2000.05.071582 прочтений

FreeHand 9: плавная эволюция или Без революционных перемен

Теги: Publish

Практически целый год среди редакторов векторной графики царило затишье (последним появился Corel DRAW9 в апреле прошлого года).

Практически целый год среди редакторов векторной графики царило затишье (последним появился Corel DRAW9 в апреле прошлого года). Срок для программного обеспечения немалый: достаточно вспомнить, насколько быстро появлялись новые версии раньше. Однако теперь ситуация изменилась и стадия «доведения до ума» у всех без исключения разработчиков существенно увеличились.

Это можно связать, во-первых, с достижением векторными редакторами определенного предела возможностей, достаточного для большинства применений. Конечно, в них можно включать еще более сложные инструменты и операции, однако это потребует существенных переработок ядра (что обязательно скажется на сроках выхода и количестве новых «багов»), к тому же выгода от их присутствия, зачастую, весьма сомнительна. Вторая причина увеличения сроков разработки — значительное распухание программных продуктов в объеме. Постоянная гонка в жестких временных рамках неминуемо приводила к сокращению сроков их тестирования, в результате чего потом пользователям предлагалось скачивать по Internet «заплатки» огромных размеров.

Так или иначе, но со времени выхода предыдущей версии FreeHand прошел немалый срок, и поэтому многие с нетерпением ожидали появления новинок. Что же приготовили нам программисты из Macromedia на этот раз? Это тем более интересно, что, вслед за ее продуктами наверняка вскоре появятся очередные обновления от остальных участников «гонок» —CorelDRAW и Adobe Illustrator.

Интеграция с другими продуктами

В первую очередь бросается в глаза Internet-направленность FreeHand 9. В принципе, эта тенденция сейчас охватила абсолютно все программы, поскольку значительно расширяет круг пользователей (хоть ставь на продукты клеймо «Ready for Internet») — причем вряд ли кто-то всерьез воспринимает поддержку векторным редактором экспорта в html как какое-то преимущество. И тем не менее, то, что теперь FreeHand может сохранять документ как страницу HTML или же, что еще более актуально, в виде документа PDF, причем даже многостраничного, с поддержкой встроенных шрифтов и PostScript 3 — дает ему дополнительные очки.

Естественно, что теперь программа позволяет экспортировать объекты в виде GIF, JPEG, PNG — с полным арсеналом средств для их оптимизации при размещении в Internet. Предназначенная для этого же новая палитра WebSnap Adaptive сводит искажения цветов в различных браузерах к минимуму за счет коррекции цветов к оптимизированным для Web. Значительное внимание уделено поддержке различных форматов обмена между документами FreeHand и другими приложениями. В частности, Flash (кстати, тоже разработанный Macromedia) получил прямую поддержку из FreeHand на уровне слоев. Теперь без проблем передаются обтравочные контуры (Clipping paths), содержащие как векторную, так и растровую графику, и сохраняется прозрачность объектов. Все это, по замыслу руководства компании, должно обеспечить дополнительную популярность обеим программам, предоставляя пользователям законченное решение для создания интерактивных Web-страниц из одних рук.

И все же, как бы ни был сейчас популярен Internet и все с ним связанное, не осталось забыто и основное предназначение FreeHand как профессионального векторного редактора. Вслед за Adobe Illustrator, теперь и он может сохранять документ со слоями и масками прозрачности в формате PSD — все слои в документе сохраняются как соответствующие слои в Photoshop. Что же касается приверженцев DRAW, то им остается только надеяться, что его разработчики последуют этому примеру.

Стала более гибкой и работа с растровыми изображениями, поскольку появилась возможность выбрать способ их внедрения в документ: либо целиком, либо просто путем установки связи с оригинальными изображениями на диске. Кроме того, теперь программа стала «понимать» и TIFF с обтравочными контурами, что значительно расширяет ее возможности при работе с растровой графикой.

Естественно, улучшилась поддержка и векторных форматов: теперь файлы, сохраненные в седьмой версии Illustrator (даже со связанными изображениями), без проблем открываются во FreeHand. При этом не забыты и поклонники CorelDRAW, чьи документы вплоть до восьмой версии также стали поддерживаться программой.

С моей точки зрения, весьма полезна команда Copy Special, которая позволяет копировать в буфер обмена информацию только в том формате, который вы сами укажете. Это позволит значительно сократить время выполнения операций копирования и вставки, поскольку ранее применявшийся метод предполагал копирование во все поддерживаемые форматы сразу и таким образом, потребляя слишком много системных ресурсов, делал эти операции весьма длительными. Таким образом, мощная поддержка многих форматов и быстрое время переключения между ними позволяет использовать FreeHand в качестве одного из центральных приложений для профессиональных дизайнеров.

Векторные возможности

Для поддержания status quo программы, заслуженно занимающей место между DRAW и Illustrator, разработчики FreeHand наряду с прямым заимствованием некоторых идей конкурентов внесли и кое-что свое.

И хотя в векторных возможностях программы ничего революционно нового не появилось, тем не менее изменения есть и они довольно значительны. Появившиеся инструменты Envelope (изменение формы объекта согласно некоторому образующему контуру) и Perspective (создание иллюзии объемности изображения при помощи перспективных искажений) сближают его с DRAW, причем по возможностям он даже стал его превосходить. Так, во FreeHand все объекты с присвоенным эффектом перспективы получают общую точку схождения (vanishing point), что, в случае их перемещения друг относительно друга, позволяет сохранять общую перспективу для всего изображения. Это дает возможность легко создавать довольно сложные макеты. А Envelope пришел на смену довольно неудобному редактированию этого эффекта в отдельном окне. Кроме того, в программе уже заложен набор предопределенных фигур-оболочек, а внесение своих собственных изменений в их форму выполняется аналогично редактированию обычной кривой. Таким образом, программа обеспечивает большую гибкость в создании фигур различной степени сложности. На это же направлена и возможность регулировки точности воспроизведения кривой, рисуемой от руки (freehand tool precision), что позволяет достичь оптимального соотношения количества точек на кривой и желаемого эффекта.

За счет большого количества настроек, появившихся для трассировки изображений (image tracing) стало возможным получать более предсказуемые результаты, кроме того, теперь сама операция векторизации выполняется значительно быстрее.

Кроме простого заимствования чужих идей с последующим их развитием, программисты FreeHand взяли на вооружение собственный метод, хорошо зарекомендовавший себя во Flash — использование в документе символов (symbol). Так, превращение любого объекта в символ дает сразу несколько преимуществ, которые проявляются при многоразовом использовании этого объекта в документе. Во-первых, достаточно изменить сам «символ» чтобы автоматически обновились свойства всех остальных объектов, связанных с ним (по терминологии Flash — instances). Во-вторых, существенно сокращается размер всего файла, поскольку в памяти хранится только один объект. Процедуры редактирования символов и замены их копий в документе практически не отличаются от аналогичных процедур в Flash, так что те, кто уже работал с ним, смогут использовать свой опыт и во FreeHand.

Появившаяся возможность оперативного изменения размеров любой страницы позволяет более рационально использовать функции программы при создании многостраничных документов. В то же время польза от другого инструмента — Page Tool — весьма сомнительна, поскольку применение ему (произвольная смена положения любой страницы на рабочем столе) найти довольно трудно.

В дополнение к существовавшим в программе мощным возможностям редактирования кривых добавились несколько новых. Так, для сглаживания кривых подойдет оригинальный способ c использованием «виртуальной» кисти большого диаметра, причем ее размер можно оперативно менять в широких пределах и, таким образом, быстро достигать требуемого результата (для этого нужно выбрать инструмент Freeform и щелкнуть мышкой вне кривой: появившаяся окружность и будет той самой «кистью», которая сглаживает кривую по своему радиусу). Позаботились разработчики FreeHand 9 и о такой часто используемой операции, как выделение отдельных узелков на кривой, и действие появившегося Lasso аналогично возможностям этого же инструмента в растровых редакторах, что в сочетании с дополнительными командами (Invert selection, subselect) позволяет сократить время выполнения многих рутинных операций.

Кроме того, теперь программа может делать переходы (blends) даже в том случае, когда направляющие состоят из нескольких объединенных кривых, что существенно расширяет возможности получения профессиональных результатов.

Выводы

Из вышесказанного можно заключить, что FreeHand в очередной раз подтвердил свой статус векторного редактора, по своим возможностям находящегося между DRAW и Illustrator. Ничего революционно нового в его девятой версии не появилось, да и вряд ли это можно ожидать от программы, приближающейся к своему юбилею. Тем не менее пользователи получили в свое распоряжение ряд новшеств, которые значительно облегчат выполнение многих операций.

Если разработчики Illustrator не предпримут серьезных шагов по расширению его функциональных возможностей, то у программы могут возникнуть проблемы в самом ближайшем будущем, поскольку полностью сосредоточившись на InDesign, программисты из Adobe практически отказались от дальнейшей разработки своего пакета иллюстративной графики, и без того задержавшейся на несколько лет. А пока логично было бы прогнозировать расширение доли FreeHand среди векторных редакторов и укрепление его позиций в издательском процессе. 


FreeHand 9

Рейтинг: * * * *1/2
Платформы: Мас, РС
Аппаратные требования:
РС: Pentium 120 МГц, 64 Мбайт оперативной памяти, 50 Мбайт дискового пространства
Macintosh: PowerPC 120 МГц, 32 Мбайт оперативной памяти, 50 Мбайт дискового пространства
Заключение: Известный пакет в очередной раз подтвердил свое положение между CorelDRAW и Illustrator. Несмотря на отсутствие кардинальных изменений, он пополнился многими полезными функциями.
Цена по прейскуранту: 399 долл., для пользователей более ранних версий — 199 долл.
Производитель: Macromedia

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Зарабатываем на «металлах»

    Специальный обзор решений для цифрового нанесения фольги.

     

  • География экспансии Ricoh: продолжение

    Мы продолжаем рассказ о развитии направления промышленной печати  Ricoh в странах СНГ. На очереди — Армения и Узбекистан.

     

  • Печать по тканям: «цифра» решает

    Всё, что вы хотели узнать про цифровую печать по тканям, — от основ до практики и перспектив.

    Сегодня объём мирового рынка цифровой печати по текстилю, по разным оценкам, значительно превышает 2 млрд долл. А в натуральном выражении суммарный объём печати — примерно 1 млрд м2. Ежегодный рост рынка составляет примерно 12%. В России уровень проникновения цифровых технологий в этот сегмент существенно ниже, чем в странах Западной Европы, США и Китае, поэтому потенциал развития намного больше. 26 сентября 2018 г. в рамках выставки «Реклама 2018» Publish совместно с «ЭкспоЦентром» провели конференцию «День цифровой печати по тканям».

     

  • FSC: бумажная этика будущего

    Что такое FSC-сертификация бумаги и в чем она может быть полезна типографиям.

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • Два мира — одни «Терра Системы»

    Компания «Терра Системы», до лета 2018 г. предлагавшая полиграфистам печатные решения только на основе офсетных машин RMGT и светодиодных сушек AMS, теперь, совместно с Ricoh Rus, начала активную работу по внедрению «цифры». Партнёры уверены, что могут предложить офсетчикам лучшее из двух миров — аналоговой и цифровой печати.

     


comments powered by Disqus