2003.02.03, Автор: Александр Шнайдер2455 прочтений

Горячий сезон и его итоги

Теги: Стохастика с Александром Шнайдером Стохастика с Александром Шнайдером Publish

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии.

Александр Шнайдер

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии. «Большая» полиграфия живет по иным законам, и это не моя компетенция.

Так вот. Процессы, которые произошли на нашем рынке осенью-зимой минувшего года, позволяет сделать следующий прогноз на год текущий:

  1. Следует ожидать ощутимой миграции заказчиков — многие клиенты минувшего года в этом к вам не вернутся. Зато придут новые (хотя и не обязательно).
  2. Цены на новогоднюю полиграфию непременно вырастут. Причем заметно.

Попытаюсь обосновать оба вывода.

Эпидемия срывов Все, кто хоть немного следил за событиями, происходящими в отрасли в течение последних месяцев, знает о беспрецедентных срывах и задержках предновогодних заказов со стороны многих типографий.

Разумеется, последний квартал года в полиграфии всегда был временем горячим, сезоном небывалого подъема активности клиентов. Типографии сплошь и рядом набирали больше заказов, чем могли выполнить, так что срыв сроков был обычным делом.

Но в этот раз наметились оригинальные черты. Во-первых, в подобных срывах были замечены и «флагманы» отрасли: те, кто всегда отличался четкостью работы и умением контролировать процесс даже при пиковой нагрузке. А во-вторых, события происходили на фоне практически полного отсутствия изменений в объеме предновогодних заказов. Календарей-то печаталось не больше, чем год назад, а отрасль начала пробуксовывать.

Массовое невыполнение обязательств со стороны типографий неизбежно вызовет (да что там — уже вызвало!) недовольство заказчиков. И, как следствие, их миграцию к новым Печатникам. См. прогноз № 1.

А если учесть, что количество новогодних заказов неуклонно падает, а объем среднего заказа растет (мелкие заказчики исчезают, средние становятся крупными), становится понятно — процесс будет весьма болезненным для многих типографий.

Теперь — о причинах «эпидемии срывов».

Цифры — вещь упрямая Предположим, оборудование и производственный процесс позволяет типографии производить n календарей в неделю. Предполагая, что предновогодний бум начнется где-то в конце октября, руководство типографии ожидает выпуска календарей в объеме от 8n до 10n (1-2 недели октября плюс 4 недели ноября плюс 3-4 недели декабря). И радостно потирает руки в предвкушении прибылей.

Проходит октябрь, начинается ноябрь, а ожидаемый бум все никак не наступает. Заказчики как-то не спешат с заказами… На уговоры ускорить процесс не поддаются. По их мнению, впереди еще уйма времени. И у них пока полно других дел.

Некоторое оживление начинается лишь во второй половине ноября. И это — совсем не то оживление, которого ожидала типография. Клиенты начинают не спеша согласовывать макет, вносить изменения и исправления. Отчаянная мольба — ради Бога, побыстрее! — не действует. Действительно, куда спешить? Календари понадобятся не ранее середины декабря. Вы что, месяц будете нам тысячу календарей печатать? Да это просто смешно!

В результате, реальный бум наступает в начале декабря. Или еще хуже — после Дня Конституции. То есть на 5-7 недель позже, чем ожидалось.

Как вы думаете, сколько календарей сумеет сделать типография?

Конечно, не 3n. И даже не 4n. Я думаю, объем будет в пределах 5–7n. Но чего будут стоить эти цифры? Ужасающих переработок. Крайнего напряжения сил. Полной потери контроля над процессом. Жертвой качества в пользу вала. И в результате — значительный срыв сроков по многим заказам, проблемы с качеством, перепечатки и новые срывы… Короче, ад кромешный перед самым Новым годом. Врагу не пожелаешь. И в довершение всего, прибыль окажется существенно меньше ожидаемой. Ужас!

Именно это и произошло. Типографии каждый год занимаются самовнушением, уговаривая себя, что уж в следующем году Клиент сделает выводы и заранее позаботится о новогодней продукции. Как бы не так! Думаю, этот сезон отрезвил даже самых отъявленных оптимистов — не будет этого. Наоборот — Клиент ожидает, что с каждым годом производительность типографии будет расти, подобно тому как, благодаря регулярным апгрейдам, растет производительность его компьютера.

А еще явная тенденция к забвению стандартных форм. Заказчиков больше не устраивают типовые календари. Теперь они жаждут чего-нибудь пооригинальнее. Не спорю, это должно только радовать. Да вот беда: зазор между началом выполнения заказа и собственно производством у нестандартной работы существенно больше.

В сухом остатке Какой напрашивается вывод? См. прогноз № 2. Почему? Потому что для снижения сроков при сохранении объема выработки типографиям придется пойти на существенные затраты. Нужно будет расширять производственную базу, покупать новое оборудование (прежде всего послепечатное). Арендовать новые цеха, чтобы посадить туда очередную партию «бабушек». Переходить на круглосуточное производство (если еще не перешли).

Все это неизбежно повысит себестоимость одного календаря. Так что без повышения цены будет невозможно даже сохранить прежнюю норму прибыли. Где уж там говорить об увеличении…

Впрочем, может случиться, что общее состояние рекламного рынка в первой половине этого года сделает невозможным сколько-нибудь значительное повышение цен. Тогда типографиям придется еще туже затягивать пояса.

Ничего не поделаешь — рынок…

Об авторе: Александр Шнайдер (alex@printing.ru) — генеральный директор ООО «Типография Арес».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus