2002.04.11, Автор: Игорь Кистенев3020 прочтений

Марш миллионеров

Теги: Справочник покупателя Справочники покупателя Publish

Allegro (быстро), presto (очень быстро), piu mosso (еще скорее) - такая последовательность музыкальных терминов как нельзя лучше определяет современные темпы развития индустрии цифровой фототехники.

Allegro (быстро), presto (очень быстро), piu mosso (еще скорее) — такая последовательность музыкальных терминов как нельзя лучше определяет современные темпы развития индустрии цифровой фототехники. Следуя этому девизу, производители цифровых камер фактически обновили в прошлом году спектр своей продукции.

Календарный год, прошедший с момента публикации в Publish предыдущего обзора цифровых камер, кардинально изменил ситуацию. Сейчас, даже задавшись такой целью, намного сложнее отыскать «пробелы» в ассортименте присутствующих на рынке моделей. В России активно работают представительства основных поставщиков цифровой фототехники — Canon, Casio, Fujifilm, Kodak, Kyocera Mita (Contax и Yashica), Nikon, Minolta, Pentax, Sony, Toshiba, большую работу выполняет ряд известных дистрибьюторов.

Цифровая фотография «идет в массы» — стоимость условно относимых к так называемому полупрофессиональному классу камер снизилась, увеличилось их разрешение, заметно растут функциональные возможности. Широкое распространение получает услуга «оцифровки» пленок и слайдов; открываются цифровые фотолабы; неотъемлемая часть сервиса многих фотоателье — моментальное цифровое фото с выводом готовых отпечатков на фотопринтере.

Цифровая техника стала обязательным рабочим инструментом журналистов, репортеров и полиграфистов — редкие журнал или газета обходятся без публикаций кадров, сделанных цифровыми аппаратами с отнюдь не запредельными техническими характеристиками. Пример — фотографии для подавляющего большинства авторских новостей и статей рубрики «Обзоры» нашего журнала выполняются трехмегапиксельной цифровой камерой. Зауважали цифровую технику фотографы-профессионалы — оперативность получения результата, удобство подстройки под освещение, моментальный анализ параметров экспозиции делают цифровой аппарат незаменимым помощником на студийной площадке.

Стремительный рост популярности цифровой фототехники в первую очередь заставляет обратить внимание на полупрофессиональные камеры, приобрести которые по средствам многим. Хотя критерии принадлежности к данной категории относительны, в обзор включены камеры с ценой не выше 2000 долл., емкостью ПЗС-матрицы не менее 3 миллионов пикселей и возможностью установки на встроенный объектив оптических насадок.

Марш в темпе allegro

Стремительность «марш-броска», сделанного в прошлом году индустрией цифровой фототехники, заслуживает отдельных слов. Подавляющее число включенных в таблицу камер анонсировано в 2001 г., а некоторые — Fujifilm FinePix S602Z, Nikon Coolpix 5000 — уже в этом. И только единственный «ветеран» — камера Olympus Camedia E-10 — представлена в «далеком» 2000 г. Выбранные критерии позволили объединить в таблице аппараты начального уровня с характеристиками, порой ненамного превышающими возможности любительских компактных камер, и довольно мощные устройства, способные решать по-настоящему профессиональные задачи. Тенденция снижения цен на серьезные аппараты продолжается — компания Nikon только что анонсировала профессиональную (безо всяких оговорок) камеру D100 на 6 мегапикселей со сменной оптикой, чья стоимость «угрожает» опуститься к отметке в 2000 долл.

Оптическое трио

По принципу устройства рассматриваемые в обзоре аппараты делятся на три вида: зеркальные, выполненные по схеме TTL (Through The Lens) и оборудованные оптически совмещенным с объективом видоискателем; «псевдозеркальные», оснащенные электронным видоискателем-дисплеем, информация на который поступает с ПЗС-матрицы камеры (по сути, через объектив); незеркальные, с оптическим видоискателем, сектор зрительного охвата которого заведомо сдвинут относительно сектора охвата объектива (эффект «параллакса»). Увы, в явном меньшинстве столь любимые профессионалами «зеркалки»— в таблицу попали только Camedia E-10 и Camedia E-20 от Olympus. Любопытна их конструкция: вместо привычного зеркала, перекрывающего доступ света в видоискатель при открытии объектива, они оборудованы специальной призмой, которая расщепляет световой поток на две части, одновременно направляемых в объектив (на ПЗС-матрицу) и видоискатель.

Более представителен класс аппаратов с электронным видоискателем (Electronic Viewfinder, EVF) — Canon PowerShot Pro 90IS, Finepix 6900Z и S602Z от компании Fujifilm, Dimage 5 и 7 от Minolta, Sony DSC-F707. Это устройства с функциональными возможностями, зачастую не уступающими более дорогим камерам. Неудивительно, что компания Minolta, например, вообще не признает термина «полупрофессиональные» — свои модели Dimage она относит к профессиональному классу. Оставшиеся оснащены автономными оптическими видоискателями, часть из которых допускает увеличение («зуммирование») изображения в кадре — это камеры Casio, Coolpix 995 и 5000 от Nikon, Olympus Camedia C 4040Z.

Другой важнейший классификационный признак — число чувствительных элементов (пикселей) ПЗС-матрицы. По этому показателю впереди пятимегапиксельные Minolta Dimage 7, Nikon Coolpix 5000, Olympus Camedia E-20 и Sony DSC-F707. Его важность понятна — цифровой кадр с максимальным разрешением 2560x1970 пикселей будет иметь приемлемое качество даже при размещении на стандартной журнальной полосе.

Соло для ПЗС

Центральный компонент любой цифровой камеры — ПЗС-матрица (светочувствительный полупроводниковый прибор с зарядовой связью). Именно она является электронным аналогом привычной фотопленки, от ее характеристик во многом зависит качество изображения. Хотя различают несколько типов матриц, в рассматриваемых аппаратах, как правило, используется сенсор с чересстрочным считыванием (см. врезку «Кадр за кадром»). Поскольку изготовление ПЗС — дело непростое, требующее мощной технологической базы, самостоятельно их выпускают лишь немногие поставщики — Fujifilm, Kodak и Sony. Остальные применяют сенсоры сторонних производителей. Открыто об установке в своих камерах QV-4000 и QV-3500EX матриц Sony (по косвенным данным, ими оборудованы и другие аппараты) сообщает лишь Casio.

Будучи прямым аналогом фотопленки, ПЗС-матрица позаимствовала от нее ключевой для фотографа показатель — светочувствительность. Ее значение напрямую зависит от размера элементарной ячейки ПЗС (прямая аналогия с размером зерен галогенидов серебра в фотопленке), определяющего предельное количество накапливаемого матрицей света, — чем оно больше, тем выше чувствительность. Базируясь на матрицах с близкими характеристиками, большинство представленных аппаратов имеют рабочий диапазон светочувствительности от 100 до 400 единиц ISO.

В некоторых аппаратах, за счет реализации дополнительных алгоритмов подавления шумов (камера S304 и серия Dimage от Minolta, Coolpix 995 и 5000), заявлена возможность съемки со светочувствительностью 800 по ISO. Очень интересна и эффективна, с точки зрения светочувствительности, архитектура ПЗС-матриц Super CCD от Fujifilm. В отличие от привычных прямоугольных (например, в матрицах Sony), сенсоры Super CCD имеют восьмиугольную форму и расположены под углом 45°. По заявлениям специалистов Fujifilm, это позволило поднять полезную эффективную площадь сенсоров и, соответственно, повысить их чувствительность. Кроме того, реализованная в аппарате FinePix S602Z технология группирования пикселей (рис. 1) поднимает чувствительность (разумеется, теряя при этом в разрешении) до 1600 единиц ISO.

Рис. 1. Принцип группирования чувствительных элементов в ПЗС-матрице Super CCD III компании Fujifilm

Почувствуйте разницу

Выбирая цифровую камеру, можно, конечно, ограничиться тремя рассмотренными критериями — типом видоискателя, разрешением ПЗС-матрицы и светочувствительностью. Однако такой подход аналогичен решению отказаться от покупки билета в филармонию и прослушиванию музыкального произведения в прямой трансляции по телевизору. Необходимо оценить всю инструментальную гамму цифрового аппарата: доступные средства цветовой настройки, возможности систем фокусировки и экспозамера, принципы записи и хранения информации, особенности работы со вспышками и, разумеется, характеристики встроенного объектива.

Абсолютно все встроенные в камеры объективы оснащены «зумом» — механизмом регулировки фокусного расстояния, который в определенной степени позволяет обойти ограничения, связанные с невозможностью работы со сменной оптикой. Но использование объективов с переменным фокусным расстоянием имеет недостаток — максимальная относительная диафрагма (светосила) не столь велика, как у объективов с постоянным фокусным расстоянием. Наибольшая светосила у Olympus Camedia C4040Z (f1,8), вслед за которым идут (f2,0) Canon PowerShot G2, аппараты Casio, Epson и Sony. Другая особенность объективов цифровых камер — из-за малых, по сравнению с площадью пленочного кадра, размеров ПЗС-матрицы они характеризуются двумя параметрами: «истинным» и эквивалентным фокусным расстоянием, пересчитанным на формат 35-мм камеры.

Рис. 2. Схема внутреннего устройства цифровой камеры (на примере Minolta Dimage 7)

Объективы всех камер предоставляют, хотя и в разной степени, возможность установки сменных оптических насадок — широкоугольных, телеконверторов, линз для макросъемки. Богатый выбор предлагает Nikon: в числе прочих упоминаются две сверхширокоугольных насадки (fish eye) и даже специальный адаптер для копирования слайдов. Обширен набор насадок для зеркальных камер Camedia E-10 и E-20 от Olympus, которые для сохранения устойчивости образующейся конструкции даже оснащаются специальным линзовым держателем.

Настройка «фотоинструмента»

Одна из ответственных функций любой фотокамеры, в том числе и цифровой, — точные фокусировка и экспозамер. Различают два их основных режима работы — автоматический и ручной. Интенсивнее используется первый способ, незаменимый при серийной и оперативной съемках и особенно эффективный в аппаратах высокого класса. Но когда нужно создать цветовой или композиционный эффект, опытный фотограф отдаст предпочтение ручным настройкам. Поэтому (а не только из-за ностальгии по старым добрым пленочным камерам) столь ценится наличие на объективе регулировочного кольца фокусировки и механических колец настройки выдержки и диафрагмы. Прямой механической связи с объективом здесь нет — управление в любом случае осуществляется опосредованно, через электронные схемы. Такими средствами регулировки оснащены далеко не все присутствующие в обзоре аппараты — это Fujifilm FinePix 6900Z, Dimage 5 и 7 от Minolta, Camedia E-10 и E-20 от Olympus, Sony DSC-F707.

Уровень оснащенности автоматических режимов установки резкости и экспозиции растет по мере повышения степени «профессиональности» камеры. Однако все аппараты выбирают экспозиционные параметры путем анализа прошедшего через объектив света (известная схема TTL) и, как минимум, имеют два типа экспозамера — точечный и центровзвешенный (либо матричный). Камеры оборудованы многозонной системой фокусировки, позволяющей оптимально настроить глубину резкости. Это, например, трехзонные TTL-системы в Canon PowerShot G2, Casio QV-4000, Minolta Dimage 5 и 7, пятизонные в Minolta S304 и S404, а также в аппаратах Nikon, алгоритм оценки расстояния для каждой из 64 точек TTL-экспозамера в камерах Fujifilm.

В большинстве аппаратов реализована пассивная система автофокусировки, основанная на принципе установления уровня контрастности проецируемого на ПЗС-матрицу объекта. Есть и оригинальные решения. В камерах Camedia E-10 и E-20 компании Olympus, например, процедура автофокусировки комбинированная — предварительный расчет настройки на резкость выполняется с помощью активной инфракрасной системы, обеспечивающей подсветку объекта специальным светодиодом. Затем в дело вступает более точная пассивная TTL-система. Очень удобен метод произвольного позиционирования точки фокусировки в неподвижном кадре (так называемый «гибкий фокус» — Flex Focus) в камерах Dimage 5 и 7 компании Minolta. В камерах Casio QV-4000 и QV-3500 EX фокусировка выполняется на любую из девяти точек неподвижного кадра.

Специальной системой голографической фокусировки (для съемок ночью или слабоконтрастных объектов) оснащена камера DSC-F707 компании Sony. Суть — в применении дифракционной решетки и лазерного светодиода, обеспечивающих проецирование на объект красной световой сетки. Точная фокусировка на спроецированную сетку допускается в широком диапазоне расстояний до объекта. Есть своя система инфракрасной фокусировки для ночной съемки и в камере Casio QV-4000.

Шуметь запрещается

Развитые средства оперативного реагирования на текущие условия освещенности предоставляют встроенные системы экспозамера — функцию съемки с экспозиционной вилкой («автобрекетинг»), многосегментную систему оценки освещенности, комплексный подход к расчету параметров экспозиции (учитывается не только яркость, но и цветовые особенности скомпонованного кадра). В экспонометрической системе камер Minolta расчет ведется с учетом трех составляющих — расстояния до объекта, полученной через ПЗС-матрицу цветовой информации и текущей настройки баланса белого. Похожие решения есть и у других производителей: система iESP (intelligent Electro Selective Pattern) в камерах Olympus или E-TTL (Evaluative Through-The-Lens) в камерах Canon.

Опытные фотографы все-таки предпочитают устанавливать значения экспозиции вручную. Чем больше степень свободы, справедливо считают они, тем лучше. Впрочем, имеются присущие цифровым камерам рассматриваемого уровня ограничения. Во всех аппаратах жестко ограничена длительность «ручной» выдержки — самый продолжительный срок открытия объектива у пятимегапиксельной Olympus Camedia E-20 — 8 мин. Затем, даже при остающейся нажатой кнопке спуска, затвор объектива принудительно закроется. Связано это с тем, что небольшой размер ячеек применяемых в рассматриваемых камерах ПЗС-матриц (около 3 микрон) не позволяет бороться с неизбежным «цифровым шумом», который накапливается матрицей при длительном открытии объектива (даже в темноте). Другое дело — профессиональные аппараты (стоимостью несколько тысяч долларов), размер элементарной ячейки в которых может достигать 13 микрон.

Большое значение с точки зрения выбора параметров экспозиции имеют гистограммы — графики распределения яркости освещения по ширине кадра. Они помогают быстро выяснить значение экспозиции (рис. 3) в кадре и сразу скорректировать его. Подобные функции имеют Canon PowerShot G2, аппараты Casio, Fujifilm FinePix 6900Z, камеры Minolta и Nikon, Camedia E-10 и E-20 от Olympus. Еще удобнее просмотр гистограмм в режиме реального времени (даже не делая снимка) — такая функция заложена в цифровую камеру Casio QV-4000.

Рис. 3. Принцип определения точности экспозиции по гистограмме. Оптимальная экспозиция — равномерное распределение яркостей с максимумом в центре кадра; высокая экспозиция — максимум интенсивности смещен в правую сторону; малая экспозиция — в левую.

Цветовые гаммы

Два важнейших преимущества цифровой камеры перед традиционной пленочной — выбор светочувствительности по ISO и установка значений цветовой температуры (баланса белого). Последнее практически полностью отменяет необходимость светофильтров (разумеется, в зависимости от гибкости предоставляемых настроек). Среди исключений — использование ультрафиолетового фильтра при съемке в горах или желание добиться оригинального цветового эффекта. Гибкость настроек по цветовой температуре дает заметное преимущество при съемке в различных условиях освещенности. Как видно из сводной таблицы, количество предустанавливаемых значений баланса белого в камерах меняется от 3 до 7. Во всех аппаратах есть режим автоматической настройки цветовой температуры (однако не всегда во всем доступном диапазоне). Предусмотрена ручная установка температуры по фону — листу белой бумаги.

К сожалению, конкретные числовые величины можно задавать только в камерах Camedia E-10 и E-20 от Olympus (от 3000 до 7500 К), в остальных лишь даются условные наименования источников света. Стандартно это температуры освещенности лампами накаливания, флуоресцентными, а также различные варианты естественного освещения. Удобнее, когда возможна более тонкая настройка. Так, в камере Nikon Coolpix 5000 допускается корректировка каждого из значений на три шага в плюс и в минус (числовые значения шагов производитель не раскрывает). Есть в аппаратах Nikon другая любопытная функция — непрерывная съемка с пошаговым смещением цветовой температуры («брекетинг» по балансу белого) в обе стороны от заданного значения.

Свет на сцене

Профессионализм снимка во многом, если не в первую очередь, определяется качеством освещения объекта. Большую роль играют встроенные вспышки (ими обладают все камеры) и возможность подключения мощных внешних. В одних аппаратах окно вспышки встроено в корпус и отнесено в сторону от объектива, в других — расположено по оси объектива (что, в принципе, лучше для TTL-системы экспозамера) и очень часто выполнено в виде поднимающегося над корпусом конструктива (вспышка «pop-up»). Такие стандартные функции, как принудительное включение или отключение вспышки, компенсация эффекта «красных глаз», поддерживают все камеры. Различия начинаются дальше.

Ценно, что большинство встроенных вспышек предусматривают «медленную синхронизацию» — режим, сочетающий длительную выдержку со вспышкой, срабатывающей в момент начала движения задней или передней шторки затвора объектива. Одно из применений этого эффекта — «замораживание» переднего плана и подробная проработка деталей слабо освещенного фона (портрет на фоне ночного города).

Обязательная принадлежность профессионала — внешняя вспышка — может подключаться почти ко всем камерам, за исключением Casio QV-3500EX, Kodak DX3900, S304 и S404 компании Minolta, Nikon Coolpix 885 и Olympus C-3020Z. Допускается работа сразу нескольких вспышек в камерах Olympus, Nikon Coolpix 995, их подключение осуществляется кабелем, через специальный синхроразъем. Компании Minolta и Nikon предлагают блоки-разветвители для подсоединения к камере сразу нескольких вспышек (разветвитель от Nikon подключает до пяти вспышек).

Средства записи

Лишенная традиционного носителя информации — фотопленки — цифровая камера хранит снимки на сменных картах памяти различного типа. Как видно из таблицы, наиболее распространены на сегодня форматы CompactFlash и IBM Microdrive (аппаратно совместимый с разъемами CompactFlash Type II). В аппаратах Olympus и Fujifilm наряду с ними используется формат SmartMedia. В цифровых камерах Sony применяются исключительно накопители MemoryStick — представители активно продвигаемого этой компанией технологического стандарта. Не имеет аналогов камера Sony Mavica CD300 — здесь в качестве носителя используются 80-мм компакт-диски емкостью 156 Мбайт. Лидируют по максимальной емкости диски IBM Microdrive (средняя цена в Москве 340 долл.), способные хранить до 1 Гбайт данных. За ними следуют CompactFlash (до 512 Мбайт, 300 долл.), SmartMedia (128 Мбайт, 190 долл.) и MemoryStick (128 Мбайт, 200 долл.).

Немаловажен еще один аспект — удобство чтения информации с карточек. Поставщики цифровых камер, где используются карты SmartMedia, не имеющие, как CompactFlash или IBM Microdrive, встроенного контроллера, представляющего карточку в виде жесткого диска, предлагают приобрести специальные адаптеры. Адаптер FlashPath похож на обычную дискету, внутрь которой вставляется карточка. После установки драйвера эта «дискета» свободно читается через дисковод компьютера. Аналогичные адаптеры существуют для интерфейсов PCMCIA, USB, FireWire.

Впрочем, можно отказаться от активного применения дорогих карт памяти или микродисков (хотя одну карточку большой емкости все равно нужно купить, ибо она играет роль основной памяти камеры) и работать напрямую с компьютером. Здесь главную роль начинает играть встроенный в камеру интерфейс. Все рассматриваемые аппараты работают с USB, хотя некоторые (вероятно, по традиции) могут передавать данные в компьютер через последовательный порт. Есть и другие варианты — камера Canon PowerShot G2 оборудована специальным интерфейсом для прямой печати изображений на сублимационный фотопринтер CP-10, предлагаемый этой компанией.

Цифровые полутона

Объем и качество сохраняемой на картах памяти информации во многом зависят от используемых камерой цифровых форматов. Это, главным образом, JPEG и TIFF, иногда специализированный формат RAW (камеры Canon, Dimage 5 и 7 от Minolta, Camedia E-10 и E-20 от Olympus). Ясно, что RAW поддерживается только камерами профессионального уровня и, по сути, представляет собой запись первичной информации, преобразованной ПЗС-матрицей в цифровую форму. Он открывает перед опытным фотографом широкие возможности по редактированию отснятых кадров: корректировку баланса белого, цветового баланса, динамического диапазона, выполнение полутоновой коррекции. Для этого с камерами поставляется специальное программное обеспечение — Canon Digital Camera 6.0, Minolta Image Viewer Utility.

Второй предпочтительный формат — TIFF, в котором хранятся сжатые без каких-либо потерь данные (используемый в JPEG алгоритм сжатия безжалостно выбрасывает из файла «лишнюю» информацию о цвете). Положительная сторона TIFF — возможность записи кадров с большим разрешением (до 32 бит на точку) и последующего их преобразования в формат CMYK, применяемый в профессиональной полиграфии.

Очень популярна в последнее время прямая печать отснятых изображений на фотопринтере. Большинство камер поддерживают стандарт DPOF (Digital Print Order Format) для записи отснятого кадра на карту памяти одновременно с заданием на печать и стандарт PIM (Print Image Matching) компании Epson, отвечающий за точное воспроизведение цветов на печатающем устройстве. Компактные сублимационные принтеры предлагают для своих камер Canon, Olympus, Sony. Компания Fujifilm поставляет печатающее устройство, работающее по принципу термопереноса изображения на специальную бумагу без использования чернил.

Finale

Созданная на стыке двух технологических областей — фотоиндустрии и компьютерных технологий — цифровая камера объединила в себе огромное число решений высокой сложности. Это сильно осложнило привычную процедуру выбора фотокамеры, но привнесло в мир профессиональной фотографии ранее невиданные возможности. И хотя по физическому разрешению отснятых кадров цифровая техника приближается к характеристикам пленочных камер лишь в очень дорогих студийных моделях, доступная по цене, удачно выбранная цифровая камера среднего класса станет незаменимым помощником при выполнении большого спектра профессиональных задач — постановке света, анализе экспозиции, оперативной репортажной съемке, выпуске иллюстрированного печатного издания.

Автор выражает глубокую признательность сотрудникам представительств Epson, Canon, Casio, Minolta, Nikon и Sony в Москве, а также специалистам компаний DG Group, NAK Microware, «Алион», «Имидж.Ру», «Копия Москва», «СИВМА» и «Фуджифильм-Россия» за помощь, оказанную при подготовке этой статьи.


КАДР ЗА КАДРОМ

Изобретенный американскими учеными в конце 60-х годов прибор с зарядовой связью (Charge-Coupled Device, CCD) изначально предполагался на роль элемента компьютерной памяти. Но вскоре стало ясно, что ПЗС может успешно использоваться в приложениях обработки изображений, поскольку обладает чувствительностью к электромагнитному излучению с длинами волн менее 1,1 мкм (в этот диапазон попадают и волны видимого спектра). Современные используемые в цифровых камерах ПЗС представляют собой матрицу из полупроводниковых чувствительных элементов, на которую проецируется проходящий через объектив свет. Различают три основных вида ПЗС-матриц: с полнокадровым переносом (Full-Frame Transfer CCD, FF CCD), с кадровым переносом (Frame Transfer CCD, FT CCD) и с чересстрочным переносом (Interline CCD, IL CCD).

Принцип работы FF-матриц (рис. 4) заключается в следующем. Изображение проецируется на кадр ПЗС, преобразуясь в дискретный набор электрических зарядов (будущих пикселов). По завершении экспозиции все ряды кадра параллельно смещаются в сдвиговый регистр, а затем, после усиления, поочередно поступают в блок аналогово-цифрового преобразования.

Рис. 4. Схема работы ПЗС-матрицы с полнокадровым переносом

Отличие матрицы с кадровым переносом (рис. 5) от предыдущей схемы заключается в наличии промежуточной, покрытой защитным экраном буферной области, куда перемещается спроецированный на матрицу кадр. Преимущество — непрерывная работа достигается без срабатывания электронного затвора, что повышает скорость переноса кадров. Однако необходимость работы с двумя полупроводниковыми матрицами приводит к снижению разрешения, повышению уровня шумов и стоимости прибора.

Рис. 5. Схема работы ПЗС-матрицы с кадровым переносом

Матрицы с чересстрочным считыванием (рис. 6) состоят из нескольких линеек светочувствительных ячеек, параллельно которым размещены буферные, покрытые защитным экраном линейки, а также сдвиговые регистры. Захваченная линейками информация смещается в закрытые от света буферные области, откуда по сдвиговым регистрам передается в нижний сдвиговый регистр, усилитель и на блок аналогово-цифрового преобразования. Разрабатывалась данная архитектура для устранения недостатков, присущих схеме с кадровым переносом. Она снижает уровень шумов в матрице, но отличается схемотехнической сложностью. Один из недостатков — пониженная светочувствительность, связанная с уменьшением эффективной рабочей площади, воспринимающей свет.

Рис. 6. Схема работы ПЗС-матрицы с чересстрочным считыванием

По такой схеме выполнены многие ПЗС-матрицы представленных в обзоре аппаратов, в частности, Sony ICX252AQ (Casio QV-3500EX) и Sony ICX406AQ (Casio QV-4000).

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus