2001.12.101358 прочтений

QuarkXРress 5 (бета-версия)

Теги: Publish

Наконец-то. Именно так можно расценить выход очередного обновления самого популярного верстального редактора.

Наконец-то. Именно так можно расценить выход очередного обновления самого популярного верстального редактора. Сколько в него вложено труда, остается только догадываться, ведь переносов срока выпускхода версии было как минимум три, а такое в софтверном мире случается достаточно редко.

Пятая версия XPress явилась своеобразным ответом на активные усилия Adobe по продвижению InDesign: руководство Quark сделало все возможное, чтобы увеличить разрыв между продуктами. Конечно, ситуация трехлетней давности уже не повторится — тогда, используя тяжелое финансовое положение Adobe, Quark выступила с дерзким предложением купить ее (и это при том, что сама была мельче в четыре раза). Ответа не пришлось долго ждать, и прозвище “«убийца QuarkXРress”» до недавнего времени точно отражало противостояние двух конкурирующих продуктов. Однако теперешний мощный рывок вывел XPress в абсолютные лидеры, позволив оставить далеко позади всех конкурентов.

Интерфейс

Сразу же обращает на себя внимание более длительная — раза в два — загрузка. Ничего не поделаешь — такова плата за возросшую мощь. Главное, что скорость работы программы осталась на прежнем уровне.

Одним из преимуществ XPress всегда был продуманный интерфейс. В новой версии, несмотря на изрядное число нововведений, он сохранил простоту, позволяя добираться до самых глубинных настроек всего за несколько щелчков мышкой. Все основные настройки — как для программы, так и для документа (Preferences) — теперь объединены в один список, что дает возможность быстро их изменять. Множество появившихся, казалось бы малозначимых, опций существенно облегчит жизнь верстальщикам.

Так, в актив редактора можно занести отображение в меню File настраиваемого списка MRU (недавно открытых документов), что в других программах уже давно стало стандартом. Кто часто работает с текстом, размещенным в прозрачном контейнере на темном фоне, знает, насколько это неудобно — ведь цвет текста и фона сливаются. Для таких случаев предназначена опция Opaque Text Editing (Preferenced/Display) — если ее активизировать, то при редактировании текста XPress игнорирует цвет контейнера, заменяя его на стандартный белый. Читабельность Ттекста станет читабельным нормальной.

Всплывающее по нажатию правой кнопки меню, наконец, стало контекстно-зависимым, что сокращает время рутинных операций. Конечно, полной гибкости это не дает, но и то, что есть, — уже большой шаг вперед. А вот многоуровневый откат назад, к сожалению, так и не был реализован.

Средства текстовой верстки почти не обновились — разве что программа стала поддерживать различные величины отступа от краев в текстовом контейнере (text insets), что позволяет более свободно манипулировать расположением текста. Не останется незамеченной и возможность изменять размер контейнера до величины помещенной в него иллюстрации (Fit box to picture). Некоторым верстальщикам придется по вкусу способность XPress 5 проверять орфографию только в выделенном тексте — хотя подобные операции обычно выполняются еще на стадии его подготовки.

Таблицы

Отсутствие серьезной поддержки таблиц в верстальных редакторах всегда было болезненным вопросом. Для внедрения таблиц в публикацию приходилось идти на различные ухищрения — например, полностью форматировать их в Word, затем вставлять в векторный редактор и, после адаптации к цветоделению, экспортировать в верстку через формат EPS. Соответственно, при внесении изменений в таблицу все действия приходилось повторять сначала. А с учетом не совсем корректной работы Word с длинными ячейками (когда он разбивает их содержимое), а также особенностей восприятия некоторых символов кириллицы векторными редакторами процедура включения таблиц в верстку становилась весьма трудоемким занятием. Теперь верстальщики могут вздохнуть свободно: в пятойую версиию редактора есть включена полная поддержка таблиц — правда, только в пределах одной страницы (table tool). Конечно, XPress 5 не заменит специализированные приложения в части создания многостраничных таблиц, но во многих случаях его будет вполне достаточно.

В программе существуют гибкие инструменты для управления содержимым таблиц: можно, например, добавлять и сокращать как строки, так и колонки, объединять ячейки, а также (по аналогии с Word) устанавливать для них одинаковую ширину (Distribute Evenly). Но разбивать ячейки программа не умеет, а потому при создании таблицы важно правильно задать ее параметры. Из “«продвинутых”» возможностей отметим функцию Maintain Geometry, которая при установлении ширины таблицы определяет, учитывать или нет изменение размеров составляющих ячеек.

По части средств оформления таблиц XPress вполне может тягаться с Word, причем некоторые функции реализованы, с моей точки зрения, даже более удачно. Так, наряду с привычным изменением цвета отдельных ячеек и разграничительных линий, толщина задается сразу для всех горизонтальных и вертикальных линий в таблице, что, согласитесь, очень удобно. Переключившись на Сontent Tool, вы получите доступ к индивидуальной настройке параметров линий и ячеек, для оформления которых предусмотрены те же методы, что и для обычного контейнера — вплоть до градиентной заливки

Если включение поддержки таблиц в пятой версии было продиктовано давно назревшей необходимостью, то другое новшество — слои (Layers) — имеет ограниченное применение. Среди основных сфер его использования — подготовка многоязычных документов (каждый язык на своем слое), поможет он и при сложном дизайне, когда множество объектов наложены друг на друга. Чтобы легче ориентироваться, на каком слое находится объект, в его правом верхнем углу отображается специальный знак (visual indicator) того же цвета, что и цвет слоя.

Дополнительные функции получили в свое распоряжение верстальщики объемных документов. Теперь в списках (Lists) могут находиться не только абзацы, но даже отдельные слова — пятая версия позволяет включать в них фрагменты текста, имеющие стиль символа (char style). Во избежание случайного редактирования или повторного использования документов, входящих в виде глав в состав книги, их можно блокировать (Lock). Определенные улучшения имеют место при создании алфавитных указателей: достаточно однократно внести термин в указатель, и программа будет автоматически искать его вхождения по всему документу.

Работа с цветом

Отсутствие в XPress 4 механизма цветокоррекции внедряемых изображений приводило к невозможности по экранной версии составить впечатление о виде публикации в печати, а сами верстальщики прилагали немало усилий, дабы не обращать внимания на явно непропечатываемые цвета. Это вызывало справедливые нарекания у всей верстающей братии, но теперь вопрос закрыт: идущий в стандартной поставке модуль CMS QuarkXTension решает все проблемы с цветопередачей. Причем, в отличие от третьей версии, на профессиональном уровне. Разработчики решили не ломать зря голову над оригинальным подходом и взяли на вооружение хорошо себя зарекомендовавший способ, используемый в Photoshop 6. Теперь, зайдя в Preferences/Color Management, вы сможете выбрать нужный профиль и без проблем работать с любыми изображениями.

Влияние Adobe InDesign явно сказалось на палитре Colors. Достаточно взглянуть на нее, чтобы сразу определить, какие цвета в публикации являются дополнительными, а какие триадными. Мелочь, а приятно. К тем же полезным мелочам относится поиск/замена текста с определенным цветом, что весьма пригодится при работе с объемными документами.

Импорт/экспорт

Бьюсь об заклад, что каждый, кому приходилось готовить файлы к печати, хотя бы раз недоумевал: почему в программе нет сохранения используемых шрифтов одновременно с сохранением картинок? Руководство компании объясняло это нарушением авторских прав создателей шрифтов, хотя многие программы обходили это ограничение, выводя на экран соответствующее предупреждение. И вот, наконец-то, здравый смысл восторжествовал: окно Collect for Output украшает давно ожидаемый пункт Collect Fonts. Сразу уходит в прошлое непродуктивная работа по отлову нужных файлов, позволяя дизайнерам сосредоточиться на действительно творческих задачах. На этом фоне вполне логичной выглядит и возможность передачи вместе с документом используемых при его создании ICC-профилей — теперь можно получить одинаковый результат при печати на любом оборудовании. При желании допускается сохранять только необходимые ресурсы, например шрифты или иллюстрации.

Если вам часто приходилось экспортировать сверстанную страницу в формате EPS, то вы заметите появившуюся в настройках окна Export to EPS функцию Transparent Page. Она сохраняет страницу без учета белого фона, позволяя использовать ее без дополнительного редактирования.

Что касается печати, то и тут не обошлось без нововведений. Дебютировавшая в четвертой версии закладка Preview получила дальнейшее развитие и обрела большую информативность. Теперь в ней отображается практически все, сводя к минимуму риск получить неправильный результат из-за пропущенной операции

Большое внимание уделено печати с принтеров, не поддерживающих PostScript: наконец-то можно задавать публикации произвольное масштабирование и даже устанавливать Fit to Page.

Из печатной версии — в Интернет через XML…

Популярность Интернета трудно переоценить, поэтому не удивительно, что все печатные издания стремятся расширить свою аудиторию за счет привлечения внимания через Сеть. Однако создавать заново в HTML-редакторе то, что уже было подготовлено для печати, — делать двойную работу. Пятая версия XPress позволяет полностью автоматизировать этот процесс, в результате чего затраты времени становятся минимальными, и для этого не требуется специальных знаний.

За основу при создании web-страниц в XPress 5 принят расширенный язык разметки XML (eXtedable Markup Language), позволяющий, в отличие от ограниченного HTML, определять собственные теги. Что дает подобный подход? Во-первых, гибкость в представлении содержимого. Будучи однажды созданной, публикация без каких-либо дополнительных усилий может быть подана в другой форме: например путем строгого оформления или представления в виде, приближенном к печатному. Единственное, что для этого потребуется, — заменить ссылку на файл с другим описанием тегов. Второе преимущество — присваивая тегам осмысленные названия, можно значительно облегчить дальнейшую обработку (например, сложный поиск), т. к. поскольку она становится в определенной мере структурированной уже на стадии создания страницы для печати.

Поскольку перевод публикации в HTML-код — весьма актуальный вопрос для большинства верстальщиков, остановимся на нем подробно. Сначала продумайте и четко определите типы используемых элементов (заголовки, подзаголовки, подписи к иллюстрациям и т. п.), а также структуру документа (иерархию элементов). Можно взять уже существующие заготовки (несколько примеров поставляются с программой) или создать файл описания структуры (DTD, Document Type Definition) “«с нуля”» (информации в Сети по этому вопросу достаточно). После этого создаем XML-документ (File/New/XML), где будет храниться публикация в структурированном виде. В появившемся окне выбеираемите необходимый файл DTD, а в поле Tagging Rule Set указываемжите None. В окне XML Workspace появится вся заданная нвами внутренняя структура документа. Поскольку информация по оформлению web-страницы берется на основании оформления публикации, для каждого типа содержимого в документе XML нужно указать стиль оформления из qxd-файла. Выбирайтем каждый тип по отдельности и указывайтем, вместо какого стиля абзаца (Style Sheet) его нужно использовать (Add Ruler, Ruler Settings).

Вот, в принципе, и вся подготовительная работа.

Выделяемите блок с текстом статьи, нажимаемите CTRL и перетаскиваемщите его на элемент в панели XML Tree. При этом XPress автоматически заменит стили оформления на заданные типы содержимого (теги) во всем связанном тексте. Если же некоторые текстовые блоки не связаны, их нужно увязать в целях автоматической обработки. Для этого потребуется открыть специальное окно (View/Show sequences), создать последовательность (Add New), а затем, выделяя поочередно все текстовые блоки, нажимать Add Item (Добавить). Объединив все блоки в одну цепь, и проделав уже знакомую операцию над , мы переформатируем весь связанный текст.

С картинками и подписями к ним тоже проблем не будет. Находимйдите абзац в XML Tree, перед которым расположена иллюстрация, нажимаемите правую кнопку мыши и из всплывающего списка выбиераемите Insert Sibling Before, а в подменю — Insert with Preview. В появившемся окне уточняемите, какой тип содержимого надо хотите задать этому элементу (например, — естественно, он тоже должен быть определен в DTD-файле). Затем указываемжите расположение картинки на диске (выделив контейнер с иллюстрацией, нажимаеммите CTRL и перетаскиваемщите на элемент , расположенный сразу под Html:img). При этом существует одно ограничение: картинка должна находиться в той же папке, что и XML-файл — иначе связь с ним не установится. Если под иллюстрацией есть какая-то подпись, она добавляется, как и обычный текстовый блок, за исключением того, что перетаскивать блок нужно на опять-таки заранее зарезервированный элемент.

Переконвертировав таким образом всю статью, сохраняемите получившийся XML-файл (проверьте: кодировка UTF8 и Save XML as Standalone должны быть включены). Аналогичным образом в XML переводится по частям вся публикация. В результате проделанной работы публикация из qxd-файла транслируется в HTML-подобные документы. Теперь настало время указать браузеру, как именно интерпретировать теги.

Один из способов — применение каскадных таблиц стилей (CSS). Соответственно, при использовании различных стилей получаются разные способы оформления одной и той же публикации. Указываемжите название “«документа-оформителя”», для чего открываемойте XML-файл в любом редакторе (кроме Word, который может два коротких дефиса заменить на длинное тире, что часто нежелательно) и сразу после первой строки вводимедите ?>?>?>?>, где my.css — файл с используемой таблицей стилей.

Как видите, все достаточно просто — разработав один раз структуру документа и определив правила замены стилей в публикации, оставшиеся операции вы сведете к простому перетаскиванию контейнеров (разумеется, элементы графического оформления — линии, многоугольники — не поддаются переносу). ОПри этом нужно отметимть, что оформления, действительно похожего на печатную версию, можно добиться, лишь используя достаточно сложные атрибуты, что, конечно же, сведет на нет все усилия в Netscape Communicator. Кроме того, XML поддерживается начиная с Microsoft Internet Explorer 5.0 для Windows. Несмотря на эти ограничения, XML прочат большое будущее, поскольку именно этот язык разметки наиболее целесообразно применять для публикации периодических изданий в Сети. Лучшее доказательство признания его в качестве отраслевого стандарта для подобных операций — поддержка такими авторитетами, как Quark и Adobe (во FrameMaker).

... и с помощью обычного HTML

Желание руководства Quark не остаться в стороне от современных тенденций и приспособиться к стремительному нарастанию спроса на интернет-приложения абсолютно понятно. Именно этим объясняется появление в XPress инструментов для создания HTML-страничек “«с нуля”». Конечно, назвать его полноценным WYSIWYG-редактором нельзя, зато для тех верстальщиков, которым время от времени требуется создавать версию публикации для размещения ее в Сети, это будет прекрасным решением. Такой подход даст компании дополнительные дивиденды в противостоянии с InDesign, активно продвигаемому под артиллерийские залпы PR-отдела значительно более крупной Adobe.

Итак, в XPress теперь можно делать HTML-странички. Самый простой, но нерациональный способ — вставить содержимое публикации через буфер в web-документ (File/New/Web-document, *.qwd) и, выбрав Export/HTML, получить готовую страничку для размещения в Сети. Однако нужно представлять себе, что незнание особенностей HTML приведет к неоправданному утяжелению кода, что неизбежно при таком прямолинейном подходе (XPress для расположения элементов на странице использует все ту же таблицу и теги DIV). Поэтому есть смысл размещать текст и элементы оформления в ячейках вами вручную созданной таблицы — благо, XPress 5 это уже умеет — и в дальнейшем форматировать HTML-документ как обычную публикацию: даже пользоваться стилями из стандартной палитры Style Sheets (они преобразовываются в классы типа .big, .small).

Полного сходства с публикацией не будет, зато документ имеет приемлемый размер. Расширяет набор стандартных объектов поддержка заполняемых форм, карт изображений, картинок, меняющихся при прохождении мышки поверх них (rollover), и автодобавление метатегов. К сожалению, разработчики не предусмотрели непосредственное редактирование кода в самой программе, однако, с моей точки зрения, это вполне объяснимо: все-таки XPress — верстальный пакет, а не HTML-редактор.

Выводы

Итак, XPress, как и следовало ожидать, подтвердил статус самого мощного и, в то же время, грациозного издательского пакета. Внесение достаточно большого числа новшеств не повлияло на простоту работы с ним, чего явно не хватает аналогичным программам. Наряду со значительно расширившимися возможностями, XPress стал поддерживать перевод публикации в web-страничку — как с использованием XML, так и на базе обычного HTML. Бесспорно, это обеспечит ему благосклонность даже со стороны пользователей из конкурирующего лагеря. Таким образом, спор о том, сумеет ли InDesign склонить чашу весов в свою сторону, становится неуместным: XPress стал выше своего соперника на целую голову.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Расширяющаяся вселенная «латексной» печати

    За 10 лет существования латексной печати вокруг этой технологии сформировалась устойчивая и постоянно расширяющаяся экосистема из собственных решений HP и предложений партнёров, а пользователи постоянно придумывают новые применения принтеров HP Latex.

     

  • Oce Colorado 1640

    Заключение: самый высокопроизводительный в классе рулонный УФ-принтер для работы с разнообразными материалами. Имеет высокий уровень автоматизации, что обеспечивает длительное время работы без вмешательства оператора. Пригоден как для наружной рекламы, так и для интерьерной печати.

     

  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     


comments powered by Disqus