2005.11.02, Автор: Александр Миловский3762 прочтений

Точим ножи, вилки... профили!

Теги: В лаборатории цвета с Александром Миловским В лаборатории цвета с Александром Миловским Publish

В прошлый раз мы обсудили проверку качества калибровки с помощью гамма-теста. Суть сводилась к тому, что при адекватном профиле монитора отображение цветов на экране соответствует рабочему пространству. Вопрос: как получить такой профиль?

Александр Миловский

В прошлый раз мы обсудили проверку качества калибровки с помощью гамма-теста. Суть сводилась к тому, что при адекватном профиле монитора отображение цветов на экране соответствует рабочему пространству. Вопрос: как получить такой профиль?

Практика показывает, что стандартный заводской профиль монитора имеет мало общего с реальной тонопередачей конкретного устройства, зато показатели первичных красного, зелёного и синего вполне актуальны. А нельзя ли совместно использовать информацию из профиля и измеренный показатель тонопередачи гамма, чтобы «выточить» оптимальный профиль? Конечно, можно, только придётся немного глубже копнуть профиль заводской.

Итак, профиль состоит из трёх частей: заголовка, таблицы тэгов (своего рода оглавления) и описываемых элементов профиля — кривых тонопередачи, таблиц и т. п. Несмотря на простоту задачи, программ для просмотра профилей не так много, особенно бесплатных. Ещё меньше утилит, умеющих их строить. Я для просмотра содержимого цветового профиля предпочитаю ICCInspect или ICC Profile Inspector, для экспериментальной обработки — утилиту iccdump из пакета Argyll CMS. В отличие от платного Profile Maker (Profile Editor), они отлично справляются с задачей.

Впрочем, для извлечения основной информации простых по структуре профилей (например, мониторов и рабочих цветовых пространств) подойдёт даже Adobe Photoshop. Им же мы воспользуемся и для создания уточнённого файла.

Чтобы в Photoshop CS2 просмотреть параметры цветового профиля или пространства, вызываем Edit•Color Settings, нажимаем кнопку More Options и получаем доступ ко всем необходимым функциям (в старых версиях за это отвечает опция Advanced Mode). Если теперь в выпадающем списке RGB выбрать любой подходящий профиль из системы, то его свойства покажет позиция Custom RGB (рис. 1). Произвольный профиль можно подгрузить, выбрав оттуда же Load RGB.

рис. 1

К сожалению, Photoshop понимает только тривиальные, т. н. матричные профили. Файлы, содержащие таблицы CLUT (color look-up table), ему не по зубам. Так что в сложных случаях придётся воспользоваться программами ICCInspect или ICC Profile Inspector.

Создаём уточнённый профиль монитора

  1. Сбрасываем таблицу перепрограммирования адаптера, например, с помощью утилиты Calibration Tester.
  2. Открываем в Adobe Photoshop наш гамма-тест (подробности см. в предыдущем выпуске).
  3. Вызываем Edit, Color Settings и выбираем MonitorRGB в качестве рабочего цветового пространства в выпадающем списке RGB.
  4. Измеряем собственный показатель гамма для нашего монитора, используя визуальный гамма-тест.
  5. Загружаем командой Load RGB окна Edit, Color Setings заводской профиль устройства (если он не открывается, переходим к следующему разделу).
  6. Вызываем Custom RGB из того же списка. Настройки нас устраивают, остаётся задать измеренную гамму (рис. 2) и дописать комментарий.
  7. Сохраним готовый профиль командой Save RGB из списка.
  8. Назначим в системе созданный цветовой профиль нашему монитору (рис. 3).
рис. 2
рис. 3

Не забудьте перезапустить Photoshop, убрать из автозагрузки все программы калибровки и проверить качество калибровки с помощью гамма-теста.

Если Photoshop «не понимает» профиль монитора

Если в п. 5 профиль в Photoshop не открылся, придётся прибегнуть к тяжёлой артиллерии — ICC Profile Inspector. Загрузим в него «несъедобный» файл (рис. 4). Тэги, которые нас интересуют (rXYZ, gXYZ, bXYZ), описывают координаты первичных цветов в модели XYZ. Это и есть та информация, которую нельзя получить без аппаратного калибратора, но ей вполне можно довериться (если, конечно, профиль для вашей модели).

рис. 4

Для создания целевого профиля опять воспользуемся Adobe Photoshop. Но в нём для описания первичных цветов используются координаты цветности модели MKO (тот самый локус), а у нас нормированные цвета в модели XYZ, да ещё и заданные зачастую для точки белого (тэг MеdiaWhitePoint — wtpt), отличной от стандартного D50.

Формулы (1) для расчёта цветности по значениям XYZ тривиальны:

Увы, не всё так просто. Если в профиле в качестве точки белого выбран D65 (а для подавляющего числа мониторов именно так и есть, это сделано даже в sRGB), то и цвета XYZ нормированы с учётом этого. Чтобы сопоставлять разные цветовые пространства, стандартом ICC решено приводить их цвета к нормированным координатам для источника D50 — методом т. н. «цветовой адаптации». Поскольку нам требуется только пересчитать координаты красного, зелёного и синего, формулы (2) будут относительно простыми:













Подставив результат (2) в (1), получим координаты, которые и нужно вводить в поля Adobe Photoshop в п. 6. Подробности реализации можно посмотреть в спецификации ICC или на сайте автора. Заодно получены ответы ещё на два популярных вопроса:

рис. 5

«Почему координаты цвета модели Lab в палитре Info (рис. 5) не совпадают с цветами Ink Colors из окна Custom CMYK (рис. 6)?»

«Почему в окне Ink Colors краски такие блёклые, хотя в файле на экране они яркие и красивые?»

рис. 6

Ответ имеет те же корни, что и в случае с профилем монитора. При работе с настройками самих цветовых пространств (Custom RGB) и цветоделения (Custom CMYK) Photoshop использует абсолютный метод цветового преобразования (absolute color rendering intent), по формуле (2). А поскольку у монитора динамический диапазон шире, чем у печатного оттиска, на экране это выглядит как снижение контраста и насыщенности цветов.

Раз уж мы вспомнили про настройки CMYK, полезно провести ещё одно сравнение и нанести на локус цветов модели МКО охваты стандартных цветовых пространств sRGB и AdobeRGB, о которых столько спорили специалисты по управлению цветом (необходимые данные можно посмотреть вышеописанным способом).

В силу аддитивности этих цветовых моделей их цветовой охват на локусе будет представлен треугольниками, в вершинах которых цветности первичных стимулов.

Как видно на графике (рис. 7), у AdobeRGB шире охват в области зелёных и голубых оттенков, за счёт чего пространство принципиально позволяет описывать цвета, воспроизводимые в офсетной печати (охват SWOP — шестиугольник, построенный по координатам из окна Ink Colors), а некоторые оттенки голубого и зелёного для sRGB недоступны.

рис. 7

Но не будем драматизировать ситуацию и сразу же бросаться в омут AdobeRGB.

Сравнив цветовой охват своего монитора с треугольником AdobeRGB, вы обнаружите, что дисплей гораздо ближе к sRGB, а значит, при попытке отображения на экране цветов за пределами возможностей вашего монитора Photoshop просто отсечёт их.

Отсюда неразрешимость дилеммы выбора рабочего цветового пространства: или sRGB и невозможность описать некоторые цвета классического офсета (в общем-то, не очень большая потеря при условии дополнительной коррекции в CMYK), или AdobeRGB и огромный охват, который не каждому монитору по зубам (не говоря уже об офсетной печати). В общем, каждый решает сам. Я предпочитаю sRGB и готов смириться с необходимостью «подтяжки» голубого цвета неба, уже в CMYK.

Гамма-тест, электронные материалы, ссылки на программы и дополнительную литературу смотрите на сайте автора.

Об авторе: Александр Миловский, эксперт по вопросам цветокоррекции и цветовоспроизведения, преподаватель Санкт-Петербургского политехнического университета, сертифицированный эксперт Adobe (www.milovsky.ru).

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus