2002.12.03, Автор: Игорь Кистенев9519 прочтений

Холст на принтере

Теги: Справочник покупателя Справочники покупателя Publish

Термин "широкоформатная печать" ассоциируется не только с рекламными полотнами больших размеров. Он также напоминает о несметных возможностях современных струйных плоттеров.

Термин «широкоформатная печать» ассоциируется не только с рекламными полотнами больших размеров. Он также напоминает о несметных возможностях современных струйных плоттеров.

Mimaki JV4
Одна из них — применение плоттеров для печати на различного рода синтетических и тканевых основах, популярность которых на рынке рекламных услуг давно известна. В последнее время спрос на подобную продукцию увеличился, что связано с появлением печатающих устройств и технологий, позволяющих создавать на таких материалах фотореалистичные изображения высокого качества. Поэтому при написании статьи, наряду с традиционным анализом технических характеристик аппаратов, было решено сделать акцент именно на этой области их использования. Сюда же примыкает пока экзотическая, но активно развивающаяся печать на текстильных материалах. Уже выпущено несколько моделей специализированных принтеров для печати по текстилю. Существуют и технологические решения, позволяющие выполнять печать по тканям на «обычных» плоттерах.

Кто они?

В сводную таблицу были включены аппараты всех известных в России производителей струйных плоттеров. «Пожертвовать» пришлось лишь устройствами компании Creo, которые не позиционируются разработчиками для коммерческой рекламной печати. Отдельной графой стоят специализированные плоттеры компаний MacDermid ColorSpan (DisplayMaker Fabrijet XII) и Mimaki (TextileJet Tx2-1600) для печати на тканях.

Encad NovaJet 880
Очень интересный рынок формируют аппараты, работающие на сольвентных чернилах (в их составе — химические растворители) двух видов — «жестких» и экологически безвредных («экосольвентных»), используемых для работы с поливинилхлоридными (ПВХ) материалами и носителями (в т. ч. тканевыми), содержащими виниловый компонент. Такие плоттеры поставляют компании Mutoh (Toucan-64 NX-Pro и вышедший в этом году Rockhopper), Roland (недавно объявленная серия SOLJET II) и Tiara Systems (SolventJet Resolve X-21). Только что анонсирован Mimaki JV-3 160S, печатающий «жесткими» сольвентными чернилами. Не были включены в таблицу аппараты с разрешением ниже 600 dpi — Mutoh Albatros PJ-1304NX (ему на смену пришел Toucan), Arizona 30, Arizona 90 и Arizona 180 компании Raster Graphics и Infinity FY8250, выпускаемый фирмой Perfect Technology из Гонконга.

MacDermid ColorSpan DisplayMaker Mach 12
Не отстают и «обычные» широкоформатные принтеры, использование которых в приложениях коммерческой художественной печати становится все более активным. Среди интересных новинок — Canon W7200 с принципиально новой печатающей головкой, Epson Stylus Pro 9600 с увеличенным разрешением (2880x1440 dpi) и улучшенными пигментными чернилами, Hewlett-Packard Designjet 5500/5500PS, оснащенный системой подогрева запечатываемого полотна, аппараты MacDermid ColorSpan DisplayMaker X12 и Xerox ColorgrafX X2 Tech.

Из-за решения не включать в обзор устройства с шириной печати менее формата А0, в сводную таблицу не попали принтер Epson Stylus Pro 7600 (отличающийся от Stylus Pro 9600 только шириной печати), версии Hewlett-Packard Designjet 500 и Designjet 800 с шириной печати 24 дюйма, а также Hewlett-Packard Designjet 100.

BJ-W9000
Предваряя обзор, отметим, что покупка компанией Eastman Kodak компании Encad привела к появлению на рынке аппаратов под торговой маркой Encad Inc, A Kodak Company. Поэтому при перечислении моделей, исключительно в целях краткости, все плоттеры объединенной компании обозначены общим именем Encad.

Быстро, быстрее, еще быстрее...

Несмотря на принадлежность производителей струйных принтеров к двум противоположным лагерям — термоструйной и пьезоэлектрической печати, для развития обеих технологий характерны одни и те же тенденции. Первая — повышение производительности, достигаемое несколькими способами. Один из них — увеличение числа сопел печатной головки при одновременном удлинении ширины ее рабочей зоны.

Hewlett-Packard Designjet 5500PS
В качестве примера можно назвать аппараты MacDermid ColorSpan DisplayMaker Mach 12 (256 сопел) c головками шириной около 40 мм, плоттеры Hewlett-Packard Designjet 5500/5500PS (512 сопел), Mimaki JV-4 (180 сопел на цвет), Roland серии PRO II (360 сопел) с шириной головок 25 мм. По числу сопел на одну цветную головку вперед вышла компания Canon с 1280 соплами в принтере W7200.

Другой путь повышения эффективности работы — дублирование чернильных магистралей, подводимых к печатающим головкам плоттера. Это ускоряет переход с одного типа чернил на другой, ликвидируя затраты времени на промывку магистралей. Подобные конструкции имеют аппараты Encad, плоттеры JV4, TextileJet Tx2-1600 и JV3-160 от Mimaki (благодаря сдвоенным головкам), принтеры Roland. Есть и другой вариант — использование двойного набора печатающих головок и картриджей, что вдвое ускоряет печать. Такая схема реализована в «восьми-» и «двенадцатиголовочных» принтерах Agfa, Encad, MacDermid ColorSpan, Mutoh и Mimaki.

Оригинальное решение применено в пока еще не появившемся на рынке Encad 5260 (собственная разработка Eastman Kodak): каждую чернильную магистраль обслуживают сразу две головки (собранные в монолитный блок) по 300 сопел. Целых три печатающих черным цветом головки установила в свои 4-цветные аппараты ColorrgafX X2 Tech компания Xerox. Как сообщили в представительстве компании, эти производительные машины вполне могут использоваться на рынке услуг рекламной печати.

Для увеличения производительности и качества работы используется система подогрева запечатываемого полотна, обеспечивающая выравнивание бумаги при ее вспучивании в местах больших заливок. Такое устройство реализовано в плоттере Hewlett-Packard Designjet 5500/5500PS, где допускается ступенчатая ручная регулировка температуры подогрева с пульта управления.

У термосистем есть и другое функциональное назначение — закрепление сольвентных или специальных текстильных чернил на синтетическом носителе. Имеются подобные устройства в плоттерах Mimaki JV3-160S, Mutoh Toucan-64 NX-Pro.

Чернильное многообразие

Широта спектра используемых материалов диктует необходимость использования для них чернил различного типа. Наиболее распространенный для плоттеров вариант — попеременная печать чернилами на базе растворимых красителей или нерастворимых красящих пигментов. Первые, как правило, применяются для изготовления работ, размещаемых внутри помещений и не подверженных длительному воздействию ультрафиолета и атмосферных условий. Вторые — для печати наружной рекламы. Ситуация с печатью чернилами различного типа далеко не простая. Компания Epson, например, выпускает для каждого из видов отдельную модификацию плоттера. Целый ряд поставщиков (Canon, Seiko I Infotech, Xerox) вообще предпочитает работать лишь с одним видом чернил.

Roland SOLJET PRO II
Все это объясняется техническими сложностями, связанными с переходом головки с одних чернил на другие. По более простому пути идут производители термоструйных аппаратов, где печатающая головка — один из видов расходных материалов. В аппаратах MacDermid ColorSpan вместе с головками сразу заменяются пластиковые подающие магистрали. Компания Hewlett-Packard поставляет принтеры Designjet 5500/5500PS с системой печати как на основе водорастворимых красителей, так и на основе UV-чернил (т. е. светостойких). Для перехода на другие чернила пользователь должен приобрести дополнительный комплект.

В пьезоструйных плоттерах иной подход — чистка печатающих головок специальной жидкостью при каждой смене чернил. Для этого в соответствующий слот принтера вставляется «чистящий картридж».

Степень удобства замены чернил оценят пользователи, работающие с несколькими их видами. Помимо уже названных двух, это могут быть сублимационные чернила для печати на тканях методом термического переноса (или прямой печати по синтетике), пигментные термозакрепляемые для прямой печати по натуральным тканям, реактивные для печати по тканям растительного происхождения (хлопок, целлюлоза) и кислотные для печати по тканям белковой структуры (шерсть, натуральный шелк). Активное применение указанные чернила находят в пъезоэлектрических плоттерах.

Epson Stylus Pro 9600
В том случае, если возникнет необходимость перехода на печать сольвентными чернилами, легкого обратного пути уже нет. Для возврата на прежний тип чернил придется заменить весь печатающий тракт — головки вместе с магистралями. Дело дорогостоящее, особенно учитывая, что сольвентными чернилами печатают лишь пьезоэлектрические плоттеры (стоимость их высокоресурсных «голов» весьма солидна).

Что касается реактивных и кислотных чернил для печати по текстилю, то они с равным успехом могут применяться в термоструйных и пьезоэлектрических аппаратах. Компания MacDermid ColorSpan, например, предлагает для своих плоттеров (кстати, оснащенных печатающими головками Hewlett-Packard) чернила TextaChrome (как реактивные, так и кислотные). Исключительно на текстильных чернилах работают специализированные принтеры Mimaki TextileJet Tx2-1600 и MacDermid ColorSpan Fabrijet XII, но для полноценной работы с ними требуется организация специального технологического цикла (см. врезку «Непростая печать»).

От серого до черного

Для каждого типа чернил производитель предлагает отдельную «палитру». Поскольку развитие рекламной и художественной печати требует воспроизведения ярких полноцветных изображений, расширяется и выбор цветов. Начиная с этого года стал «по-настоящему» 12-цветным MacDermid ColorSpan DisplayMaker Mach 12, растет число 8-цветных аппаратов. Для 6-цветных принтеров стандартный набор — CMYKLcLm. Но есть и особенности. Например, поставки оранжевых и зеленых цветов (Or, Gr) компании Mutoh и Roland осуществляют только для пигментных чернил.

Плоттеры DisplayMaker Mach12 компании MacDermid оснащены головками, ширина которых в два раза больше, чем в аппаратах предыдущей серии DisplayMaker XII.
Среди включенных в таблицу плоттеров есть два 7-цветных устройства — Epson Stylus Pro 9600 и Mimaki JV2-II. В первом случае седьмая головка используется для печати дополнительным серым (обеспечивает более точное воспроизведение нейтральных и телесных цветов) или матовым черным (с повышенной оптической плотностью). Во втором — для специального черного Art Black, необходимого при печати фотоформ в шелкографии (достигаемая линиатура — 90 lpi). Оригинальный набор цветов для текстильной печати на своих плоттерах поставляет компания MacDermid ColorSpan — бирюзовый (Turquoise) и красный двух оттенков, желтый, синий, оранжевый и черный. Поставка аналогичных чернил также возможна для текстильных плоттеров компании Mimaki.

Материальные аспекты

В ходе эксперимента нанесение специального покрытия на ткань производилось с помощью обычного поролонового валика.
Печать на специальных основах, как синтетических, так и натуральных, пока что требует технической поддержки со стороны производителя. Качество изображения в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей используемых чернил и их взаимодействия с запечатываемым материалом. Чем больше предлагаемый выбор носителей, тем в более выгодном положении оказывается пользователь. Нельзя, конечно, забывать и о сторонних производителях материалов. Максим Гоголь, директор салона широкоформатной печати MagicPrint, рассказал, что для печати репродукций картин на своем MacDermid ColorSpan Mach 12 они используют художественные холсты на натуральной основе таких поставщиков, как Folex, ColorSpan и ZenoPrint. О качестве работ говорит то, что часть из них выставлена во Французском музее современного искусства. Очень хорошие результаты (по яркости и водостойкости) были получены в MagicPrint с холстами фирм 3P, Jacquard Textile и Kimoto. Единственным, но весьма существенным ограничением для их широкого использования оказалась высокая стоимость. Большой выбор носителей предлагает компания Hewlett-Packard, активно пропагандирующая свой плоттер Designjet 5500/5500PS в качестве решения для «киосков репродукций» в картинных галереях. Среди них, например, 100% хлопковый материал fabric cotton matte для печати чернилами как на основе красителей, так и пигментными. Специально подготовленный материал hp fine art aquarella предназначен для воспроизведения художественных репродукций в акварельном стиле. Для печати на обычных тканевых материалах, как уже подчеркивалось, требуется организация специального технологического цикла.

Опасная ткань

Если приобретаемый плоттер планируется использовать для печати на тканевых основах, необходимо внимательно изучить возможности его механизма подачи. Вряд ли возникнут трудности при печати на стандартных плотных материалах (холстах или баннерных синтетических носителях), механические свойства которых не вызывают проблем при транспортировке через печатный тракт. Два основных ограничения — толщина и ширина материала. Следуя в русле моды на печать по экзотическим носителям, практически все производители увеличили допустимое расстояние между головкой и материалом. В плоттерах Epson, например, оно доходит до 1,5 мм, в устройствах MacDermid ColorSpan — 3,175 мм, в плоттерах Mimaki (за исключением моделей JV2) — 7 мм, в Encad Novajet 880 — 12,5 мм. В большом числе аппаратов, в т. ч. Roland (максимально — 3,2 мм) и Xerox, предусмотрено несколько вариантов устанавливаемых расстояний. Что касается ширины материала, то в ряде аппаратов могут возникать трудности печати по очень мягким тканям (шелку или вискозе) из-за их деформирования.

Специальный боковой защитный прижим Mimaki TextileJet Tx-1600 не допускает контакта пьезоэлектрической головки с краем тканевого полотна.
При работе с натуральными тканями приходится решать сразу две проблемы — обеспечения равномерной подачи мягкого материала и исключения опасного для печатающей головки контакта с носителем. Например, в специализированных «тканевых» плоттерах, Mimaki TextileJet Tx2-1600 и MacDermid ColorSpan Fabrijet XII, сложная система подающих валов и датчиков обеспечивает равномерное натяжение материала, а защитные боковые устройства предотвращают повреждение печатающей головки.

Не столь мощными, но вполне надежными системами подачи оснащены и «обычные» плоттеры.

В большинстве устройств, в т. ч. в аппаратах Hewlett-Packard, Mutoh, Xerox ColorgrafX, запечатываемый носитель прижимается к направляющему столу с помощью вакуумирующих вентиляторов. Удобно, когда взаимное расположение подающего вала с материалом и печатающей головки исключают дополнительные изгибы ткани. Здесь в качестве примера можно привести верхнюю компоновку подающих валов принтеров Epson. Также очень важно, когда число направляющих транспортировочных валиков достаточно велико и они близко расположены друг к другу.

Цвет по программе

Программное окно линеаризации плотности печати растрового процессора PosterShop компании Scanvec-Amiable.
Для создания качественного изображения на специальном носителе, в т. ч. тканевом, необходимо профессиональное программное обеспечение (RIP, растровый процессор), отвечающее за предварительную обработку файла и его передачу на принтер в цифровом формате. Для работы с тканями есть целый ряд таких программ, предлагаемых и российскими дистрибьюторами широкоформатной техники. Это TexPrint компании ErgoSoft, Mimaki TxLink, SoftRIP компании Wasatch, Textile Print Server от Image Technologies. Основные их особенности — работа с расширенным набором цветов (до 8) и подключение средств цветового профилирования. Не меньше потенциал и универсальных RIP. Например, PhotoPrint компании Scanvec-Amiable и PosterShop компании Onyx Graphics тоже способны управлять «дополнительными» цветами. Характерно, что число аппаратных растровых процессоров в сводной таблице существенно меньше, чем программных. Это естественно, учитывая возросшую вычислительную мощь современных компьютеров и скоростные возможности интерфейсов. Иногда, желая облегчить процедуру выбора RIP, поставщик включает его в комплект стандартной поставки (см. таблицу).

Пейзаж через интерфейс

Повышенные требования к качеству печати, тенденция к наращиванию разрешения печати плоттеров, а также разработка новых, более совершенных алгоритмов цветового растрирования приводят к катастрофическому росту размеров передаваемых в принтер файлов. Неудивительно, что вновь представляемые на рынок аппараты все чаще оснащаются наиболее быстрыми интерфейсами FireWire (до 200 Мбит/с) — Canon W7200, Epson Stylus Pro 10600 и Stylus Pro 10000CF, JV4, TextileJet Tx2-1600 от Mimaki, а также USB 2.0 (до 480 Мбит/с) — Epson Stylus Pro 9600. Особо ценно наличие сетевой платы Ethernet, благодаря которой плоттер можно задействовать с удаленной рабочей станции. Удобно, когда аппарат оснащен жестким диском большой емкости для хранения или обработки переданного задания. Хорошие примеры — Hewlett-Packard 5500PS с диском 40 Гбайт, Mutoh Falcon II RJ-8000 с диском 20 Гбайт, Mutoh Toucan-64 NX-Pro c диском 21 Гбайт.

Универсальная печать

Широкий спектр запечатываемых материалов, постоянный рост производительности и разрешения плоттеров, подбор наиболее оптимального растрового процессора — все это превращает широкоформатный принтер в действительно уникальный аппарат. Уже известны случаи печати на твердых материалах (благо высота головки позволяет), внушает оптимизм ситуация с прямой печатью по тканям. Пожалуй, единственная «сложность» в том, что для организации грамотного производственного процесса требуется время. Нужно подобрать подходящие материалы, заказать или самостоятельно построить цветовые профили (для чего понадобится спектрофотометр и программа профилирования), научиться правильно эксплуатировать машину. Процесс непрост, но обязателен. Только полноценное его осуществление позволит оправдать затраты на приобретение сложного печатающего аппарата.

Автор глубоко признателен сотрудникам представительств Canon, Epson, Hewlett-Packard и Xerox в Москве, специалистам компаний Expo Graphica, Legion Group, MagicPrint, Consistent Software, SMART-T, «Арус», «ВеМаТек», «Гельветика», «Копия Москва», «Лаборатория рекламных технологий», «ЛИР Консалтинг», «МакЦентр», «РуссКом», «СайнАрт» и «Терем» за помощь, оказанную при подготовке данной статьи.


Непростая печать

На рынке разнообразных услуг широкоформатной струйной печати становится заметной ее интересная разновидность — печать на тканевых основах. В первую очередь сюда следует отнести печать по текстильным материалам и холстам (с целью выпуска репродукций художественных произведений). В настоящее время существует две коммерчески интересных технологии переноса изображения на ткань с помощью плоттера — методом сублимационной печати на бумаге, с последующим термическим переносом картинки на ткань (в термопрессе), и метод прямой печати. Первый вариант достаточно распространен, и основным его недостатком является не всегда «хорошее отношение» плоттеров к сублимационным чернилам, как правило, выпускаемым сторонними производителями.

Специальный датчик натяжения полотна плоттера Mimaki TextileJet Tx2-1600 следит за тем, чтобы в процессе печати не было «провисания» тканевого полотна.
Для печати яркими, традиционными текстильными красителями, нужно решить главную проблему — растекаемость чернил, их плохую закрепляемость на ткани и нестойкость.

Поскольку с подобными трудностями давно справляются на текстильных фабриках, два производителя плоттеров — MacDermid ColorSpan и Mimaki — решили не изобретать велосипед. Для более равномерной подачи ткани был доработан механизм принтеров, использованы привычные текстильные чернила. Дело оставалось за «малым» — обеспечить предварительную обработку ткани перед печатью и закрепление изображения после нее.

В этом и заключается главное «но». Стоимость допечатных и послепечатных текстильных систем зачастую намного превышает цену самого плоттера. Можно, конечно, арендовать помещение вблизи текстильной фабрики, приобретать там обработанную ткань, печатать и снова везти продукцию на «закрепление». Оказывается, есть другой выход. Наш соотечественник, разработчик оригинальной технологии Юрий Покидов продемонстрировал автору статьи и одному из потенциальных заказчиков запатентованное специальное покрытие «Фототекс» для ткани. Демонстрация состоялась в офисе представительства Epson, а печать производилась на плоттере Epson Stylus Pro 9600 сразу по нескольким видам ткани — шерсти, вискозе, хлопке, шелке, искусственном шелке, шифоне. Как объяснил Покидов, многокомпонентное покрытие закрепляется на ткани. На поверхности образуется уплотненный слой, на который наносятся чернила в процессе печати. Затем следует термическое закрепление изображения, в ходе которого происходит окончательное внедрение красителя и покрывающего его полимера (одна из составляющих раствора) в ткань. Стойкость нанесенного на ткань изображения, по словам Покидова, ни в чем не уступает фабричной. Экспресс-тестирование образца отпечатанной на Stylus Pro 9600 ткани подтвердило это. Десятиминутное кипячение образца в мыльном растворе не привело к снижению яркости краски и размытию изображения, а также не вызвало окрашивания куска белоснежной материи, в процессе кипячения находившейся с образцом в одной емкости.

В ходе эксперимента нанесение специального покрытия на ткань производилось с помощью обычного поролонового валика.
Разумеется, при организации промышленного производства ручным нанесением покрываюшего ткань слоя не обойдешься. И вряд ли уместно использование утюга для закрепления. Как заявил Покидов, приобретение необходимых аппретирующих устройств (аппретир — процесс нанесения на ткань предварительного покрытия) — проблема решаемая, причем в самое ближайшее время. Также существует целых три доступных варианта промышленного закрепления изображения — термического, в УФ-сушке и с помощью микроволнового излучения. При этом, отметил Покидов, предлагаемое им покрытие, при условии закрепления полученного изображения методом окисления в среде перегретого пара (в так называемом «зрельнике»), позволяет использовать для печати по тканям также и плоттеры, работающие на базе термоструйной технологии.

Если же говорить о результатах демонстрации, то они были вполне достойными. После нанесения на ткань полимерного покрытия и его последующего высыхания ткань приобрела дополнительную жесткость и благополучно прошла сквозь печатающий механизм Epson Stylus Pro 9600. Еще интереснее, что после печати и закрепления изображения практически не нарушилась структура ткани (гриф). Шифоновый платочек с перенесенной на него фотографией девушки так же плавно и волнообразно опадал на стол, как и до печати. По словам Покидова, сейчас нет никаких препятствий для поставок покрывающих растворов «Фототекс» к различным видам чернил, используемых в пьезоэлектрических плоттерах.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus