101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Предсказание цвета: быстро, надёжно, недорого

  • 2 августа 2004 г.
  • 3277
Трудно вообразить современный участок допечатной подготовки без цифровых технологий. ФНА, CtP, цифровые цветопробные устройства стали обычным явлением в типографиях и репроцентрах. Следующий шаг — взаимная интеграция процессов подготовки макета и печати тиража. Типографии всё чаще предлагают клиентам ICC-профили своих печатных машин для коррекции цветоделения, а теперь в Москве появляются компании, предлагающие цветопробу, учитывающую особенности конкретного производства.

Печатный процесс издавна считается «вещью в себе». Количество факторов, влияющих на качество печати, стремится к бесконечности, а 100% предсказуемый результат зачастую считается недостижимым идеалом. Попадание «в цвет» — главный камень преткновения, конфликтная точка и, одновременно, повод для гордости типографий, сумевших превратить мечту в реальность. Не решает проблемы даже классическая цветопроба, необходимость которой уже усвоили все имеющие дело с такой «капризной» продукцией, как упаковка, корпоративная продукция, каталоги и т. д. Если в договоре чётко определены критерии брака, он может защитить права заказчика, но для печатников лишь теоретически гарантирует получение похожих цветов с данных плёнок (или файла). Дальше всё зависит от состояния печатной машины, красок и увлажняющего раствора, особенностей формного процесса, мастерства и дисциплины персонала. Нередки случаи, когда состояние оборудования и расходных материалов вообще не позволяет приблизиться к заветному идеалу, результат — длительные приладки, потеря времени и средств.

Весной 2004 г. в Москве открылся репроцентр «Колесо», предлагающий услуги вывода плёнок на ФНА Agfa Phoenix и цветопробы на цифровом устройстве DuPont Digital Cromalin B2. Весь комплекс оборудования и ПО установлен компанией «Терем», а во время написания статьи шла инсталляция ещё одного ФНА от Agfa — Avantra44s. Казалось бы — ещё один репроцентр со стандартным набором сервисов, пусть построенный по «цифровой» моде, но…

Сергей Колесник, директор предприятия, занимающийся и издательской деятельностью, знает проблемы заказчиков не понаслышке и решил пойти дальше: «Традиционная цветопроба — лишь красивая картинка и, учитывая высокий уровень износа оборудования в российских типографиях, никак не отражает индивидуальных характеристик печатного процесса. Да и с новым, качественным оборудованием «попасть» в неё — удача. А цена ошибки известна: перепечатка даже небольшого тиража из-за ошибок цветопередачи — тысячи долларов». Решение — индивидуальные профили печатных машин, создаваемые с помощью стандартного ПО, входящего в комплект сервера печати CromaNet. Они учитывают все нюансы и особенности конкретной типографии: печатного оборудования и формных процессов. Технология проста: клиенту выдают плёнки с тестовыми шкалами (файл, в случае CtP), с которых он печатает контрольный тираж, причём шкалы могут быть добавлены на свободные поля любого печатного листа. Они считываются сканирующим спектрофотометром X-Rite DTP41, обработанные спектральные и колориметрические данные служат для создания профиля, весь процесс занимает 4-5 часов.

«Цифровая цветопроба продолжает вызывать недоверие, некоторые полиграфисты пугаются неспособности струйной печати имитировать растры, но потом многие соглашаются, что контроль растра и муара — не главная задача этих устройств, куда важнее предсказуемость цвета, основанная на реальных данных о цветопередаче печатной машины, — говорит Колесник. — За небольшой период нам пришлось столкнуться с ситуацией, когда контрольный оттиск печатной машины отличался от аналоговой цветопробы на величину до 35 DE. Получить удовлетворительный цвет на такой машине, используя доступные печатнику регулировки, невозможно — неизбежна дополнительная цветокоррекция на этапе цветоделения. После построения профиля и вывода цветопробы с его использованием, клиент видит отклонения и вносит изменения до печати тиража, а не после». Использование стандартного профиля EuroScale приближает пробу к тиражному отпечатку в пределах 8-12 DE, а индивидуальный профиль обеспечивает попадание со средней разницей 1,5 DE. Сервер CromaNet формирует профиль в собственном формате, несовместимом с другим оборудованием, но DuPont бесплатно предоставляет конвертор ICC, формирующий профили, работающие с любыми устройствами вывода. Профиль для вывода цветопроб в репроцентре создаётся бесплатно, а для самостоятельного использования, например, для цветокоррекции при вёрстке, предоставляется за дополнительную плату.

Правила игры

Главное условие получения адекватного результата — стабильность всех звеньев цепочки, в первую очередь — самого цветопробного устройства. В первый месяц эксплуатации калибровки с помощью спектрофотометра проводились регулярно, но затем заметили, что цветовоспроизведение зависит, в основном, от климата в помещении и не «плавает» со временем. Кроме того, при низкой влажности пигментные чернила перестают высыхать. После установки увлажнителя и кондиционера влажность стала стабильной (45–55%), и необходимость частых проверок отпала — теперь их проводят только при замене расходных материалов. От клиентов требуют того же — стабильности параметров: перед созданием профиля они заполняют небольшую анкету, описывающую основные характеристики процесса, среди которых температура и влажность в цеху, марка краски, пластин и бумаги, а также марка и pH увлажняющего раствора. При соблюдении этих параметров претензий к качеству цветопробного отпечатка не возникает, а при смене, например, краски или офсетного полотна, рекомендуется создать новый профиль.

В ассортименте DuPont три вида носителей для Cromalin Digital: матовый, полуматовый и глянцевый, чего, по мнению Колесника, вполне достаточно, чтобы имитировать большинство сортов бумаги, применяемых в российских типографиях. «Матовые носители — ещё одно преимущество струйной цветопробы, — заметил он. — Повторить на обычной офсетной бумаге глянцевое изображение, да ещё под ламинатом (а именно такие «эталонные» отпечатки часто приносят клиенты в типографии), практически невозможно».

Чудеса эквилибристики

Потенциал профилирующего ПО DuPont CromaNet не ограничен автоматической обработкой данных спектрофотометра, поддерживаются и другие функции, такие как ручная корректировка профиля. Она оказалась полезной при профилировании, например трафаретного процесса, используемого для печати на компакт-дисках. Сложность заключалась в ограничении диапазона воспроизведения: процесс игнорирует точки до 6%, а участки плотнее 94% «заливает» целиком. После создания, профиль «поправили» вручную, устранив «слепые» зоны. Заказчик получил желаемое — возможность выводить достоверную цветопробу, не боясь сюрпризов при печати тиража — исчезновения мелких элементов, провалов в светах и затекания на выворотках.

По утверждению разработчиков, фирменный формат профиля гибче и лучше подходит для цветопробных задач, чем ICC, и это вполне может быть правдой — соответствие пробного отпечатка струйного устройства и тиражных оттисков в пределах 1,5 DE — лучшее тому подтверждение. А в «Колесе» эту высокую планку сделали нормой.


Cromalin Digital B2

Компания DuPont — один из лидеров рынка цветопроб — завоевала авторитет благодаря аналоговым устройствам, широко распространившимся по всему миру, не исключая Россию, где слово «Хромалин» стало нарицательным. Не исключено, что продвигать на рынок новую технологию, не вызывающую поддержки большинства пользователей, под силу только такому крупному авторитету: ресурсы, опыт и, главное, доверие клиентов — на его стороне. Появление в начале 2004 г. Cromalin Digital B2, работающего по струйному принципу, но построенного по собственной оригинальной схеме, стало настоящим сюрпризом. Конструкция напоминает скорее CtP с внешним барабаном: лист фиксированного формата 521Ё772 мм закрепляется на вращающемся барабане, 7 пьезоструйных головок дискретно перемещаются вдоль образующей, нанося фирменные пигментные красители. Область печати — 521Ё741 мм. Благодаря стабильности системы внешнего барабана, точность позиционирования точек — 0,1 мм, весьма неплохо для струйной печати.

Загрузка картриджей — в передней части аппарата, справа — место для недостающего золотого

Для расширения цветового охвата к стандартной палитре CMYK добавлены светло-голубые, светло-пурпурные и серые чернила. В блоке загрузки предусмотрено место для восьмой тубы, но на момент написания статьи никаких вариантов дополнительного цвета компания DuPont не предлагала. Сложность заключается в большой ёмкости головок и трубопроводов — при запуске на заполнение системы уходит целая туба. Наши собеседники заметили, что благодаря расширенному цветовому охвату у Cromalin Digital B2 нет проблем с передачей цветов палитры Pantone, но от серебряного и золотого красителя они бы не отказались. Уже после инсталляции в репроцентре производитель выпустил новые чернила и головки для них: замена будет проведена бесплатно сервисной службой компании «Терем», осуществляющей продажу и поддержку цветопробного оборудования DuPont на российском рынке.

Конструкция не позволяет использовать листы меньшего формата, поэтому для экономии недешёвого материала (450 долл. за 100 листов) DuPont разработала и выпустила «младшего брата» — Cromalin Digital B3 (около 24 300 долл). В печатный узел новой модели интегрирован блок автоматической калибровки, состоящий из спектроденситометра Gretag Eye-One, работающего под управлением сервера DuPont CromaNet. «Из-за фиксированного формата и дороговизны бумаги отпечаток формата А4 практически нерентабелен — если не удаётся скомпоновать несколько заказов, приходится упускать прибыль, — говорит Колесник. — Приобретение машины меньшего формата решит проблему».

Во время печати лист цветопробной бумаги закреплён на внешней поверхности барабана

Независимо от площади запечатки, печатная головка проходит весь путь, поэтому время вывода неизменно — около 20 минут при физическом разрешении печати 970 dpi. После печати оттискам необходима сушка в течение 10-15 минут. Просохшее изображение устойчиво к механическим воздействиям, но не к влаге. По словам Колесника, цвета стабилизируются достаточно быстро. К сожалению, опыта длительного хранения цветопробных отпечатков пока нет, но повышенная стойкость пигментных красителей известна по многочисленным широкоформатным приложениям.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ответственный «Минт Принт»

Каковы преимущества у типографии с уникальным оборудованием, почему пять коробочек — это хороший тираж и кому нужна цифровая гофроупаковка, рассказывает директор екатеринбургской цифровой типографии «Минт Принт» Алексей Кузнецов.

«Аврора» в Твери

Тверская типография «Люксупак» работает на рынке производства картонной упаковки уже более 20 лет. Это огромное предприятие со штатом сотрудников в 250 человек занимает одно из ведущих мест в своей упаковочной нише в таком большом городе, как Тверь. Компания оказывает полный спектр полиграфических услуг и успешно развивается в этой области. В том числе за счёт автоматизированного высокотехнологичного оборудования от лучших мировых производителей, которое постоянно оптимизируется под современные тенденции рынка упаковки.

Два принтера для «Двух слонов»

Рекламная группа «Два слона» из Ярославля работает на полиграфическом рынке 15 лет. На сегодняшний день она предлагает своим клиентам полный спектр услуг: оперативную полиграфию, сувенирную продукцию, разные виды широкоформатной печати.

La`Print House — дом для DTF

За последние несколько лет в сегменте печати на ткани произошёл новый поворот: в 2019 году широко стала применяться технология Direct-to-film (DTF — прямо на плёнку). Насколько эффективно использование на производстве DTF-технологии и какую продукцию с её помощью можно выпускать, хорошо знают в московской студия печати La`Print House.

Ставка на экосольвент

Свою деятельность в сфере производства Руслан Муртуков начал в уже далёком 2004 году: решил, что пора прекратить заниматься посредничеством, и приобрёл в кредит трёхметровый китайский широкоформатный сольвентный принтер, а также нанял одного сотрудника себе в помощь. Специализировалась компания на интерьерной печати, но бралась за изготовление самой разнообразной продукции. Что не получалось напечатать самим, передавалось на изготовление в партнёрские компании. Но в те годы китайское оборудование ещё не отличалось высоким качеством и надёжностью, поэтому спустя некоторое время Руслан, помучавшись со сбоями в настройках и частыми ремонтами, решил от него избавиться и снова переключился на оказание агентских услуг.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105