2008.01.09, Автор: Татьяна Грекова3103 прочтений

Переплётная мода: в стиле ретро

Теги: Переплётные материалы Consum

Человека встречают по одёжке, а книгу - по переплёту. Как сделать его ярким и незабываемым? Поставщики переплётных материалов и типографии делятся идеями.

Человека встречают по одёжке, а книгу — по переплёту. Как сделать его ярким и незабываемым? Поставщики переплётных материалов и типографии делятся идеями.

В древности рукописи хранили в кожаных и деревянных футлярах. В ранние века христианства богослужебные книги часто помещали в диптихи (две деревянные крышки, украшенные резьбой, драгоценными камнями, металлами и слоновой костью, с металлическими наугольниками и застёжками). С началом книгопечатания явились кожаные, позже картонные переплёты с позолотой и тиснением на корешке и крышках. Сегодня книги массовых тиражей заключают в картонный переплёт, эксклюзивные (изготавливаемые вручную) — в иные материалы.

Российский ГОСТ предусматривает 5 типов переплётов (по конструкции): № 5 — составной с тканевым корешком и со сторонками, крытыми обложечной бумагой; № 6 — цельнотканевый мягкий с кантом; № 7 — цельнотканевый жёсткий с кантом; № 8 — составной с кантом, со сторонками, крытыми одним видом ткани, и с корешком из другого вида ткани; № 9 — переплётная крышка с накладными сторонками и окантованным корешком.

Несмотря на такое разнообразие, на книжных полках в основном красуется № 7. Он проще, прочнее и дешевле. Реже встречается № 5, да и то сделанный, чаще всего, вручную. Стремясь выделить товар среди тысяч других, производители полиграфической продукции обращают внимание на новые или нестандартные переплётные материалы.

Шёлковый путь

Не так давно в ассортименте многих поставщиков появился переплётный вискозный шёлк на бумажной основе. Одной из первых его приметила типография «Альфа-Дизайн». На ежедневники, обтянутые шёлком, наносят полноцветное изображение. «Мы используем марку Setalux, — рассказывает генеральный директор Дмитрий Лаврик. — Материал очень рыхлый, отсюда — высокое растискивание, проваливание краски. Нужна печать с повышенной плотностью краски, причём каждая машина требует особых значений. Наши рекомендации: печать фолиевыми красками, многослойное компрессионное офсетное резинотканевое полотно, контроль за красочным аппаратом, перед печатью многоцветного изображения обязательно отпечатать тестовые шкалы». Тираж, как правило, не превышает 1000 экз. Лаврик предупреждает: «На приладку уходит практически столько же материала, что и на тираж, а порой и больше». Соответственно, и цена ежедневника будет выше на 20%, чем со стандартным переплётом 7бц.

Другая новинка на российском рынке — шёлковая тафта на бумажной основе Comtesse концерна Peyer Graphic плотностью 235 г/м╡. Она выдерживает печать офсетными и фолиевыми красками, причём по белому материалу делают полноцветную печать, а по светлым оттенкам, как правило, двухкрасочную. 21 вариант цвета используется для изготовления крышки книг. «Но это могут быть какие-то подарочные и эксклюзивные издания, — добавляет коммерческий директор "Техснаб-Мультисервис" Людмила Хохлова. — Ведь сам материал эксклюзивный и дорогой». По нему хорошо ложится тиснение, он прекрасно бигуется и фальцуется.

Книга «Женщины в Библии» обтянута Comtesse и тиснена золотой фольгой Rox Foil в три прогона (типография «Новости»)

Это ещё цветочки

В типографии «Спарк-М» с недавних пор начали заниматься… цветами! Нет, это не диверсификация, а новый переплётный материал итальянской Strip Garden — синтетическая кожа с рассыпанными на ней сухоцветами и запаянная сверху толстой плёнкой. «Клиенты интересуются, можно ли под плёнку насыпать что-нибудь другое, — улыбается руководитель отдела по работе с клиентами Татьяна Макарова. — Да, но при достаточном объёме заказа. А нанести логотип на такие материалы можно только на шильд либо комбинируя с другими синтетическими или натуральными кожами, пригодными для персонализации напрямую». Изготовление таких переплётов — трудоёмкий процесс из-за цветов и плёнки (большая толщина и жёсткость материла), поэтому, в основном, они производятся на машинах. Расцветка материала стандартна: коричневая кожа с золотым сухоцветом, голубая, розовая и чёрная с разноцветным.

Сочетая несочетаемое

«Кардинально новое сегодня уже не изобрести, — говорит руководитель направления переплётных материалов "Дубль В" Екатерина Баранова. — Похвалы достойны типографии, пытающиеся преподнести стандартные материалы по-новому, например, сочетая несколько материалов в одном переплёте».

Утеплённая книга

ИД «Тиссо» занимается эксклюзивным переплётом уже пятый год. Издавать собственные книги решили недавно и выбрали два направления — художественная и просветительская литература с философским уклоном. В год выпускают не более трёх книг, зато работают над ними основательно. В 2003 г. «Тиссо» выиграл на «Международном конкурсе авторского переплёта», взяв первое место в номинации «Лучший дизайн» с книгой «Робинзон Крузо» в двух частях. «Это ведь дневник путешественника, попавшего на необитаемый остров, — объясняет директор Александр Колесников, — материалов, чтобы его обернуть, раз-два и обчёлся. Мы хотели сделать книгу максимально похожей на дневник того самого Крузо». Вот и появилась книга а-ля XVIII век. Для блока — итальянская тонированная в массе мелованная бумага «Гардапат» (90 г/м╡), для иллюстраций — бумага ручной выделки с рваным краем. В переплёте сочетаются телячья кожа особой выделки и козья. Всё перевязано кожаным шнурком с настоящей костью. Надпись на коже — ручное выжигание. «Первый образец "меховой" книги изготавливался около года, — вспоминает Колесников. — Мы готовились к книжной выставке в прошлом году и поздно получили бумагу для следующих книг, поэтому блок пришлось печатать на цифровом оборудовании. Вот такое сочетание новейших технологий и натуральных переплётных материалов».

Ещё одно творение «Тиссо» — «История иконописи». На вставке изображение иконы, максимально приближенное к оригиналу, вплоть до эффекта потрескавшейся от старости краски. Делается это так: на натуральную кожу тиснением наносят фольгу, поверх печатают многокрасочное изображение. «После высыхания краски и специальной обработки достигается искомый эффект», — делится Колесников.

Сюрреализм чистой кожи

Сальвадор Дали всегда был уверен в своей исключительности. Громким подтверждением стала его книга со скромным названием «Дневник одного гения». Как и автор, она требовала соответствующего облачения. За столь ответственную задачу взялись мастера участка эксклюзивной книги московской типографии «Наука». «Мы работаем только с качественными материалами, от специальной переплётной козьей кожи до полиуретана, — говорит руководитель участка художественного переплёта Татьяна Отрощенко. — Мы взяли уже готовый блок, приклеили составные форзацы из термобумаги и отдали художнику». На идеально гладкий обрез нанесены фрагменты картин Дали. Кроме художественного украшения, технология служит своеобразной сигнализацией. Если будет удалена хоть одна страница, рисунок нарушится. Поверх расписанного вручную обреза нанесено настоящее сусальное золото методом выборочного торшонирования. Переплёт обтянут козьей кожей с элементами вставки той же кожи, но только другого цвета, а на корешке рельефное изображение фамилии автора, покрытое сусальным золотом. «Одна из главных трудностей — совмещение двух материалов на переплёте», — говорит Отрощенко. На футляре портрет Дали, выполненный вручную акриловыми красками. Цена книги 12 тыс. руб.

Секреты суперпереплётов

Независимо от степени новизны, цель любого переплётного материала — привлечь покупателя. Достигается ли это необычностью фактуры или нестандартностью его кроя, важно помнить о трёх «К»: он должен быть Креативным, Качественным, а сама Книга — интересной.

Автор выражает благодарность за помощь в написании статьи представителям компаний «Бумага Импекс», «Дубль В», «Техснаб-М» и типографий «Альфа-Дизайн», «Наука», «Новости», «Опцион-Тиссо» и «Спарк М».


Глоссарий

Переплёт — твёрдое, прочное покрытие готового издания, содержащее частичные выходные сведения, является элементом художественного оформления и обеспечивает его сохранность. Переплёты бывают мягкие (гибкие) и жёсткие, в зависимости от материала, из которого изготовлены сторонки переплётной крышки.


«Питомник» Guarro Casas

С. Аризти: «Мы поставляем в Россию материалы классических цветов и новых, модных коллекций. При объёмном заказе — любой цвет, тиснение, толщина и дизайн на ваш выбор»

31 мая в Павелецком конференц-зале «ЦСПМ» и испанская Guarro Casas организовали семинар «Новые технологические возможности в использовании переплётных материалов». Экспорт-менеджер Сюзанна Аризти рассказала о компании. Guarro Casas основана в 1698 г., входит в группу Arjo Wiggins. Изначально производила бумагу, а с 1958 г. сосредоточилась на переплётных материалах. Оборот в 2005 г. 53 млн евро. 60% продукции уходит на экспорт. 280 человек персонала, основная фабрика в 30 км от Барселоны. В России с 2002 г., у дистрибьюторов — «Центральный склад» и «Бумага-Импекс» — 6 видов материалов.

Alexandria — рециклированная кожа с лёгким полиуретановым покрытием: защитный барьер помогает удалять загрязнения, не повреждая материал. Это особенно важно при ручной работе, если на поверхность попадают капельки клея. Помимо отделочных операций (тиснение, трафарет, высечка), пригодна для запечатывания фолиевыми или УФ-красками офсетным способом. Применяется для религиозной литературы, энциклопедий и др. Guaflex — главный продукт компании. Состоит из бумажной основы, окрашенной в массе и пропитанной латексом, сверху — акриловое покрытие. Прочен на изгиб, истираемость. Самый популярный материал для изготовления обложек для паспортов. «Мы используем Guaflex для производства интегральных обложек, — сказал генеральный директор типографии "Кем" Валерий Макаров. — Он очень прочен». Модификация — Guaflex Pack — имеет меньшую толщину (180-190 мкм) и используется для элитной упаковки. Turtle&Stingray — новейший материал на целлюлозной основе, с внедрёнными синтетическими волокнами и акриловым покрытием, имитирующим кожу черепахи и ската. Пригоден для лакировки, фальцовки, офсета, высечки, гравюрной печати, тиснения и шелкотрафарета. Применяется для эксклюзивных изданий. Pelline — бумага с акриловым покрытием, используемая в производстве папок, ежедневников, пакетов, упаковки и др. По словам поставщика, не имеет аналогов в России. Плотность 100 и 140 г/м╡. Различные тиснения (имитация ткани, шёлка, мешковины, кожи млекопитающих, рептилий, кожуры апельсина) притягательны для дизайнеров. Подходит для тиснения, офсета, шелкотрафарета. Vanol — бумажная основа с ПВХ-покрытием для книжного производства. Surflex — натуральный пробковый шпон на целлюлозной основе, пропитанной латексом. Рекомендуется лакирование, тиснение, фальцовка, шелкография и высечка для эксклюзивной упаковки. «Surflex не требует металлических уголков на ежедневниках и послушен при резке», — прокомментировал генеральный директор «Бумага-Импекс» Пётр Шершуков. В конце семинара технолог «ЦСПМ» Олег Евграфов коротко рассказал о рекомендациях к печати фолиевыми и УФ-красками офсетным способом: «Материалы после обработки становятся невпитывающими. Необходимо грамотно подходить к составу увлажняющего раствора, следить за показателем электропроводности, после печати лакировать продукцию, а при печати фолиевыми красками не использовать ИК-сушку».


«Объёмный» переплёт

В ассортименте «Бумага-Импекс» появились два необычных переплётных материала. «Веб» имеет голографическую поверхность: в зависимости от угла зрения видны разные цвета, а материал переливается, как бензиновое пятно на воде.

Полиуретановый «Скварес» имеет эффект объёма, усиливающийся при тиснении горячим штампом. При температуре 180–190 °С материал темнеет, и оттиск как бы лежит на зеркале. А по составу это стандартный материал, технологические свойства те же, что у «Кона» или «Фиора».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • ryfshs
    fgdfhgfdhg
  • fjhghfhj
    fhjhgfjhh
  • Клей для самых требовательных
    Впервые полиуретановый (PUR) клей анонсировали на Drupa-1988. Тогда из-за уникальных клеящих свойств его назвали прорывом для послепечатных процессов. Спустя почти 20 лет он широко используется в Америке и в Европе. Но для России это новинка.
  • Переплётная мода: в стиле ретро
    Человека встречают по одёжке, а книгу - по переплёту. Как сделать его ярким и незабываемым? Поставщики переплётных материалов и типографии делятся идеями.
  • Переплётная мода: в стиле ретро
    Человека встречают по одёжке, а книгу - по переплёту. Как сделать его ярким и незабываемым? Поставщики переплётных материалов и типографии делятся идеями.
  • "Чечевичный" * вопрос, или Как выбрать линзовый растр?
    Как получают стерео/вариокартинку? Линзовый растровый пластик совмещают с закодированным изображением. И если работу с ним можно смело доверить автоматике, то лентикуляр требует повышенного внимания.
  • Расходные материалы на Drupa-2012: не навреди!
    В фокусе всех инноваций в сфере расходных материалов - экология. Это неудивительно, учитывая географическое расположение главной полиграфической выставки. Производить чистый продукт, не нанося ущерба окружающей среде, становится не просто преимуществом, а

comments powered by Disqus