101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Глобальные размышления

  • Сергей Спилка
  • 9 января 2008 г.
  • 2716
История свершилась, а была ли она хороша, не лучше ли было бы обойтись без неё, признаем ли мы за ней «смысл» — всё это не имеет значения.
Герман Гессе «Игра в бисер»

13 сентября 2004 г. президент компании Lastra Роберти Зилетти обратился с письмом к дилерам и сообщил о том, что 10 сентября 2004 г. Европейские антимонопольные органы утвердили легитимность транзакции по приобретению всех акций компании Microgran S.r.l. С этого момента Lastra стала частью Agfa. Компания Lastra была известна как изготовитель традиционных офсетных пластин, в 2003 г. приобрела американскую Western Litho Plate вместе с технологией изготовления CTP-пластин, на момент продажи производила пластины на шести фабриках в Италии и Америке.

За год до этого Creo купила компанию по изготовлению пластин First Graphics в Африке, а несколькими неделями ранее компанию по производству пластин Spectratech в Америке. А ещё Agfa открыла новое производство пластин в Китае, а Fuji планировала инвестировать 200 млн долл. в увеличение производственных мощностей в Азии, Америке и Европе.

Мы стали свидетелями огромных структурных изменений рынка печатных пластин.

Очевидно, что компании, изготавливающие фотоплёнку и печатные пластины, должны испытывать проблемы, связанные с распространением технологии CTP и снижением объёма потребления фотоплёнки. Компенсировать «недобор» по плёнке возможно, например, увеличив объём производства и продажи пластин. К тому же перераспределение рынка офсетных пластин между аналоговыми и CtP в пользу последних требует от компаний увеличения объёмов их продажи. Похоже, следуя именно такой логике, Agfa и купила Lastra. Но не исключена и логика тройственности, согласно которой на рынке есть место только для членов «большой тройки»: Agfa, Fuji и Kodak-Polychrome. Чем меньше игроков на рынке, тем проще контролировать высокие цены.

Действия Creo не вписывались в такую логику. Приобретение производственных мощностей по изготовлению CTP-пластин ясно иллюстрирует желание компании стать игроком на рынке расходных материалов. Совсем недавно Kodak-Polychrome объявила о покупке Creo. Таким образом, продолжительность бизнеса пластин у Creo 2 года — с 2003 по 2005 г.

На рынке изготовителей пластин наблюдается гигантская концентрация. Для иллюстрации оценим изменения рынка, скажем, за последние 30 лет. Agfa покупала изготовителей пластин в течение нескольких лет. Так было куплено производство офсетных пластин у Hoechst/Kalle в 1996 г. и DuPont в 1998 г. Kodak объединилась с Polychrome в 1997 г. В январе 1998 г. Eastman Kodak и Sun Chemical создали совместное предприятие Kodak Polychrome Graphic (KPG). Далее KPG усилил свои позиции за счёт поглощения компаний Anitec и Horsell. Недавно было объявлено, что Kodak выкупил у Sun Chemical долю в бизнесе и стал 100% единоличным собственником.

Почему это интересно? По нескольким причинам. Во-первых, российская полиграфия имеет разнообразные связи с полиграфией других стран; российские издания печатаются в Финляндии, Польше, на Украине; одна из крупнейших типографий северо-запада России «МДМ-Принт» принадлежит исландской финансовой группе ODDI, медиа-гигант Bertelsmann уже несколько лет печатает в России книги. Можно привести и другие примеры. Во-вторых, наши типографии уже давно используют самое новое оборудование и материалы, изготовленные за пределами России. Концентрация на рынке пластин говорит, к примеру, о том, что стоимость пластин, скорее всего, не будет интенсивно снижаться, напротив — может подрасти. Поэтому книжникам имеет смысл искать более дешёвые пластины, изготовленные в азиатских странах.

В последнее время в прессе встречается информация о беспроцессных CTP-пластинах, не требующих химической обработки после экспонирования. Любая новая разработка должна иметь финансовый смысл. Ныне стоимость материалов CTP-технологии состоит из цены пластин и химикатов для их обработки. Сколько должна стоить беспроцессная CTP-пластина, чтобы изготовитель получил такую же прибыль от её продажи, как и от CTP-пластины вместе с химикатами? То есть финансовый смысл выпуска беспроцессных CTP-пластин не очевиден. Концентрация не способствует конкуренции. Всё это наводит на мысли о том, что в обозримом будущем радикальное изменение CTP-технологии маловероятно, и российские компании могут смело инвестировать в CTP-технологию без опасения оказаться героем вчерашнего дня.

Уверен, что могут быть и другие любопытные и полезные выводы. Предупреждён — значит, вооружён.

Сергей Спилка, директор компании «ВИП-Системы».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 68