2001.10.24, Автор: Игорь Головачев2869 прочтений

Heidelberg Prepress Supertrap

Теги: Publish

Треппинг до сих пор является сложной задачей для начинающих и отнимает массу времени даже у опытных дизайнеров, так как требует хорошего знания его особенностей во многих приложениях.

Треппинг до сих пор является сложной задачей для начинающих и отнимает массу времени даже у опытных дизайнеров, так как требует хорошего знания его особенностей во многих приложениях. До недавнего времени профессиональный треппинг был возможен исключительно на дорогостоящих выделенных станциях или в составе растрирующих процессоров некоторых производителей. Одним из наиболее удачных считается алгоритм треппинга, разработанный Heidelberg Prepress (Linotype-Hell) для специализированных рабочих станций DaVinci. Позже он был применен в автоматизированной системе допечатного производства Prinergy, основанной на Adobe Extreme и формате PDF. Однако эти продукты были ориентированы на крупных корпоративных пользователей и не имели широкого распространения.

В июне этого года Heidelberg одновременно выпустила два продукта, основанные на алгоритме треппинга DaVinci, — новый Delta Trapper PRO, который интегрирован в седьмую версию программного обеспечения для растрирующих процессоров Delta Technology, и отдельный программный модуль Supertrap. Если первый интересен в основном владельцам растрирующих процессоров от Heidelberg, то второй заслуживает внимания более широкой аудитории.

Supertrap — первый и пока единственный дополнительный модуль (plug-in) треппинга для Adobe Acrobat. Он позволяет производить как автоматический треппинг на основании установок пользователя, так и интерактивный объектно-ориентированный треппинг.

Автоматический алгоритм треппинга программы Supertrap основывается на нескольких основных правилах. Для каждой видимой пары цветов алгоритм проверяет необходимость треппинга.

При этом:

  • треппинг не нужен, если хотя бы один из совмещаемых цветов очень светлый;
  • треппинг нужен, если совмещаемые цвета не имеют общих составляющих, или их общие составляющие очень светлые. Порог минимальной общей плотности устанавливается как параметр Common density limit.

Если принято решение о необходимости треппинга, то нужно определить его направление. При этом различаются прозрачные и кроющие (непрозрачные или металлизированные) краски.

Применяются следующие правила:

  • Если совмещаются две кроющие краски, то краска, печатаемая первой, расширяется (или сужается) под краску, печатаемую второй. Оптические плотности красок при этом не имеют значения.
  • Если совмещаются цвет, образованный прозрачными красками, и кроющая краска, то она должна печататься после прозрачных красок, которые расширяются под кроющую. Оптические плотности красок при этом не имеют значения.
  • Если совмещаются два цвета, образованные прозрачными красками, то порядок печати не важен, а более светлый из цветов расширяется в сторону более темного.
  • В случае, когда совмещаются два цвета с близкими плотностями, образованные прозрачными красками, треп помещается под обоими цветами, т. е. применяется центральный треппинг (параметр Centerline Trap Limit).
Все установки для автоматического треппинга задаются в диалоговом окне Trap Settings (Параметры треппинга)

Для определения, какой из двух прозрачных цветов более светел, рассчитывается их цветовой вес или нейтральная плотность. Под ней подразумевается визуальная плотность цвета. Если черную краску принять за 100%, то весовые коэффициенты CMYK составляют 40%, 45%, 10% и 100%. В Supertrap используются нейтральные плотности, которые для красок CMYK составляют 0,61, 0,76, 0,16, 1,70. Плотность черной краски соответствует денситометрической плотности при печати. Остальные краски приведены к эквиваленту визуальной плотности черной краски. Объясняется это тем, что при равных оптических плотностях, например, черной и желтой красок, желтая будет восприниматься визуально как гораздо более светлая.

Цвет трепа базируется на комбинации обоих совмещаемых цветов. В общем случае, более темные сепарации каждого цвета образуют цвет трепа. Однако получающийся цвет может оказаться слишком темным. Для осветления цвета трепа можно указать, в каком процентном соотношении будут использованы сепарации совмещаемых цветов для образования его цвета — параметр Trap Color Scaling.

Основные инструменты интерактивного треппинга доступны из главного окна программы

Метод формирования областей треппинга сходен с очерчиванием кистью контура цветового перехода. След, оставляемый этой кистью, определяется ее формой и размером (размеры по координатам х и у могут быть различны). В некоторых случаях для мелких деталей документа (например, шрифты с засечками) размер кисти нужно уменьшить. Supertrap позволяет установить размер шрифта, начиная с которого черный текст будет автоматически печататься в режиме Overprint. Для не черного текста можно установить порог, ниже которого размер кисти треппинга будет уменьшен, и величину этого уменьшения.

Растровые изображения требуют специального подхода при треппинге. Внутри изображений треппинг недопустим. Однако возможен и часто необходим треппинг краев изображения с другими объектами (например, между изображением и текстом). Supertrap позволяет установить режимы треппинга растровых изображений — активация их треппинга с растровыми и/или векторными объектами, направление треппинга между растровыми и векторными объектами.

Правила стыковки линий треппинга (в Supertrap Plus)

Специальным образом треппится насыщенный черный цвет, т. е. цвет, содержащий более 80% черной краски и некоторое количество краски как минимум в одной другой сепарации. Если такой цвет помещен на светлом фоне, то все не черные краски сужаются под черную.

В большинстве случаев, особенно для CMYK-работ, автоматического треппинга достаточно. Однако для ответственных заданий или когда в документе присутствуют смесевые цвета, может потребоваться редактирование результатов треппинга. Supertrap обладает достаточно широким набором возможностей для интерактивного треппинга. Любые объекты или области треппинга могут быть выделены одиночно или по типу/цвету, удалены или отредактированы. При редактировании возможно изменение любых параметров треппинга — размера, цвета и направления. Треппинг может быть произведен только для выделенных объектов. По желанию пользователя области треппинга могут быть подсвечены.

Дополнительно к вышеперечисленным возможностям версия программы Supertrap Plus, ориентированная на дизайн упаковки, позволяет задавать правила стыковки линий треппинга, правила треппинга для трех совмещаемых обьектов и содержит редактор областей треппинга на основании кривых Безье.

Проверялась работа программы в четвертой и пятой версиях Adobe Acrobat. Supertrap работает с обеими версиями, но в каждой из них существуют некоторые особенности отображения документов. Это связано с различиями в версиях Adobe Acrobat. В силу поддержки в версии 5 треппинга отображение цветов областей треппинга для прозрачных красок в ней происходило корректно. При этом скорость прорисовки сложных документов в Adobe Acrobat 5 заметно ниже, чем в четвертой версии, поэтому работа велась в версии 4 с проверкой областей треппинга по цифровым значениям. Для генерации PDF использовался как Distiller 4, так и Distiller 5. При работе с пятой версией для совместимости c Adobe Illustrator и другими программами выключалась опция Convert gradients to smooth shades (Преобразовывать градиенты в плавные тени) и использовался PDF 1.3, как рекомендовано разработчиками Heidelberg.

Пример результата треппинга двух градиентных векторных объектов. Для выделенного на рисунке трепа в окне Supertrap показываются цвета совмещаемых объектов, цвет и направление трепа. При необходимости этот треп можно отредактировать по цвету, направлению, форме или удалить.

Тестирование программы не выявило существенных проблем. Поразила высокая скорость работы — достаточно сложная этикетка с двумя цветами Pantone треппилась считанные секунды, а при правильных начальных установках результат практически не требовал редактирования. Большинство современных растровых процессоров распознают композитный CMYK PDF-формат. Некоторые сложности могут возникнуть при наличии в документе смесевых красок (пожелание к разработчикам: реализовать встроенную возможность цветоделения для RIP, не распознающих композитные документы со смесевыми цветами). Если RIP не распознает их, то для цветоделения можно использовать доступный и достаточно надежный способ — экспортировать EPS из Acrobat 4 в QuarkXPress. Следует отметить, что PDF и экспортированный из Acrobat файл EPS после треппинга может некорректно распознаваться пакетом Illustrator, хотя вывод файла из QuarkXPress, как композитом, так и в цветоделенном виде выполняется без проблем.

Демонстрационную версию программы Supertrap для платформ Macintosh и Windows можно загрузить по адресу http:\\init.ekonomika.ru. Эта версия обладает всеми возможностями рабочей программы, включая дополнительные функции Supertrap Plus, и содержит подробное руководство пользователя на английском языке. Конечно, у демо-версии есть ограничения: она рисует крест на документе, поворачивает его и не позволяет повторно выполнять треппинг для сохраненного документа.

Об авторе: Игорь Головачев (igor@ekonomika.ru) руководитель сервис-центра оборудования Linotype-Hell, Heidelberg Prepress компании InitPress.


Heidelberg Prepress Supertrap

Рейтинг: ****1/2
Заключение: Самый мощный на момент написания обзора (и единственный для Adobe Acrobat) модуль треппинга, ориентированный на широкий круг пользователей. Универсальный формат; хороший автоматический треппинг; большие возможности по интерактивному треппингу.
Производитель: Heidelberg Prepress.
Цена по прейскуранту: нет данных.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по Printech 2018

    Представляем наиболее подробный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке, а также на соседней RosUpack 2018. Все экспонаты Printech расположены в павильоне 3.

     

  • Собираетесь ли вы посетить выставки Printech и RosUpack?

    Илья Кунахович, технический директор типографии onebook.ru (Москва):

    Выставку посещаю каждый год. Новинок, к сожалению, выставляют мало, в основном хожу пообщаться с поставщиками расходных материалов и послепечатного оборудования. Также интересно повидаться с коллегами по цеху, посетить конференции. Всё это приносит пользу на перспективу.

     

  • Сферы интересов FESPA

    Выставка, когда-то начинавшаяся как «междусобойчик» для трафаретных мастерских и производителей сувениров, превратилась в самую популярную площадку для цифровой широкоформатной индустрии. Каждый год она не просто растёт, но предлагает участникам новые сферы применения цифровых технологий печати.

     

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Цифровое будущее книжной печати

    На организованной Canon и Hunkeler конференции обсуждались практические аспекты организации современного цифрового книжного производства на примере проекта в московской типографии «Паблит».

     

  • География экспансии Ricoh

    Развивая свой бизнес в странах бывшего СССР, Ricoh Rus эффективно использует возможности глобальных и локальных партнёров. В Грузии — это Heidelberg Georgia. В Казахстане и Киргизии — партнёры, которым помогает национальный менеджер по этим странам.

     


comments powered by Disqus