2008.01.09, Автор: Татьяна Грекова3316 прочтений

Её Блестящество Фольга!

Теги: Фольга для тиснения Consum

Привлекательность печатной продукции придают не только яркие краски и необычный дизайн.

Привлекательность печатной продукции придают не только яркие краски и необычный дизайн. Ничто так не манит людей, как блеск благородного металла…

Таинство рождения

Изобретателем фольги для тиснения документально считается Конрад Курц, сын знаменитого Леонарда Курца. В 1899 г. Курц старший основал фабрику по производству сусального золота. Идея упростить обработку тончайшего материала способствовала созданию фольги для горячего тиснения. В 1933 г. Курц младший открыл метод катодного напыления, позволяющий получить более равномерный и тонкий золотой слой, чем при обработке вручную (патент 1936 г.). Стало возможно промышленное производство металлизированной фольги для горячего тиснения. Во время великого экономического кризиса и второй мировой войны производители были вынуждены заменить натуральный золотой слой жёлтым лаковым на металлизированной основе. Это и явилось основой для создания современной разноцветной металлизированной фольги и расширения её применения (на карандашах, текстиле, обуви, упаковках и др.).

Держава, скипетр, корона…

У фольги имеется до шести слоёв. Толщина полиграфической фольги, как правило, не превышает 0,05 мм. Полиэфирная основа (10–25 мкм) выполняет роль временной подложки. Разделительный слой (0,1–0,3 мкм) под воздействием давления и температуры отделяет полиэфирную основу от других и переносит их на запечатываемый материал. Он должен «плавиться» под печатными элементами в момент тиснения, снижая прочность соединения до минимума. Чем он толще, тем легче и равномернее отделение. Лаковый слой (0,5–1,5 мкм) определяет цвет фольги и предохраняет от истирания и сцарапывания, придаёт термоустойчивость. У металлизированной фольги он прозрачен, у пигментной — нет. Голографический слой (0,05–0,5 мкм) необходим только для голограмм и дифракционной фольги. Металлизированный слой (0,015–0,025 мкм) с алюминиевым покрытием отвечает за эффект зеркального глянца (только у металлизированной фольги). Клеевой (грунтовочный, адгезионный) слой (1,5–5 мкм) обеспечивает хорошее закрепление всех слоёв на соответствующей поверхности.

Королевское семейство

Фольгу классифицируют по способу нанесения на запечатываемый материал или типу адгезивного (клеевого) слоя. Это определяет температурный режим работы с ней — холодный или горячий. По функциональности различают фольгу для декорирования или защиты от подделки и скрытия информации. Для облагораживания продукции применяют металлизированную или пигментную фольгу. Для защиты — голографическую, дифракционную и специальные виды. К последним относятся магнитная и стираемая фольга, лента для подписи (на пластиковых картах). Есть серии с визуальными эффектами: 465 от Api Foils — для создания характерного эффекта жемчуга; GD (Api Foils) светится в течение 20 минут после 5-минутного воздействия света; термохромная С7В (Api Foils) реагирует на перепады температуры изменением цвета.

Фольга-телохранитель

Магнитная фольга состоит из полиэфирной подложки, на которую нанесены защитный, магнитолаковый и клеевой слои. Она необходима для изготовления кредитных карт, банковских документов, бумажных билетов и др. Лента для подписи наносится на пластиковую карту и служит для персонализации. Стираемая скретч-фольга (англ. scratch-off — стирать) широко используется для защиты информации при производстве интернет-карт, карт предоплаты, лотерей и т. д. Наносится горячим тиснением, для доступа к скрытой информации стирается.

VIP-фольга

Отличие голографической фольги от обычной — микрорельеф на металлизированном слое. В зависимости от освещения или угла зрения можно увидеть разные объекты. Один из способов создания голографического рисунка — сложный процесс лазерной интерференционной съёмки, когда луч, проходя через систему разделителей и зеркал, изменяется благодаря феномену преломления (дифракции). Теме создания голограмм различных степеней защиты можно посвятить целую книгу, а мы ограничимся её применением в полиграфии.

Особый подход

Процесс тиснения голографической фольги сложен. Существенный параметр — качество бумаги, на которую припрессовывается фольга. С мелованной проблем нет, а у шероховатой или волокнистой структура частично проявляется в виде микронеровностей на отражающем слое, что приводит к рассеянию света и ухудшению голографического изображения. Ещё одна проблема — приводка голографического изображения. Чаще всего, когда используется специфический мотив (например, логотип), штамп должен попасть точно на голографическое изображение. Для этого рядом с голограммой делается метка приводки, которая считывается специальными датчиками, которыми обычные прессы для тиснения не оборудованы. Из-за сложности процесса стоимость припрессовки с приводкой может оказаться выше цены самой голограммы. Поэтому тиснение используется либо на важных документах, либо на упаковках изделий, которые существенно дороже самой упаковки. Голограмму практически невозможно без разрушения отделить от бумажного носителя и перенести на другой документ.

Золотая середина

И блеск, и защита! Дифракционную фольгу часто называют голографической. Неудивительно, ведь оба вида используют один принцип — дифракцию. Причём отечественные специалисты утверждают, что такое деление необходимо для облегчения взаимопонимания участников рынка, и называют декоративные материалы дифракционными, а защитные — голографическими. Зарубежные же эксперты разделяют фольгу по степени защиты: дифракционная имеет первую степень, голографическая — более высокие.

Тиснение в офисных условиях

Фольгирование — процесс спекания тонера лазерного принтера или копировального аппарата с металлизированной фольгой под воздействием высокой температуры. Тонер-чувствительная фольга наносится на отпечатанное лазерным принтером изображение прогоном через устройство, с лёгкой руки поставщика получившее название фольгиратор (с ламинатором качество будет ниже).

В отличие от горячего тиснения фольгой, на обратной стороне нет следов клише. Недостатки — очень трудно добиться точного совмещения цветов, нельзя использовать бумагу с тиснением «лён», т. к. тонер в углублениях фактуры не спекается с фольгой. Вариант решения последней проблемы — перекрытие одной фольги другой. Но накладывать можно, если нижний слой — металлизированная или дифракционная фольга (тип верхней не имеет значения). Это идеальный вариант для единичных изделий на любой гладкой бумаге (исключение — картон с лакированной поверхностью). Получить сложносоставные цвета нельзя. Фольга может быть глянцевой, матовой и голографической. Преимущества фольгирования очевидны: не нужно клише, можно получить растровые изображения и сложную графику.

Без этого никак

Большинство проблем при тиснении связано с неправильно подобранными режимами — температурой, давлением и временем прижима. Качество тиснения оценивают по нескольким факторам. Самый красноречивый — полнота укрывистости, т. е. отсутствие пробелов в местах изображения. Основные причины дефекта: слишком низкая температура или недостаточное давление. По резкости (отсутствию размытости) и разрешающей способности (число линий на сантиметр) судят о чёткости тиснения. Плохой результат свидетельствует о слишком высоких температурах и давлении. Глубина тиснения напрямую зависит от величины остаточной деформации запечатываемых материалов и регулируется технологическими инструкциями. Не менее важна стойкость тиснёного изображения к истиранию.

Хранение фольги

Необходимо избегать избыточной влажности и попадания прямых солнечных лучей. Специальные условия хранения низкотемпературной фольги для горячего тиснения сохранят отделяемый слой в жарком климате от осыпания. Во избежание склеивания её нельзя складывать рулон на рулон.

Королевский рынок

На российском рынке сегодня 9 производителей — API Foils (Англия), Сrown Roll Leaf (США), ITW Foils (Голландия), K Laser (Тайвань), Kolon (Южная Корея), Kurz (Германия), Nakai (Япония), TopFoils (КНР) и Nanfang Hologram Decorating Materials (Китай). Летом 2004 г. закрылся Московский завод полиграфической фольги — единственный отечественный производитель фольги для горячего тиснения. Мы постарались собрать информацию обо всех, но ситуация меняется, и какие-то марки могли остаться за кадром.

Выбор нужной фольги основывается на свойствах запечатываемого материала. Любая серия, как правило, представлена широким ассортиментом оттенков, поэтому проблем с выбором цвета не будет. В таблице представлены серии фольги для горячего тиснения, предназначенные для разных поверхностей. Но качество тиснения определяет не только фольга, но и оборудование и профессионализм печатника.

Автор выражает благодарность за помощь при подготовке статьи сотрудникам компаний «Бронко», «ВИП-Системы», «Гуд Гудс», «Дубль В», «Итрако», «МБ-Маркет», «Полиматериалы», «Хологрэйт», Chesly.


Горячее тиснение

Являясь разновидностью высокого способа печати, относится к самым распространённым способaм отделки. Фольга переносится на запечатываемый материал печатной формой (клише, штамп), нагреваемой до определённой температуры. На качество тиснения влияют температура, давление и время прижима. Производители фольги, запечатываемых материалов и оборудования обычно рекомендуют определённые значения, но оптимальные определяются печатником экспериментально.

Чем | Основной инструмент — клише из цинка, меди, магния, латуни или фотополимерных композиций. Последние используются для малых тиражей (визитки и т. п.). Самая тиражестойкая и дорогая — латунь (от 100 тыс. отт.).

Как | Процесс тиснения прост. К нагревательной плите станка крепится клише (зажимом, клеем, термоскотчем). Фольга протягивается между ним и рабочим столом с запечатываемым материалом. Клише прижимается к материалу и через короткий промежуток времени убирается. После поднятия нагревательной плиты фольга протягивается на заданную величину для следующего цикла. Горячее тиснение используется не только в полиграфии, но и в промышленных целях (например, на холодильниках).

На чём | Оборудование для горячего тиснения бывает ручное, полуавтоматическое и автоматическое. Ручные машины и полуавтоматы стоят 700–70 000 долл. Автоматические прессы встречаются редко и только на больших предприятиях полного цикла. Необходимость спецоборудования — самый большой минус горячего тиснения. Непредсказуемо и взаимодействие с некоторыми запечатываемыми материалами (бумагой с фактурой, покровными материалами, кожей, кожезаменителем и др.).


Холодное тиснение

Попытки удешевить отделочное производство привели к созданию технологии холодного тиснения, которая традиционно используется на узкорулонных машинах. Фольга закрепляется на поверхности запечатываемого материала специальным клеем непосредственно в печатной машине.

Чем | Используются два вида клеев — с катионным и радикальным механизмами полимеризации («сухое» и «влажное» холодное тиснение). Более распространён второй, т. к. первый имеет ряд ограничений (нельзя использовать с водорастворимыми красками; при относительной влажности выше 70% скорость полимеризации снижается).

Как | При помощи фотополимерного штампа (флексография, высокая печать) или формного цилиндра (офсет) на поверхность материала УФ-клеем наносится изображение. Затем фольга припрессовывается к запечатываемому материалу и клей закрепляется УФ-лампой через фольгу. В конце секции с помощью разделительного вала основа фольги отделяется от запечатанной поверхности.

На чём | По сравнению с горячим тиснением, способ имеет преимущества: не нужно отдельное оборудование (могут использоваться специальные секции с регулируемой мощностью УФ-ламп либо переделанные секции ламинирования) и гравированные цилиндры (штампы), контроль совмещения проще, производительность высокая. Технология экономически выгодна при малых тиражах и незаменима при работе с чувствительными к температуре материалами. Большое значение имеет гладкость поверхности материала, поэтому технология применима только для тиснения по плёночным материалам (полиэтилен, полипропилен и т. д.) или мелованной бумаге с высоким глянцем.


Рекомендации для холодного тиснения

Прижимное устройство должно располагаться сразу после печатной секции, в которой будет наноситься клеевой слой. Для предотвращения складок на фольге расстояние между устройствами разделения и печатным должно быть не более 1 м. Запечатанная сторона субстрата не должна касаться промежуточных (холостых) валов между печатным цилиндром и прижимным устройством, иначе изображение будет смазано. УФ-лампа должна располагаться ближе к секции тиснения (0,1–0,6 м). Рекомендуется установить промежуточный (холостой) валик непосредственно под УФ-лампой, тогда фольга хорошо припрессуется к субстрату в момент полимеризации. Количество нанесённого клея должно быть 3–7 г/м╡, в зависимости от гладкости поверхности запечатываемого материала. При печати на плёнке флексографским способом рекомендован анилоксовый вал с линиатурой 140 лин./см и объёмом ячеек 7-8 смЁ/м╡. С валом более высокой линиатуры могут возникнуть сложности при печати больших плашек из-за недостаточной толщины клеевого слоя. При печати поверх краски рекомендуется тяжёлый анилоксовый вал с линиатурой 100 лин./см и объёмом ячеек не менее 12-13 смЁ/м╡. Скорость работы 45-70 м/мин. Фольга полностью закрепляется через 1-2 дня.


Не всё фольга, что блестит…

Современная полиграфия знает немало других способов озолотить продукт.

Бронзирование | Технология бронзирования хорошо известна за рубежом с 70-х годов, а для России относительно нова. Процесс заключается в нанесении бронзовой или алюминиевой тонкодисперсной пудры на оттиск, запечатанный специальной липкой краской (грунтовкой) соответствующего тона. Блеск и насыщенность цвета достигаются благодаря крупным частицам пудры (около 12-14 мкм). Для этой отделки необходимо приобрести специальную секцию, совместимую практически с любой печатной машиной, либо бронзировальную машину. При малых тиражах бронзирование выполняется вручную при помощи ватного тампона. Бронзированием можно отделывать оттиски, отпечатанные на клеёной каландрированной и высококаландрированной бумагах. Бумага машинной гладкости непригодна, так как пудру не удалить полностью с пробельных элементов шероховатой бумаги.

Глиттеры | Полиэфирные блёстки, используемые как декоративные добавки в материалы. Они бывают цветные, голографические, для придания эффекта снега и состоят из трёх слоёв: алюминиевое напыление (1 мкм), основа-плёнка из полиэтилентерефтолата и пигментное покрытие на основе эпоксидной смолы или полиуретана (2 мкм). Глиттеры можно увидеть на открытках, подарочной бумаге, упаковке, календарях, новогодних ёлочных игрушках, женских ногтях. Их размеры колеблются от 0,1 мм до бесконечности. Наносятся трафаретной печатью или термографией.

Metal FX | На Drupa-2004 была представлена совместная технология Metal FX Technology (Англия) и Eckart (Германия). Английская компания подготовила программный продукт, позволяющий производить цветоделение на 5 красок, одна из которых серебро. ПО поставляется в виде компакт-диска с приложением веерного каталога цветов, подложка которых — металлизированная серебряная краска. Немцы подготовили особый состав краски. Печать производится обычной триадой на 5-красочной печатной машине, причём серебро печатается на первой секции. Прозрачность CMYK-красок обеспечивает просвечивание повышенного блеска MetalFX Silver Base, чем достигается широкий спектр воспроизводимых металлизированных цветов. Печать может проходить на офсетной и флексографской машинах, а также с использованием УФ-красок. С помощью ПО Metal FX можно имитировать голограммы, 3D-эффекты, комбинируя инструменты, симулировать разнообразные защитные технологии ценных бумаг. Решив не ограничиваться только серебряным цветом, Metal FX Technology разработала систему MetalFX Gold (System 2.0), использующую в качестве основы золотую краску.

Металлизированная бумага | Для печати на ней (как и на других невпитывающих материалах) нужна краска, закрепляющаяся в результате окислительной полимеризации, причём лучше без добавок. Желательно использовать печатную машину со спиртовым увлажнением. И ещё рекомендации, несоблюдение которых приведёт к браку. Перед печатью обязательно проконсультируйтесь с поставщиком красок. Стандартные денситометры для контроля печати на металлизированной бумаге непригодны, а в качестве эталона используют пробные оттиски. Такая бумага — самая дорогая из этикеточных, печать на ней — одна из степеней защиты товара от подделок.

Металлизированные краски | Применяются, в основном, для представительской продукции (офсет) и печати этикеток флексографским способом. Нужно использовать только мелованные сорта бумаги или картона, а также постоянно контролировать их pH (не ниже 7). Увлажняющий раствор должен быть на минимуме. При печати УФ-красками во флексографской машине нужен анилоксовый вал со специальным резиновым покрытием на основе полимера EPDM. Основной недостаток металлизированных красок — пигмент из крупных блестящих металлических частиц, создающий естественные трудности при печати. К тому же её отражающие характеристики немного уступают технологии тиснения фольгой. Интересное решение предлагает английская Wolstenholme — краска Mirasheen («жидкая фольга») по степени блеска не уступает фольге благодаря специальным пигментам и оригинальному изготовлению. Комбинация краски с перламутровой бумагой даёт потрясающие эффекты блеска, обеспечивая плавные переходы, в отличие от фольги, у которой при тиснении остаются резкие края.

Путеводитель по выставке IPEX-2006: логотип PrintCity выполнен с использованием пигментов Merck, слово «Guide» — холодным тиснением

Пигменты | Блеск изображению добавляет лаковое покрытие с матовыми или металлизированными пигментами. Например, пигменты Iriodin от Merck состоят из мельчайших пластинок натуральной слюды, покрытых тонким слоем оксидов металлов. Преломление и интерференция дают серебристо-белый жемчужный или золотой блеск разных оттенков, переливающиеся цвета. Colorstream создаёт переливающиеся эффекты, в зависимости от угла падающего света осуществляется плавный переход между цветами.

Diftone | Финская Avantone разработала технологию тиснения, объединившую дифракционную оптику, голографию и печатные технологии. Оптические эффекты создаются на поверхности материала при печати без металлизации, ламинации или наклеек. Такой материал может быть переработан и использован вторично. Традиционная печать основана на субстрактивном синтезе цветов, а эффекты Diftone на аддитивных цветах и использовании дифракционной решётки позволяют создать бесконечный рисунок динамических изображений.

Рекламный проспект Avantone демонстрирует технологию Diftone

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus