101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Малый формат для гибкой упаковки <i><A HREF="#vr"><SUP>*</SUP></A></i>

  • Мишель Сартор
  • 12 февраля 2007 г.
  • 7103
Хотя успехи узкорулонной печати на прибыльном рынке гибкой упаковки неоспоримы, широкорулонные технологии пока на шаг впереди.

Пройдясь по любому магазину, сразу поймёте, сколь популярна гибкая упаковка. По ряду причин она традиционно печатается на широкорулонных машинах: этому способствуют оптимальные для них большие тиражи и размеры упаковки (ширина пакетов в развёрнутом виде может превышать 60 см).

Обладатели наград FPA 2006 г.: устойчивый проницаемый пакет SelfVent от Amcor Flexibles — первая премия за качественную и инновационную упаковку; упаковка Apple Dippers от Printpack для сети МакДональдс — первая премия за технические инновации

А узкорулонная печать наращивает присутствие в сегменте благодаря спросу на короткие тиражи.

Впрочем, почивать на лаврах не стоит. «На долю узкорулонных технологий пока приходится лишь небольшая часть рынка гибкой упаковки, остальную занимают широкорулонная флексографская и глубокая печать. Сегмент узкоспециализированный, но активно развивается», — комментирует менеджер по работе с клиентами Mark Andy Comco Майк Лоуренс.

Исполнительный вице-президент конвертингового производства Prairie State Group Дэн Доуэрти уверен: «Разрыв между узко- и широкорулонной печатью сокращается, хотя по-прежнему огромен». По его мнению, успех узкорулонных типографий на рынке гибкой упаковки возможен лишь при понимании иной специфики технологии и бизнеса.

Есть даже мнение, что своим развитием узкорулонная печать обязана росту спроса на гибкую упаковку. Вице-президент по продажам и маркетингу датской Nilpeter Якоб Ландберг считает: «Разрыв не сокращается, увеличивается рынок. Мы прогнозируем прирост узкорулонных технологий на уровне 20% в год, поскольку тиражи становятся короче, а упаковочные типографии стремятся выделиться среди конкурентов».

Управляющий директор GiDue Федерико д’Аннун-цио объясняет, что у широко- и узкорулонной технологий свои преимущества: «На стороне производителей широкорулонной техники доскональное знание клиентской базы и специфики продукции. Узкорулонное оборудование — это инновационный подход и ноу-хау в сфере коротких тиражей».

 

Развитие сегмента

По данным Freedonia Group, спрос на гибкую упаковочную продукцию в США к 2009 г. достигнет 14,4 млрд долл., т. е. ежегодный прирост превысит 4%. Наиболее высокие темпы ожидаются в сегменте пакетов с устойчивым дном — 6,6% в год и 5,8 млрд долл. к 2009 г. Рынок продуктов питания будет развиваться со скоростью 4,3% в год, для непродовольственных товаров — 3,7%.

Печатная машина для изготовления упаковки из гибких материалов

Вице-президент Logotech Лесли Гурланд считает: «В США гибкая упаковка уверенно развивается уже 10 лет, а в мире она ещё популярнее. И рост продолжится, хотя на этикетках и жёсткой упаковке крест никто не ставит».

Менеджер по маркетингу поставщика расходных материалов Boise Paper Андерс Бисгард (направление бумаги для гибкой упаковки) уверен, что его рынок будет расти: «По нашим прогнозам, спрос на гибкую бумажную упаковку в течение 5 лет ежегодно будет повышаться на 2-4%, поскольку потребители активно интересуются упакованными полуфабрикатами и покупают всё больше готовых продуктов».

Оптимистичен и вице-президент Omet Марко Калькани: «Новые плёнки, технологии печати с повышенным глянцем и блеском, дизайнерские инновации расширяют потенциал плёнки на упаковочном рынке».

Дик Чеснат, президент W. R. Chesnut Engineering, выпускающей узкорулонные машины глубокой печати, подчёркивает: в прогнозах развития полиграфии важно оперировать верными цифрами, поскольку запечатывается далеко не вся гибкая упаковка, а её печатный сегмент, как минимум, сохранит позиции на рынке.

Американская ассоциация гибкой упаковки (Flexible Packaging Association, FPA) рассчитывает, что в ближайшее время рынок будет увеличиваться на 3-4% в год, причём аналогичные темпы сохранятся и в долгосрочной перспективе. Основные стимулы развития — достижения в барьерных свойствах плёнок и усадочных материалах, появление в обычных и устойчивых пакетах возможностей повторного запечатывания и дозированного розлива. По мнению ассоциации, перспективы открывают более качественные макеты и улучшение печатных свойств материалов. В FPA считают, что рынок и дальше останется гибким, подстраиваясь под нужды потребителей.

Рост стимулирует инновации. Среди последних новшеств в сегменте гибкой упаковки — стерилизуемые пакеты, выдерживающие обработку температурой и давлением в автоклаве подобно жестяным и стеклянным банкам; упаковка с регулируемым газовым наполнением (modified atmosphere packaging, MAP), контролем за содержанием газов и влажностью; материалы с улучшенными и оптимизированными барьерными свойствами, асептическая упаковка, «дышащие» пакеты для микроволновых печей.

 

Кто её выбирает?

Гибкую упаковку производители выбирают по нескольким причинам. «Она множит варианты декорирования продукции, — считает региональный менеджер по продажам Gallus Энди Шмитц. — Это не только новые формы и тактильные ощущения, но и контраст товара на магазинной полке. Остальную полиграфию не сравнить по яркости и красочности». Зачастую к покупке подталкивает внешний вид товара, поэтому гибкая упаковка может стать стратегическим шагом к повышению объёмов продаж. Удобство для потребителей — ещё один аргумент в её пользу. Покупать еду в устойчивых запечатываемых пакетах удобнее, чем в банках: не нужен консервный нож, не надо думать, куда выбросить остатки.

Упаковка от Printpack, первый приз FPA в номинации 2006 г. за качественную упаковку

По мнению д’Аннунцио, у такой упаковки ряд преимуществ. Во-первых, сокращение объёма и веса, что удобно для логистики и доставки покупок домой. Товар выделяется на магазинной полке глянцем, ламинированной поверхностью, прямой печатью по невпитывающим плёнкам; продукт виден сквозь пакет, что немаловажно для пищевой отрасли; содержимое хранится дольше и защищено от внешних воздействий (в т. ч. с ограничением доступа кислорода за счёт вакуумного, алюминиевого или пластикового композитного слоя).

С ним согласна Гурланд: «Гибкая упаковка из высококачественных ламинатов защищает содержимое от кислорода и влаги. Она эргономична (лёгкая, небьющаяся), допускает лазерную маркировку, более широкую функциональность, комплектацию застёжками. Может стать экономичным вариантом, особенно по сравнению с высококачественными твёрдыми контейнерами. В выигрыше и упаковщики: производственные плюсы — минимальные вес и объём, удобство при транспортировке и обработке. Особенно эффективны плёнки — при упаковке продукта в мягкий устойчивый пакет расход материала (полиэтилена или алюминия) гораздо меньше, чем для твёрдого контейнера».

Один из аргументов в пользу гибкой упаковки — требования по охране окружающей среды. «Плёнка выгодна сразу по нескольким позициям: некоторые сорта считаются наиболее экологичным сырьём, которое без проблем перерабатывается», — говорит Калькани.

 

Сферы применения

Гибкая упаковка используется во многих отраслях. По данным FPA, её основной потребитель (55% рынка) — пищевая промышленность, 19% — непродовольственные товары (средства для красоты и здоровья, корма для животных, товары личной гигиены, садово-огородный инвентарь), 10% — товары массового потребления (бумажные пакеты для завтраков, пакеты для хранения и мусора, упаковочная плёнка и фольга), промышленность потребляет 9% (в т. ч. для химикатов, агропромышленной продукции, строительных и отделочных материалов, автомобильной индустрии), у медицины и фармацевтики 7%.

По словам д’Аннунцио, важная роль у пищевой промышленности, для которой существенна возможность видеть товар сквозь упаковку и увеличенные сроки хранения. Заметная доля приходится на жидкие химикаты, бытовые товары, косметику и др.

Президент конвертинговой фирмы Eagle Flexible Packaging Фрэнк Вакка рассказывает, что компании часто выбирают гибкую упаковку для образцов («проб-ников»), чтобы рассылать их по почте или вкладывать в журналы. Возможно, вскоре на полках магазинов появятся новые образцы заключённых в мягкий пакет товаров (например, моторное масло в устойчивых пакетах с дозатором).

По информации FPA, основная часть рынка приходится на плёнки, обычные и устойчивые пакеты. Фольга и изделия на её основе составляют 10% рынка, бумажные и многослойные пакеты — 9%.

Больше всего разговоров вокруг пакетов с устойчивым дном. «Они сейчас на взлёте и продолжают набирать очки благодаря простоте в использовании, транспортировке и упаковке. С ними продукты и другие товары защищены дольше и всегда готовы к использованию (в т. ч. повторному при наличии застёжки)», — объясняет Денни МакДжи, менеджер по продажам MPS America, американского подразделения голландской Multi Print Systems.

«Здесь популярны обычные и устойчивые пакеты для пищевых продуктов, на втором месте (с большим отрывом) — обёрточная упаковка», — говорит Бисгард, подразумевая материалы, плотно охватывающие продукт при прямом контакте с ним (например, брикет мороженого).

«Лидируют крупно- и малоформатные пакеты, упаковка-поднос для печенья, устойчивые пакеты. Активно развивается сегмент плёнок для упаковки фасуемых продуктов — готовых блюд, сырого мяса и пр.», — добавляет Гурланд.

Популярность гибкой упаковки не в последнюю очередь определяется географией. Чеснат считает, что устойчивые пакеты шире распространены в странах, бедных на природные ресурсы: в Европе их больше, чем в Северной Америке (хотя они укрепляют позиции и там). Упаковочные предпочтения зависят и от достатка нации. «В небогатых странах не хотят платить за дорогую упаковку. При отсутствии ограничений эластичные пакеты — экономичная альтернатива и отличная возможность рассмотреть товар».

 

Сложности

При переходе узкорулонной типографии с этикетки на гибкую упаковку не исключены проблемы. Доуэрти считает, что главное — понимать рынок, знать, что плёнок очень много и у каждой свои функции. Он акцентирует внимание на важности не только внешнего вида упаковки, но и герметичных швов и барьерных свойств.

Сложности могут возникать с ламинатами. «Тубы из фольги и пакеты из тонкой плёнки предъявляют жёсткие требования к обработке и печати, различающиеся в зависимости от типа продукции, — объясняет Гурланд. — Не забывайте о широчайшем ассортименте ламинатов для агрессивных веществ — растворителей, йода, чистящих салфеток и других проблемных с точки зрения упаковки материалов.

Пакет с устойчивым дном от Ampac Flexible, первые премии FPA в номинациях 2006 г. за качественную упаковку и уровень полиграфического исполнения

В таких случаях не обойтись без тщательного тестирования, а узкорулонные типографии редко оборудованы полноценными лабораториями, как на крупных упаковочных предприятиях. Этому ещё предстоит учиться».

Работа с ламинатами требует особого подхода к выбору красок. «Запечатанную флексографским способом упаковку часто нужно ламинировать: краски должны выдерживать процесс, выполняемый в линию или автономно. Раньше узкорулонные машины не работали с сольвентными красками для ламинации, но ситуация изменилась, открыв им дорогу на рынок гибкой упаковки», — объясняет МакДжи.

Ландберг уверен, что главная сложность в машинах с УФ-сушкой — приводка: «Из-за больших температур при отверждении красок полотно нагревается, становясь эластичным. Но для качественных печатных машин с валами охлаждения это не проблема».

Чеснат подчёркивает, что рынок гибкой упаковки постоянно обновляется: чтобы стать конкурентоспособными, узкорулонные типографии должны научиться решать новые задачи и работать с новыми материалами на коротких тиражах.

По словам Шмитца, точная приладка потребует инновационных подходов и высококачественного контрольного оборудования. Пока с этой проблемой лучше всех справляется интегрированная система сервоприводов.

Д’Аннунцио полагает, что главная проблема — в организации и психологии: «Оснащение узкорулонных типографий даёт все возможности для отличного качества и высокой производительности в индустрии гибкой упаковки. Главные препятствия — нежелание перемен и консервативный подход, характерный для традиционной флексографской упаковочной печати».

 

Конкуренты или коллеги?

Широко- и узкорулонная индустрии выпускают аналогичную упаковочную продукцию, но часто не конкурируют, а дополняют друг друга.

«Сомневаюсь, чтобы мы претендовали на широкорулонные заказы, — замечает Вакка. — Клиенты постепенно знакомятся с узкорулонной печатью в сегменте флексографской упаковки, оценивают её преимущества — у них появилась альтернатива для коротких пробных тиражей. Когда продукт запускают в производство, заказ переводят на широкорулонное оборудование. Думаю, мы отлично дополняем друг друга».

Доуэрти считает, что Prairie State Group забирает часть широкорулонных заказов, в т. ч. с согласия типографий. Шесть лет назад его компания переключилась на гибкую упаковку, поскольку появился спрос на короткие тиражи. В первый год тремя главными заказчиками были широкорулонные типографии. Сейчас ситуация изменилась, но с ними по-прежнему сотрудничают.

Гурланд уверена, что узко- и широкорулонная печать прекрасно поладят в сегменте гибкой упаковки: «Заказов хватит на всех. Мы сотрудничаем с дочерней компанией CLP Industries, выполняя невыгодные для них короткие тиражи. На широкорулонном оборудовании они печатают заведомо крупные для нас заказы».


* Печатается с разрешения журнала Label & Narrow Web, www.labelandnarrowweb.com.


 

НАШИ

В нашей стране традиционно разделяют узкорулонную и широкоформатную флексопечать: область применения первой — самоклеящиеся этикетки, небольшие тиражи на блистерной и кашированной фольге; второй — гибкая упаковка, большие тиражи на кашированной и блистерной фольге, определённых видах бумаги.

Выпуск гибкой упаковки на узкорулонных машинах имеет ограничения:

  • при печати многокрасочных макетов трудно добиться хорошего совмещения из-за конструкционных особенностей машин;
  • при работе с плёнкой желателен коронатор, установка которого экономически не обоснована при нерегулярных заказах;
  • по скорости машины, что требует красок с замедленным высыханием.

При расширении производства и покупке нового оборудования (широкой или узкой флексомашины) придётся осваивать новые подходы не только к сбыту продукции, но и выбору материалов, красок, поиску рабочих кадров. Поэтому, запланировав покупку машины «альтернативной» ширины, лучше обзавестись заказчиком, нуждающемся в широком спектре продукции. Например, в пищевой упаковке масложировой группы: пакеты «дой-пак» пойдут на широкоформатную машину, на кашированной фольге можно печатать на машинах обоих типов, этикетки для майонезных банок и масла — на узкорулонной. Технологии отлично дополнят друг друга!

Мария Марикуца (maria@proflex.ru), заместитель генерального директора компании «Профлекс»


 

НАШИ

На протяжении 10 лет официальное представительство «ЮПМ Рафлатак» проводит ежегодное маркетинговое исследование российского рынка самоклеящихся материалов. Анализируя итоги 2006 г., мы включили в анкетирование вопросы по перспективам потребления материалов специального назначения. Основная масса представителей типографий отметила, что по-прежнему главные усилия сконцентрированы на изготовлении стандартных этикеток, сохраняющем стабильно высокий темп роста 20-25%. Технический уровень современных узкорулонных печатных машин с множеством дополнительных опций позволяет, практически без материалов со специальным поверхностным слоем, изготовить этикетки максимальной художественной сложности, снабдить их защитными функциями. Своё «специальное» наполнение этикетка получает благодаря применению спецклеёв, спецтехнологий по производству многослойных этикеток, выборочного нанесения клея и др. Поскольку предсказать появление запроса на спецматериалы сложно, они редко хранятся на складах в необходимых комбинациях и объёмах. Посему главная задача производителей самоклейки — обеспечить быстрое изготовление требуемых материалов и оперативную доставку продукции клиенту. В России отрасли, где требуются этикетки со специальными свойствами, остались прежними — этикетирование химикатов и моторных масел, электроприборы и автоиндустрия, конечно, винное этикетирование, где высока потребность в материалах с декоративными свойствами. В прошлом огромное количество запросов было связано с потребностью в защитных свойствах этикетки, но и здесь припрессовка индивидуальных голограмм и использование спецкрасок — актуальные тенденции.

Дмитрий Стречин (Dmitrij.Strechin@upmraflatac.com), директор по продажам «ЮПМ Рафлатак»


 

НАШИ

Рост рынка гибкой упаковки, появление новых видов плёнок, повышение требований заказчиков к упаковке стали причиной стремительного развития технологии холодной сварки — cold seal. Применение специальных клеёв на основе натурального латекса позволяет закрывать гибкую упаковку под давлением без нагрева. Сфера использования — упаковка шоколадных батончиков, мороженого, кексов, таблеток для посудомоечных машин, пластырей, других медицинских изделий, в некоторых случаях — для изготовления упаковки с твист-эффектом.

При непосредственном участии заказчиков в ассортименте Eukalin, представленной на российском рынке ГК «Дубль В», появились новые виды клеев cold seal — без запаха, синтетические, с пониженным риском возникновения аллергической реакции, с возможностью повторного закрытия упаковки. Последнее достижение – производство всей линейки клеёв холодной сварки для нанесения флексографским способом, что ранее казалось невозможным.

Ольга Безуглова (bezuglova@doublev.ru), менеджер отдела фольги ГК«Дубль В»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26