101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Глобальные размышления

  • Сергей Спилка
  • 9 января 2008 г.
  • 2876
История свершилась, а была ли она хороша, не лучше ли было бы обойтись без неё, признаем ли мы за ней «смысл» — всё это не имеет значения.
Герман Гессе «Игра в бисер»

13 сентября 2004 г. президент компании Lastra Роберти Зилетти обратился с письмом к дилерам и сообщил о том, что 10 сентября 2004 г. Европейские антимонопольные органы утвердили легитимность транзакции по приобретению всех акций компании Microgran S.r.l. С этого момента Lastra стала частью Agfa. Компания Lastra была известна как изготовитель традиционных офсетных пластин, в 2003 г. приобрела американскую Western Litho Plate вместе с технологией изготовления CTP-пластин, на момент продажи производила пластины на шести фабриках в Италии и Америке.

За год до этого Creo купила компанию по изготовлению пластин First Graphics в Африке, а несколькими неделями ранее компанию по производству пластин Spectratech в Америке. А ещё Agfa открыла новое производство пластин в Китае, а Fuji планировала инвестировать 200 млн долл. в увеличение производственных мощностей в Азии, Америке и Европе.

Мы стали свидетелями огромных структурных изменений рынка печатных пластин.

Очевидно, что компании, изготавливающие фотоплёнку и печатные пластины, должны испытывать проблемы, связанные с распространением технологии CTP и снижением объёма потребления фотоплёнки. Компенсировать «недобор» по плёнке возможно, например, увеличив объём производства и продажи пластин. К тому же перераспределение рынка офсетных пластин между аналоговыми и CtP в пользу последних требует от компаний увеличения объёмов их продажи. Похоже, следуя именно такой логике, Agfa и купила Lastra. Но не исключена и логика тройственности, согласно которой на рынке есть место только для членов «большой тройки»: Agfa, Fuji и Kodak-Polychrome. Чем меньше игроков на рынке, тем проще контролировать высокие цены.

Действия Creo не вписывались в такую логику. Приобретение производственных мощностей по изготовлению CTP-пластин ясно иллюстрирует желание компании стать игроком на рынке расходных материалов. Совсем недавно Kodak-Polychrome объявила о покупке Creo. Таким образом, продолжительность бизнеса пластин у Creo 2 года — с 2003 по 2005 г.

На рынке изготовителей пластин наблюдается гигантская концентрация. Для иллюстрации оценим изменения рынка, скажем, за последние 30 лет. Agfa покупала изготовителей пластин в течение нескольких лет. Так было куплено производство офсетных пластин у Hoechst/Kalle в 1996 г. и DuPont в 1998 г. Kodak объединилась с Polychrome в 1997 г. В январе 1998 г. Eastman Kodak и Sun Chemical создали совместное предприятие Kodak Polychrome Graphic (KPG). Далее KPG усилил свои позиции за счёт поглощения компаний Anitec и Horsell. Недавно было объявлено, что Kodak выкупил у Sun Chemical долю в бизнесе и стал 100% единоличным собственником.

Почему это интересно? По нескольким причинам. Во-первых, российская полиграфия имеет разнообразные связи с полиграфией других стран; российские издания печатаются в Финляндии, Польше, на Украине; одна из крупнейших типографий северо-запада России «МДМ-Принт» принадлежит исландской финансовой группе ODDI, медиа-гигант Bertelsmann уже несколько лет печатает в России книги. Можно привести и другие примеры. Во-вторых, наши типографии уже давно используют самое новое оборудование и материалы, изготовленные за пределами России. Концентрация на рынке пластин говорит, к примеру, о том, что стоимость пластин, скорее всего, не будет интенсивно снижаться, напротив — может подрасти. Поэтому книжникам имеет смысл искать более дешёвые пластины, изготовленные в азиатских странах.

В последнее время в прессе встречается информация о беспроцессных CTP-пластинах, не требующих химической обработки после экспонирования. Любая новая разработка должна иметь финансовый смысл. Ныне стоимость материалов CTP-технологии состоит из цены пластин и химикатов для их обработки. Сколько должна стоить беспроцессная CTP-пластина, чтобы изготовитель получил такую же прибыль от её продажи, как и от CTP-пластины вместе с химикатами? То есть финансовый смысл выпуска беспроцессных CTP-пластин не очевиден. Концентрация не способствует конкуренции. Всё это наводит на мысли о том, что в обозримом будущем радикальное изменение CTP-технологии маловероятно, и российские компании могут смело инвестировать в CTP-технологию без опасения оказаться героем вчерашнего дня.

Уверен, что могут быть и другие любопытные и полезные выводы. Предупреждён — значит, вооружён.

Сергей Спилка, директор компании «ВИП-Системы».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Творческая трансформация в стиле ConceptD

Каков в деле ноутбук-трансформер Acer класса рабочей станции с сенсорными экраном и пером Wacom? Впечатления цифрового иллюстратора.

ТЕСТ: Второй раз — в премиум-класс

Вы знали, что каждая тонна переработанной бумаги, картона и гофрокартона сохраняет примерно 17 деревьев, 26 тонн воды и 11 баррелей нефти? А ведь в процессе переработки есть ещё много всего таинственного и интересного.

Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т. п.)?

Большинство участвующих в опросе согласно с тем, что небольшие универсальные послепечатные устройства являются хорошим решением для малых типографий.

Универсальные «солдаты» послепечати

Выбираем универсальное компактное послепечатное устройство, сочетающее в различных вариантах функции резки, биговки, перфорации и фальцовки.

Лак и фольга на «цифре» как символы яркой перспективы

Цифровая типография «Гуд Принт» (Екатеринбург) — одна из крупнейших на Урале — первой в регионе приобрела в феврале 2020 г. цифровую машину MGI JETvarnish 3DS & iFoil S для выборочного лакирования и фольгирования. Директор предприятия Алексей Сосновских считает установку этого оборудования полезной и перспективной и намерен формировать под него местный рынок.


Новый номер

Тема номера — «Универсальная печать». Запуски в пандемию: CTP Amsky в Ульяновске и ЦПМ Heidelberg в ПСП. MGI в «Гуд Принт». Инновации Koenig & Bauer к drupa. Обзор Mimaki UJV100-160. Тайный Покупатель о книгах в интегральном переплёте.


Голосование
Считаете ли вы перспективным переход на светодиодное отверждение в широкоформатной печати?
    Проголосовало: 47