2006.07.10, Автор: Сергей Маликов5629 прочтений

Сила и натиск

Теги: В печатном цехе с Сергеем Маликовым В печатном цехе... Publish

Да простят меня читатели за повторение очевидных истин и ликбез, но практика показывает - большинство проблем в эксплуатации печатных машины возникают из-за несоблюдения (по незнанию или нерадивости) элементарных правил.

Сергей Маликов

Самая большая сила —
знание своего дела.
П. Корнель

Да простят меня читатели за повторение очевидных истин и ликбез, но практика показывает — большинство проблем в эксплуатации печатных машины возникают из-за несоблюдения (по незнанию или нерадивости) элементарных правил.

Офсетная печать — перенос изображения с формного цилиндра на запечатываемый материал через офсетный цилиндр — требует определённого давления в зоне печати (натиска). Как формируется красочное изображение на офсетной форме во время печати, мы рассматривать не будем. Речь пойдёт об оценке зазоров между формным, офсетным и печатным цилиндрами, о влиянии зазоров на качество печати.

Давление создают две расположенные одна против другой поверхности (печатная пара). Между ними находится запечатываемый материал и печатная форма или офсетное полотно с нанесённым на него изображением. Для простоты восприятия назовём пару цилиндров «формный/офсетный» верхней, а «офсетный/печатный» — нижней. Равномерное давление и контроль одинаковой окружной скорости на цилиндрах верхней пары обеспечивают контактные кольца. Они соприкасаются с определённым усилием, создающим необходимое давление в зоне контакта формы и офсетного полотна. На большинстве машин на печатном цилиндре тоже есть кольца, аналогичные контактным в верхней паре, но их назначение — не печать, а контроль настройки давления в нижней паре. Поэтому их называют контрольными кольцами. Давление в зоне контакта нижней пары 0,8–2 мПа. При меньшем мелкие печатные элементы на изображении не перенесутся на запечатываемый материал, а большее может раздробить, смазать растровые точки, изменить геометрические параметры изображения на листе и повысить нагрузку на механизмы машины.

Поэтому надо строго соблюдать толщину пакетов на формном и офсетном цилиндрах. На некоторых машинах пакет на формном может состоять из формы подкладки под неё (наклеивается на формный цилиндр), а на офсетном, как правило, — из офсетного полотна и подкладки под него. Параметры пакетов указаны в документации на машину и продублированы на машинной табличке. Соблюдение параметров гарантирует, что давление для переноса изображения будет в норме.

Производители рекомендуют разные подкладки по фактуре материала и количеству, в т. ч. компрессионную подкладку под офсетное полотно, калиброванные пластик, картон или бумагу. Технологии закрепления подкладки под офсетным полотном тоже различаются и очень важны, поскольку при их несоблюдении подкладка в процессе печати может перемещаться, сминаться, изменяя силу давления в зоне печати и ухудшая качество.

Печатники при замене офсетного полотна частенько правил не соблюдают. Например, при установке подкладки под офсетное полотно никогда не замеряют толщину калиброванного картона, а ориентируются на собственное понимание зависимости толщины материала от его плотности; вместо рекомендованных двух листов калиброванного картона устанавливают один лист калиброванного пластика; вместо закрепления подложки в зажим офсетного полотна просто кладут его на цилиндр; вместо калиброванного картона приклеивают к офсетному цилиндру самоклеящийся пластик; крепят подкладки к офсетному полотну с помощью канцелярских скрепок и т. д. Итог несоблюдения технологии — мучительное решение проблемы, которую сами же и создали.

Есть несколько простых способов определить, правильно ли настроено давление между цилиндрами. Но сначала обеспечьте толщины формного и офсетного пакетов в соответствии с документацией.

Давление в верхней паре проверяют по полосе контакта, накатав краску на форму без увлажнения и принудительно включив и выключив давление в верхней паре на остановленной машине. После отключения давления на формном цилиндре появится светлая полоса без краски. Измерив её со сторон привода и оператора, оцените перекос цилиндров и силу давления (косвенно). Полоса контакта должна быть 5–7 мм.

Давление в нижней паре проверяют иначе. На ручках регулировки давления установите измеренное микрометром значение толщины выбранной бумаги. Включите давление в верхней паре с предварительно накатанной краской без увлажнения (чтобы офсетный цилиндр полностью был покрыт краской). Подайте лист и в режиме толчков доведите до положения, когда офсетный и формный цилиндры находятся рабочими поверхностями друг к другу. Остановите машину, принудительно включите и выключите давление в нижней паре. На листе останется полоса зоны её контакта. Измерение с обеих сторон даст представление о перекосе и силе давления. Полоса должна быть 8–10 мм. На многокрасочных машинах так сравнивают идентичность настройки давления между цилиндрами по всем секциям.

Другой способ проверки равномерности давления в нижней паре: на ручках регулировки давления установите значение на 0,15 мм больше толщины бумаги. Переведите машину в режим печати без увлажнения и печатайте — получите оттиски с уменьшенным давлением, выглядящие как облачное небо. По равномерности облачности судят о перекосах цилиндров и идентичности настроек давления на всех секциях.

Работа на специфичных материалах иногда требует изменять толщину пакетов. Только надо чётко представлять влияние изменённых параметров давления на качество печати. Об этом в следующий раз…

Об авторе: Сергей Маликов (220@terraprint.ru), технический директор «Терра Принт».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus