2006.11.062612 прочтений

Высшая лига цифровой печати

Теги: Справочник покупателя Справочники покупателя Publish

"Цифровая печатная машина" - термин, у которого нет строгого определения. Все понимают, что ЦПМ - элита цифровой печати, но точную границу между производительным принтером/копиром и ЦПМ провести невозможно.

«Цифровая печатная машина» — термин, у которого нет строгого определения. Все понимают, что ЦПМ — элита цифровой печати, но точную границу между производительным принтером/копиром и ЦПМ провести невозможно.

Речь пойдёт только о системах, способных на полноцветную печать, поэтому за рамками обзора остаются высокопроизводительные монохромные системы Xerox, Canon, Oce и др. При отборе мы руководствовались сочетанием параметров: скорость и месячный объём печати, максимальная плотность запечатываемого материала.

Рынок

За 2,5 года после публикации предыдущего справочника покупателя по ЦПМ (Publish ? 4, 2004) на рынке высокопроизводительной цифровой печати произошли серьёзные перемены. Важнее даже не ассортимент, а значительный рост спроса на подобную технику. Тогда в России была установлена только одна машина Xerox iGen3, а сейчас количество приближается к двум десяткам. Неплохо идут дела и у конкурентов. Андрей Горлов («Нисса») отметил заметный рост спроса на ЦПМ: «В этом году продано около 30-ти HP Indigo Press — в 1,5 раза больше, чем в прошлом». О хороших результатах сообщил Александр Аграновский («Комлайн»): «За год продано 10 машин Oce CPS 800/900».

Уже определился с российскими партнёрами Kodak. Поставками NexPress занимается питерская «АМОС», первые поставки этих систем могут состояться уже в этом году. А машины серии Versamark поставляет «Нисса-Диджиспейс».

Технологии

ЦПМ — очень сложный механизм. Например, Xerox iGen3 работает под управлением 85-ти микропроцессоров, а инвестиции в его разработку составили около миллиарда долларов. Ещё дороже обходятся новые технологии печати. Поэтому иногда крупные производители предпочитают покупать их — часто вместе с разработчиком. Так вошли в сектор ЦПМ HP (с Indigo Press) и Kodak (с Versamark).

В этом мире непопулярны OEM-соглашения, каждый производитель играет за себя. Здесь, как ни в одном другом сегменте печатающей техники, немало любопытных технических решений, помогающих преодолевать проблемы быстрой цифровой печати. Самая популярная технология — классическая сухая электрографическая печать (Xerox, Xeikon, Canon, Kodak NexPress, Konica Minolta), подобная используемой в цветных настольных принтерах. Конечно, не обходится без специальных технических решений, связанных с высокой скоростью печати. Например, в Xerox iGen3 для закрепления тонера сочетаются нагрев и ультразвук, что улучшает печать на плотных и текстурированных материалах.

Технология офсетного цилиндра в ЦПМ Kodak NexPress расширяет границы по плотности материалов (60–350 г/м?) и толщине (до 4 мм). Система позиционирования листа в тракте прохождения материала позволила добиться точного (около 0,2 мм) совмещения лица с оборотом.

Оригинальна технология магнитографии в Oce CPS. Их тонер чувствителен к магнитному полю, для формирования которого используются кольцевые электроды на барабане (600 штук на дюйм). В печатном механизме нет зарядных устройств (коротронов), статического заряда на барабане и источника света (лазера или линейки светодиодов), а в качестве промежуточного носителя применён силиконовый барабан. Поэтому печать возможна даже на материалах с металлизированным покрытием и очень глубокой текстурой.

Ближе всего к офсетной печати технология ElectroInk в HP Indigo Press. Как и в обычной электрографической печати, скрытое изображение формируется на электрически заряженном формном цилиндре с помощью лазерного излучения. Но для печати используется не порошковый тонер, а жидкая краска. C формного цилиндра краска попадает на офсетный (там «собираются» все цвета), покрытый резинотканевым полотном, а с него — на запечатываемый материал.

В транзакционных Kodak Versamark используется технология непрерывной струйной печати. Их стихия — большие персонализованные тиражи. При скорости печати до 300 метров в минуту рекомендуемый объём печати измеряется в миллионах отпечатков А4 в месяц. Печатная головка шириной 227 мм (чуть больше короткой стороны формата А4) запечатывает лист по всей ширине. При плотности 300 дюз на дюйм обеспечивается разрешение 300в300 или 300в600 dpi. Печать ведётся на обычной бумаге, поэтому качество не слишком высокое, но достаточное для финансовых документов. Кроме скорости, Kodak Versamark отличает очень низкая стоимость отпечатка. Им также присуща хорошая масштабируемость: сначала можно приобрести машину, печатающую в одну краску с одной стороны, а затем постепенно увеличить её возможности вплоть до двусторонней многоцветной (4+4 цвета) конфигурации. Существует несколько моделей Kodak Versamark, каждая поставляется во множестве конфигураций. Для их представления потребовалась бы отдельная таблица, поэтому мы приводим параметры только одной модели.

Печатать много…

Самый важный признак ЦПМ высшего класса — отсутствие предельной месячной загрузки. Поставщики скорее порекомендуют минимальный объём печати, исходя из экономических соображений. Да и общий ресурс механизма очень велик — моральное старение случится раньше, чем физическое.

Большинство устройств нашего обзора печатают со скоростью свыше 40 изображений А4 в минуту. Высокая производительность предъявляет особые требования к механизмам подачи и проводки запечатываемого материала. Их надёжность должна быть особенно высока, поэтому в ЦПМ часто используются типичные для офсетных машин технические решения. Во многих машинах (Xerox iGen3, HP Indigo Press, Kodak Nexpress, MGI Meteor) бумагу из стопы забирает механизм с вакуумными присосами, а в HP Indigo Press, Xerox iGen3 и MGI Meteor есть ещё и раздув стопы.

Скорость, указываемая в спецификации (изображений А4/мин для листовых машин или перемещения запечатываемого материала для рулонных) — величина теоретическая. На реальную производительность влияет несколько факторов. Во-первых, запечатываемый материал. Это типично для многих систем, построенных на основе технологии электрографической сухой печати (Xerox DocuColor, Xeikon, Canon, Konica

Minolta). На самых плотных материалах скорость может снижаться вдвое по сравнению с бумагой оптимальной плотности. У других машин (iGen3, Kodak NexPress, OCE CPS, HP Indigo, Kodak Versamark) скорость печати не зависит от материала.

Вторая причина изменения скорости — запечатка обеих сторон. Если производительность измерять в количестве листов в минуту (а не в изображениях, которых при двусторонней печати помещается по два на лист), то все листовые аппараты в двустороннем режиме печатают вдвое медленнее, чем в одностороннем: стороны листа запечатываются по очереди в одном механизме.

В рулонных машинах это невозможно. В аппаратах, способных печатать с двух сторон (Xeikon 5000 или HP Indigo Press w3250), установлено две секции, каждая запечатывает материал со своей стороны. Поэтому в дуплексном режиме производительность машин такая же, как в одностороннем.

Ещё один фактор — цветность отпечатка. Практически у всех рассматриваемых устройств скорости цветной и монохромной печати совпадают. Исключение — HP Indigo Press, в которых скорость цветной печати зависит от количества базовых цветов.

И последнее — время на обработку входных данных. При печати сотни изображений в минуту и объёме каждого из них 10 Мбайт поток графических данных может достигать 1 Гбайт в минуту. Даже современные процессоры не справляются с такой работой, что снижает скорость печати в несколько раз. К счастью, такие сложные задания встречаются не часто, а растрирование нужно сделать только один раз — при печати первого экземпляра.

…и недорого

Как и для любой цифровой печатающей техники, стоимость отпечатка является одним из самых важных параметров. Определять его желательно как можно точнее: при тираже сто тысяч отпечатков (обычный месячный объём для ЦПМ) каждый цент на одном оттиске превращается в тысячу долларов. К счастью, многие производители и поставщики ЦПМ это хорошо осознают и не предлагают клиентам расчёты теоретического 5% заполнения, которые могут быть полезны при сравнении разных ЦПМ, но мало помогут при планировании затрат на расходные материалы. Вместо этого они предлагают контракты на сервисное обслуживание с оплатой «за оттиск» (т. н. FSMA), в стоимость которых входят расходные материалы, быстроизнашивающиеся части и визиты сервисного инженера для обслуживания. Первой такое предложение для своих пользователей сделала Xerox (в конце 90-х), примеру последовали и другие. Один из тарифных планов для HP Indigo предусматривает, что стоимость монохромного оттиска составит 1 цент, а 4-цветного — 8 центов. С этого года и на ЦПМ Осе предлагается покопийный сервисный контракт с ценой 4 евроцента. Несомненно, такое предложение решает многие проблемы, связанные с планированием работы. Со стороны владельца ЦПМ требуется только одно: обеспечить объёмы печати.

В системах Kodak NexPress реализована другая концепция обслуживания ЦПМ по принципу ORC (Operator Replaceable Components), позволяющему минимизировать вызовы сервисного инженера. Оператор заказывает и заменяет ORC-компоненты в соответствии с рекомендациями системы NexPert или по необходимости. Возможность самому принимать решение о замене тех или иных ORC, немедленно устранять неполадки позволяет пользователю минимизировать простои и соответственно получить более высокую прибыль. Статистика по эксплуатации машин показывает, что подобная концепция позволяет пользователю экономить до 30-40% своих расходов на сервис.

Больше красок для полноцветной печати

Четыре цвета, обычных для полиграфии, — не предел для многих ЦПМ. На рынке доступны 5-, 6- и даже 7-красочные машины. Назначение у дополнительных цветов разное.

Oce CPS печатают в 7 красок. Дополнительные красный, синий и зелёный — следствие технологии, не позволяющей укладывать тонер в несколько слоёв. Разработчики превратили технические проблемы в достоинства. Несколько уменьшается расход краски: например, красная плашка требует 100% заполнения, а не 200%, как при классической 4-цветной печати. Тонкий слой тонера лучше выдерживает фальцовку материала. С точки зрения внешнего ПО, Oce CPS — 4-цветные машины, поэтому не надо заботиться о трёх дополнительных цветах и учитывать их при допечатной подготовке. Цветоделение в 7 цветов выполняется контроллером машины.

Сложнее дело с HP Indigo. Количество базовых цветов (4–7) зависит от модели и конфигурации. Кроме триадного набора CMYK, возможен заказ красок для 6-красочной hi-fi-печати, любого цвета из каталога Pantone (включая белый), даже самостоятельное изготовление нужной краски с помощью настольной системы HP IndiChrome Ink Mixing System. Есть краски, видимые только при УФ-освещении: они светятся красным или синим цветами. Кроме забот о выборе и установке нужной краски, надо помнить о правильной подготовке файлов к печати.

Заказные цвета доступны для Xeikon и Kodak NexPress. В 5-ю печатную секцию NexPress можно установить тонер одного из 3 дополнительных цветов (RGB) для воспроизведения до 86% цветов Pantone, а также бесцветный NexPress Clear Toner, позволяющий добиться эффекта лакировки. Прозрачное покрытие может наноситься выборочно для создания спецэффектов и водяных знаков при печати юридических документов, билетов и сертификатов.

А владельцы Kodak Versamark могут выбирать даже разные типы чёрных чернил: один из них оптимизирован для печати на бумаге с покрытием, другой — для печати на бумаге без покрытия, третий обладает повышенной устойчивостью к влаге и т. д.

Печать на листах и рулонах…

Большая часть ЦПМ в нашем обзоре листовые. Самый распространённый формат — А3+. Точные размеры зависят от модели, но общее правило — возможность получить формат А3 после обрезки полей, т. е. использовать стандартную в полиграфии практику печати навылет. Рекордсмен по формату листа (364в571 мм) — Xerox iGen3.

Рулонных машин меньше. К ним относятся несколько моделей HP Indigo, печатающих на рулонах шириной 330 мм, и все Xeikon. Среди последних рекордсмены по формату в нашем обзоре Xeikon 5000/6000 — печать на рулонах шириной до 508 мм: на выходе листы формата А2. Макс. длина отпечатка рулонной машины ограничена только возможностями растрового процессора и может превышать 10 метров. На выходе рулонных машин — запечатанный рулон или разрезанные листы, в зависимости от модели и конфигурации.

…на бумаге и не только

Ещё одна особенность современных ЦПМ — большой выбор запечатываемых материалов. Как правило, в рекомендуемом производителем списке много типов материалов (для Kodak Nexpress 2100 более 400). Но в наших условиях польза от этих рекомендаций не слишком велика: часть материалов недоступна или слишком дорога. Поэтому выбор обычно происходит после тестирования и рекомендаций поставщика. У владельцев ЦПМ не возникает вопросов с плотной бумагой: печать на трёхсотграммовке привычна для ЦПМ (исключение — Kodak Versamark), некоторые аппараты печатают и на бумаге 350 г/м2. А печать на дизайнерских материалах с глубокой текстурой или с металлизированным покрытием — сильная сторона Oce CPS.

Очень велик выбор материалов для HP Indigo. Даже не прошедшие тестирование «с ходу» можно использовать после нанесения на поверхность специального грунтующего раствора, улучшающего адгезию красок.

Некоторые машины печатают на весьма необычных материалах. Специально для пластика спроектированы MGI и HP Indigo Press s2000. Одно из их применений — изготовление пластиковых банковских карт. А для HP Indigo Press s2000 поставляется комплект для печати стерео/вариоизображений Lenticular 3-D Kit. В него входит система точного позиционирования материала (такой вид печати требует чрезвычайно высокой точности), набор ПО и другие компоненты для подготовки и печати трёхмерных изображений.

После печати

Выбор послепечатного оборудования — очень сложный и индивидуальный вопрос. Типов такого оборудования на рынке больше, чем моделей ЦПМ. В печатном салоне наверняка потребуются фальцовка, брошюровка и резка. Для оказания услуг адресного маркетинга полезна система для автоматической упаковки почтовых отправлений. При печати этикеток трудно обойтись без вырубки. Для многих ЦПМ поставляются опциональные устройства, подключаемые в линию. Например, брошюровщик ColorWorks 2000 BookletMaker для Xerox DC6060 автоматически фальцует, сшивает и подрезает брошюры с трёх сторон. Для Oce CS520 предлагается буклетмейкер с многопозиционным степлированием, центральной и трёхсгибной фальцовкой, дыроколом и модулем фронтальной подрезки (триммером). Konica Minolta bizhub PRO C6500 может поставляться с двумя типами финишеров, обеспечивающих изготовление сшитых скрепками или клеевых брошюр, непосредственно подключаемых к устройству и не снижающих скорость печати.

Особняком в ряду финишных устройств стоит разработка Kodak — станция глянцевания Kodak NexGlosser. Такое покрытие лучше и дешевле, чем УФ-лакирование. Станция предоставляет уникальную возможность по производству фото, поздравительных открыток, обложек для книг, карточек, меню и пр.

Профессия для ЦПМ

Как правило, ЦПМ приобретается для получения дохода. Хотя бывают и исключения: установленная в банке «Русский стандарт» система Kodak Versamark ежемесячно печатает несколько миллионов писем для клиентов банка. И все рассылаются совершенно бесплатно, а единственная забота владельца — бесперебойная работа аппарата. Но в большинстве случаев ЦПМ должна зарабатывать деньги за счёт продажи отпечатков.

Очевидная область применения — изготовление коротких тиражей, которые невыгодно печатать на офсете. Но эта работа слишком очевидна, находясь только в этом сегменте рынка, приходится выдерживать серьёзную конкуренцию. Причём жить в довольно узком диапазоне: уже на тираже в несколько сотен оттисков приходится соревноваться с офсетом. Однако на рынке есть заказчики, которым нужны большие тиражи, но воспользоваться офсетом они не могут, потому что каждый оттиск в этом тираже отличается от других. Речь идёт о персонализированной печати, применяемой для адресного маркетинга. Во время подготовки номера в Центральном доме предпринимателя в Москве прошёл форум Innovate-06 по вопросам цифровой печати. И одной из самых обсуждаемых тем стала персонализированная печать. Причём участников форума больше интересовали творческие вопросы (что нужно делать), а не технические (как это сделать). Очень интересны были примеры реальных рекламных кампаний, проведённых в США и Европе с помощью технологии персонализированной печати. Среди них — приглашения, в которых, кроме имени адресата, был указан маршрут от его дома до ближайшего магазина, где можно купить модную обувь с персональной скидкой; обложка журнала по недвижимости со спутниковой фотографией окрестностей дома получателя; рассылка Pantone с приглашением зайти на персональную страничку получателя и проверить качество калибровки его монитора.

Цифровые машины дают владельцам множество новых возможностей — часть которых мы только начинаем понимать. И к конкуренции по цене/скорости/качеству нам придётся добавить ещё один параметр: новые идеи.

Автор благодарит сотрудников компаний Amos, Konica Minolta, «Комлайн», «Ксерокс Евразия», «Нисса», SUPPLYLAND за помощь, оказанную при подготовке статьи.


Персонализация по-американски

На конференции Innovate-2006 в Москве мы пообщались с Луис Ритаросси — старшим консультантом американской компании Roger P. Gimbel & Associates, экспертом по управлению базами данных, по переменным данным, документообороту и печати по требованию. Мы задали несколько вопросов о персонализованной печати в США.

Многие считают, что персонализованная печать — просто указание имени получателя в тексте письма. Возможно, именно это основная причина, что надежды на неё не слишком оправдываются. Что такое современная персонализованная печать?

Сейчас я вижу переход от простой персонализации к полностью настраиваемым на получателя писем. Содержание зависит от того, как вас зовут, женаты ли вы, какая у вас машина. Отличается не только содержание письма, но и дизайн. Следующий шаг — переход к многоканальной прямой рекламе. В ней используются не только бумажные носители, но и Интернет. Сначала вы получаете письмо с предложением посетить сайт, на котором персонально для вас подготовлена страница. Там вы оставляете дополнительную информацию о себе: имеете ли детей, ищете ли новое жилье. Вскоре получаете письмо, где написано, что в вашем районе есть дом с игровой площадкой для детей. Очень интересное направление — персонализация графики. Сегодня я показывала календарь, где имя получателя встроено в изображение. Это хорошая идея: у каждого из нас есть несколько календарей — в офисе, в спальне, на кухне. Представьте, что в них используются изображения, сделанные для вас лично. Сейчас мы переходим от простой персонализации к полностью изменяемому документу, включая графику.

Для подготовки персонализированной рассылки требуется много информации о получателе. Что может являться её источником?

В США много источников информации о людях. Есть компании, для которых это бизнес. Они собирают информацию о том, какой у вас автомобиль, какие журналы вы читаете и т. д. Могут оценить уровень ваших доходов на основании того, в каком районе и в каком доме вы живете. Данные продаются: например, адреса управляющих всех банков в определённом районе или список подписчиков какого-нибудь журнала.

Не станет ли такая осведомлённость причиной отрицательной реакции получателя: «Они что, за мной шпионят?»…

Нет, такой проблемы не возникает. Рекламодатель не отправляет письмо, в котором написано: у вас есть двое детей, машина и деньги на покупку нового дома. Человек просто получает сообщение, в котором видит наиболее интересное для себя предложение. Такая нацеленность на его личные запросы производит, скорее, благоприятное впечатление. Особенно это полезно в дорогих видах услуг: страховании или недвижимости.

Есть и другая сторона конфиденциальности — со стороны рекламодателя. Заказывая «на стороне» персонализованную печать для рассылки клиентам, я вынужден передать исполнителю данные о них…

Да, это может стать предметом сомнения. Список клиентов обычно считается конфиденциальной информацией. Поэтому между заказчиком и исполнителем должно быть доверие. Исполнитель должен понимать: если занимается персонализованной печатью, зачастую получает конфиденциальные данные и обязан обеспечить их сохранность. Кроме того, есть разные уровни конфиденциальности. Вряд ли стоит передавать в другую организацию совершенно секретную информацию. Например, номера кредитных карточек или баланс счетов.

А другое применение «цифры»: печать книг по требованию? Известны ли Вам успешные проекты в этой области?

Несомненно. Благодаря цифровой печати увидели свет многие книги, которые иначе никогда бы не вышли. Вот один из примеров организации такого бизнеса. Клиент заходит на специализированный сайт, загружает текст своей книги и иллюстрации, выбирает шаблон для оформления и просит напечатать одну книгу. Или две. Или заказывает альбом с фото из отпуска и своими комментариями. Это огромный рынок.

Имя адресата встроено в изображение. Наверняка календарь с такими иллюстрациями будет пользоваться успехом

Цифровые печатные машины

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus