2007.02.05, Автор: Александр Миловский2371 прочтений

На переднем крае

Теги: В лаборатории цвета с Александром Миловским В лаборатории цвета с Александром Миловским Publish

Александр Миловский

В стане разработчиков Adobe Photoshop новое веяние: стоит появиться в научных публикациях интересному алгоритму цветовой коррекции, как он тут же (в среднем, через год-полтора) произрастает в виде инструмента или команды Photoshop.

Например, активизировалась научная общественность по поводу изображений с расширенным динамическим диапазоном (HDRI — High Dynamic Range Image). И вот в Photoshop — подобие поддержки этого формата. Прошла серия сильных статей об алгоритме Co-lorTransfer — появилась команда Match Color. Провели учёные мужи широкомасштабное тестирование алгоритмов автоматической коррекции — добавилась команда AutoColor, а с ней — и новый подход к определению точек белого и чёрного в автоматических командах типа AutoLevels. Опубликовали ребята из NASA результаты своего алгоритма RETINEX — родилась схожая по прин-ципу действия команда Shadow/Highlight. И если первое время Photoshop отставал от переднего края науки лет на 10, то сейчас — не более чем на 3 года.

Конечно, так поступает не только Adobe. Наверняка, многие фотографы заметили, насколько стабильнее стал работать баланс белого в цифровых камерах. Если проследить научные публикации за последние 5-10 лет, мы увидим настоящий шквал работ по этой теме, который за последние три года плавно сошёл «на нет», ибо проблема… исчерпана в своей старой формулировке, да и развитие поддержки формата RAW частично её сняло.

Другой пример из той же области: одна компания предлагает в своей фотокамере автофокус по лицу человека. Смотрим научные источники и находим массу упоминаний об эффективных алгоритмах Skin Detection (поиск участков кожи человека в кадре). Другая компания заявляет фантастические возможности по фиксации глубоких теней в своих камерах любительского класса. Поднимаем ленту новостей за 2-3 года и обнаруживаем упоминание о лицензировании разработчиком всё того же алгоритма RETINEX.

Не отстают и государственные службы. Бум научных публикаций по теме Facial Recognition (распознавание лиц) в сочетании с ростом производительности компьютеров плюс снижение стоимости цифровых камер — и мы имеем мощнейшую систему, отслеживающую перемещения каждого человека в мегаполисе. Или систему идентификации, например в виде биометрических загранпаспортов.

Наука и технический прогресс идут рука об руку: то, что сегодня обсуждают учёные, завтра, скорее всего, станет реальностью. Благодаря росту производительности компьютеров в ближайшей перспективе, будут решены такие проблемы, как восстановление смазанных снимков («шевелёнка») и расфокусированных изображений (частично), математический аппарат для которых уже разработан и ждёт своего часа.

Явный фаворит — технология HDRI, по сравнению с которой формат RAW покажется детской игрушкой. Потенциал изображений с расширенным динамическим диапазоном до сих пор не раскрыт. В основном из-за отсутствия соответствующих камер. Если всё пройдёт успешно, будет новая революция в фотографии. Существует, конечно, опасность, что стоимость новых камер станет несоизмеримо высокой и технология уйдёт в узкий рынок профессионального применения, но будем надеяться на лучшее.

Как видите, передний край науки не так уж далеко: стоит протянуть руку или щёлкнуть мышкой. Приятно, не задумываясь, пользоваться последними разработками, но возникает вопрос: а насколько глубоко надо вникать в суть технологий?

Возьмём фотографию. В ней есть место всем: и полным профанам, способным лишь нажимать на кнопку спуска, и матёрым профессионалам, презирающим не то что программы съёмки, но даже автофокус. Цифровые технологии и доступность качественной техники значительно сократили расстояние между любителями и знатоками (к неудовольствию последних). А спросите у тех и других об устройстве фотоаппарата и получите примерно одинаковые ответы — народ имеет лишь общее, концептуальное представление о технологии, что не мешает ему делать отличные снимки. Другое дело, что профессионалы всегда будут иметь преимущество благодаря умению выстраивать кадр, находить нужный ракурс, ставить свет и т. п.

Примерно то же происходит сейчас и в цифровой обработке изображений. Меняются стиль работы, задачи. Многие операции упростились, но и инструментарий стал почти необъятно обширным. Теперь профессионалом следует считать не того, кто владеет конкретными навыками, а имеющего то самое концептуальное представление о предмете.

Об авторе: Александр Миловский (www.milovsky.ru), эксперт по вопросам цветокоррекции и цветовоспроизведения, сертифицированный эксперт Adobe.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus