101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Быстрее, чище, эффективнее

  • Дмитрий Старцев
  • 5 ноября 2007 г.
  • 9549
Новинки и тенденции в расходных материалах на «ПолиграфИнтер-2007».

Рынок расходных материалов следует тенденциям отрасли. Главные — снижение экологической нагрузки (материалы на растительной основе); короткие тиражи и сроки (быстрое закрепление красок и лаков, гибридная и УФ-печать); увеличение формата машин и скорости печатного оборудования (химия для автоматической смывки, «высокоскоростные» краски); повышение роли отделки продукции, особенно в упаковке (специальные лаки, фольга, плёнки); улучшение качества обслуживания (переход от маркетинга товаров к маркетингу услуг).

Система в помощь

Именно с последней тенденцией связано появление на рынке расходных материалов сразу трёх комплексных систем: Print+Systems от Boettcher, Saphira от Heidelberg и printcom от MAN Roland. Программы направлены на повышение качества сервисного обслуживания типографий, фактически — аутсорсинг подбора и поставки расходных материалов. Они гарантируют полную химическую совместимость эластомеров, химии и полотен, как следствие, снижение затрат типографии. Однако подходы к реализации систем различны.

Материалы полностью совместимы в пределах системы Print+Systems

Boettcher — в первую очередь производитель валиков, офсетных полотен и полиграфической химии — объединил разработки своей лаборатории в несколько типовых комбинаций: для листовой офсетной печати традиционными красками; с пониженным содержанием спирта или без него; гибридными и УФ-красками; для рулонной печати с горячей сушкой; без сушки; флексографской и глубокой печати. Каждая типовая комбинация Print+Systems (P+S) включает список рекомендованных эластомерных покрытий для валиков, средств по уходу за печатным оборудованием и смывочных, офсетных полотен, добавок в увлажнение, специальные средства для печатного цеха. Все расходные материалы прошли «обкатку» в типографиях и полностью совместимы между собой, что сделает печатный процесс стабильнее, сократит количество брака, снизит потери времени. Работает расширенный сервис при замене валов: клиент сначала получает на складе необходимые валы, а после замены возвращает отработанные. Предлагается и дополнительный набор услуг, входящих в P+S: экспертиза состояния печатных валов, лабораторный анализ воды, подбор добавок в увлажняющий раствор, лабораторный анализ материалов на совместимость с эластомерным покрытием валов.

Частная торговая марка (private label) на рынке расходных материалов от производителей оборудования — новая тенденция в маркетинге, связанная с желанием повысить лояльность клиентов и поиском источников доходов, помимо продаж «железа». Поставщики оборудования для полиграфии не привязаны к производству расходников, поэтому могут отобрать для продвижения под собственным брендом оптимальные материалы, тщательно протестировать совместимость всей технологической цепочки.

Heidelberg, не являясь производителем химии и других расходных материалов, занимается их продажей, предоставляя дополнительный сервис для покупателей оборудования. С конца прошлого года началось создание частной торговой марки Saphira. Помимо экономической причины (снижение прибыли от продаж расходных материалов), есть и маркетинговая: объединить «зоопарк» из различных поставщиков в простую и удобную покупателям систему. Развитию продуктовой линейки и продажам помогает уже завоёванное доверие клиентов, довольных качеством оборудования и сервиса Heidelberg. Объём продаж расходных материалов под брендом Saphira за первое полугодие 2007 г. составил 0,5 млн евро, а к началу выставки достиг 1 млн евро.

В списке материалов под маркой Saphira — свободные от химии пластины Chem-Free, аналоговые офсетные P9; позитивные термальные P2; позитивные серебросодержащие Violet Silver, негативные фотополимерные Violet Photopolymer; химия для допечатных процессов; краски для листового офсета Anicolor Ink, металлизированные 11-ти оттенков и для различного применения Metal Ink; увлажняющие растворы Fount; лаки печатные, водно-дисперсионные и УФ-отверждения; резинотканевые полотна SF AP2 и Web FAPS 1.

В России princom только начинает появляться в виде стартового комплекта красок и химии для запуска и сдачи заказчикам новых машин MAN Roland

Новый бренд MAN Roland объявлен более года назад. Концепция printcom дословно означает компетенцию в печати (print competence) и подразумевает сочетание ассортимента качественных продуктов с соответствующего уровня услугами, которые учитывают специфические условия печатного производства у клиентов. В ассортименте офсетные полотна, средства для смывки, увлажняющие растворы, вспомогательные средства, силиконы, лаки, краски, валики печатные и с растрированной поверхностью, моющие щётки, смазочные материалы, измерительные инструменты, печатные формы и химикаты.

О дополнительных услугах задумываются многие российские поставщики расходных материалов. Специальное предложение от «ВИП-Систем» — стандартизация процессов производства: анализ ситуации на предприятии и рекомендации по оптимизации процессов, обучение персонала типографии.

«Терем» гордится большим складом с полным ассортиментом пластин CTP и системой ведения статистики по клиентам, которая позволяет прогнозировать потребление тех или иных материалов с большой точностью с привязкой к календарному периоду.

В фокусе — Китай, «цифра» и экология

Ширится предложение пластин азиатского происхождения, благодаря дешевизне их продажи непрерывно растут.

«Иприс» представила позитивные аналоговые пластины JPS китайского производства для прямого копирования в спектре 360–450 нм в копировальных рамах или УФ-устройствах CTP. Разрешающая способность 1–99%.

«ВИП-Системы» ведут переговоры с азиатским производителем традиционных пластин.

«Полиграфические системы» поставляют пластины Huaguang SFF (Second Film Factory), производящиеся в Китае по лицензии и технологии Kodak. Две модели предназначены для печати коммерческой (YP_Q), книжно-журнальной и газетной (YP_A). Разрешающая способность 2–98% при линиатуре 200 lpi. Повышенная чувствительность позволяет использовать для их засветки копировальные рамы с лампами небольшой мощности и сократить время экспозиции (20–45 с), ускоряя производственный цикл.

Из новинок для традиционного процесса — пластины ExperT. Это ОЕМ-бренд, производимый для «Терема» на европейских заводах. Тонкий эмульсионный слой требует на 30% меньше времени на экспозицию и проявление, чем у Matrix производства Agfa (Lastra).

Как никогда широко представлены свободные от химии и беспроцессные пластины. Среди преимуществ называются экологичность; экономичность (за счёт сокращения издержек на химию); сокращение площадей, занимаемых проявочным оборудованием. Технологии наиболее интересны небольшим типографиям, которые не могут позволить себе вывод плёнок или пластин в сторонних организациях из-за удалённости последних или конфиденциальности материалов.

На стенде «Терем» был представлен комплекс Agfa :Amigo плюс :Azura — термальное CTP и пластины, не требующие едкой химии для обработки. Но скорость вывода у :Azura вдвое ниже, чем у традиционных термопластин. Пластины Agfa :Azura основаны на технологии :TermoFuse, разработанной ещё в конце прошлого века. Нет необходимости в обработке пластины агрессивной химией, а проявочный процессор (промывает экспонированные пластины гуммирующим раствором) имеет простую конструкцию. На пластинах достигается разрешение 2–98% при 200 lpi. Формы можно применять в машинах со спиртовым увлажнением и при печати УФ-отверждаемыми красками.

Пластины Agfa :Amigo (развитие :TermoFuse) обладают более высокой тиражестойкостью. В отличие от :Azura, для обработки применяется не гуммирующий раствор, а специальный очищающий состав, который заливается в те же проявочные процессоры. Достигается разрешение 1–99% при 200 lpi.

Heidelberg представила пластины Saphira Chem-Free, работающие по схожей с :Azura технологии. Разрешение до 2–98% при 200 lpi, в зависимости от условий экспонирования.

На стенде «Комлайн» — свободные от химии пластины от Presstek Anthem Pro. Отличие от технологии Agfa — полная свобода от химии: хотя и доступно простое устройство для промывки, пластины можно промывать и вручную обычной водой. Пластины Presstek Applause — беспроцессные, не требуют обработки после CTP.

Больше и быстрее, с обеих сторон за один прогон

Вместе с ростом скорости исполнения заказов, растёт и желание полиграфистов наносить за один прогон больше 4-х красок, причём с обеих сторон листа и на высокой скорости. Есть и необходимость сокращения времени сушки оттисков перед отделкой. Для этого нужны специальные краски: нелипкие, быстрозакрепляющиеся, высокоглянцевые.

Saphira Anicolor Inks S и Saphira Anicolor Inks Н — красочные cерии, специально разработанные для печати на офсетной печатной машине Speedmaster SM 52 с красочным аппаратом Anicolor, они подходят для печати с переворотом. Машина Anicolor выходит на тираж после 5–20 оттисков.

Меньшую экологическую нагрузку оказывают краски на основе растительных масел. Офсетные печатные краски на биооснове, или краски на натуральных компонентах, изначально разрабатывались как краски экологически безвредные. Однако при испытаниях и внедрении эти краски показали себя как более технологичные, чем краски на традиционной основе. Биокраски имеют лучшие раскатные свойства, меньше наслаиваются на резину, более устойчивы к смене температуры. Они выдерживают кратковременное воздействие высокой температуры до 240 0C, вследствие чего лучше подходят для последующего тиснения фольгой. Оттиски с этими красками подходят для последующей печати на струйных принтерах.

Flint Group К+Е предлагает краски быстростартующих серий Novavit F 918 Supreme Bio, Novastar F 912 MAGIC Bio, помогающие быстро устанавливать баланс краска–вода и делающие рентабельной работу на коротких тиражах.

PrintHouse поставляет высокоглянцевую универсальную серию для листового офсета Lito-Flora NT (Flint Group-ANI), имеет низкую и стабильную липкость и высокую скорость закрепления. Благодаря этому краска подходит для 8‑секционных машин с переворотом листа со скоростью печати свыше 15 тыс. отт./ч. Краски серии Lito-Flora FTX, помимо высокого глянца и стойкости к истиранию, имеют большую скорость первоначального и окончательного закрепления, используются в 4–12-красочных машинах на скоростях 18–19 тыс. отт./ч.

Краски Van Son, поставляемые «ЯМ Интернешнл», не содержат ядовитые или агрессивные компоненты; полностью соответствуют европейским нормам безопасности и могут применяться для печати на не соприкасающейся с продуктами стороне упаковки для пищевой и табачной промышленности.

«Хостманн–Штайнберг РУС» представила экономичные и экологичные краски !nkredible для офсетной листовой печати производства Huber Group (Германия). При их использовании сокращается время на приладку, удлиняются интервалы между смывками и возможно сокращение, а то и отказ от использования спирта.

«Полиграфические системы» предлагают краски Toyo Ink. Tianjin Toyo Ink Co. Ltd. — крупный производитель печатных красок, китайско-японское совместное предприятие, имеющее сертификат по стандарту системы качества ISO 9001. Сейчас многие производители вывозят технологии в регионы с более дешёвой рабочей силой (Азия, Африка), и страна происхождения не имеет принципиального значения для выбора поставщика. Краски Toyo Ink с высокой скоростью закрепляются на бумаге, дают возможность быстрой послепечатной обработки. А высокоглянцевая краска с быстрым закреплением и стойкостью к истиранию Toyo TNS-N не содержит вредных соединений, не имеет специфического запаха, что делает её пригодной для печати упаковки.

«ВИП-Системы» ведут переговоры с азиатским производителем о поставках красок для листовой печати.

Краски специального назначения используются в основном для изготовления упаковки, которая по определению должна привлекать внимание и защищать от подделок. Huber Group предлагает множество красок по программе Brand Protection для защиты упаковки и ценных бумаг — и традиционные офсетные, и УФ-отверждения. Например, офсетные прозрачные краски под УФ-лампой светятся голубым или жёлтым светом. Предлагаются краски интерферентные (меняющие цвет в зависимости от угла падения лучей); с разным метамеризмом (свойством двух оттенков совпадать при освещении одним источником света и различаться при освещении другим); активируемые при контакте с металлом; термохромные (меняющие цвет в зависимости от температуры); магнитные и светящиеся в темноте.

Серия Van Son Unipak — готовые к работе металлизированные краски для листовой офсетной печати; изготавливаются так, чтобы достигался эффект максимального металлического блеска.

В системе Heidelberg Saphira есть несколько серий металлизированных красок английского производства различного назначения: для печати в линию, с переворотом листа, по сухому, для последующего лакирования, для машин с горячей сушкой, а также краска Metal Bio Ink на основе натуральных компонентов для увлажняющего раствора с пониженным содержанием спирта или для бесспиртовой печати, хорошо подходят для лакирования в линию масляным и водно-дисперсионным лаком. Серия флуоресцентных красок Day-Glo (Van Son) излучает интенсивный цвет, наилучшие результаты даёт при печати на хорошо впитывающих немелованных бумагах, на мелованных рекомендуется печатать два прогона для достижения устойчивого эффекта свечения.

Все машины серии Speedmaster на стенде «Гейдельберг-СНГ» были оснащены системами подачи краски из картриджей. Это обеспечивает удобство обслуживания, точное дозирование и экономию краски

Так называемый «сухой» офсет сокращает время на печатание тиража. Серия Novaless S220 Universal/Novaless S240 Power Dry (Flint Group-ANI) для листового офсета без увлажнения сертифицирована для машин Heidelberg Quickmaster DI, допускает УФ-лакирование и надпечатку на лазерном принтере. Серия SonaDry (Van Son) проста в применении и имеет малое время закрепления, что позволяет печатать на всех видах бумаги и тонкого картона и достигать высокой оптической плотности оттиска. Серия металлизированных красок для офсета без увлажнения из ассортимента Heidelberg Saphira Metall Waterless Ink имеет два цвета (золото и серебро), зато характеризуется быстрым схватыванием.

Нет спирту в печатном цехе!

Вопросы печати с пониженным содержанием спирта или без него обсуждаются более 20 лет. В последнее время количество примеров удачной реализации технологий на Западе постоянно растёт. Ведь печать без спирта экологична, что весьма актуально для Европы, а вскоре будет и у нас.

Пока же для российских типографий экологичность — недостаточный довод для перехода на бесспиртовое увлажнение. На первый план выходят вопросы экономические и технологические. Производственные цеха в большинстве своём не кондиционируются, в летний период расход спирта резко вырастает, поэтому экономия средств обеспечивается за счёт отказа от применения спирта.

Технологические преимущества бесспиртового увлажнения: меньше эмульгирование и растискивание растровой точки, более контрастная и глянцевая печать, быстрее высыхают оттиски. Поскольку изопропиловый спирт является растворителем, его исключение из печатного процесса уменьшает подачу краски при сохранении плотности печати. Эти выводы сделали специалисты Tanzor, уже год внедряющие технологию в типографиях и накопившие немалый опыт. По их утверждению, ни один из клиентов не вернулся к спиртовой технологии. А наибольшие трудности при внедрении возникают с нежеланием печатников переходить на бесспиртовую технологию и неумением выполнять приладку валиков. Важным моментом становится мотивация и обучение персонала.

Расходные материалы с пониженным содержанием спирта и для бесспиртового увлажнения представляют многие поставщики. «ЯМ Интернешнл» — серии концентратов FujiFilm PressMax Fount (SF 6206 AF — для листовой печати, SF 6228 — для печати по слабовпитывающим материалам), FreeFount (HS 1210/1226 и HS 1227 — для рулонной печати с горячей сушкой), добавку в увлажняющий раствор-заменитель спирта Free Fix, а также концентраты для листовой печати — заменители спирта производства Varn: PAR, Alcofree и Alcostop. «Хостманн-Штайнберг РУС» предлагает для листовой печати добавки с пониженным содержанием спирта Substifix HD 8301 09 и HD 8301 19 и добавки, позволяющие работать без спирта, Substifix AF 8317 09 и AF 8317 19. У Heidelberg в линейке Saphira есть универсальная добавка в увлажнение Fount Universal для снижения доли спирта в увлажнении до 5‑8% в листовом офсете и Fount Heatset для рулонного офсета с горячей сушкой. Среди предложений PrintHouse — концентрат Isomix, рабочая концентрация которого 4% соответствует 10% содержанию спирта, а также концентраты производства Flint Group под маркой Hydrofast, позволяющие поддерживать содержание изопропанола в растворе в пределах 6–10%.

Такие разные полотна

Офсетные компрессионные полотна Perfect Dot производства Meiji Rubber (поставляет «ЯМ Интернешнл») предназначены для машин листовой и рулонной печати с горячей сушкой. Особая ультратонкая шлифовка поверхности полотна обеспечивает равномерную насыщенную плашку на любых видах бумаги и картона, а малое растискивание позволяет воспроизводить высоколиниатурные изображения. Шероховатый микрорельеф поверхности препятствует прилипанию к бумажному полотну. Модификация SR характеризуется повышенной химической стойкостью и рекомендуется для печати УФ-красками. Поверхность полотна специально адаптирована для печати по бумаге с малой плотностью и высоким содержанием вторичного сырья. Офсетное резинотканевое полотно Heidelberg Saphira Web FAPS 1 также предназначено для рулонной печати с горячей сушкой, обладает нейтральным динамичным поведением по отношению к бумаге, благодаря чему подходит для широкого спектра материалов. Жёсткость резиновой композиции поверхностного слоя настроена так, что даже при высокой скорости печати возникает только незначительное нагревание, а шероховатая поверхность снижает красочные наслоения на резине. Полотно можно применять при печати с пониженным содержанием спирта в увлажнении или вообще без спирта, но при добавлении буферной добавки.

«ВИП-системы» представили резиновые полотна Vulcan Folio UV для офсетной печати и Vulcan Coating для лакирования. Vulcan Folio UV — симбиоз Vulcan Folio для печати высококачественных изображений и Vulcan UV для гибридных и УФ-красок. Vulcan Coating — новая версия резинового полотна для лакирования Vulcan 714 Strip. Её преимущества: съёмный слой толщиной 1 мм упрощает процесс при выборочном лакировании и делает края оттиска ровными, а полиэфирная основа сохраняет геометрические размеры полотна.

Будут машины — будет и клей

Henkel представила полиуретановый клей в гранулах Purmelt. Этот тип обладает рядом достоинств по сравнению с обычным термоклеем: хорошее скрепление сложных марок бумаги, возможность полностью раскрывать книгу без повреждения, устойчивость к низким и высоким температурам, к действию масел и плесневых грибов. В дополнительном комплекте Purmelt Service Kit есть специальные очистители и смазки для оборудования. А вот Kiilto — другой известный производитель клея — не представил полиуретанового клея, объяснив это тем, что на рынке ещё мало подобных устройств. Heidelberg продемонстрировала машины КБС Eurobind 600PUR и 1300PUR, к которым рекомендован клей Henkel. Аналогичную со сменной клеевой ванной под PUR-клей показала «Нисса» — Wohlenberg City E. Машина Muller-Martini Pantera также готова к переходу на PUR — достаточно заменить клеевую ванну. В ближайшее время и в России можно ожидать роста спроса на технологию скрепления PUR-клеем, ведь в Европе это уже обыденность.

Бумажная эволюция

Обновлённый каталог образцов бумаги и картона «Берег»

Основные игроки бумажного рынка были представлены на лишь формально отдельной выставке Papexpo (кто-нибудь заметил границу?). Ситуацию в этом секторе можно назвать эволюционной (технологические потрясения обходят бумажную отрасль стороной): обновлены несколько коллекций дизайнерской бумаги, появились новые марки конвертов, мелованной бумаги и картона.

Краснокамская фабрика ФГУП «Гознак» сделала Lord Digital — недорогую альтернативу бумаги для цифровой печати с форматами А4, А3, А3+ (457в305 мм), SRA3 (320в450 мм) и плотностью 90, 160 и 220 г/м╡.

«Берег» выпустила обновлённый каталог бумаг и 8-е издание книги «Волшебный мир бумаги компании “Берег”». Серия для цифровой печати Now!Print пополнена фотобумагой для струйных принтеров. Для рекламно-представительской продукции предназначена Freelife Merida — фактурная тонированная в массе бумага с добавлением вторичных волокон и хлопка, для всех видов печати и послепечатной обработки. Коллекция Tintoretto Ceylon состоит из бумаги и картона без покрытия с двусторонней фактурой, для тонирования использованы светостойкие пигменты. Рекомендуется для производства этикеток и бирок для одежды.

«Александр Браун» представила картон I Board Hi Bulk для качественной упаковки для фармацевтических, парфюмерных, пищевых продуктов. Четырьмя новыми цветами пополнилась коллекция (бумага, картон и конверты) Curious Metallics — Ice Silver, Caramel, Purple Haze, Capuchino. А в коллекции цветного картона Keaykolour, тонированного в массе и имитирующего поверхность минералов, добавились новые плотности и варианты тиснения. Известная марка самокопирующихся бумаг Reacto теперь поставляется в ролях.

Удивила ГК «Дубль В», заявив среди новинок коллекцию двусторонней металлизированной бумаги New Millenium, «разрабатывавшуюся специально к новому тысячелетию в 2000 г.»: то ли разработка затянулась, то ли в Россию пришла с опозданием… А поставка бумажных переплётных материалов Margono Paper (Индонезия) подтверждает тенденцию по созданию производств в Азии. Для офсетной, трафаретной и цифровой печати подойдёт чистоцеллюлозная тонированная калька Glama Color. Интересны бумага Pearl White с двусторонним перламутровым покрытием и коллекция Premier с мелким сетчатым тиснением и перламутровым металлическим эффектом.

Два вида бумаги в японских традициях предлагает «Комус». «Сакура» — тонированная в массе бумага насыщенных цветов, характерных для японской колористики; «Фудзияма» — тонированная в массе бумага с тиснением «кожа». Белая и тонированная бумага «Звёздное небо» имеет лёгкое искристое напыление блёсток. Несколько серий бумаги с «растительными» названиями и различным тиснением: «Рис» (тонкие плавно перетекающие линии), «Чайный лист» (неглубокие пересекающиеся линии и складки), «Табак» (тканевый рисунок тиснения), «Бамбук» (неглубокий рисунок древесной коры).

Для офисных нужд «МАП Мёрчант» предлагает в листах A4 и A3 высококачественную бумагу Fashion 42-х оттенков. Для самых ответственных полиграфических работ предназначена чистоцеллюлозная высокомелованная матовая и глянцевая бумага Tom&Otto с высокими показателями белизны (CIE — 122) и непрозрачности (90–99%).

«Петробумага» предлагает несколько видов мешочной бумаги концерна UPM для создания современных сумок и пакетов. Бумага с высоким уровнем печатных свойств появилась в ответ на повышение экологических требований по утилизации упаковки. В ассортименте бумага повышенной пухлости Clsssic 95, Lux Cream и Carta Book (с кремовым оттенком).

Коллекцию Vice Versa («Игра света») представила ГК «Регент». Бумага с тиснением «верже», отбеленная без хлора, не содержит кислот и pH-нейтральна, а значит, устойчива к старению. Подходит для печати офсетом и на офисной технике. Бумага премиум-класса «Ханноарт» имеет двух- (на плотности 90 г/м╡) и трёхслойное мелование, превосходные печатные свойства, отличные результаты послепечатной обработки.

Поставщик материалов для широкоформатной печати «ГРАС» продаёт коллекцию бумаги Hahnemuehle Digital FineArt для струйной печати. Бумага, содержащая хлопок, даёт печатным изображениям большую чёткость.


Добавим блеска!

В рамках выставки «ПолиграфИнтер» 17–18 октября состоялась научно-практическая конференция «Позолотные процессы. XXI век», призванная объединить участников позолотного процесса: заказчиков печатной продукции, дизайнеров и разработчиков этикетки и упаковки, технологов полиграфического производства. Организатором конференции выступила группа компаний «Дубль В», уже 10 лет являющаяся официальным представителем и дилером немецкой Leonhard Kurz — мирового лидера в производстве фольги и позолотного оборудования. Два дня конференции были разделены на пять секций: индустрия, дизайн, защитные технологии, техника и технологии, лаборатория позолотных процессов. В каждой докладчиками были руководители высшего звена компаний-производителей кондитер-

ской, табачной, косметической и парфюмерной продукции, полиграфического оборудования, расходных материалов для полиграфии, типографий и издательств. По словам председателя оргкомитета, президента ГК «Дубль В» и «Содружества бумажных оптовиков» Василия Сенаторова, это первая подобная конференция не только в России, но и в мире.

Блестит? Беру!

Е. Лисиченко: «На протяжении веков позолотные процессы не только не утратили значения, но и получили новые преимущества и области применения»

Руководитель департамента «Фольга» «Дубль В» Елена Лисиченко рассказала, что примерно 70% решений о покупке того или иного продукта принимается спонтанно, то есть у витрины. В такой ситуации от упаковки требуется одно: привлечь внимание — блеснуть в прямом и переносном смысле. А это фольга умеет: отражающая способность фольги примерно на 25% выше металлизированных красок. Координатор по дизайну по алкогольному направлению дизайнерского бюро RBA Козимо Мендис уверен: «Упаковка — это рекламный ролик длительностью в 1 секунду, это безмолвный продавец, ведь мы покупаем глазами». Раньше тиснение фольгой применялось исключительно на продукции высшей ценовой категории, а сейчас — на упаковке продуктов любого класса. Позолотные процессы перешли из разряда единичных заказов в рутинную работу.

Не только блеск

М. Хоффманн: «С сентября 1997 года “Дубль В” — наш надёжный партнёр в России»

Область применения фольги невероятно обширна, ведь фольга бывает не только блестящей. Директор по продажам и маркетингу Leonhard Kurz Маркус Хоффманн рассказал, что в мире ежегодно продаётся 1 млрд мобильных телефонов, а их корпуса и крышки отделывают фольгой. Банкноты, ID-документы (паспорта, водительские удостоверения и др.), различного рода пластиковые карты и билеты, аудио/видеопродукция уже не могут обойтись без кинеграмм и голограмм, создаваемых с помощью фольги, а этикетки со штрих-кодом и срок годности, наносимые на товары, — тоже зачастую фольга. Бытовая техника, мебель и даже автомобили декорируются специальными видами фольги — среди заказчиков Kurz производители Mercedes и Volkswagen. Новейшее течение — RFID-метки на основе фольги.

По словам Юргена Мэтцгера, менеджера в области защиты Leonhard Kurz, всемирный ущерб от незаконного использования и фальсификации торговых марок превышает 5-7% объёма мировой торговли (около 250 млрд долл.) в год. Защитный оптический элемент из дифракционной фольги на упаковке должен быть легко узнаваем, чтобы потребитель мог отличить оригинал от подделки, прост для запоминания и описания, чтобы можно было внедрить его на рынок.

Кроме блеска, обеспечения защиты товара и широкого спектра применения, преимущество фольги — экологичность. Для неё не требуется специальной утилизации, она не содержит тяжёлых металлов.

Мыслить категорией «фольга»

По словам Лисиченко, именно такой категорией сейчас учатся мыслить дизайнеры, ведь удачная упаковка — синоним успеха на рынке. Елена Пустобаева и Леонид Пак из American Cigarette Tobacco Company рассказали о бренде Arctic — первых в России сигаретах в голографической пачке. Поскольку табачный рынок весьма консервативен и не допускает кричащих, вычурных упаковок, необходимо было разработать дизайн, позволяющий легко распознать продукт на полке и не впасть в явный китч. При создании пачки соблюдались ещё два условия: эксклюзивность как обязательное требование продукта премиального сегмента и правило хорошего тона — упаковка должна быть аксессуаром. Пачка Arctic, переливающаяся и создающая эффект «северного сияния», помогает заметить и выделить яркую упаковку на полке.

По словам Ульриха Бернхарда, менеджера по продажам и маркетингу Leonhard Kurz, фольга несёт определённое сообщение (message) для потребителя. Для косметической и алкогольной (вина и коньяки) продукции наличие фольги на этикетке или упаковке означает соответствие отраслевым стандартам. В парфюмерии фольга — синоним высокого качества товара. Пищевые продукты с тиснённой золотом упаковкой намекают, что товар относится к элементам роскоши. Фольга на упаковке красок для волос напоминает о бриллиантовом блеске волос, а на упаковке зубной пасты (голографическая) — о свежести.

Эккаунт-директор агентства Van Heertum B.V. Роб Ван Хертум считает, что для успешной работы дизайнеру необходимо привлекать к работе поставщиков расходных материалов — они смогут поделиться информацией о горячих новинках своего рынка и свойствах того или иного материала. Это позволит уже на этапе дизайна сократить время на разработку проекта и избежать многих ошибок, связанных с неправильным выбором материала или способа тиснения.

Холодное или горячее?

Как рассказал бренд-менеджер в области полиграфической фольги Leonhard Kurz Вольфганг Буркард, при выборе технологии горячего или холодного тиснения для упаковки необходимо учитывать преимущества и ограничения обоих методов. Горячее тиснение даёт блеск и любые виды рельефа (эмбоссинг, дебоссинг) за один прогон с отличной приводкой, экономит фольгу, но затруднена передача полутонов, а комбинация плашек и тонких линий существенно снижают рабочую скорость оборудования. Холодное тиснение не требует дополнительной оснастки (только печатные формы), не деформирует запечатываемый материал, осуществляется на высокой скорости и позволяет использовать разнообразные дизайны — от плашек до тонких линий и полутонов. В то же время при холодном тиснении невозможно использовать сильно впитывающие субстраты, повышается расход фольги (минимум 1:1), а на листовом офсете невозможен конгрев в линию. В конечном итоге выбор способа тиснения зависит от конкретного дизайна и параметров проекта (цены, сроков и т. д.).

Потенциал фольги как инструмента для дизайнера и типографии, позволяющего придать дополнительную ценность конечному продукту, далеко не исчерпан. А подобные конференции дают отличный импульс для раскрытия этого потенциала. — И. Зорина


Устойчивые валики

Президент Felix Boettcher GmbH&Co Франц Георг Хеггеманн: «Наша стратегия — партнёрство с типографиями»

Boettcher — крупнейший в мире разработчик эластомеров для валиков и лидирующий OEM-поставщик валиков для печатных машин Heidelberg, KBA, MAN Roland, Komori, Mitsubishi, GOSS. В валиках его производства присутствуют эластомеры с различными свойствами для различных условий печати и отделки. Эластомер NBR — основной материал, применяемый в офсетной печати, его преимущества — маслостойкость и разумное соотношение цена/качество. EPDM — синтетический каучук, устойчивый к воздей-ствию сложных эфиров, акрилатов и веществ, содержащихся в УФ-красках. Неустойчив к минеральному маслу, но устойчив к озону и старению. CSM — обладает хорошей химической устойчивостью к кислотам и щёлочам, озоно-, свето-, погодо- и термостойкостью (до 150 °С). Фтор-каучук — единственный эластомер, стойкий к действию ароматических соединений (толуол, ксилол и т. д.) и имеющий высокую термостойкость. В лаборатории Boettcher постоянно испытывают новые эластомеры, конфигурации покрытий валиков, виды шлифовки для использования с новыми расходными материалами.


Уровни жёсткости 3М

Ленты серии Cushion-Mount Plus от 3M для монтажа флексоформ имеют 7 уровней жёсткости, что позволяет точнее подбирать величину печатного давления в зависимости от дизайна макета. Жёсткие ленты обеспечивают более высокую насыщенность и равномерность печати плашек, а менее жёсткие — более высокое качество печати тонких вывороток, меньшее растискивание и снижение уровня биений в машинах с большим износом.

Система 3M ATG — серия клейких лент и ручных аппликаторов для точного нанесения ровных полос клеевого слоя. Различные виды самоклеящихся лент Scotch ATG способны соединить все виды бумаги и картона, ламинированные и лакированные материалы, синтетическую бумагу, плёнку, кожу. Эта система может быть использована для вклейки образцов, монтажа POS-дисплеев, вклейки карманов в папки, крепления пластиковых карт к конвертам, приклеивания аппликаций на обложки и переплёты.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скромно, с перспективой на будущее

С 23 по 26 января в московском «Экспоцентре» прошла очередная выставка UPAKEXPO. Не претендую на статистический анализ, но возникло впечатление, что на этот раз «полиграфическая» часть выставки получилась довольно скромной, не случайно стенды знакомых полиграфистам поставщиков располагались в малых залах выставочного центра.

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.

Незаменимых нет

Несмотря на то, что уходящий год не был столь драматичным для отечественного рынка расходных материалов, как 2022-й, назвать его простым отнюдь не получается. На смену экстренным поискам альтернатив пришло время серьёзной работы и вдумчивого планирования. О том, каким оказался 2023 год на самом деле, поговорили с ведущими российскими компаниями-поставщиками и производителями лакокрасочных материалов.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105