101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Чем "кормить" CTP?

  • Андрей Лыгун
  • 8 мая 2006 г.
  • 5115
В ? 6 за 2005 г. мы опубликовали обзор рынка офсетных СTP-пластин. Пора вернуться к теме и посмотреть, что произошло за год.

Технология прямого вывода форм (Computer-to-Plate, CTP) прошла подростковую стадию. Стихли споры о том, как оборудовать новый формный участок: традиционным фотонабором с копировальной рамой или устройством CTP. Тем более что выбор ФНА (даже подержанных) ныне невелик. Правда, продолжается дискуссия по поводу замены нормально работающего ФНА на новый CTP. Простые расчёты показывают, что особой экономической выгоды CTP не даст — окупаемость может растянуться на долгие годы. Зато из технологического процесса изымается аналоговая операция (копирования), где велико влияние человеческого фактора. В результате мы избавляемся от многих дефектов: недокопирование или перекопирование, марашки и пр.

О рынке

Рынок цифровых офсетных пластин — один из самых быстро растущих в полиграфической отрасли. Даже если продажи устройств CTP стабильны (на самом деле они немного растут), количество инсталлированных увеличивается. А это означает рост потребления пластин для них. По мнению Михаила Шпилькина («Терем»), в 2005 г. было продано чуть меньше 2 млн м? пластин для CTP — более чем двукратный рост по сравнению с 2004 г. Но цифровые технологии изготовления форм пока далеки от победы над традиционным процессом. По мнению Михаила Кувшинова («Нисса»), на системах CTP изготавливается около трети офсетных форм. А в Западной Европе пропорция 1 к 1.

Практически все поставки цифровых офсетных пластин на российском рынке поделены между тремя компаниями: Agfa (с Lastra), Fujifilm и Kodak. Другие производители встречаются нечасто: максимальная оценка их суммарной доли не превышает 10%. Интересно было проверить, не появились ли и здесь китайские производители — их агрессивная ценовая политика серьёзно изменила ситуацию на многих рынках. Судя по результатам нашего исследования, пришествия CTP-пластин с Востока пока нет. Похоже, это связано не с отсутствием канала продаж (аналоговые пластины из Китая поставляются), а с отсутствием самого продукта — делать цифровые пластины значительно сложнее, а традиционные для Китая проблемы со стабильностью производства в данном случае неприемлемы.

Что касается распределения по спектральной чувствительности (фиолетовые/термальные), то единого мнения нет. Дмитрий Эпштейн («Ям Интернешнл») считает, что технологии обеспечивают приблизительно равное количество изготовленных офсетных форм. Кувшинов же отдаёт преимущество термальным пластинам — они занимают треть рынка. К вопросу о достоинствах технологий мы постараемся вернуться осенью этого года, в «Справочнике покупателя», посвящённом устройствам CTP.

Слухи о полной победе фотополимерных пластин над серебросодержащими (их поддерживают сторонники термальной или фиолетовой фотополимерной технологии) пока не подтверждаются. По крайней мере, «Терему» серебросодержащие пластины обеспечивают около половины продаж, и прогнозов по снижению пока нет. Покупаются и системы изготовления форм, использующие серебросодержащие пластины.

Об ассортименте и параметрах

В нашей таблице 37 марок офсетных пластин. Деление по спектральной чувствительности — самый очевидный метод классификации. Большая часть представленных на рынке пластин (21 марка) — термальные. Из 16-ти пластин для видимого света 11 — для фиолетовых лазеров, а 5 предназначены для почти экзотических на сегодня CTP с зелёным, синим или красным лазерами.

Один из важных параметров — разрешение пластины. Его указывают так, чтобы на практике определить, с какой линиатурой можно выводить изображения, получая полный тоновый диапазон. Но не совсем понятно, что лучше: 2–98% при 200 lpi или 1–99 при 120 lpi. Более определённый показатель разрешения — минимальный размер точки, создаваемый на форме.

Важный фактор — стойкость пластины. При печати она подвергается воздействию как механических факторов (бумага — абразивный материал), так и химических — особенно при использовании УФ-отверждаемых красок. Указываемая тиражестойкость справедлива для идеальных случаев: хорошо отлаженная машина, качественная мелованная бумага, обычные краски. Стойкость пластин повышается после обжига, но не все его выдерживают. Впрочем, на практике пластины практически не обжигают. Василий Лазукин («СКД») считает, что проще изготовить несколько комплектов печатных форм, поскольку качественное оборудование для обжига дорого, а эффект не так велик, как обещают производители.

Отдельно мы указали возможность использования УФ-отверждаемых красок. Технология набирает популярность, но не все пластины выдерживают агрессивное воздействие красок и химии.

Последний параметр в таблице — чувствительность. Теоретически, чем чувствительней пластина, тем лучше: можно увеличить скорость экспонирования или снизить мощность лазера на той же скорости. Но параметр нужно рассматривать для каждого случая отдельно, учитывая возможности CTP и особенности технологического процесса: производительность могут ограничивать скорость развёртки лазера или технологические потребности предприятия.

Соответствие разрешения, указанного в % для определённой линиатуры растра, и минимального размера точки

ЧТО НОВОГО

AGFA

В конце прошлого года в ассортименте компании появилось третье поколение пластин, не требующих химической обработки, — :Amigo, основанных на технологии Termofuse. Первые пластины этого типа :Thermolite plus — беспроцессные, для прямого экспонирования в машинах DI. Пластины второго поколения :Azura применяют уже около 600 типографий во всём мире. Второе и третье поколения нельзя назвать полностью беспроцессными: после экспонирования требуется промывка и гуммирование. Для пластин :Azura используется специальный модуль очистки, работающий по замкнутому циклу и не требующий подключения к системам водопровода и канализации, для пластин :Amigo — обычный процессор. Тиражестойкость новой пластины :Amigo вдвое выше, чем у предыдущей, — 200 тыс. отт. К выставке IPEX-2006 Agfa приурочила представление новой серии термальных пластин :Energy, которая со временем полностью заменит :Thermostar P970. В этой серии три марки, с хорошим разрешением, достигающим 1–99% при 200 lpi. Отметим повышенную тиражестойкость двух марок. У :Energy Maraphon даже без обжига ресурс составляет 350 тыс. отт., после обжига — до 1,5 млн. А вот :Energy Elite нельзя обжигать, но и без этого они совместимы с УФ-красками. Поставки пластин :Energy планируется начать летом. Специально для них выпущен проявитель :Energy, совместимый и с текущей серией :Thermostar.

На IPEX-2006 компания демонстрировала фиолетовые пластины, не требующие химической обработки. Продукт пока не имеет названия, его поставки начнутся в следующем году.

FUJIFILM

На IPEX была представлена новая серия пластин Brillia HВ (High Defenition). В серии четыре марки — две термальных и две фиолетовых. Общие достоинства — улучшенная проработка точки (высокое разрешение) и повышенная прочность покрытия (снижает вероятность механического повреждения поверхности пластины). Фиолетовые LP-NV2 обеспечивают разрешение до 1–99% при 200 lpi. Эпштейн считает, что с их появлением разница в качестве между фотополимерными и термальными исчезла. Тиражестойкость пластины — 200 тыс. отт. без обжига (с обжигом — 1 млн). Можно использовать УФ-краски даже без обжига — около 100 тыс. отт.

Ещё две новинки связаны с работами производителя над пластинами, не требующими обработки. Термальная Brillia HD Pro-T, готовая к использованию сразу после экспонирования, уже производится. А в следующем году компания пообещала начать производство Brillia HD Pro-V. Что касается фиолетовых пластин, не требующих химической обработки (только промывки), то здесь FujiFilm, похоже, опережает конкурента. По крайней мере, название продукта и срок начала производства (с 2007 г.) объявлены.

KODAK

Осенью 2005 г. Kodak представил термальные пластины Thermal Direct, полностью готовые к печати сразу после экспонирования. Строго говоря, они всё-таки требуют промывки, но она выполняется на печатной машине — для этого достаточно сделать несколько оттисков.

С 2006 г. начались продажи пластин Sword Ultra с очень высокой тиражестойкостью — до 500 тыс. отт. без обжига. Допустимо и использование УФ-отверждаемых чернил. Ещё одна новинка — пластины Electra Excel HR с высоким разрешением, достигающим 1–99% при 250 lpi. Примечательным стал выпуск фиолетовых пластин — до этого Kodak (а ещё раньше — Creo) игнорировал технологию. Violet News предназначены для газетного производства и обеспечивают разрешение 2–98% при 120 lpi. Violet Print имеют более высокое разрешение и предназначены для коммерческой печати начального уровня качества.

IBF

Как отмечают поставщики, IBF входит в четвёрку лидеров по производству пластин; крупнейший производитель в Латинской и Северной Америке имеет большой опыт в разработке новых технологий и выпускает полиграфические материалы высокого качества. В России пластины IBF появились в 2004 г. Из представленных сейчас трёх марок две новых. Термальную Million 2 Ultra отличает повышенная чувствительность, а фиолетовая Million 3 скоро будет испытана российскими пользователями.

Долой химию

В последнее время все производители уделяют особое внимание уменьшению количества операций после экспонирования пластин. А вот поставщики и пользователи к технологии относятся осторожнее. При нормальной загрузке повышенные затраты на пластины быстро перекроют экономию на проявочном процессоре. Но здесь нужно учитывать не только экономический фактор. Эпштейн отмечает, что дополнительный выигрыш может быть получен за счёт отсутствия вредных отходов (даже с учётом того, что в России этот вопрос волнует немногих). Кувшинов заметил, что при новой инсталляции использование таких пластин — безрисковое решение: пока загрузка устройства невелика, «заморозка» денег в проявочном процессоре нецелесообразна. А когда решение приобрести его принято, переход на более традиционные пластины с химической обработкой пройдёт совершенно безболезненно.

Что впереди

Продажи цифровых офсетных пластин, несомненно, будут расти — хотя и не такими темпами, как раньше. Причины замедления роста сугубо организационные: парк установленных CTP будет увеличиваться медленнее, а новые аппараты появятся и у не самых крупных типографий. Похоже, через несколько лет ведущие производители прекратят выпуск аналоговых пластин, оставив рынок компаниям помельче.


CTP без CTP

В последние год-два у типографий появилась ещё одна альтернатива установке CTP — передача операций по изготовлению пластин «на сторону». Опыт организации, оказывающей такую услугу, особенно интересен для владельцев CTP. Ведь здесь требуется особенно надёжный производственный процесс, обеспечивающий точные сроки и качество изготовления пластин. Пиковый момснт для владельца CTP — отсутствие нужных пластин у поставщика. Послушаем генерального директора препресс-бюро «Выражайтесь печатно», оказывающего услуги по изготовлению офсетных форм, Ольгу Балан: «Наша основная пластина — термальная Kodak PTP. В декабре появился крупный заказчик на формы большого размера (1030Ё800 мм). Вместе с другими клиентами потребность превысила 1000 м2. И тут выяснилось, что такого количества на складе поставщика нет. Поиск альтернативы проходил в аварийном порядке. В тот момент доступны были только пластины IBF — для их использования пришлось промывать проявочный процессор и менять в нём химию. А через несколько часов — производить обратную замену. Чтобы подстраховаться на будущее, мы попытались подобрать пластины, которые можно использовать с химией Kodak. Эксперименты с Agfa Thermostar не удались, зато успешно прошли испытания пластины Lastra. Заодно мы выяснили, что правильно проявленные пластины разных производителей в печатной машине ведут себя одинаково».


Пластины для CTP

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.

Клей на «автомате» в большом формате

Выбираем широкоформатный планшетный клеевой плоттер для автоматизированного нанесения клея.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 110