2002.10.11, Автор: Елена Демьянова4294 прочтений

Pantone Color Cue

Теги: Publish

Измерение цвета - проблема, давно волнующая лучшие умы человечества. Сколько цветовых систем создано со времен "Учения о цвете" Гете? Круги, объемные тела, спектры - люди все время пытались создать модель, позволяющую точно идентифицировать цвет.

Измерение цвета — проблема, давно волнующая лучшие умы человечества. Сколько цветовых систем создано со времен «Учения о цвете» Гете? Круги, объемные тела, спектры — люди все время пытались создать модель, позволяющую точно идентифицировать цвет. Казалось бы, чего уж проще — три вида колбочек, семь цветов радуги, 300 нм диапазона… Ан нет — сколько проблем с измерением и идентификацией! Только в 1931 г. была создана первая стандартизованная колориметрическая система, названная RGB — по трем цветам, лежащим в ее основе. Но и она оказалась несовершенной — для некоторых цветов появлялись отрицательные координаты. Придумали систему XYZ, другая напасть — неравноконтрастность. Далее уже можно запутаться: Luv, Lab, sRGB… Преобразование координат цвета из одной системы в другую не требует знания высшей математики, но поглощает уйму времени. Конечно, в наш XXI век вручную никто этим не занимается. Во всех программах, включающих описание цвета, есть выбор рабочей колориметрической системы. Созданы специальные приборы (спектроколориметры), измеряющие цвет, т. е. выдающие его цветовые координаты в любом цветовом пространстве. Об одном из них — Pantone Color Cue (предоставлен компанией «Терем») — мы и поговорим.

Итак, легкий прибор у меня в руке. «Рабочий» указательный палец сам ложится на кнопку измерения. Интерфейс прибора крайне прост: три кнопки управления, одна для измерения, одна для подсветки измеряемого поля. Кнопка для измерений одновременно является апертурой сканирования, а при работе с меню служит логическим Enter. Через прозрачный пластик кнопки видно измеряемое поле (на всякий случай есть подсветка). Так удобней точно устанавливать прибор на измеряемую область. Кнопки управления — On/Off, Menu и Next — легко освоить интуитивно.

Приступим к измерениям. При нажатии кнопки On/Off прибор оживает и первым делом представляется, выдавая свой серийный номер и сообщение о защищенности прав компании Pantone. Остается лишь поместить считывающую головку над измеряемым полем и нажать кнопку. Заявленное время измерения — 1/1000 с, так что сразу после нажатия на ЖК-дисплее появляется строка с номером цвета по Pantone, например: Pantone 721 C. Кнопка Next открывает доступ к другим сведениям: о рецептуре соответствующей смесевой краски (Formula Guide), составе цвета по CMYK, EuroCMYK, CMYKOG, sRGB100, sRGB255, Lab и даже представлении цвета в шестнадцатеричном коде для HTML. Немало, правда? А если какая-то информация кажется избыточной, то отображение координат в отдельных цветовых моделях можно скрыть.

А как у нас с точностью измерений? Очень даже неплохо. После калибровки Color Cue точно определил 73% цветов из веера Formula Guide. Примечание: за точное принято измерение, когда название цвета совпало с тем, что выдал прибор. В остальных же случаях (которые сочтены неточными) фактический и указанный прибором цвета визуально не отличались. Например, при измерении цвета 2748С прибор выдал 662С. По словам производителей, Color Cue при измерении поля выдает номер цвета по Pantone, наиболее близкого к измеряемому.

Важный плюс этого спектроколориметра — удобство калибровки. Она производится замером белого и черного полей, расположенных на обратной стороне пластинки, закрывающей батарею. Калибровочные поля всегда с собой! Если калибровка прошла успешно, высвечивается соответствующее сообщение, если же нет, прибор извещает, что измеренные значения отличаются от базовых более чем на 5%. Тогда нужно промерить белое поле, пока измерения несколько раз подряд не окажутся одинаковыми и близкими к белому цвету (Pantone 7541 C). Надо сказать, что прибор настроен на измерения при источнике света D65, т. е. при нормальном дневном свете (в темноте мерить нельзя). Поначалу веер измерялся при электрическом освещении без перекалибровки, затем она была сделана, и результаты улучшились. Статистика такова: 60% верных измерений против вышеупомянутых 73%.

Для измерений цвета на мелованной (coated), немелованной (uncoated) или матовой (matte) бумаге нужно перевести прибор в соответствующий режим. «Металлические» и флуоресцентные цвета он не измеряет. Иногда вместо номера цвета по «пантону» Color Cue выдает надпись «Unknown Color» (неизвестный цвет), но при прокрутке таки высвечивает всю остальную информацию о цвете.

Измеряющая головка (та, что под прозрачной кнопкой) состоит из сенсора и расположенных вокруг светодиодов, излучающих при измерении свет различной длины волны. Правильность измерений зависит от работоспособности всех диодов. Проверить ее можно с помощью специальной функции, при включении которой диоды поочередно излучают свет.

Прибор содержит цифровую библиотеку цветов Pantone (Color Lookup), к которой можно обращаться за информацией, как к вееру. Выбрав номер цвета, легко узнать исчерпывающую информацию о нем (координаты во всех указанных выше цветовых пространствах). Так что Color Cue — достойная альтернатива набору из скоропортящихся вееров, но без одного все же не обойтись — для наглядности цвета. А все остальные данные прибор содержит в себе.


Color Cue

Рейтинг: **** 1/2
Производитель: Pantone
Заключение: поставить пятерку помешали лишь неидеальная точность измерений и некоторое неудобство меню. Но устройство, которое выдает такое количество информации о цвете и при этом умещается на ладони, будет полезно и дизайнерам, и специалистам по допечатной подготовке, и печатникам. Цена: 490 долл.
Время жизни светодиодов: более 10 лет при нормальном использовании
Цветовая чувствительность: более 10 млн цветов
Спектральные каналы: 6
Дисплей: 2 строки по 16 символов
Размеры: 152x413x381 мм
Вес: 96,4 г (без батареи)

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Выставки торопят «цифровизацию»

    Экспозиции Printech и RosUpack в этом году оказались гораздо более насыщены цифровыми решениями, чем российские типографии. Пока это определяется большей выставочной активностью поставщиков подобных решений, но в перспективе приведёт к цифровой трансформации всей отрасли.

     

  • Лучшее с FESPA 2019: футболочные принтеры и цифровая резка

    Завершение обзора новинок, определяющих тенденции, с главной международной выставки широкоформатной и специальных видов печати.

     

  • За культуру разработки!

    Publish — один из моих любимых журналов, в котором много внимания уделяется «цифре» в разных ипостасях. В журнале и на организованных редакцией конференциях много рассказывается о цифровых технологиях для упаковки, в том числе и гибких, рассматриваются аспекты цепочки «производитель товара — покупатель», куда включаются и производители упаковки, логистика, места продажи…

    Но в темах, которые относятся к цифровому производству упаковки, чего-то не хватает… Представители бизнеса рассказывают, как они работают или осваивают новые технологии, прорабатывают схемы современной логистики производства упаковки, предлагают технологические линии. Всё, чтобы быть уникальными, гибко реагируя на требования заказчиков. В итоге — много разговоров о печати и оборудовании: цифровом печатном и послепечатном, о цифровых планшетных режущих плоттерах для изготовления прототипов и даже тиражей. Реже говорится о допечатном ПО и программных инструментах настройки и управления оборудованием, облегчающих жизнь операторам оборудования.

     

  • Ricoh Pro 8300S

    Заключение: высокопроизводительная монохромная ЦПМ пригодится как коммерческим, так и корпоративным типографиям. Улучшения направлены на упрощение обслуживания и повышение времени безотказной работы. Высокое качество печати позволяет отлично воспроизводить как текстовые, так и графические работы и даже фотографии.

     

  • Бестселлеры для полиграфистов

    Представители производителей и поставщиков — о самых продаваемых полиграфических решениях.

     

  • Влияет ли на ваше решение о покупке популярность (объём продаж) оборудования или материала на рынке?

    Иван Гудим, директор объединённого репроцентра «Выражайтесь печатно», PRINTDESIGN, «Форма 24» (Москва):

    При выборе устройств СТР мы в первую очередь обращаем внимание на технологию экспонирования — предпочитаем термальную, как наиболее стабильную, обеспечивающую высокое качество пластин. При этом лазер нужен стабильный и мощный, с возможностью регулировать процесс.

     


comments powered by Disqus