101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

"ПОЛИГРАФИНТЕР-2001": прагматичный подход

  • Игорь Терентьев, И. Колпакова
  • 9 января 2002 г.
  • 4713

Главная российская полиграфическая выставка выглядит солидно и уверенно, год от года показывая стабильный рост по всем показателям. В отличие от таких «монстров», как Drupa и Print, где основное внимание часто приковано к еще не пошедшим в серию прототипам, «ПолиграфИнтер» прагматичен: большая часть представленного на стендах нашей выставки оборудования привезена для конкретных покупателей и уже завтра будет устанавливаться в типографиях, печатных салонах и сервисных бюро. Поэтому, окинув взглядом экспонаты выставки, можно составить четкое представление, в каком направлении развивается отечественная печатная отрасль. Но обо всем по порядку…

Допечатные процессы

На «ПолиграфИнтер» люди приезжают, в первую очередь, посмотреть в действии тяжелую технику и устройства, редко попадающиеся в демонстрационных залах. Но кое-какие новинки из «допечатки» заслуживали особого внимания. Слайд-сканер Nikon CoolScan 8000 ED с разрешением 4000 ppi позволяет оцифровывать не только 35-мм пленку, но и широкие слайды, а там, где требования к качеству изображений не так высоки, например в периодических изданиях, окажется к месту цифровая камера Nikon CoolPix 995 (оба продукта демонстрировал «Терем»).

Развитие сканеров высшего класса несколько приостановилось — у лучших моделей разрешение и оптический диапазон «уперлись» в характеристики оригиналов. Тем не менее, show must go on: разработчики выдают на гора новые устройства. Среди них — «отборный» CreoScitex EverSmart Select (Amos) с технологией Digital Transparency, и Imacon Flextight III («Терем») — сканер формата А4 с «виртуальным» барабаном и максимальным разрешением 6300 ppi.

Фотовывод был особенно интересен противоположными полюсами: экономичным барабанным ФНА Cron ACF-3604 формата А2+ («Апостроф») и высокопроизводительным CreoScitex Dolev 800V2 (Amos) с максимальным форматом 838x1117 мм; самыми доступными системами типа принтера XANTE FilmMaker 4 («Комлайн») с максимальным форматом 330x901 мм и впервые продемонстрированной газетной CtP — Autologic APS 3850 (HGS) производительностью до 100 пластин в час (в скором времени она должна занять свое место в типографии «Медиа-Пресса», где проводится масштабное перевооружение под выпуск полноцветных газет). Технологии CtP пока еще медленно, но неуклонно занимают свое место под солнцем и в России: на семинаре, проведенном компанией «Терем», специалисты типографии «Стезя», где установлена 8-полосная CtP Galileo Thermal, делились опытом работы.

Печать

Можно констатировать, что давно ожидаемое перевооружение газетных типографий началось. Об этом говорят как выставленные «живьем» ролевые машины и модули — разработанная на КПЦ «Полиграфмаш» российская «ПОГ2-84 Б» со скоростью до 25 000 об./час; Manugraph Newsline S30 («Внешмальтиграф»), способная выпускать 8-полосные газеты цветности 4+4 и формата А3; модуль Tensor T-400B, — так и новые соглашения с производителями газетной техники, подписанные ведущими интеграторами: Nissa будет поставлять оборудование КПЦ «Полиграфмаш», PrintHouse — американской Tensor Group, «Апостроф» — индийской Pressline.

Среди настоящих печатных «монстров» — восьмикрасочных с переворотом листа Heidelberg SM 102-8 P и новейшей Shinohara 75VIIIP («Аквалон») формата 750x585 мм; пятикрасочных с лакировальными секциями KBA «Рапида 105-5+L ALV CX» с удлиненной приемкой для печати на картоне (торжественная церемония передачи машины санкт-петербургской типографии «Иван Федоров» состоялась прямо на выставке), Komori Lithrone 540 (Yam International) с удлиненной приемкой и встроенной сушкой, MAN Roland 705 LV (HGS) с программой PECOM, а также Heidelberg CD 74-5+LX-F — несколько потерялись менее габаритные машины.

Однако интерес к таким разным маркам, как Gronhi («Апостроф»), Hamada (Nissa), Heidelberg, Polly («Иприс»), Ryobi (PrintHouse, а теперь и «Вариант» — соглашение о равных правах по продвижению этих машин было объявлено во время выставки), по-прежнему велик. Появляются и новые имена, среди которых Yiying («Апостроф»), SHIN CHIN (тайваньский производитель полноформатных листовых офсетных машин, эксклюзивным дистрибьютором которого с октября стала компания «Аквалон»).

Судя по обилию оборудования для специальных видов печати, многолетняя тенденция роста их популярности не будет нарушена и в ближайший год. Секрет прост — небывалая гибкость таких машин как в отношении комбинирования различных видов печати и послепечатной обработки, так и к запечатываемым материалам. Среди наиболее интересных — флексомашины Imer F-330 («Беласко») с формным циллиндром в съемной кассете; семисекционные — модульная Ko-Pack EuroFlex 400 CI Drum (Yam International) с центральным печатным цилиндром и ротационным высекальным устройством, Mark Andy 4150 («Вариант») с шириной рулона 408 мм; шестикрасочная узкорулонная OMET Flexy 330 («Аквалон»); машина высокой печати Orthotec CN2850DL («Апостроф»); трафаретная машина карусельного типа M&R Performer 14/12 (Nissa) производительностью более 1000 отт./час; Seri Special 3/4-автоматическая печатная линия с УФ-сушкой от Argon («Эзапринт»).

Во время выставки компания PrintHouse объявила о начале продаж флексографского оборудования производства английской фирмы Focus Label Machinery, поэтому ассортимент техники для специальной печати, доступной российским покупателем, будет расширен.

Говоря о цифровой печати, главным событием выставки следует назвать участие компании Xerox, демонстрировавшей решения на базе цифрового электрографического оборудования — от допечати до финишных операций включительно. Если Heidelberg основным заказчиком для своей цифровой печатной техники в России считает корпорации, то Xerox активно развивает и коммерческий рынок, видя в нем высокий потенциал.

Впрочем, кроме Xerox и Heidelberg, цифровую печать продвигают и другие компании: Canon CLC 5000 со скоростью цветной печати 50 стр./мин и Indigo UltraStream 2000 с возможностью двухсторонней печати показывались на стенде Nissa; ролевые MAN Roland DICOpress (HGS) и Xeikon DCP 500 D (Yam International) с шириной поля печати 50 см; MGI Evolutiv A330 (SupplyLand) с возможностью модульного наращивания производительности. Увы, за исключением Heidelberg QM 46 DI, уже демонстрировавшейся ранее, мы так и не увидели ни одной из многочисленных машин с прямым экспонированием форм. Подождем DigiPrintMedia-2002?

Расходные материалы

Как всегда, на стендах поставщиков можно найти практически любые расходные материалы для полиграфии: от краски до пластин и бумаги. Во время выставки компании «PrintHouse/Расходные материалы» и Amos (Санкт-Петербург) объявили о том, что последняя начинает продвигать на рынках Северо-Западного региона расходные материалы, входящие в товарную линейку «PrintHouse/Расходные материалы»: офсетные пластины Lastra, расходные материалы HDP, фототехническую пленку Konica и др.

Послепечать

Тенденция последних лет такова, что большая часть спроса направлена на оборудование для небольших типографий. Это вполне объяснимо: офисная полиграфия успешно справляется с небольшими тиражами, не требует крупных капиталовложений и быстрее окупается, по сравнению с крупным полиграфическим производством. Парк послепечатного и отделочного оборудования на выставке был представлен моделями от таких производителей, как Horizon, Martin Yale, Dahle, Stago Zeller, KAS, Orion, Fellowes, Eurotecnica, bLS, Fastbind, Marchetti, Uchida. Это сталкиватели, электрические и ручные резаки, фальцевальные машины, машины для перфорации и биговки, проволокошвейные устройства, термобиндеры, ламинаторы, обрезчики углов, прессы для тиснения и т. д.

Велик спрос на оборудование, использующееся в производстве этикетки, — прессы для тиснения, вырубки, тяжелые резаки с большой шириной реза, интерес к которым возрос за последний год. Были показаны SHENWEIDA QZK 780H («Апостроф») с ИК-барьером и программированием позиций реза, трехножевая Perfecta SDY-2 (Yam International), MZE EUROCUTTER 780 DISPLAY (PrintHouse) и CHALLENGE CHAMPION 305 XG (PrintHouse) с цифровым дисплеем, ряд других интересных моделей. Во время выставки было объявлено о подписании компаниями PrintHouse и «Вариант» партнерского соглашения, в рамках которого PrintHouse становится партнером «Варианта» по продажам и сервисному обслуживанию бумагорезальных машин SCHNEIDER SENATOR и фальцевальных комплексов EUROFOLD.

По-прежнему занимает прочные позиции оборудование для клеевого скрепления, в силу относительной дешевизны подобных изделий по сравнению с книгами в переплетных крышках. Демонстрировались термоклеевые машины Bourg Binder 3001 («Иприс»), Purlux JBB-35 («Апостроф»), Horizon BQ-440WSC (Nissa) с максимальным размером блока 320x320 мм. За прошедший год спрос на агрегаты по изготовлению книг в переплете немного повысился, но все также остается на невысоком уровне — подобное оборудование может себе позволить не каждая типография. А машины, установленные на предприятиях, добросовестно работают и по сей день.

Из проволокошвейных машин можно было увидеть полуавтоматическую Purlux DQB404 («Апостроф») и ISP BinderyMate Dual («Комлайн») производительностью до 173 циклов в минуту. Компания Muller Martini показала ВШРА Valore. Машина осуществляет подборку и шитье проволокой с производительностью 6000 тактов/ч, оснащена четырьмя секциями самонаклада, шестью швейными головками по 4 скобы. Толщина блока — 10 мм.

Потенциальные заказчики могли ознакомиться и с вкладочно-швейно-резальным агрегатом Rosback 203 Bindery system («Анимар Графипресс»), предназначенным для изготовления брошюр, журналов и рекламных буклетов объемом до 120 страниц. Комплекс производит подборку тетрадей вкладкой, шитье проволокой в накидку и трехстороннюю обрезку продукции.

Из экспонатов, представленных впервые, интересен аппарат Watkiss SpineMaster («Апостроф»), придающий корешку издания, сшитого проволокой, прямоугольную форму. Тенденции текущего года говорят о сохранении интереса к комплексам по изготовлению картонной упаковки, высекальным прессам, а также спроса на подержанное и восстановленное оборудование. Что касается послепечатного оборудования в целом, то здесь следует отметить еще один момент. Даже относительно крупные типографии зачастую используют модели, предназначенные для малого и среднего производства, а поскольку таких предприятий большинство, то спрос на подобные машины сохраняется.


CopyDot «про запас»

Технологические революции в области сканеров высшего класса, ориентированных на самых требовательных полиграфистов, закончились. Нынешний этап — скорее эволюционный. Или нет? Об этом мы решили побеседовать с менеджером по международным продажам Dainippon Screen Брюсом Хиллтаутом (Bruce Hilltout). Разговор состоялся на стенде эксклюзивного дистрибьютора Dainippon Screen в России компании HGS Group.

Publish: В каком направлении сейчас развивается индустрия сканеров?

Б. Хиллтаут: Если брать в общем, то можно констатировать, что модели высшего класса достигли такого уровня, что дальнейшее увеличение разрешения и оптического диапазона, потеряло практический смысл. Более заметны изменения на рынке младших моделей, где важнее всего цена, — сужение функциональных возможностей в сканерах начального класса, в том числе за счет применения более доступных (и более «шумных») контактных датчиков.

Publish: Чем Screen отличается от конкурирующих производителей?

Б. Хиллтаут: На мой взгляд, главное отличие — в философии. А точнее, в постановке задачи на разработку базовой модели. Мы сразу ориентируем инженеров на создание универсальной модели высокого уровня. Позже могут появляться дополнения для специальных применений. У наших конкурентов подход иной: если сначала появляются модели высшего класса, то после выпускаются более доступные по цене, «урезанные» версии.

Publish: Кстати, а кого вы считаете своим самым сильным конкурентом в мире и России?

Б. Хиллтаут: Прежде всего, это Fuji. И в мире, и в России. Хотя еще два года назад мы ощущали серьезную конкуренцию также со стороны Scitex. Однако прошло совсем немного времени, и заказчики поняли, что инвестировать лучше в модели высшего, а не среднего класса.

Publish: Насколько востребована опция оцифровки цветоделенных пленок (CopyDot)?

Б. Хиллтаут: Практика показывает, что при необходимости полного перехода на цифровые оригиналы, это достаточно легко достигается организационными способами. Поэтому опция CopyDot чаще всего оказывается нужной лишь в качестве резерва — на всякий случай.


Сделано на Tensor

Такая надпись вполне могла бы красоваться на полноцветных газетах, которые во время выставки раздавались со стенда компании PrintHouse, подписавшей эксклюзивное дистрибутивное соглашение с американским производителем ролевых газетных машин Tensor Group. Любой желающий мог не только ознакомиться с особенностями конструкции представленной здесь же печатной секции, но и оценить качество конечного продукта с максимальным приближением к нашей действительности — газета отпечатана на русском языке и высылается (до сих пор) компанией PrintHouse по почте всем желающим.

«Почему было принято решение о начале продаж вашего оборудования в России?», — такой вопрос мы задали менеджеру по международным продажам Tensor Group Майклу Павону (Michael W. Pavone).

М. Павон: С 1993 года, когда была основана Tensor Group, и выпущены наши первые печатные машины, мы начали достаточно успешную работу по их продвижению в скандинавские страны. К концу 1994 г. в общей сложности было установлено около 1500 секций. Сейчас в этих странах у нас есть несколько дистрибьюторов, поэтому было принято решение о создании сети продаж в других регионах. Россия — хороший, емкий и растущий рынок. Большая часть установленного оборудования для газетной печати физически устарела. Поэтому мы видим здесь отличные перспективы.

Publish: Каковы особенности оборудования Tensor, выделяющие его в ряду многочисленных производителей аналогичной техники?

М. Павон: Наши секции очень надежны, при их создании мы старались учитывать пожелания печатников. Минимальный срок работы без капитального ремонта — 10 лет.

Владелец Tensor Group с 1993 года М. Хозьян (M. Hozjan) является собственником и другой машиностроительной компании — MAH Machine. Она выпускает детали для газетных машин других, очень известных производителей, например для GOSS. В том же 1993 г. была приобретена фирма DEV Industries, выпускающая газетные машины. Именно на их основе был освоен выпуск печатных секций Tensor.

Publish: Можете ли Вы дать прогноз по уровню продаж оборудования Tensor в России?

М. Павон: Это достаточно сложно, т. к. российский рынок — фактически новый рынок для нас. Но если провести параллель с продажами на европейском рынке как относительно более близком к российскому и опираться на экспертные оценки объемов продаж в России других брендов с похожими характеристиками, наш прогноз на 2002 г. — 4-8 печатных секций. Однако Россия — страна сюрпризов, и я, безусловно, надеюсь на больший объем продаж. По моему мнению, сейчас для этого есть все предпосылки. После выставки у нас появилась уверенность в достижении этого результата, т. к., с одной стороны, я участвовал в переговорах со многими потенциальными клиентами на рулонные печатные машины Tensor, а с другой, я уверен в нашем партнере — компании PrintHouse, профессионализм которой в сфере продаж полиграфического оборудования не вызывает сомнений.


В Китае будут делать машины DI

Объемы поставок в Россию китайского оборудования постоянно увеличиваются. Появляются новые названия — новые для нас, но не для «домашнего» китайского рынка. В 2000 г. в Китае было продано около 800 печатных секций офсетных машин формата А2 Yiying. Теперь это оборудование будет поставляться и в Россию.

«Что собой представляет компания-производитель машин Yiying?» — вопрос представителю компании SPPM Уанг Ксиу Зьену (Wang Xiu Zhien).

SPPM: Наша корпорация, объединяющая несколько государственных компаний и совместных предприятий, является самым крупным производителем полиграфического оборудования в Китае. Каждая из дочерних компаний — Shanghai GOSS (ролевые газетные машины), Guanghua (листовые офсетные машины Yiying), Yawa (оборудование для вырубки и тиснения), Purlux (послепечать, флексография, высокая печать), Shenweida (бумагорезальные машины) — является первым номером в своем секторе рынка Китая.

Publish: С продажами какого оборудования вы связываете наибольшие ожидания?

SPPM: Продукцию Yawa, Purlux, Shenweida уже достаточно успешно продает наш эксклюзивный партнер «Апостроф». Сейчас мы начинаем продвижение ролевых газетных машин Shanghai GOSS, но в первую очередь — очень надежных листовых офсетных машин Yiying, построенных на базе моделей серии Heidelberg M-Offset.

Publish: Не возникает ли проблем, касающихся авторских прав?

SPPM: Нет. Мы не повторяем очень удачную исходную конструкцию, а улучшаем и дорабатываем ее. Например, в машине используется электроника Mitsubishi.

Publish: Каковы предполагаемые объемы продаж?

SPPM: Мы предполагаем, что за год с помощью компании «Апостроф» в Россию будет поставлено от 30 до 50 секций, большинство из которых в составе наших лучших 4-красочных машин.

Publish: Какие технологические инновации применяются в оборудовании Yiying?

SPPM: Уже внедрен электронный пульт управления машиной. В ближайших планах — создание офсетных машин с прямым экспонированием форм (DI). В декабре нами будет выпущена первая модель с этой технологией. Это стало возможным в том числе и благодаря приобретению нами известного японского производителя офсетных машин компании Akiyama.


Где начинается цифровая печать?

Тема цифровой печати настолько популярна, что, казалось бы, о ней известно все. Однако такие специалисты, как Питер Мьюар — ведущий консультант по цифровой печати Рочестерского института технологии, — большую часть рабочего времени тратят на объяснение самых банальных вещей. Он был приглашен в Россию компанией Xerox для участия в конференции «Полиграфия для малотиражных изданий, как стратегия развития бизнеса».

Publish: Как консультанту, Вам приходится регулярно растолковывать клиентам различные аспекты цифровой печати. Что главное, чего люди не понимают в цифровой печати?

П. Мьюар: На этот вопрос у меня есть несколько ответов. Первый — классический ответ консультанта: это зависит от обстоятельств. Давайте уточнять: ответ для России будет отличаться от ответа для США. Даже в США для представителей разных индустрий, занимающих разное положение в компаниях, этот ответ будет звучать по-разному. Если вернуться к России, то для вашей страны главная трудность в том, что люди не вполне осознают значение термина «цифровой». Насколько я понял, в России цифровой печатью чаще всего называют процесс с использованием технологий на базе тонера. Например, в Америке вы можете прийти в любую типографию и спросить «занимаются ли они цифровой печатью?», и вам ответят: «Конечно. Мы принимаем у клиента заказ в цифровой форме и отдаем готовые отпечатки». Это может означать, что в типографии действительно стоят цифровые печатные машины или используются системы CtP. Но, скорее всего, «цифровая» часть заканчивается на том, что типография принимает заказы в виде файлов. Итак, первый вопрос, с которым люди хотят разобраться: что мы называем цифровой печатью? Следующий, задаваемый не менее часто: в чем принципиальные отличия цифровой печати от традиционного офсета? И наконец, главное — как я могу на этом заработать?

Publish: Согласны ли Вы с утверждением, что основным препятствием для развития цифровой печати является цена? Имеется в виду стоимость и оборудования, и копии.

П. Мьюар: Менеджеры крупных типографий говорят примерно следующее: «Цена устройства не имеет для меня большого значения. Главное — какова будет себестоимость отпечатка». Для владельца маленькой типографии главное — цена оборудования. Если она слишком высока, он просто не сможет его купить.

Вернемся к цене отпечатка. Кажется все просто — сравниваем себестоимость цифрового и офсетного оттиска, и делаем вывод, какой вид печати более выгоден. Но это неправильный подход. В нем не отражается стоимость дополнительных услуг, оперативности и качества печати. Если мы учтем все это, то окажется, что существуют приложения, в которых цифровая печать значительно выгоднее офсетной.

Publish: Тиражи полиграфической продукции постоянно снижаются. А благодаря появлению недорогих систем цифровой печати, заказчикам все чаще становится если не выгоднее, то удобнее отпечатать небольшой тираж самостоятельно. Не кажется ли Вам, что это угрожает развитию традиционной полиграфии?

П. Мьюар: Цифровая печать может только дополнить, но не заменить офсет. Границей всегда будет длина тиража (не качество печати и не тип носителя). Цифровая печать не заменит офсет или флексографию при печати упаковки, газет или журналов. И я бы не стал говорить о снижении тиражей в этих областях. Более вероятным мне представляется слияние технологий. Возможно, даже в рамках одного заказа часть сюжета будет отпечатана традиционным способом, а другая — что-нибудь связанное с персонализацией — цифровым.

Publish: Что с Вашей точки зрения более вероятно — переход традиционных типографий на «новые рельсы» или появление новых предпринимателей, ранее не связанных с полиграфией?

П. Мьюар: Обе тенденции примерно равноправны. В США, где конкуренция на рынке полиграфических услуг очень высока, типографиям постоянно нужно предлагать что-то новое, чтобы сохранить свою долю рынка. Для многих таким «новым» стала «цифра». Но в Америке немало фирм, которые с самого начала занимаются только цифровой печатью и, что интересно, приобретают оборудование для офсета. Можно говорить о встречных процессах и о взаимопроникновении индустрий.

В России картина несколько иная. В отличие от Штатов, где доминируют крупные полиграфические предприятия, в вашей стране значительная доля рынка приходится на небольшие типографии, которые по своей сути более восприимчивы к новым веяниям. И именно они могут стать основными проводниками цифровой печати.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Скромно, с перспективой на будущее

С 23 по 26 января в московском «Экспоцентре» прошла очередная выставка UPAKEXPO. Не претендую на статистический анализ, но возникло впечатление, что на этот раз «полиграфическая» часть выставки получилась довольно скромной, не случайно стенды знакомых полиграфистам поставщиков располагались в малых залах выставочного центра.

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 23