2000.09.30, Автор: Игорь Кистенев3474 прочтений

ДЕГУСТАТОРЫ печатного цвета

Теги: Справочник покупателя Справочники покупателя Publish

Важность проверки качества цветоделенных фотоформ перед их передачей в типографию давно известна.

Важность проверки качества цветоделенных фотоформ перед их передачей в типографию давно известна. Однако, для успешного выполнения этой, далеко не простой, операции необходимо располагать специальной системой аналоговой цветопробы.

Как известно, процедура подписания в многотиражную печать цветной журнальной обложки, рекламного листка, буклета или календаря всегда была, есть и будет одной из наиболее ответственных операций в сложном издательском процессе. Именно поэтому, скорее всего, просто не существует такого главного редактора печатного издания или директора рекламирующей себя компании, который бы никогда в жизни не просматривал и не утверждал полученные из препресс-бюро листы подписной цветопробы, позволяющие проконтролировать не только цветовые тона изображений, но и ряд других характеристик, например качество треппинга, соответствие шрифтов, корректность наложения цветов при печати, порядок следования рисунков. Некоторые энтузиасты чистого цвета и четких контуров даже вставляют эти листы в рамку и развешивают по стенам своих офисов. Необходимость таких цветопроб, часто называемых контрактными, общепризнанна и никем не отрицается. Появились же на свет специализированные цветопробные устройства в результате процесса «автономизации» типографий, когда пробопечатный офсетный станок просто-напросто стал недоступен многочисленным и постоянно требующим оперативного исполнения своих заказов издательствам.

Старый конь борозды не испортит

Сразу следует оговориться, что аналоговая цветопроба, безусловно, не вечна. В самом деле, сегодня гораздо больше на слуху компьютерные технологии и цифровая печать, из технологического процесса которой неумолимо изымается само понятие цветоделенной пленки, а привычное офсетное оборудование порой превращается в музейные экспонаты. Тем не менее, хоронить аналоговые системы все же рано, ибо цифровые печатные машины на российском рынке пока все-таки относятся к разряду экзотики и в большинстве типографий успешно эксплуатируются офсетные прессы, причем далеко не самого последнего года выпуска. Именно поэтому, задача приобретения наиболее подходящей системы для выполнения цветопроб непосредственно с пленок по-прежнему остается актуальной и вполне заслуживает самого пристального внимания.

Великолепная четверка

Для начала отметим, что ввиду узконаправленной специализации подобных систем, выпускают аналоговые цветопробы лишь ограниченное число фирм, одновременно являющихся крупнейшими поставщиками расходных материалов для полиграфической промышленности. Кроме того, учитывая уже упомянутую тенденцию компьютеризации печатной отрасли, некоторые крупные компании, например Kodak и Polaroid, занимаются выпуском исключительно цифрового пробопечатного оборудования.

В результате, российские дистрибьюторы сегодня предлагают приобрести аналоговые цветопробы всего четырех производителей: Agfa, DuPont, Fuji Photo Film и Imation (см. таблицу). Впрочем, подобная узость выбора не может быть причиной для расстройства, поскольку имеющиеся на рынке модели позволяют изготавливать цветопробы в широком диапазоне форматов (от А6 до А1), а также предоставляют вполне приличный выбор запечатываемых материалов и доступных цветов.

Слоеный «пирог» для редактора

Наверное будет правильно, если перед рассмотрением конкретных особенностей присутствующего на российском рынке цветопробного оборудования, мы вспомним, что же собственно оно собой представляет и каким образом работает. Начнем с того, что реализованный в цветопробных системах технологический процесс, в принципе, довольно прост. Суть его в том, что на специальную подложку (основу), которая имитирует бумагу определенной белизны и плотности (роль подложки еще могут играть так называемые транспортные листы, обеспечивающие перенос изображения на тиражную бумагу), поочередно ламинируются четыре полимерные пленки для каждого из цветовых компонентов модели CMYK, имеющие чувствительный к ультрафиолетовому излучению адгезионный слой (возможен вариант, когда этот слой совмещен со слоем красящего пигмента). При этом, каждая из этих пленок выдерживается в контактно-копировальной раме вместе с соответствующей фотоформой для голубого, пурпурного, желтого и черного цветов (как правило, именно в такой последовательности).

После экспозиции происходит потеря адгезионных свойств засвеченных участков прикатанной на подложку пленки, благодаря чему становится возможным либо последующее удаление лишнего, более не удерживаемого на основе, пигмента (если в составе пленки был красящий слой) с помощью механического или химико-механического воздействия, либо физический перенос пигмента на сохранившие клейкость участки подложки (это делается после удаления с подложки проэкспонированной пленки с фотополимером). Таким образом, в результате последовательного совмещения создаваемых цветовых слоев, на используемом в качестве основы носителе образуется своеобразный «слоеный пирог», который в итоге и формирует требуемый контрольный отпечаток.

«Мокрые», «сухие» и совсем разные

Вместе с тем, несмотря на определенную схожесть реализуемых процессов, различные модели цветопроб имеют существенные технологические различия. Главным из них, безусловно является способ удаления адгезионных и красящих компонентов цветовых слоев (механический либо химико-механический), по типу которого они делятся на так называемые «сухие» и «мокрые». При этом, к разряду «сухих» относятся те устройства, в которых снятие красящего пигмента с засвеченных, уже не способных удержать его, фрагментов адгезионного слоя производится путем обыкновенного отрыва защитной пленки, покрывающей каждый цветовой слой. Аналогичным образом, в случае механической накатки пленки с красителем на сохранившие клейкость участки основы (такая технология используется в Cromalin StudioSprint), цветопроба также считается «сухой».

Что же касается второй разновидности цветопроб, к которой относятся включенные в сводную таблицу системы компаний Imation и Fuji, то здесь удаление лишнего пигмента выполняется путем помещения пленки в жидкий проявитель и ее последующей очистки с помощью специальной щетки и обычной водопроводной воды (возможен вариант использования закрепителя, как это, например, делается в уже не выпускаемой цветопробе AgfaProof).

Исходя из указанных различий, оба вида цветопроб, соответственно, по-разному устроены. Так, если в обоих случаях неизменными их компонентами являются ламинатор и копировальная рама (в комплект Cromalin StudioSprint, хотя это и не отражено в таблице, кроме того включен пресс для накатки красящего пигмента на основу), то в состав «мокрой» модели дополнительно входит специальный проявочный процессор, следствием чего является относительно более высокая стоимость подобных систем.

Таким образом, полноценный цветопробный аппарат представляет собой комплект из двух или трех единиц оборудования, производитель которого, кстати, совсем не обязательно должен быть одним и тем же. Например, компании Agfa и Fuji Photo Film вообще не поставляют своим клиентам копировальных рам, предлагая им купить соответствующее устройство любого поставщика, лишь бы в качестве источника света в нем использовалась ультрафиолетовая металло-галогеновая лампа (см. врезку «В контакте с фотоформой»).

Впрочем, и остальные особо не настаивают на приобретении исключительно указанных в сводной таблице рам, иногда, правда, подчеркивая (это в первую очередь относится к DuPont), что оптимальные режимы экспонирования пленок будут получены именно на их рамах. При этом, если говорить о цветопробах Cromalin, то подобное утверждение действительно имеет реальное обоснование, поскольку в стандартную комплектацию рам DuPont включены так называемые фильтры Kokomo, обеспечивающие экспозицию фотополимера в узком диапазоне ультрафиолетового спектра, которому соответствует световое излучение с длиной волны 420 нм.

В поисках идеала

Переходя к сравнительной оценке и анализу критериев выбора подходящей модели цветопробного устройства, отметим, что существует целый ряд параметров, по которым можно оценивать степень ее соответствия конкретным задачам печатного процесса. К их числу следует отнести такие показатели как время изготовления отпечатка, тип запечатываемых материалов, набор доступных цветов, имитация растискивания, себестоимость оттиска, максимальное значение воспроизводимой линиатуры, цена приобретаемого оборудования, занимаемая им площадь, а также степень сложности монтажа и обслуживания. Поскольку порядок следования и приоритет каждого показателя меняется от случая с случаю, давайте, не делая предпочтений какому-либо из них, рассмотрим наиболее интересные, с практической точки зрения, моменты.

Начнем с времени изготовления отпечатка. Действительно, разве плохо уже через десять минут положить на стол ответственному редактору или передать в руки нетерпеливого клиента готовый оттиск? Несколько выгоднее в этом смысле смотрятся «сухие» цветопробы и «мокрая» Fuji ColorArt. Преимущество первых вполне очевидно: процесс проявления здесь сокращен до минимума и, как уже говорилось, представляет собой либо операцию накатки носителя пигмента на сформированную после экспонирования клейкую основу, либо быстрое механическое снятие его ненужных остатков с засвеченного адгезионного слоя с пигментом. С точки зрения скорости, последний вариант предпочтителен, поскольку из технологического процесса автоматически выпадает операция нанесения красителя. Конкретным примером в данном случае может послужить цветопроба Agfa PressMatch Dry, а также Cromalin EasySprint, выпуск которой уже прекращен.

В оперативности и удобстве подготовки сухих цветопроб мы убедились на практике, побывав в препресс-бюро «Артель-Сервис» и поговорив с его техническим директором Андреем Каширским. Так уж совпало, что процесс изготовления цветопробы начался в тот самый момент, когда мы переступили порог производственного помещения фирмы. При этом, безо всякого лукавства можно сказать, что первый цветовой слой был уже готов после того, как на вешалке разместились наши плащи, а на ближайших стульях – сумки.

Подойдя поближе, мы увидели, насколько удобен для работы оператора поставляемый в комплекте с цветопробами Cromalin StudioSprint и EasySprint рабочий стол, снабженный в последнем варианте заземляющими отводами для снятия статического электричества (в случае StudioSprint, снятие статического заряда выполняется внутри ламинатора), что довольно существенно при работе с сухими и очень тонкими пленками. Вместе с тем, наблюдая за работой оператора, пришлось убедиться на практике, что подготовка оттисков требует определенных навыков.

Это подтвердил и Андрей Каширский, по словам которого такая наука стоит, как минимум, первых двух испорченных отпечатков. Наиболее ответственный момент — равномерный отрыв защитной пленки от нанесенного на подложку и уже сформированного после экспозиции цветоделенного изображения (особенно это касается пленок, в которых адгезионный слой совмещен со слоем пигмента).

Не менее важным показателем скорости исполнения работы является время экспозиции фотополимерных пленок, величина которого определяется в процессе калибровки экспонирующей рамы. Оптимальную, с точки зрения эффективности использования рамы, модель предлагают разработчики из Fuji Photo Film. Так, физические свойства фотополимерных носителей для «мокрой» цветопробы ColorArt Fuji таковы, что время экспозиции всех четырех пленок, кстати уже содержащих пигментный слой, абсолютно одинаково. Именно поэтому, процедура создания цветопробы сокращается на целых три операции, поскольку все слои «цветопробного пирога» можно укладывать на стекло рамы одновременно.

В результате, Fuji ColorArt не уступает, а порой и превосходит в оперативности проявления отпечатков «сухих» собратьев по профессии. Еще одна причина тому — использование, как и в цветопробах Imation Matchprint, пленок, которые одновременно включают адгезионный и красящий слой. Согласно представленным техническим характеристикам, время проявления и сушки пленок в проявочном процессоре Imation составляет около 90 с.

Что же касается суммарного времени изготовления цветопробы, то оно может варьироваться от 10–15 минут на самом быстром оборудовании (ColorArt, PressMatch Dry и Cromalin EasyPrint) до 15–30 минут на более медленном (Cromalin StudioSprint и Matchprint). Конкретное же время сильно зависит от выбранных режимов экспонирования, характеристик копировальной рамы и числа наносимых цветовых слоев.

Переносить или имитировать?

Следующий аспект, на который неизбежно обращает внимание будущий владелец цветопробы — ее способность или неспособность работать с тиражной бумагой. Впрочем, на эту проблему существует две прямо противоположные точки зрения. Согласно одной — перенос цветопробы на тиражную бумагу не имеет особого смысла, ибо краски при этом применяются вовсе не типографские и изображение в результате получается «слишком красивым». Сторонники другой полагают, что изготовление пробы на тиражной бумаге — приоритетная задача аналоговой цветопробы.

Большинство включенных в таблицу цветопроб в качестве основы предлагают специальные подложки нескольких видов, в то же время предоставляя дополнительную возможность переноса цветопробы на тиражный материал. Такому принципу, например, следуют все модели компании Imation, предусматривающие в качестве опции так называемые транспортные листы А и В, используемые при изготовлении цветопроб с высоким растискиванием. Первый из этих листов применяется в качестве удаляемой основы для переносимой на тиражный лист цветопробы, а второй играет роль временной защитной пленки в ходе ламинирования готовой цветопробы на тиражный лист, одновременно позволяя сохранить правильную последовательность цветов и избежать эффекта зеркального переноса.

Компания Fuji Photo Film обеспечивает исполнение цветопроб исключительно на тиражном материале. При этом, реализуемый в цветопробе ColorArt процесс чрезвычайно прост: после одновременного экспонирования цветовых пленок они поочередно ламинируются на транспортную пленку и проявляются, а затем уже готовый отпечаток переносится в ламинаторе на тиражную бумагу, толщина которой, кстати, может достигать двух миллиметров.

В свою очередь, нельзя не отметить уникальную способность цветопроб Agfa PressMatch Dry к использованию в качестве подложки специальной основы T-Base (вместо нее, кстати, вполне подойдет желатиновая бумага завода «Красный Октябрь»), с которой оттиск можно перевести, как обычную переводную картинку, практически на любую ровную поверхность, например, на керамическую плитку.

Красиво жить не запретишь

Для кого-то не менее важным аспектом выбора подходящей цветопробы является широта выбора предлагаемых ею цветов. Само само разумеется, что параметры этих цветов и, особенно, четырех базовых, должны соответствовать европейскому стандарту ISO 12647 (на него часто ссылаются как на Eurocolor или Euro standard), чем, кстати, и отличаются все рассмотренные в статье модели. Тем не менее, далеко не все из них предоставляют богатую цветовую палитру. Увы, самой непритязательной в этом ряду показала себя одна из самых точных и оперативных цветопроб — Fuji ColorArt, разработчики которой предусмотрели более широкую гамму красок лишь для практически не используемого у нас в стране негативного процесса.

Наибольшую щедрость в этом смысле демонстрируют устройства Cromalin, чьи счастливые обладатели смогут воспроизвести базовый набор Pantone, поработать с шестицветной палитрой Hexachrome, не говоря уже об использовании металлизированных и флюоресцентных тонеров. Для этого, правда, придется научиться вручную наносить тонер на клейкую основу. Кроме того, для более комфортной работы, можно приобрести дополнительную панель создания смесевых цветов StudioSprint Console.

Что же касается цветопроб Imation и Agfa, то, хотя они и более скромны в своих предложениях, чем модели DuPont, они, тем не менее, не заставят вас заниматься ручным «припудриванием» подготовленных клейких слоев, поскольку их создатели гарантируют поставки стандартных пленок с дополнительными цветами, в том числе со столь популярными золотым и серебряным.

Да здравствует точность!

Одна из важнейших характеристик цветопробы — возможность максимально точного воспроизведения структуры и формы точек печатного растра. При этом, чтобы ни говорилось об оперативности работы на «сухих» моделях, всем отлично известно, что используемая в них технология отрыва защитной пленки с остатками тонера далеко не способствует надлежащему качеству соответствия, например, наиболее светлым участкам оригинального изображения, ибо «выбивает» из него и без того редкие в светлых тонах растровые точки.

В этом смысле предпочтительным выбором будут «мокрые» цветопробы, практически исключающие возможность растрового прореживания и твердо гарантирующие вывод материалов с линиатурой 200–250 lpi. Кроме того, они окажутся единственным вариантом, когда разговор пойдет о стохастическом растрировании, пусть даже еще достаточно редком явлении в отечественной полиграфической практике. Так, именно для этих целей, в комплект расходных материалов цветопроб Imation Matchprint включены пленки серии HD-Stochastic.

Вторым ключевым аспектом корректности контрольного отпечатка является обеспечиваемый цветопробой диапазон величины растискивания. В этой области использующие сухой производственный процесс модели отчасти сумели сравняться со своими технологически более сложными конкурентами. Компания Agfa, например, поставляет для своей цветопробы PressMatch Dry подложки двух типов, применение которых гарантирует воспроизведение растискивания в диапазонах 15–20% и 17–22%.

Помимо этого, разработчики данной модели, в целях дополнительного увеличения степени растискивания, рекомендуют укладывать в раму, между подложкой и экспонируемой пленкой с красителем, одну или несколько хорошо отмытых от эмульсии и засвеченных фототехнических пленок толщиной 0,015 мм. В результате, из-за удлинения пути ультрафиолетовых лучей между цветоделенной пленкой и фотополимерным слоем, возникает эффект оптического увеличения формируемых в процессе экспонирования точек растра.

Передовик по части разнообразия предоставляемых цветов, компания DuPont также ограничилась только двумя диапазонами растискивания — 15–17% и 18–20%, что определяется типом используемой фотополимерной пленки. Однако, поскольку настоящий российский печатник никогда не пасует перед трудностями, был найден способ выхода за пределы этих диапазонов. Посетив полиграфический салон компании HGS Group мы узнали, что степень растискивания на цветопробах Cromalin (впрочем, и на цветопробах других производителей тоже), можно успешно регулировать путем корректировки времени экспонирования фотополимера в большую или меньшую сторону.

Дело в том, что при увеличении этого времени, конечный размер клейкого элемента получается меньше, а при его сокращении, соответственно, больше. В результате, сообщили специалисты HGS Group, можно безболезненно получать на оборудовании Cromalin величины растискивания в диапазоне от 15 до 25%, при этом имея в виду, что результатом подобного подхода к увеличению ростиска будет возможная потеря растровых точек в наиболее светлых областях изображения.

Гораздо большую свободу выбора величины указанного параметра, без необходимости прибегать к различного рода ухищрениям, получают владельцы цветопроб Imation Matchprint. Реализуется это путем использования специальных пигментных пленок для высокого (20–25%) и низкого (12–15%) растискивания, а также за счет их комбинирования, что позволяет получать уровни ростиска в диапазоне от 18 до 20%.

Дорогая моя цветопроба

Говоря о широте возможностей, предоставляемых каждой из рассматриваемых в этой статье цветопроб, конечно же, нельзя не акцентировать внимание на том, сколько это «удовольствие» стоит. В самом деле, себестоимость оттисков — один из «рекламных» показателей цветопробного устройства, с помощью которого его владелец может привлечь к себе интерес со стороны большего числа потенциальных заказчиков.

Как можно видеть из таблицы, самыми неэкономичными, если говорить о стоимости расходных материалов, оказались цветопробы фирм DuPont и Imation, в то же самое время являющиеся наиболее подходящими для работы с дополнительными цветами. Основная причина — дороговизна пигментных пленок, заслоняющая собой даже факт использования в устройствах Imation жидкого проявителя. Безусловно, наиболее выгодно в этом смысле смотрятся предложения компании Agfa, которая, при сравнительно низкой цене расходников, предоставляет своему пользователю вполне адекватный набор доступных цветов.

Что же касается цены самого оборудования, то здесь безусловными лидерами по дороговизне являются «мокрые» цветопробы, что в общем-то понятно, учитывая их более развитые возможности по точности воспроизведения растра. Надо полагать именно поэтому компания Imation предлагает оригинальную схему покупки своей аппаратуры, когда при условии регулярного приобретения в течение трех лет годичного запаса расходных материалов на изготовление 300 цветопроб (это будет стоить порядка 7000 долл.), переданная в аренду цветопроба окончательно перейдет в собственность ее владельца. К великому сожалению, ввиду нестабильности российской экономики, эта весьма выгодная схема пока не получила должного распространения в нашей стране.

По пути компромисса

Подводя итог, можно сказать, что в основе выбора подходящей цветопробной аналоговой системы лежит компромисс между вашими желаниями, объемом денежных затрат и сложностью эксплуатации приобретенного устройства. Тем, например, кто хочет получить максимальный контроль над структурой растра, минимальный размер точек которого, как и в реальной офсетной печати, должен равняться 10–12 мкм, придется мириться с необходимостью монтажа и последующего обслуживания порой довольно громоздкого оборудования «мокрой» цветопробы, либо подключенного к водопроводу и канализации (модели компании Imation для форматов A2 и А1), либо имеющего достаточно вместительный бак с водопроводной водой (модели Imation 2635 и Fuji ColorArt), чье содержимое надо периодически менять, а сам бак — мыть.

Те же, кто не очень удручен возможной утерей части растровых точек при формировании изображения, вполне смогут насладиться работой с такими более комфортными и не заставляющими возиться с грязными тряпками устройствами, как PressMatch Dry или Cromalin.

Автор глубоко признателен сотрудникам представительства Kodak в Москве, а также специалистам компаний Art Team, HGS Group, PrintHouse, Unit Copier, Yam International, «Анимар Графипресс», «Артель-Сервис», «КомЛайн», «Нисса», «Терем» и сервис-центра за помощь, оказанную при подготовке данной статьи.


В контакте с фотоформой.

Отсутствие контактно-копировальных рам в стандартной комплектации некоторых цветопробных устройств заставило нас провести небольшое исследование, которое позволило установить, экспонирующие рамы каких производителей сегодня можно приобрести у российских дистрибьюторов. Как выяснилось, это прежде всего агрегаты, выпускаемые фирмами Amergraph, Danagraf, Lastra, Marchetti, nuArc, OLEC и SACK, которые используют в своей работе ультрафиолетовые лампы металло-галогеновые в диапазоне мощностей от 1000 до 7500 Вт

При этом, наиболее богатый выбор копировальных рам безусловно предлагают дистрибьюторы SACK. Среди них — тринадцать моделей серии 32, семь моделей серии 34, одиннадцать моделей серии OR-30, девять моделей серии 19 и три модели серии 20, каждая из которых с успехом может использоваться в составе цветопробного оборудования. Высокий профессиональный уровень экспонирующих рам этого производителя подтверждает, например, тот факт, что все входящие в комплект цветопроб Imation Matchprint рамы — прямые аналоги аппаратов SACK (модели 32 0571, OR-30 0753 и 19 1155).

Учитывая столь широкий диапазон предлагаемых SACK устройств и довольно разнообразную номенклатуру других производителей, мы включили в приведенную таблицу либо модели с максимальным и минимальным форматом экспонирования, либо единичные, доступные на российском рынке, копировальные рамы конкретной серии.

Характеризуя копировальные рамы перечисленных поставщиков, следует подчеркнуть, что представленные в таблице изделия отражают широкий спектр экспонирующего оборудования, некоторые виды которого предназначены для интенсивной эксплуатации в типографских условиях. К числу таких устройств можно, например, отнести большое число уже названных аппаратов SACK, профессиональные рамы компании OLEC серии OVAC, изделия фирмы Amergraf, а также рамы Lastra, которые укомплектованы автоматической системой управления целым рядом рабочих параметров, в том числе температурой источника света. Немаловажно и то, что мощные излучатели профессиональных аппаратов позволяют сократить до минимума время экспозиции.

Также отметим, что все упомянутые рамы оборудованы системой вакуумирования, которая обеспечивает очень плотный контакт экспонируемого материала с фотоформой. В результате, как отмечается в технических характеристиках устройств, становится возможным перенос на экспонируемый материал изображений, созданных методом стохастического растрирования. Помимо этого, практически все рамы способны работать в автоматическом режиме под управлением встроенного микропроцессора, а многие из них, например, модели SACK и Marchetti, укомплектованы датчиками интенсивности ультрафиолетового излучения, позволяющими автоматически подстраивать под текущие условия освещения заданное время экспозиции.

Немаловажной, в ряде случаев, является комплектация контактно-копировальных рам специальными диффузионными экранами, решающими задачу корректного экспонирования фотоформ, смонтированных сразу из нескольких пленок. В результате, после установки такого экрана, вследствие рассеивания проходящего через него света лампы, появляется возможность убрать из окончательного изображения линии краев совмещенных пленок и следы склеек (при этом, правда, приходится жертвовать точностью воспроизведения светлых областей растра). Необходимо подчеркнуть, что «диффузоры» поставляются почти всеми изготовителями рам, хотя довольно часто, как в случае изделий nuArc и Marchetti, в стандартную комплектацию не входят.

В заключение этого небольшого обзора отметим, что не последнюю роль при выборе подходящей экспонирующей рамы вполне может сыграть ее конструктивная компоновка. С этой точки зрения, кому-то могут показаться интересными рамы Amergraph, Danagraf, Marchetti и nuArc с «кувыркающимися» поворотными столами, некоторые модификации которых являются двусторонними, то есть позволяют укладывать экспонируемый материал на обеих сторонах рабочего стола.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus