101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

В поисках лучшей доли

  • 4 сентября 2006 г.
  • 1851

Александр Шнайдер

По долгу службы (в качестве директора активно функционирующей типографии) мне приходится много заниматься вопросами набора персонала. Я не пользуюсь услугами кадровых агентств — предпочитаю действовать самостоятельно и знаю отраслевой рынок кадров изнутри, поскольку кандидаты не проходят предварительную селекцию. Это очень важно, ведь кадровый рынок отражает (а во многих случаях — предвосхищает) общую ситуацию в отрасли.

Весной выявились две новых интересных тенденции. Эта статья о них и о том, что они могут означать.

Отток квалифицированных специалистов с региональных рынков

На протяжении многих лет я, как и руководители других типографий, наблюдаю постоянный поток иногородних соискателей. Как правило, это неквалифицированные работники (не имеющие полиграфической специальности либо вообще никакой), приезжающие в Москву из регионов *. В этом году появилась новая категория — более-менее квалифицированные полиграфисты со стажем работы в региональных полиграфиче-ских предприятиях, по определённым причинам не находящие применения своим навыкам на родине. И число их растёт. Это особенно заметно сейчас, в летний период, когда активность на рынке труда резко снижается.

Новая для нашей отрасли тенденция явно противоречит общепринятому мнению: дескать, полиграфические рынки Москвы и Петербурга не имеют перспектив роста, а региональные весьма далеки от насыщения; считается, что именно отсутствие квалифицированных кадров сдерживает рост последних. Как же так?

Констатирую: расхожие утверждения устарели. Многие региональные полиграфические рынки близки к насыщению и даже становятся столь же перенасыщенными, как столичные. Беседы с соискателями выявляют схожую ситуацию: планомерный рост и развитие регионального рынка нарушается с приходом «больших денег» (московских, реже из других крупных городов). Гигантские (по местным меркам) полиграфические предприятия разрушают локальный рынок, тем более что их создатели зачастую даже не просчитывают его ёмкость.

Результат плачевный: новорожденные монстры простаивают, хватаясь за соломинку отчаявшегося полиграфиста — демпинг, а зрелые типографии теряют загрузку, утрачивая даже призрачную надежду выжить в изменившихся условиях.

Что остаётся делать их работникам — иногда вполне квалифицированным полиграфистам с хорошим стажем? Естественно, направиться в Москву или другие крупные города. И в ответ на вопрос «Почему решились оставить всё и переехать на новое место, где придётся начинать сначала?» они говорят, что в родном городе стало «нечего делать», а с переездом «ничего не теряют», ведь, как ни прискорбно, и терять-то особо нечего.

Переквалификация на продажи

Ещё более интересная тенденция… На рубеже веков типографские кадры менеджеров по продажам формировались либо из персонала других типографий (рекламных агентств, дизайн-бюро и т. д.), либо из случайных людей. В этом году появилась новая категория соискателей — специалисты из других областей полиграфии: верстальщики, технологи, профи допечатки, даже менеджеры среднего звена типографий — вполне состоявшиеся работники, с профессией, дающей неплохой стабильный доход.

На первый взгляд, это не поддаётся разумному объяснению. Зачем менять приличную специальность и насиженное место на новую сферу деятельности, причём такую трудную и малопредсказуемую, как продажи? А ведь менеджеры нередко считаются людьми «второго сорта» — работа не престижная, текучка велика.

Поначалу и мне это было непонятно: хотелось видеть какую-то личную подоплёку, сомневаться в правдивости резюме, искать подвох… Нет, эти люди — отнюдь не неудачники, потерпевшие поражение на прежней стезе.

Совсем наоборот. Они первыми поняли важную истину: ситуация на нашем рынке очень непростая и существенных улучшений в ближайшем будущем, увы, не сулит **. Количество типографий будет сокращаться, конкуренция на отраслевом рынке труда усилится, а это чревато серьёзными проблемами: ведь наша индустрия и так существенно отстаёт от других отраслей по заработной плате.

Кто возьмётся предсказать, каким через несколько лет будет спрос на технологов, специалистов препресса и других полиграфистов?! И лишь одна специальность неизбежно останется востребованной: конечно, это продажи. Более того, спрос на неё будет только возрастать.

Так что поведение претендентов совсем не иррационально. Правда, есть проблема: им необходимо найти такое место работы, которое позволит научиться новой специальности (продажам), а подобных в полиграфии сегодня, к сожалению, очень и очень мало.

Большинство типографий даже не осознаёт, что продажи — это специальность. Новоиспечённым менеджерам, в лучшем случае, обеспечивают какое-никакое рабочее место, а дальше — трудись, как можешь.

Тут выживают лишь сильные духом (но совсем необязательно из них получатся лучшие менеджеры).

Уважая выбор и мотивы таких соискателей, я бы порекомендовал им следующее. Если уж твёрдо решили переквалифицироваться, смиритесь с перспективой временного (возможно, продолжительного) снижения доходов. Ищите не то место, где больше платят, а где сможете научиться новому ремеслу на фоне чёткой структуры и отлаженной методики. Через некоторое время и при условии напряжённой работы вы станете настоящими продавцами, успешными и востребованными.

И не будете опасаться потерять работу, что бы на нашем рынке ни происходило.

Об ав­то­ре: Але­к­сандр Шнай­дер (http://www.alexschneider.ru), ге­не­раль­ный ди­ре­к­тор ООО «Ти­по­гра­фия “Арес”».


* Тема использования иностранной рабочей силы в полиграфии выходит за рамки статьи.

** Я подробно изложил своё видение ситуации на нашем рынке в статье «Откровенно говоря» (Publish № 3, 2006, с. 59).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Творческая трансформация в стиле ConceptD

Каков в деле ноутбук-трансформер Acer класса рабочей станции с сенсорными экраном и пером Wacom? Впечатления цифрового иллюстратора.

ТЕСТ: Второй раз — в премиум-класс

Вы знали, что каждая тонна переработанной бумаги, картона и гофрокартона сохраняет примерно 17 деревьев, 26 тонн воды и 11 баррелей нефти? А ведь в процессе переработки есть ещё много всего таинственного и интересного.

Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т. п.)?

Большинство участвующих в опросе согласно с тем, что небольшие универсальные послепечатные устройства являются хорошим решением для малых типографий.

Универсальные «солдаты» послепечати

Выбираем универсальное компактное послепечатное устройство, сочетающее в различных вариантах функции резки, биговки, перфорации и фальцовки.

Лак и фольга на «цифре» как символы яркой перспективы

Цифровая типография «Гуд Принт» (Екатеринбург) — одна из крупнейших на Урале — первой в регионе приобрела в феврале 2020 г. цифровую машину MGI JETvarnish 3DS & iFoil S для выборочного лакирования и фольгирования. Директор предприятия Алексей Сосновских считает установку этого оборудования полезной и перспективной и намерен формировать под него местный рынок.


Новый номер

Тема номера — «Универсальная печать». Запуски в пандемию: CTP Amsky в Ульяновске и ЦПМ Heidelberg в ПСП. MGI в «Гуд Принт». Инновации Koenig & Bauer к drupa. Обзор Mimaki UJV100-160. Тайный Покупатель о книгах в интегральном переплёте.


Голосование
Считаете ли вы перспективным переход на светодиодное отверждение в широкоформатной печати?
    Проголосовало: 47