2002.03.119474 прочтений

Cerber, Excentro и SecuriDesign

Теги: Publish

Гильоширные рисунки - необходимые элементы защиты любого важного документа, будь то проездной билет, акцизная марка, удостоверение или ценные бумаги.

Гильоширные рисунки — необходимые элементы защиты любого важного документа, будь то проездной билет, акцизная марка, удостоверение или ценные бумаги. Кроме своей основной сферы они часто используются и в декоративных целях — на грамотах, дипломах и т. д. Для создания гильоширов имеются специальные программы. В данном обзоре рассматриваются некоторые общие вопросы этой тематики, а также три программы отечественных разработчиков: Cerber (SecuritySoft), Excentro («Консультационный центр Excourse») и SecuriDesign (Oberon).

В России гильош появился на ассигнациях и прочих ценных бумагах еще при Александре II в 1866 г. Покрывая значительную площадь и имея весьма небольшую толщину линий (около 50 мкм), композиции из сложнопересекающихся кривых позволяют в определенной мере избежать несанкционированного копирования документов и, таким образом, наравне с водяными знаками и прочими элементами идентификации, являются гарантами их надежности и аутентичности. Распространены и другие названия таких изображений — тангир или защитная сетка. Существующая сейчас множительная техника пока не обладает необходимой разрешающей способностью для создания качественных копий ни монохромных элементов, ни тем более цветных — муар неминуем. Повторить гильоширную композицию, когда ко всем сложностям добавляется плавно или произвольно меняющийся цвет каждой линии, практически невозможно.

Гильоширный рисунок — лишь часть комплекса мер, направленных на защиту от подделок. Дополнительно повышать надежность можно (и нужно), используя, например, особые сорта бумаги, тиснение фольгой, металлизацию и голограммы, которые даже более предпочтительны, поскольку заметны невооруженным глазом. В самом деле, вряд ли кто-нибудь по памяти сможет воспроизвести узоры, скажем, на 50-рублевой банкноте, поскольку даже не всматривался в них. Очевидно, что практическая ценность гильошира для обычных людей довольно спорна. С другой стороны, специалисту наличие узора позволяет определить подлинность, чем и объясняется его присутствие на всех мало-мальски значимых документах. Поскольку в последнее время гильошир в какой-то степени утратил свое «охранное» значение, такие композиции чаще применяются для декоративного оформления, нежели в качестве серьезного барьера для злоумышленников: красивая композиция из тонкого кружева линий может задать стиль всему документу или же органично дополнить общий дизайн.

Как правило, рисунком становится график какой-то периодической функции, а чаще — результирующая нескольких функций. Однако подобрать такие значения аргументов, чтобы получился симпатичный узор, непросто, тут нужно определенное чутье, время на эксперименты и, конечно же, быстрая визуализация результата. Значительно облегчают поиски красивых композиций специализированные программы, поскольку они выдают результат практически мгновенно. Дополнительное преимущество — гарантия безупречного качества построения (толщины линий, регулярность повторения).

Разработку тангира можно заказать специализированным подразделениям или дизайн-студиям, либо выполнить самому. Поиск, проведенный в Интернете среди российских компаний, дал совсем небольшой список разработчиков, оказывающих услуги по дизайну гильоширных композиций, чем и определяется их внушительная стоимость. Поскольку в среднем стоимость такой работы лежит в диапазоне 200–1000 долл., при постоянных заказах имеет смысл обратить внимание на программы, в которых есть все необходимое для выполнения работ любой степени сложности. Из соображений безопасности подобное программное обеспечение имеет привязку к конкретному оборудованию — оно продается либо аппаратным ключом, без которого система не инициализируется, либо использует заводскую информацию о системной плате и жестком диске того компьютера, на который устанавливается.

Производители

Общепризнанным мировым авторитетом в области защиты ценных бумаг является швейцарская De La Rue Giori (ныне — собственность компании KBA), среди ее клиентов — American Express, Visa, Mastercard, Thomas Cook и другие именитые бренды. Хорошей репутацией в финансовых кругах пользуются бельгийская Barco Graphics (ее разработка — Fortuna), венгерская Jura Trade LTD со своей Jura Security Printing Design System, а также британская Security Print Software, продвигающая Security Expert. Все эти системы весьма дорогостоящи (десятки тысяч долларов). Из западных систем классом пониже отметим EPIKOS 4000 и Giotto Security Design System. Если гильоширный рисунок предполагается использовать исключительно в декоративных целях, обратите внимание на образцы, которые предлагаются на компакт-дисках, распространяемых самими разработчиками гильоширов.

На территории бывшего СНГ из компаний, серьезно занимающихся разработкой программных средств для создания тангирных сеток, выделим московскую SecuritySoft, продвигающую сразу несколько своих разработок, одна из которых — Cerber — предназначена именно для создания гильоширных изображений. «Консультационный центр Excourse» со своей разработкой — виртуальной гильоширной машиной Excentro — властвует на рынке Масintosh. Еще одна компания — Oberon, руководитель которой — бывший киевлянин, разработала модуль SecuriDesign, в отличие от остальных редакторов, жестко привязанный к CorelDRAW. В принципе, все компании, имеющие лицензию Минфина на производство подобных работ, пользуются собственным специализированным программным обеспечением, однако по понятным причинам продают его лишь в редких случаях. Поскольку у автора не было возможности оценить их, а также западные разработки (демо-версии отсутствуют), рассмотрим три вышеупомянутых российских пакета.

Принцип работы

Для работы с гильоширными редакторами не обойтись без начальных знаний по высшей математике, поскольку все построения основаны на использовании стандартных функций (синус, косинус), амплитудной и фазочастотной модуляций, наложения функций, определяемых в разных системах координат (глобальной и локальной). Эти требования ограничивают круг пользователей художниками-дизайнерами с техническим образованием, но при большом желании и не имеющий таких знаний, но обладающий определенным пространственным мышлением художник способен осилить их. В любом случае на этапе ознакомления с редакторами значительную помощь окажут примеры, входящие в стандартную поставку.

Процесс создания любого элемента гильоширной композиции можно условно разбить на несколько этапов. Первый — задание основы (базы) для всех дальнейших построений, которая будет определять внешний вид создаваемого рисунка. Это может быть любая геометрическая фигура, в том числе и кривая, нарисованная вами от руки. Основа выступает в роли своеобразной системы координат, в которой и будут строиться все остальные линии. Затем задаются огибающие — две кривые, строящиеся на заданной вами основе и в дальнейшем определяющие поведение заполняющей их кривой. Наконец, последний этап — задание самих функций-заполнителей площади между огибающими.

1

Программы имеют множество предопределенных типов заполнителей: от совсем простых до весьма сложных (заполнители как угодно комбинируются между собой). Кроме того, можно задавать свои функции и использовать ряды Фурье (рис. 1). Весьма оригинальные результаты дают растровые картинки (закон изменения функции-заполнителя — его модуляция — определяется яркостью изображения) и непериодические сетки. В общем-то, задание интересного заполнителя — самая сложная, но в то же время и творческая сторона процесса. Выделяют три типа гильоширных рисунков: бордюры (окантовка), фоновое изображение и элементы замкнутой формы (розетты).

После краткого ознакомления с принципами построения композиций перейдем к обзору самих гильоширных редакторов.

Cerber

Самый существенный недостаток Cerber — его цена: 1200 долл. за полнофункциональную версию, 650 — за «урезанную». Но количество настроек просто огромно, да и интерфейс русский, что тоже приятно. Программа создает розетты, бордюры, защитные и декоративные сетки. Предусмотрено построение нерегулярных сеток (исходное изображение, например сетка, накладывается на заданную трехмерную поверхность — в результате получается новое нерегулярное изображение) и привлечение растровых изображений. Вместо линий можно использовать микротекст и передавать полутона разными типами штриховых линий.

Среди фигур, предлагаемых для задания формы будущей композиции (закладка «Основы»), — отрезок, эллипс, многоугольник, прямоугольник, полилиния, дуга, овал, сплайн, спираль, эвольвента, фигура Лиссажу. Огибающие строятся на основе программных функций (закладка «Функции»). Поскольку на сложность композиции в основном влияет сложность заполнителя, остановимся на нем подробнее.

Форма гильоширного рисунка определяется двумя факторами: самими образующими функциями и способом, которым они вписаны между направляющими. В программе предопределены 9 функций, которые используются при создании композиции (как в качестве образующих, так и направляющих элементов), но вы можете создать и свою собственную — базирующуюся на рядах Фурье, задающуюся в виде формулы или в виде растрового файла (битовый образ). Если не подходит ни один из вариантов, нарисуйте ее сами (кнопка «Определение функции»). Для этого в открывшемся окне нужно создать участок кривой, который будет потом повторяться в качестве основного элемента рисунка.

2
Программа предоставляет 7 типов заполнителей, среди которых: линейный (простое дублирование между огибающими, используется для создания бордюров), фазовый (фазовый сдвиг между функциями), специальный (параметры линии модулируются рисунком), текстовой (вместо линий используется текст), орнамент (когда накладываются друг на друга линии с разной шириной), комбинированный и лучевой (линии, образующие заполнитель, располагаются по нормали к огибающим, рис. 2).

Среди наиболее интересных типов заполнителей — комбинированный и специальный. Первый помогает создавать гильоширы со сложным рисунком (например, вводить сразу несколько групп заполняющих линий). К сожалению, доступа к индивидуальным свойствам каждой из этих групп нет, все настройки относятся сразу ко всем элементам. Среди них — число используемых линий, их частота, процент заполнения пространства между направляющими, фазовый сдвиг между линиями и группами.

Особого внимания заслуживает применение в роли модулирующей функции растрового изображения (тип заполнителя — «Специальный») в силу того, что оно позволяет создать в качестве гильоширной композиции не просто отвлеченный рисунок, а, например, логотип компании или изображение, связанное с ее деятельностью. Для этого подготовленное grayscale-изображение в формате BMP загружается в программу, после чего ему задаются параметры модуляции. Яркость изображения определяет смещение линий, их частоту, амплитуду, прерывистость, толщину или любую их комбинацию (рис. 3).

3

При необходимости можно рассмотреть рисунок в большом увеличении (максимальный масштаб — 1000%). Программа сохраняет настройки композиции и после окончания ее редактирования, что позволяет в дальнейшем вернуться и подредактировать необходимые параметры. Готовый результат экспортируется в формат PostScript.

Excentro

Этот редактор — для дизайнеров, работающих на платформе Масintosh. Он обладает хоть и небольшим, но достаточным набором функций для создания декоративного оформления гильоширных композиций. Надо сразу отметить, что он не предназначен для защиты документов: в нем нельзя задействовать пользовательские функции и задать рисунок в качестве модулирующей функции. Несмотря на эти ограничения, существующие в Excentro возможности реализованы отменно. Особой похвалы заслуживает тщательно продуманный, аккуратный интерфейс, в котором нет громадных панелей управления, — в результате вы находите интересующий вас параметр моментально.

4

Отличительная особенность Excentro — специальная панель Structure, в которой все связи между объектами отображаются в схематическом виде с учетом установленной иерархии. В каждом блоке, играющем роль строительного кирпичика композиции, отображаются все заданные ему параметры — при помощи этой панели легко анализируется вся структура рисунка (рис. 4). При достаточно сложном варианте эта наглядность может сыграть и злую шутку: линии, показывающие взаимосвязь между объектами, начинают сливаться, что затрудняет процесс редактирования. Отметим, что в Excentro четкого разделения на огибающие и заполняющие нет — существуют лишь два понятия: база (Base) и производные от нее (в терминологии программы — Element). Понять, чем в данном случае является тот или иной объект, можно лишь на основании его положения в панели структуры: если он находится на второй ступени, то это огибающая, если на третьей — то элемент заполнения. Для управления параметрами всех компонентов композиции служит панель Excentro Control (рис. 5). В закладке Type собраны основные атрибуты выделенного элемента, в Global — его глобальные модификаторы, а в Local — модификаторы местного значения. Кстати, в Excentro несколько необычные названия некоторых элементов управления: под Scale V, например, скрывается амплитуда функции (хотя сделано это наверняка из соображений унификации параметров). Набор функций хоть и лаконичен, но вполне достаточен: база может быть в виде круга, прямой, прямоугольника и спирали. Из штатных средств построения остальных элементов — синусоида, циклоида, восьмерка, пила и линия. Что касается заполнителя, то в качестве него выступают либо синусоиды (sin wave), либо объекты, плавно перетекающие от одной огибающей к другой (superpose). Для более тонкого управления ими служат настройки Step and Repeat (закладка FX в панели управления) — чтобы получить к ним доступ, щелкните на треугольнике вверху панели управления. Дабы оценить реальный результат (с учетом толщины линий), необходимо переключиться в режим Preview (по умолчанию включен Artwork, показывающий только геометрию).

5

Из продвинутых функций отметим использование специального объекта Directive, который корректирует форму заданной кривой, выравнивая направление ее касательной со своей. Он будет полезен при использовании базы в виде прямоугольника (в углах касательная не определена, а потому поведение производной от нее кривой в этих точках может отличаться от ожидаемого).

Серьезный недостаток Excentro — отсутствие поддержки цвета. В самом деле, попробуйте создать интересную композицию, пользуясь одними только черными линиями, когда перед вами на экране — густое кружево кривых. Тут уж без определенного чутья никак не обойтись. Гото-вый результат экспортируется в формат AI, после чего цвет ему присваивается в любой программе редактирования векторных изображений.

SecuriDesign

Эта программа имеет практически те же инструменты, что и SecuritySoft, за исключением таких специфических, как использование рисунков, текста и непериодических сеток, что, впрочем, бывает необходимо только в исключительных случаях. Зато по цене она — бесспорный фаворит (всего 40 долл.) и будет отличным помощником для быстрого создания гильоширных композиций. В отличие от Cerber, являющейся самостоятельной программой, SecuriDesign — это макрос, написанный для CorelDRAW 10. Он не работает с более ранними версиями редактора, поскольку в них скрипты еще не имеют доступа ко многим функциям. Автор настоятельно рекомендует обновить версию CorelDRAW до релиза 10.427, иначе макрос будет работать нестабильно. Скрипт состоит из двух независимых модулей — один для создания огибающих (contour), второй — непосредственно для получения заполнения (pattern).

6

Для создания тангира сначала вам потребуется штатными средствами CorelDRAW 10 создать основу для построения и затем запустить макрос Сontour Generator. Создав две огибающих и сохраняя их выделенными, нужно запустить макрос Рattern Generator (рис. 6). В принципе, его настройки практически ничем не отличаются от существующих в Cerber, а посему нет смысла останавливаться на них особо. Отмечу лишь, что продвинутые элементы управления заполнителем собраны в закладке Envelopes. Среди наиболее интересных — дополнительная модуляция по любой из осей (рис. 7), причем масштаб по X и Y может быть нелинейным и определяться заданным законом.

7
Чтобы увидеть результат в окне предварительного просмотра, нужно щелкнуть по нему мышкой — других средств обновления не предусмотрено. Для создания конечного результата служит кнопка Create!Modify Pattern. Если же по каким-то причинам он вас не устраивает, не нужно создавать огибающие заново — продолжайте вносить необходимые коррективы в композицию, после чего используйте для ее обновления ту же кнопку. Поскольку при открытом окне скрипта возможности самого DRAW вам становятся недоступны, желательно перед запуском макроса предварительно увеличить зону будущей композиции до максимальных размеров — так вы сможете рассмотреть результат во всех деталях и, таким образом, гарантировать его качество.

В отличие от Cerber, в SecuriDesign есть очень удобный визуальный редактор функций Visual Function Editor, который позволяет простым передвижением движков сразу же оценить форму кривой. Если вам требуется конкретное начертание — никаких проблем: достаточно выбрать пипетку и «сколоть» форму кривой из открытого документа — программа автоматически аппроксимирует ее функцией с заданной точностью.

Ну и конечно, нельзя пройти мимо полезнейшей возможности — управления индивидуальными настройками каждой группы линий в композиции. Между двумя огибающими можно разместить несколько разных функций, что добавит дизайну определенную оригинальность . Предусмотрено управление группами как по отдельности, так и по принципу четные-нечетные, что сводит управление даже очень сложной композицией к легкому и увлекательному занятию.

Однако идеальных программ нет, и это, естественно, относится к SecuriDesign. Среди недостатков макроса — отсутствие сохранения предустановки, что ограничивает удобство работы над композицией одной сессией, и существенно меньшая по сравнению с Cerber скорость формирования кривых на заключительной стадии (при переносе уже в сам документ). Для ускорения настоятельно рекомендуется выключить отображение всех палитр в CorelDRAW, чтобы не тратилось время на их постоянное обновление.

Резюме

Что можно сказать в заключение? Cerber обеспечивает большую безопасность, чем SecuriDesign, но значительно проигрывает ему в цене. Ничего не поделаешь — такова плата за принадлежность к когорте специализированных приложений для профессионалов. Для большинства практических применений вполне подойдет SecuriDesign — учитывая широкую распространенность CorelDRAW и крайне низкую стоимость макроса, творчески используя заложенные в него возможности, можно получать красивые композиции, ничуть не уступающие более именитым конкурентам. На платформе Macintosh в рассмотренной ценовой категории выбора нет, там безраздельно господствует Excentro, его ближайший конкурент — Security Print Software — стоит заоблачно дорого (несколько десятков тысяч долларов).

Еще раз подчеркну: для принятия решения о способе защиты того или иного документа от фальсификации необходимо помнить, что одним лишь гильоширом ограничиваться нельзя, дополнительные и визуально более различимые гарантии дает использование бумаги с водяными знаками, тиснение фольгой, микропечать, флюоресценция, голограммы и другие современные методы.


Cerber

Рейтинг: *****
Платформы: Windows
Заключение: за широкий спектр возможностей придется заплатить весьма внушительную сумму, что может позволить себе лишь ограниченный контингент пользователей. В ближайшее время выйдет очередная, еще более мощная версия продукта.
Цена: 1200 долл. за полную версию, 650 долл. — за урезанную (недоступны построение трехмерных поверхностей, наложение на сетку растрового изображения, задание функции в виде «Формула» и «Битовый образ»; есть ограничения в вариантах создаваемых розетт).
Производитель: SecuritySoft


Excentro

Рейтинг: ****
Платформы: Масintosh
Заключение: в программу включены наиболее используемые элементы оформления гильоширных рисунков, что в сочетании с изяществом интерфейса уравновешивает отсутствие поддержки цвета.
Цена: 500 долл.
Производитель: «Консультационный центр Excourse»


SecuriDesign

Рейтинг: ****
Платформы: Windows
Заключение: вполне доступная цена и достаточный набор возможностей несколько омрачаются не слишком высокой скоростью работы.
Цена: 39,95 долл.
Производитель: Oberon

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Этикеточный тюнинг

    О своём намерении выйти в сектор этикеточной печати Konica Minolta заявила в 2013 г., представив прототип устройства на Labelexpo Europe. Серийная машина bizhub PRESS C71cf была выпущена уже через два года к следующей главной этикеточной выставке. ЦПМ оказалась очень удачно позиционирована между промышленными решениями высшего класса и начального уровня — спустя ещё два года, в сентябре 2017 г., был преодолён рубеж в 100 инсталляций. Одновременно компания объявила о выпуске новой модели — AccurioLabel 190, ставшей результатом глубокого «тюнинга» предыдущей, которую она заменила.

     

  • Carton Excellence Award 2018

    Лучшая картонная упаковка по итогам международного конкурса с 20-летней историей.

     

     

  • Dscoop Russia фокусируется на бизнесе

    Российская конференция пользователей HP Indigo уже имеет свою, пусть и недолгую, но историю. Растёт количество участников, а формат трансформируется в соответствии с требованиями времени. В этот раз большая часть программы была посвящена возможностям развития бизнеса.

     

  • Следующее поколение УФ-печати

    Установив у себя УФ-принтер Oce Colorado 1640, компания RuCafe стала одним из российских первопроходцев в этой области. Подобные начинания всегда подразумевают определённый риск, но в данном случае он оказался оправданным.

     

  • Прирост скорости для «Эксклюзива»

    Установка современного широкоформатного принтера OKI позволила типографии «Эксклюзив» утроить производительность печати.

     

  • Жан-Марк Пастурель: «Мы не стремимся создавать сверхпроизводительных и супердорогих “монстров“»

    Во время конференции Xerox INKjet-setters Summit 2018 (подробнее см. «Контроль капель и коммуникаций», Publish № 11) в Марселе было объявлено, что количество инсталляций рулонных струйных ЦПМ Xerox превысило 200 единиц. Компания твёрдо заняла позицию в числе лидеров этого рынка. Об особенностях подхода Xerox к развитию струйной промышленной печати нам рассказал директор по продажам этого направления и сооснователь Impika Жан-Марк Пастурель. Он отвечает за все рулонные и листовые струйные решения Xerox, за исключением разрабатываемой вместе с Koeing & Bauer листовой упаковочной ЦПМ.

     


comments powered by Disqus