101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Воспроизвести нельзя наврать

  • Александр Миловский
  • 9 февраля 2008 г.
  • 4487

Александр Миловский

Специалист по цветокоррекции обычно использует очень простую стратегию «узнаваемых» цветов. Суть её в том, чтобы вывести цвета объектов изображения в привычные человеческому глазу диапазоны. Трава должна быть зелёной, небо голубым, лица здоровыми, а помидоры красными. Благодаря «правильным» цветам, человек быстрее идентифицирует объекты. Плюс цветовые пятна в хорошо скомпонованном снимке вызывают определённый психологический эффект, доставляя зрителю удовольствие, подобно гармоничному музыкальному аккорду.

В общем случае стратегия формулирует лишь требования к итоговым цветам, но не способ их достижения. В этом причина многообразия приёмов цветокоррекции и отсутствия единого подхода. Попробуем найти систему в хаотичном нагромождении алгоритмов цветокоррекции.

Основных классов алгоритмов два: учитывающие причины цветовых дефектов изображения и не учитывающие. В первом случае для эффективного подавления проблем используют знание (или предположение) о способе получения изображения, а во втором просто «в лоб» выводят «узнаваемые» цвета в надежде, что остальное «само рассосётся».

Первая группа особенно эффективна, если нужно восстановить истинные цвета, устранив искажения средств оцифровки. А поскольку она производится в модели RGB, именно в ней и должны работать алгоритмы. Но модель CMYK в первом приближении можно рассматривать как линейное преобразование модели RGB, значит, аналогичные манипуляции вполне возможны и в ней.

А вот в моделях HSB и Lab восстановление исходных цветов практически невозможно! Конечно, вы можете вывести цвета в требуемые диапазоны, но никакого отношения к исходному цвету они иметь не будут. Эти модели используются только в алгоритмах второй группы.

Точка чёрного, точка белого

Один из самых старых и самых эффективных алгоритмов первой группы. Основывается на предположении, что в нормальном среднестатистическом изображении обязательно есть участки с максимальной плотностью (практически чёрный) и минимальной (практически белый). Если же они не достигают чёрного и белого, то вследствие неверных условий оцифровки.

Классический инструмент для проведения коррекции — автоуровни (Autolevels): автоматическая установка уровней чёрного и белого по каналам в модели RGB. Или, если автор хочет запутать читателя, то же самое, но сделанное вручную манипуляцией кривыми, да ещё и в какой-нибудь неподходящей модели, типа Lab.

Чёрный, белый и нейтраль

Поскольку предположение о существовании «чёрных» и «белых» участков не всегда оправдывается, после установки точек чёрного и белого определённый дисбаланс может сохраняться.

Самый удобный индикатор наличия цветового оттенка — нейтрально-серые цвета. Применение кривых, выводящих баланс нейтральных цветов, чаще всего устраняет оттенок и во всём изображении, т. к. не учитывается причина оттенка — дисбаланс чувствительности цветовых каналов при оцифровке. Так в программах появились «пипетки серого». Впрочем, всегда есть вариант сделать то же вручную кривыми в RGB и CMYK — это даёт даже более аккуратный результат. А вот в Lab нейтрализацию провести, конечно, можно, но при этом нет гарантии, что отдельные цвета изображения не «поплывут».

Те же + узнаваемые

Серые цвета — самый удобный, но не всегда надёжный индикатор. Поэтому, помимо нейтральных, баланс выводят по «узнаваемым» цветам: неба, зелени, телесным оттенкам и пр. Если каждый цвет выводить в допустимый диапазон, получатся графики сложной формы. И если при этом обеспечить гладкость кривых, результат будет наиболее адекватным. Именно так и поступают в моделях RGB и CMYK. Так работают некоторые дополнительные модули для автоматизации цветокоррекции.

Коротко сформулируем основную идею методов первой группы: при выводе «основных» (чёрный, белый, нейтральные) и «узнаваемых» цветов к целевым значениям автоматически корректируются и все остальные цвета изображения, т. к. причина цветовых отклонений в 90% случаев — дисбаланс каналов при оцифровке.

Коррекция ради коррекции

Восстановление исходных цветов изображения — цель благородная, но часто ненужная. Зритель далеко не всегда хочет видеть истинный цвет! Как-то, выполняя цветоделение для одного слайда, я задался целью максимально точно воспроизвести профессиональный снимок, постоянно сверялся, выводил цвета. Коллеги по препрессу были в восторге — надо же, как попал в цвет. Но пришёл заказчик и, взглянув на цветопробу, сморщился: «Ну что это море такое зелёное, а соляные острова такие жёлтые, как будто… (далее следовало нелогичное предположение о происхождении цвета Мёртвого моря)». В общем, кончилось всё вполне предсказуемо — море стало голубым, острова — белоснежными, хотя к слайду это не имело уже никакого отношения…

Об авторе: Александр Миловский, эксперт по вопросам цветокоррекции и цветовоспроизведения, арт-директор студии «3D Master» (Санкт-Петербург), сертифицированный эксперт Adobe (www.milovsky.ru).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 62