2003.06.05, Автор: Светлана Дацко3386 прочтений

Упаковочная мода: тенденции и классика

Теги: Publish

Человека встречают по одёжке, а товар, продолжая народную мудрость, - по упаковке. Цвет, крой и материал по своей значимости равноценны и для подиума, и для прилавка.

Человека встречают по одёжке, а товар, продолжая народную мудрость, — по упаковке. Цвет, крой и материал по своей значимости равноценны и для подиума, и для прилавка. Некоторые тенденции упаковочной моды и нетривиальные решения мы рассмотрим на примерах из жизни.

Книга-открытка

Упаковка детских новогодних подарков — область благодатная для экспериментов с необычной формой и яркими оттенками. В упаковочной компании «Артицентр» атмосферу праздника воссоздали сочетанием раскрывающейся открытки и конструкции книжки-сундучка. Заказчик, «Балтийский кондитер», не поскупился на сласти, и чтобы коробка смогла выдержать 1800 г веса, пришлось укреплять её дно и боковую стенку гофрированной вставкой. Сюжет «Новогодней сказки» заимствован из аналогичной открытки (формат 13х23 см). Опыт работы с кондитерской продукцией у «Артицентра» уже был, среди известных брендов — «Конфаэль», «Русский шоколад», некоторые проекты «Коркунова».

Спрос на шоколад подвержен сезонным колебаниям: спад летом и резкий рост к новогодним праздникам. На снимке — один из участников зимнего парада подарочной упаковки

Традиционно решив, что лучший подарок — книга, заказчик настоял на этой форме упаковки, а также на язычках-замочках и надписи-ленте. В качестве фона дизайнеры предложили три цветовых гаммы: зелёную, красную и синюю, но остановились на последней. Спокойный синий тон и обилие серебряной отделки ассоциируются с новогодней стужей. Общий фон взяли из открытки: 90% Cyan и 87% Magenta, для облаков также выбрали сочетание Cyan/Magenta, но в пропорции 76% к 29%. Для придания фактуры применили фильтр Photoshop «размытые облака» (Clouds).

Самой сложной по исполнению оказалась вставка: при увеличении оригинального изображения в 4-5 раз появилась незначительная зернистость. Пришлось «погонять» сказочных белок с места на место, чтобы избежать искажений на сгибах.

Обложку и страницы конфетного издания прорисовывали в Illustrator 10, все орнаменты, рамки, звёздочки — векторные. В первозданном виде сохранилась лицевая часть открытки, на оборотной стороне добавили декоративные элементы. Если приглядеться, на «обложке книги» можно найти подпись художника.

Для единственных надписей «С НОВЫМ ГОДОМ!» и «НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА» применили обработанный шрифт Monotype Corsiva (утончили хвостики). Никакой другой информации на упаковке нет — клиент планировал использовать вкладыш или клеить стикер.

Развёртка подарка «Балтийского кондитера»

После пробной печати румянец Деда Мороза пришлось смягчить, убрав излишний красный. Рамку по мотивам фрагментов голландской ограды дизайнеры разрабатывали сами — так появились смотрящие друг на друга витые элементы. С кальки орнамент сканировали и дорабатывали в Illustrator. Чтобы добиться эффекта морозного пушистого инея в рамке, отрисовали новую кисть, применили её ко всем линиям окантовки, а затем вручную, подбором, определили нужную толщину.

Проекты открыточного холдинга находят применение и в упаковке

Лёгкий недостаток вёрстки в Illustrator (более жёсткая, чем в Photoshop, геометрия) оказался несущественным. На стыках рамок получались острые углы, но накладывающийся сверху серебряный узор перекрыл эту погрешность. Рамку отдельно пересняли на плёнку, вручную сделали клише, при печати слегка корректировали, чтобы она не заслоняла ленту с надписью.

Пришлось отказаться от фона под вкладкой, т. к. запечатать изнаночную сторону картона было нельзя, а при вынесении наружу борта коробка бы перекосилась. Способ сборки заказчик оценивал на семи пробных макетах, общий же тираж составил 5000 экз. Несмотря на то, что использовался готовый открыточный сюжет, разработка упаковки заняла три недели.

Кисть прорабатывали очень тщательно, т. к. изначально планировался более тонкий верхний слой серебра

Проект получился дорогостоящим: сложную вклейку вкладыша делали вручную. Много времени отнимала допечатная обработка: каждая простейшая итерация длилась очень долго из-за большого размера файла — 1 Гбайт. Одна из причин — размеры развертки: 96,4х42,5 см (с учётом язычков-клапанов). Высокие требования предъявлялись и к точности вырубки. Полиграфические работы проводились в Калуге на комбинате «Картонполиграф» открыточного холдинга «Арт и Дизайн».

«Линия График» изобретает

Кондитерский журнал Вафельный торт Джеймса Бейкера в значительной мере разрабатывался самим заказчиком (компания «Братья Бейкер СА»). Он же в местах продаж изучал предпочтения покупателей. В «Линии График» предложили строгий минималистичный дизайн: чёрно-красную графику на белом фоне. Ставилась задача создать нетривиальный продукт, выделяющийся среди вафельных тортов в обычных картонных коробках с цветами, кружевными салфетками и чайными сервизами. Подбиралась и целевая аудитория — женщины, читающие журналы Vogue и Officiel: изысканный торт для утончённых особ. Да и сама подарочная упаковка (рассматривался даже вариант иллюстрирования её фотографиями моделей) белого матового цвета с контурным графическим рисунком оформлена в стиле этих изданий. От прямоугольных коробок-конкурентов торт отличает квадратная форма и размер (26х26 см, высота бортов 2,5 см). Заказчику упаковка отдавалась в плоском виде, но нижняя коробка требует ручной сборки.

После помещения торта в упаковку достать его можно, только повредив коробку

Технологически заказ прост: офсетная печать, ВД-лак, вырубка, склейка коробки-обечайки. Торт нарезан промышленным способом, уложен в пластиковую тарелку и упакован в жемчужный целлофан. В «Линии График» для коробки использовали нетипичный для кондитерских изделий целлюлозный картон Ensocout (315 г/м2) с высокой белизной, хорошими печатными и механическими свойствами. Интересный приём в конструкции — замок с жёсткой фиксацией, не позволяющий вскрыть упаковку без её разрушения, — защищает продукт от несанкционированного доступа.

Заказчик постоянно меняет сюжеты-силуэты. Сейчас в доработке уже пятый тираж — восьмигранная коробка, без замочков.

Доработка известных стандартных упаковок привела к созданию нового экономичного продукта

«Надежда» в картоне При оформлении шампанского «Надежда» в компании разработали подарочный тубус. Сама по себе идея не нова, но обычно тубус имел жёсткую цилиндрическую форму, а значит, был неудобен и не экономичен. Закладывать продукт в упаковку приходилось преимущественно на месте производства, иначе при транспортировке пустых тубусов значительную часть объёма занимал воздух. Но бутылка в такой упаковке выглядит респектабельнее и наряднее. Для решения проблемы в компании разработали картонный раскрывающийся тубус, который можно хранить в плоском сложенном виде. Развёртка сочетает две стандартные конструкции: низ с кругом в основании характерен для упаковок-стаканов; верх напоминает цветок с закрывающимися лепестками. Коробка, точно подогнанная под размер бутылки (с учётом необходимых отступов), представляет собой многогранник, который при помещении в него продукта трансформируется в цилиндр. Чтобы шампанское «дышало» и бутылка не увеличивалась в объёме, предусмотрены маленькие вентиляционные дырочки. Для жёсткости (ёмкость бутылки 0,75 л) дно укреплено дополнительными рёбрами, причём основание соединено с боковой поверхностью язычками-клапанами, а размер участка клеевого скрепления очень невелик, примерно 1 см.

Использовался макулатурный картон (300 г/м2), поэтому себестоимость работы выгодно отличается от аналогичных жёстких подарочных упаковок. Что касается дизайна, заказчик, ОАО «Корнет», решил оформить «Надежду» в стиле элегантного классицизма, показать бокал искрящегося напитка; он же избрал доминирующий зелёный цвет.

Разработка упаковки длилась 2,5 месяца, основную сложность вызвала адаптация тубуса под возможности машины для автоматической склейки.

Дополнительное функциональное отличие коробки - пластиковая ручка

Золото «Столичного» Другой алкогольный напиток — и снова инициативный заказчик. АО «Очаково ЛТД» решило создать новую серию продукта класса «премиум». Изменили содержимое и дизайн бутылок — фольгированное горлышко, строгая чёрно-белая этикетка. К созданию подарочной упаковки для шести бутылок по 0,33 л также подошли нестандартно. Упаковка из кашированного микрогофрокартона (200 г/м2) с пластиковой ручкой не скрывает продукт. Из шести круглых отверстий видны нарядные горлышки «Столичного». Графическое оформление промупаковки дублирует этикетку, разработанную заказчиком. Наполненная конструкция весит около 2,5 кг, поэтому под ручку предусмотрена укрепляющая подкладка. Поэтапно производство выглядит так: офсетная печать лайнера, лакирование (УФ-лак), каширование, вырубка, сборка, вставка ручки.

Детский мини-конструктор в компании разрабатывали месяц, а затем отправили заказчику около 200 макетов без изображений на согласование. Такая процедура обязательна для любого проекта с нестандартной сборкой

Пять в одном При создании новогодней детской упаковки ставилась задача продлить жизнь подарка после покупки. Полакомившись содержимым пирамидки-ёлочки (жевательной резинкой), ребенок может найти ей применение: собственноручно смастерить колпачок, маску, гирлянду из флажков или веер. Творить легко независимо от возраста: самым маленьким предлагается раскрашивать и складывать, детям постарше — вырезать. Забавные зверюшки на ёлке — персонажи мультиков компании Fox Kids Europe. На обороте коробки их можно раскрасить.

Технология производства: печать в 4 цвета и выборочное УФ-лакирование. После того как заказчик (Wrigley's) на примере пробных моделей убедился, что упаковка не требует дополнительных затрат на сборку, проект был окончательно утверждён.

Модно, стильно… и недорого?

Будь упаковка эксклюзивной малотиражной или массовой, «прет-а-порте» или «от кутюр», мода на неё в России консервативна и не слишком изменчива. Нет собственного производства целлюлозного картона, дорогостоящих автоматов для сборки сложных конструкций. Но, как и в большой моде, вкус, фантазия и чувство меры выручают даже при ограниченности средств.

Возвращаясь к пословицам, «человека красит не одежда». А товар — не упаковка? Можно поспорить.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • «Реклама 2018»: позитивный переезд

    Самые яркие новинки и тенденции главной выставки российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати, перебравшейся в более крупный павильон № 1 «Экспоцентра».

     

  • Влияние на окружающую среду и безопасность

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Xerox Iridesse Production Press

    Заключение: не имеющая аналогов на рынке шестикрасочная цветная листовая ЦПМ может печатать сразу двумя дополнительными цветами в один прогон (до и после CMYK), что позволяет серьёзно увеличить спектр работ, выполняемых цифровым способом, за счёт интересных спецэффектов. Представляет интерес как в качестве первой ЦПМ в типографии (обеспечивает высокую производительность и гибкость), так и для расширения имеющегося парка цифровых машин.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus