. Специалисты комбината пришли к единому мнению: лучшее решение — отраслевая система, ведь именно она учитывает все нюансы бизнес-процессов полиграфического предприятия, что существенно упрощает и удешевляет её адаптацию на предприятии. Существенный фактор — Hiflex является несущей системой для обмена данными в формате JDF, поскольку контролирует производственный процесс в целом. Технические данные передаются из планового в производственный отдел и становятся доступными для предварительной настройки оборудования через формат JDF. Все машины на ППК поддерживают JDF-формат, это дополнительный плюс в пользу Hiflex. В будущем, посредством JDF-соединения, планируем обмен информацией между всем установленным на ППК оборудованием. Это позволит максимально полно, в реальном масштабе времени, проводить сбор и обработку информации о загрузке мощностей, прохождении заказов, расходе бумаге и материалов, оперативно перерас-пределять производственные мощности, получать полную экономическую и управленческую отчётность. Учитывая глобальный масштаб работ и необходимость вовлечения в реализацию проекта значительных временных, финансовых и людских ресурсов, мы очень осторожно будем продолжать внедрение остальных блоков ERP (Hiflex) на ППК. Возможно, нам предстоит вначале синхронизировать обмен данными между программами и уж затем объединить их для решения глобальной задачи управления предприятием.

Мы заключили с партнёрами договор на последующее техническое сопровождение и обслуживание системы, внесение обновлений в программу и прочие работы. Его годовая стоимость не будет превышать 10% от общих затрат на разработку и внедрение системы на ППК. — Виктор Лаптев, руководитель отдела информационных технологий «Первого полиграфического комбината»


Интегрированное производство

Система управления производством printnet от MAN Roland оптимизирует работу издательских, газетных, коммерческих и упаковочных типографий. Сквозная интеграция объединяет производственные техпроцессы в законченную систему: от приёма данных до расчёта затрат, допечатной подготовки, печати, послепечатной обработки. Входящая в printnet система управления листовым и рулонным оборудованием Pecom объединяет в сеть печатные процессы и интегрируется в АСУП через порт печатной машины, автоматизируя подготовку к печати, собственно печать и ведение документации.


Наши

Статья Кевина Купера не только интересна и полезна — она как зеркало отражает проблемы полиграфических предприятий, скажем так, «не западного рынка» (не только российских, но и украинских, словацких, польских, грузинских, эстонских, азербайджанских, румынских, латвийских и турецких).

Приятно удивляет высокая точность приведённых в статье цифр. Наш опыт внедрения систем управления полиграфическим предприятием даёт точно такие же результаты. По всей видимости, «западная» и «не западная» полиграфические отрасли полностью сравнялись не только технологически, но и организационно.

Статью обязательно надо прочитать не только руководителям типографий, выбирающим инструменты планирования ресурсов, но и тем, кто уже внедряет или эксплуатирует подобные системы на своём предприятии. Купер писал не только о своих проблемах, а о наших, общих.

Но с прекрасным автором хочется и поспорить: в условиях «не западного» полиграфического производства призрачными кажутся перспективы реального использования SAP в полиграфической отрасли. Больше шансов у систем, рассчитанных на несерийное, позаказное производство. Но это верно только при соблюдении условий, обозначенных в статье. «ERP-система» полиграфического предприятия обязательно должна строиться на модульном принципе: в основе комплекса программно-аппаратных средств находится специализированная «полиграфическая» система, объединяющая инструменты «общего» назначения (бухгалтерские, CRM, TQM и др.).

Невозможно не согласиться с мнением автора о поддержке системы: программно-аппаратные комплексы, как и полиграфическое оборудование, требуют сопровождения и поддержки (15-18% стоимости комплекса). И это, наверное, единственные цифры, которые на нашем «не западном» сегменте рынка ещё редко доступны. — Павел Иванов, «Моноритм» (разработчик ASystem, Raider, PrintEffect), кафедра автоматизации полиграфического производства МГУП.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     

  • Какую выгоду даёт внедрение АСУП?

    Занимаясь плотно темой автоматизации типографий, заметил интересный феномен: почти все руководители типографий думают и хотят двигаться в этом направлении, но мало кто делает практические шаги. В некоторых типографиях издавна и безрезультатно пишут своей софт, кто-то приобрёл лицензионный продукт и годами мучается с его внедрением и адаптацией под техпроцессы своего предприятия.

     

  • Мультипаспорт

    Региональный менеджер по продажам и технологиям GMG в странах EMEA Стивен Акку с инженером по печати отдела технического развития Анастасией Власовой во время выставки Printech 2017 объяснили нам, почему разработанные их компанией новейшие технологии мультикрасочного профилирования могут стать для типографий универсальным пропуском в мир гарантированно точного воспроизведения цветов.

     

    На фото — Стивен Акку и Анастасия Власова на стенде GMG на drupа 2016

     


comments powered by Disqus