101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как сделать брошюру

  • Андрей Лыгун
  • 4 июня 2007 г.
  • 23800

Бухгалтерские книги фараона Нефериркара V династии, правившего Древним Египтом 4450 лет назад, были склеены из отдельных листов папируса и хранились свёрнутыми в рулоны. C тех пор все усилия человечества в книгоиздательстве были направлены на переплётное дело, а текст и иллюстрации наносили на бумагу (папирус, пергамент и т. д.) вручную. К середине XV в., когда Иоганн Гутенберг начал печатать первые книги, техника брошюровки и переплёта достигла уровня, которому позавидует любая современная типография. Сейчас печать текстов и фото доступна каждому — простой струйный принтер стоимостью в недельную зарплату среднего россиянина выдаст за сутки сотню-другую отпечатков. А вот с изготовлением книг и даже брошюр всё гораздо сложнее: необходимое оборудование в квартирах не встретишь и в офисе редко обнаружишь. Да что в офисе — не в каждом печатном салоне есть брошюровальная техника.

Зачастую печатный бизнес начинается с услуг по выпуску листовой продукции. На неё всегда есть спрос, а для работы нужно только печатающее оборудование (дупликатор или лазерный принтер) и резальная машина. Да вот беда — за углом такие же услуги предлагают ещё две фирмы, и их главный аргумент — цена… Поэтому расширение ассортимента продукции для многих печатных салонов — вопрос выживания. Самый популярный способ — предложить услуги по выпуску брошюр. Какое оборудование нужно дополнительно к печатному и резальному? В центре нашего внимания — листоподборочные машины с вертикальной компоновкой и скобошвейное брошюровальное оборудование.

Всё в одном

Самый простой способ сделать брошюру (более или менее массовым тиражом) — брошюровщик, подключенный к печатающему устройству: принтеру, МФУ или цифровой печатной машине. Это возможно практически для всех владельцев печатающей техники формата А3 (кроме дупликаторов). Но нужно различать оборудование «офисного» (мы будем называть его встраиваемым) и «производственного» уровней (будем называть его онлайновым). Формальный критерий их разделения найти сложно, но разница между классами видна сразу. Встраиваемый брошюровщик производится той же компанией, что и основное печатающее устройство, и предназначен, скорее, для офисного использования. Например, брошюровщик для Xerox Phaser 7760 (см. Publish, № 1, 2007) «сшивает» максимум 15 листов и не оборудован резаком, подрезающим передний край брошюры.

Для коммерческой печати больше подходят онлайновые финишные устройства. Их делают производители печатных устройств и независимые компании. Два финишных модуля для изготовления брошюр предлагает Konica

Minolta для своей ЦПМ bizhub C6500e. Первый – брошюровщик с триммером, рассчитанный на изготовление брошюры объёмом до 50 листов (200 полос). Второй (появится в сентябре) – термоклеевой, с подрезкой обложки в зависимости от толщины корешка, рассчитанный на изготовление брошюры толщиной до 30 мм (300 листов или 600 полос). По другому пути пошли в Xerox: не пытаясь самостоятельно выпускать полный диапазон послепечатного оборудования, компания разработала открытый стандарт Document Finishing Architecture (DFA), определяющий механические и логические требования для соединения некоторых моделей печатного оборудования Xerox с финишными устройствами независимых производителей. Но их выбор невелик (например, от C.P.Bourg или Horizon).

Мы не будем подробно рассматривать встраиваемое и онлайновое послепечатное оборудование, но не потому, что его потенциал низок. Просто пока требования к печатному оборудованию являются приоритетными. Следовательно, выбирать послепечатную технику не приходится — всё зависит от того, что предложит её производитель.

Брошюра или буклет?

Для изготовления брошюры требуется, как минимум, две операции. Вначале комплект листов скрепляется посередине скрепками, а затем складывается пополам. Поэтому устройства для изготовления брошюр иногда называют степлерами-фальцовщиками. А мы будем называть их брошюровщиками. Для коммерческой продукции очень желательна третья операция — подрезка переднего края. Её выполняет триммер (от англ. to trim — подрезать) — мы будем называть модуль именно так, чтобы не путать с полноценной одноножевой резальной машиной.

Многообразие терминов на российском рынке послепечатного оборудования удивляет. Многие продавцы называют брошюровщики «буклетмейкерами». Хотя словари (в т. ч. «Большая советская энциклопедия») определяют буклет как «произведение печати, изготовленное на одном листе, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, что текст может читаться без разрезки, раскрываясь, как ширма». Возможно, причина такой путаницы заключается в англоязычных терминах: слово booklet может обозначать и брошюру, и буклет. Есть и другие разногласия. Одни продавцы называют буклетмейкером комплекс из листоподборки, брошюровщика и триммера. Другие такой комплекс называют брошюровальной линией.

Брошюрой называется «печатное произведение небольшого объёма — не менее 5 и не более 48 страниц». Всё, что больше, считается книгой. А различие между брошюрой и буклетом может вылиться для предприятия во вполне конкретные штрафы и пени. Дело в том, что Налоговый кодекс для расчёта налога на прибыль позволяет учитывать расходы только на изготовление брошюр и каталогов (затраты на листовки и буклеты налогооблагаемую прибыль не уменьшают). Налоговики научились различать эти термины — но только на основании того, что написано в договоре. Так что следите за тем, что в нём будет указано. Впрочем, мы отвлеклись от основной темы.

Нужна ли листоподборка «цифре»

Прежде чем изготовить брошюру, нужно получить комплект отпечатанных и подобранных в нужном порядке листов. Особенно сложно это сделать владельцам дупликаторов (как и офсета), производящих тиражи из одинаковых отпечатков. На выходе у них получается несколько пачек с нумерацией страниц вида 1, 1, 1…; 2, 2, 2…; 3, 3, 3… и т. д. А нам нужны комплекты с нумерацией 1, 2, 3…; 1, 2, 3… Подборка вручную — операция долгая и утомительная. Даже если производительность и стоимость ручного труда вас не интересует, придётся помнить о возможных ошибках при формировании комплектов: отсутствие листов, их повтор или изменение порядка расположения. Для выявления таких ошибок придётся пересматривать весь тираж, а их цена может быть очень высокой.

Владельцы принтеров, МФУ и цифровых печатных машин могут решить вопрос с формированием комплектов проще: их оборудование сразу печатает в правильном порядке за счёт функции электронной листоподборки. Её выполняют все принтеры, но с разной эффективностью. Модели начального уровня будут обрабатывать задание столько раз, сколько копий нужно напечатать — на сложных макетах производительность снизится в несколько раз. Поэтому в выигрыше будут владельцы печатающих устройств с более функциональным контроллером (например, с внешним растровым процессором). Он обрабатывает задание только один раз, а потом печатает — в необходимом количестве и на полной скорости.

Не все согласны с тем, что электронной листоподборки достаточно на все случаи жизни. Алексей Лебедев («Офитек») считает, что ручная перекладка каждого готового комплекта из выходного лотка печатной машины в брошюровщик значительно замедляет процесс и увеличивает вероятность ошибки. Гораздо удобнее напечатать несколько неподобранных комплектов, перенести их в лотки листоподборочной машины и поручить ей сортировку листов.

Хотя есть и автоматический способ совместить электронную листоподборку и брошюровщик: использовать Nagel RoboFeeder. Это двухлотковое устройство, которое разделяет стопу листов на отдельные комплекты и подаёт их в брошюровщик. В верхний лоток можно укладывать обложку, отпечатанную в отличном от основного блока режиме и на другой бумаге. Также в RoboFeeder применяется устройство снятия статики, необходимое для обработки листов после цифровой печатной машины.

Выбрать листоподборку

Самые доступные листоподборочные устройства — ручные. Отечественная «Малютка» (не включена в таблицу) значительно облегчает ручной труд при сортировке отпечатков формата А4. Вы раскладываете отпечатки в лотки (от 6-ти до 12-ти), а потом одним движением специальной ручки выдвигаете на себя по одному листу из каждого лотка. Очевидные достоинства устройства — небольшие цена и габариты, используется в основном в офисах и учебных заведениях.

Обратимся к профессиональной технике. Главный критерий классификации листоподборочных машин — способ подачи бумаги из лотков. Листоподборки начального уровня оснащены фрикционными механизмами. Прин-цип их работы знаком всем владельцам прин-теров: подающие ролики силой трения сдвигают верхний лист из пачки и передают его на ремень, транспортирующий лист к приёмному лотку. В моделях высокого класса применяется вакуумная подача. Лист снимается со стопы вакуумным ремнём (Duplo DC-10/60, Nagel S‑8, Watkiss DigiVAC и др.) или 8-ю присосками (UCHIDA AR-8). Для надёжности подачи стопа раздувается с торца сжатым воздухом.

Фрикционные листоподборки в 1,5-2 раза дешевле вакуумных от того же производителя. Их основная проблема — надёжность подачи бумаги. Со временем фрикционные ролики забиваются бумажной пылью и перестают захватывать бумагу. Особенно тяжело они переносят «меловку» (очистка роликов становится регулярной процедурой). Для мелованной бумаги лучше остановиться на более надёжных листоподборочных машинах с вакуумной подачей. Кстати о надёжности: все листоподборочные машины оснащены системами контроля качества. При двойном захвате бумаги бракованный комплект отправляется в специальный лоток.

Следующий параметр листоподборки — количество лотков, определяющее максимальные количество листов в подбираемой пачке и размер брошюры. В самой маленькой листоподборке нашего обзора 6 лотков. С её помощью можно получать максимум 24-полосные брошюры. Интересна концепция машины Watkiss Vario: вы выбираете количество лотков (2–16), добавляете их по мере необходимости и варьируете лотки с фрикционной и вакуумной подачей. Если лотков в одной листоподборке не хватает, объединяйте их в комплексы. Каждая машина становится секцией такого комплекса. Максимум объединяемых машин зависит от модели: в нашем обзоре оно доходит до 6-ти (Duplo DC-10/60 и Horizon VAC-100). Обычно первая и последующая секции конструктивно различаются, и производители обозначают их дополнительной буквой в наименовании (DFC-10A и DFC-10B), но есть исключения: все секции DC-10/60 или Nagel S8 одинаковые. Ирина Мишина («Офисная полиграфия») отмечает: «Это удобней, т. к. каждая башня может работать самостоятельно, а не только как звено комплекса».

Максимальный формат бумаги — важный критерий для работающих с листами А3+. С таким форматом справляются почти все принтеры, дупликаторы и ЦПМ. Следите, чтобы листоподборка не ограничивала формат печатаемых изданий. Она может ограничить и максимальную плотность бумаги. Самые простые с фрикционной подачей работают с бумагой плотностью не выше 128 г/м². Для текстовых блоков брошюр более плотную используют редко, но её часто выбирают для обложек, поэтому удобно, если листоподборка справляется с плотным материалом и автоматически укладывает его в комплект. Максимальную плотность бумаги (до 300 г/м²) допускают вакуумные механизмы подачи бумаги моделей Watkiss. В Duplo DC-10/60 плотность до 250 г/м² достигается только на качественной бумаге (на бумаге среднего качества — до 153 г/м²), а в Uchida Ar-8 — только в 1-м и 8-м лотках (остальные — до 183 г/м²). Листоподборщик Nagel S8 работает с бумагой до 240 г/м² в любом лотке.

Вряд ли критичной станет номинальная производительность машины. Начинается она с уровня 1500 комплектов в час, что соответствует, как минимум, 200 изображениям формата А4 в минуту (два листа А3 в комплекте и 4 изображения на одном листе). Это значительно выше скорости работы любого цифрового печатающего устройства. На производительность влияет ёмкость подающих лотков. Чем она больше (в нашей таблице указана максимальная толщина пачки бумаги), тем реже придётся останавливать машину для дозагрузки. Интересное решение – обложечный лоток увеличенной ёмкости в листоподборке Nagel S8, что позволяет укладывать равное количество листов во все лотки даже в том случае, когда для обложки необходимо использовать более плотную бумагу. В этом случае применение плотной обложки не снижает производительности листоподборочной машины.

Брошюровка

Итак, у вас есть техника для подбора комплектов для изготовления брошюр. Следующий этап — скрепить их. Но прежде чем поговорить о брошюровщиках, посмотрим на промежуточную операцию — передачу подобранных комплектов от листоподборочного оборудования к брошюровщику. Способ выполнения задачи существенно влияет на выбор брошюровщика. Если вы готовы делать это вручную, приобретайте автономный брошюровщик: их выбор больше, а цена может быть ниже. Но если предпочитаете автоматизацию, нужен подключаемый к листоподборке брошюровщик. В таком комплекте его подающий лоток становится приёмным лотком листоподборки, а после формирования полный комплект сразу сшивается и/или фальцуется. Очевидный выбор — брошюровщик того же производителя, что и листоподборка. Но есть альтернатива. Например, брошюровщики KAS подключаются к «чужим» листоподборкам с помощью специальных интерфейсных модулей.

Ещё одна сторона автоматизации — настройка брошюровщика на требуемые формат и положение скрепок. Недорогие устройства приходится настраивать вручную, перемещая упоры с помощью винтовых приводов. Гораздо быстрее и удобнее автоматическая настройка, как в устройствах Duplo, Nagel Foldnak 80, Uchida, Watkiss BookMaster Pro. Но и здесь некоторые операции приходится выполнять вручную — например, перемещение головок для выбора позиции сшивания.

Сшить брошюру можно двумя способами. Первый — скрепить комплект двумя скрепками посередине, а потом согнуть его пополам («шитьё внакидку»). Внешний лист комплекта (его можно напечатать на другой бумаге и/или с помощью другой технологии) естественным образом становится обложкой. Получается брошюра, напоминающая ученическую тетрадь. Она хорошо раскрывается, а после обрезки не требует дополнительных операций, связанных с креплением обложки. Недостаток способа — ограниченный объём брошюры. При большой толщине листы у сгиба раскрываются, и она выглядит неаккуратно. Второй способ — крепление брошюры скобами, «вбитыми» по торцевому полю («шитьё втачку»). Так можно изготавливать более объёмные брошюры, поскольку фальцовка не нужна, но читать их неудобно — они трудно раскрываются. Кроме того, для получения законченного вида изданию требуется приклеивать обложку, а это отдельная операция, потеря средств и времени. Современные брошюровщики умеют сшивать издания обоими способами. Для перехода от одного к другому требуется недолгая перестройка устройства. Можно отключить степлер и ограничиться только фальцовкой. Тогда на выходе получим действительно буклет — согнутый пополам лист бумаги.

Последнюю операцию при изготовлении брошюры — подрезку переднего края — выполняет триммер. Если определились с брошюровщиком, выбор триммера прост: каждый производитель брошюровщиков выпускает свой триммер — обычно единственную модель, которая подключается к брошюровщику в линию (хотя работает и автономно).

После резки

Совершенство недостижимо — после выхода из триммера брошюру можно отправить на дальнейшую обработку. Например, с помощью финишных модулей Watkiss SpineMaster, Morgana Square Back или Nagel SP Plus можно улучшить внешний вид брошюр, сшитых внакидку. Обычные сфальцованные под скрепку превращаются в брошюры с прямоугольным плоским корешком. В таком виде они занимают меньше места при укладывании в стопу, упаковке и складировании. Такая брошюра выглядит стильно и элегантно, кроме того, корешок её может быть запечатан.

Автор выражает благодарность сотрудникам компаний «Аксель», «Вариант», «Комлайн», Koniсa Minolta, «Офисная полиграфия», «Оффитек», «Терра Принт», HGS за помощь, оказанную при подготовке статьи.


Брошюровочные машины

Листоподборочное оборудование с вертикальной компоновкой

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Переплёт в стиле «диско»

Кастомизация — слово, ставшее в последнее время синонимом успеха и креативного подхода в бизнесе. И если в одежду или обувь можно внести конструктивные изменения под конкретного потребителя уже после производства, то как, например, кастомизировать отпечатанный тираж ежедневников, если они предназначены для массового покупателя? Правильно, нужно позволить потребителю самому внести необходимые изменения и дать ему для этого нужные инструменты.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105