2001.09.19, Автор: Игорь Терентьев2547 прочтений

Если Epsilon "зажигают", значит это кому-нибудь нужно?

Теги: Например Например Publish

На российском рынке цветной широкоформатной цифровой фотопечати появляется новый игрок: в компании "Русское фото" установлена система светодиодного экспонирования фотоматериалов от Durst.

На российском рынке цветной широкоформатной цифровой фотопечати появляется новый игрок: в компании «Русское фото» установлена система светодиодного экспонирования фотоматериалов от Durst.

Сейчас на российском рынке цветной широкоформатной печати практически безраздельно «властвуют» струйные принтеры. Причины очевидны: ни один из существующих традиционных видов печати — таких, как офсетная или трафаретная — не может конкурировать с ними по себестоимости продукции при изготовлении очень коротких тиражей — единиц или десятков экземпляров. Формные процессы, если их не «раскладывать» на относительно большие тиражи, оказываются слишком дороги.

Тем не менее, у струйной печати есть цифровые альтернативы. Когда-то одной из них считалась электростатическая печать, однако сейчас она почти утратила свои позиции, поскольку уже не имеет заметных преимуществ ни в скорости, ни в качестве, ни в себестоимости получаемых отпечатков. Другие претенденты? Они существуют, и мы уже писали о них (см. «Фотографическое качество без скидок», Publish, ? 4, 1999, стр. 88). Статья посвящалась цветным цифровым широкоформатным принтерам с прямым экспонированием фотоматериалов и попала в рубрику «Экзотика». Два года назад для России подобные устройства представляли собой настоящую экзотику, ведь их у нас просто не было.

А теперь взгляните на колонтитулы этого разворота. Посмотрели? Все верно — «Например». В этой рубрике мы обычно описываем, что нового и интересного происходит в российских компаниях. Сегодня наше внимание привлекла фирма «Русское фото», где с апреля этого года установлена и работает первая в России машина Durst Epsilon 30.

Как рассказал руководитель «Русского фото» Андрей Фефелов, поставку машины на условиях лизинга выполняла компания Lisow AG, а обслуживанием занимается фирма «Сюрпресс», сервисный инженер которой проходил обучение в компании Durst. Разумеется, финансовые условия контракта не разглашаются, но ориентировочная стоимость всего комплекса составляет 120—150 тыс. долл.

Cистема Epsilon 30 выполняет экспонирование на ролевые фотоматериалы шириной от 30 до 76 см. Номинальная скорость экспонирования в режиме стандартного качества — до 4,6 м2/час, в режиме высококачественного экспонирования — до 2,2 м2/час. На практике, с учетом затрат времени на растрирование и передачу данных, производительность вывода составляет около 3 м2/час.

Epsilon 30 — младшая система в линии продуктов Durst. Две более мощныe машины входят в серию Lambda: модели 130 и 76. Если в серии Lambda экспонирование материала выполняется с помощью трех лазеров — синего, зеленого и красного, — то в Epsilon 30 применяются светодиоды трех цветов, расположенные в виде линейки из 19 триад. Любопытно, что линейка установлена неподвижно, а свет передается на экспонирующую головку с помощью оптоволокна. Экспонирующая головка перемещается перпендикулярно движению рулона, засвечивая фотоматериал по полосам. Разрешение вывода — 254 ppi, что для фотоизображений практически равносильно печати с линиатурой 254 lpi, поскольку по каждому из трех цветов RGB обеспечивается 256 градаций. И все же относительно невысокое разрешение экспонирования приводит к тому, что контуры мелких векторных элементов и текста будут прорисовываться недостаточно четко.

Одно из преимуществ светодиодных систем экспонирования — надежность излучающих элементов. Заявленный срок службы линейки светодиодов в Epsilon — 5 лет. Лазеры так долго не «живут», а их замена — весьма дорогостоящее мероприятие.

В машину встроен Cheetah-RIP от Durst Dice America, растрирующий файлы в форматах Grayscale TIFF и RGB TIFF, JPEG и BMP, а также PostScript-файлы (level 2). Epsilon установлен в темной комнате, чтобы исключить засветку фотоматериала при загрузке и выгрузке.

Кроме модуля экспонирования, для получения готового изображения нужна проявка. Это стандартный профессиональный проявочный процессор — ничего особенного, кроме того, что он обрабатывает материалы шириной до 76 см.

С помощью этой эталонной шкалы обеспечивается автоматическая калибровка Epsilon 30

Предварительная обработка изображений выполняется на графической рабочей станции Compaq на базе процессора Pentium III, работающего под управлением Windows NT 4.0. Станция связана с Epsilon сетью Ethernet на 100 Мбит/с.

Система обеспечивает качественный вывод фотоизображений с максимальным форматом экспонируемой области 76 см x 30 м. Встроенный RIP на аппаратном уровне поддерживает интерполяцию изображений, практически не замедляющую вывод, хотя (как признал технический специалист «Русского фото» Алексей Антоненко, непосредственно работающий с Epsilon) программные алгоритмы интерполяции Photoshop дают несколько более качественные результаты, правда, не так быстро.

Цифровое экспонирование изображений — услуга пока еще эксклюзивная, нацеленная прежде всего на профессиональных фотографов, дизайнеров, художников, которые крайне трепетно относятся к качеству цветопередачи. Задача получения предсказуемого и стабильного цвета разработчиками из Durst решена достаточно просто и эффективно. В комплекте с рабочей станцией поставляется денситометр X-Rite DTP36. При смене материала или химии оператор с помощью утилиты калибровки выводит из эталонного файла специальную шкалу, проявляет ее и замеряет с помощью денситометра, подключенного к компьютеру. По результатам измерений специальная программа строит кривые по каждому из трех цветов — Red, Green и Blue, — обеспечивая точную настройку вывода под конкретное сочетание «фотоматериал-химия».

А так отображаются результаты работы программы калибровки

В силу конструктивных особенностей аппарата при переходе на новый материал приходится выполнять еще одну процедуру (для лазерных систем она не нужна) — калибровку наложения полос экспонирования. Если этого не делать, то при переходе на материал другой толщины на изображении появляются заметные полосы, параллельные направлению движения головки экспонирования.

Во всем мире установлено уже более 200 систем Epsilon, и разработчики Durst постоянно совершенствуют свой продукт. Например, экземпляр, установленный в «Русском фото», — один из первых, снабженных встроенным кондиционером, поддерживающим устойчивую рабочую среду внутри модуля экспонирования.

Как признал Андрей Фефелов, процесс освоения принципиально новой цифровой техники был непростым. Зато ощутимо повысилась эффективность работы: для тестирования, при переходе на новый материал теперь тратится существенно меньше, чем это заявлено в фирменных руководствах, материала и химии. Кстати, фотоматериалы и химия для Epsilon 30 самые обычные, из профессиональ- ной серии RA4. Среди фотоматериалов большой интерес вызывают прозрачные (например, DuraTrans); они могут использоваться для изготовления рекламных световых коробов и оформления интерьеров.

Компания «Русское Фото» впервые показывала Epsilon 30 на выставке «Фотофорум-2001». Уже тогда многие фотографы, которых не устраивало качество экспонирования крупноформатных изображений при помощи аналоговых фотоувеличителей, выразили желание перейти на цифровой вывод. Клиентов не смущало даже то, что первое время специалисты «Русского фото» больше занимались освоением и наладкой машины, не всегда гарантируя идеальное качество вывода. Сейчас ситуация изменилась, и первый российский Epsilon 30 работает в нормальном режиме.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по Printech 2018

    Представляем наиболее подробный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке, а также на соседней RosUpack 2018. Все экспонаты Printech расположены в павильоне 3.

     

  • Собираетесь ли вы посетить выставки Printech и RosUpack?

    Илья Кунахович, технический директор типографии onebook.ru (Москва):

    Выставку посещаю каждый год. Новинок, к сожалению, выставляют мало, в основном хожу пообщаться с поставщиками расходных материалов и послепечатного оборудования. Также интересно повидаться с коллегами по цеху, посетить конференции. Всё это приносит пользу на перспективу.

     

  • Сферы интересов FESPA

    Выставка, когда-то начинавшаяся как «междусобойчик» для трафаретных мастерских и производителей сувениров, превратилась в самую популярную площадку для цифровой широкоформатной индустрии. Каждый год она не просто растёт, но предлагает участникам новые сферы применения цифровых технологий печати.

     

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Цифровое будущее книжной печати

    На организованной Canon и Hunkeler конференции обсуждались практические аспекты организации современного цифрового книжного производства на примере проекта в московской типографии «Паблит».

     

  • География экспансии Ricoh

    Развивая свой бизнес в странах бывшего СССР, Ricoh Rus эффективно использует возможности глобальных и локальных партнёров. В Грузии — это Heidelberg Georgia. В Казахстане и Киргизии — партнёры, которым помогает национальный менеджер по этим странам.

     


comments powered by Disqus