101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Prime Time для цветной газетной печати

  • Денис Самсонов
  • 19 января 2000 г.
  • 3515

Prime Time — английское словечко, с подачи телевизионщиков вошедшее и в наш обиход. В дословном переводе — лучшее время, самое главное время, расцвет. В полиграфии prime — четыре ночных часа, отведенные на печать ежедневных газет. Как правило, газета подписывается в печать между 6 и 10 часами вечера. Около двух-трех часов уходит на передачу материалов в типографию и подготовку к печати. После этого наступает prime — четыре часа, за которые нужно отпечатать тираж, чтобы к утру развести газету по киоскам и подписчикам.

Генеральный директор ЗАО «Курсив» Александр Фокин и его типография
При подготовке этой статьи мы встречались с руководителями наиболее быстро развивающихся полиграфических предприятий и теми, кто собирается инвестировать в полиграфическое производство. Все они сходятся во мнении, что период расцвета (Prime) ожидает в ближайшем будущем цветную газетную печать как отрасль. Направление цветной газетной печати в качестве основного для себя рассматривают руководство и новые владельцы самого крупного на сегодняшний день полиграфического комплекса страны — «Пресса-1». Группа компаний «Алмаз-пресс», имеющая сильные позиции на отечественном рынке журнальной печати и планирующая развивать это направление в будущем, делает значительные инвестиции в газетную полиграфию. ЗАО «Курсив» (не путать с одноименным журналом), входящее в группу компаний «Экстра М», реализует проект по строительству в Подмосковье нового полиграфического комплекса для цветной газетной печати. Компании, с которыми мы говорили при подготовке статьи, на этом рынке не одиноки. Два типографских комплекса «МДМ-печать» и «Девиз-полиграфия» успешно работают в Санкт-Петербурге. Машины для цветной газетной печати закупают провинциальные типографии. По нашим данным, новые цветные машины в этом году будут запущены в Норильске (машина производства DGM) и Краснодаре (Orient). В типографии им. Пушкина начат монтаж журнальной ротации производства Man Roland, к сожалению, по техническим причинам мы не смогли включить информацию об этом проекте в статью, но надеемся подробно рассказать об этой типографии в ближайших номерах журнала.

По состоянию на текущий момент...

...ни одно новое ежедневное цветное издание не может выйти в Москве — считает президент группы «Алмаз-пресс» Марина Переверзева. При том, что по мнению г-жи Переверзевой, отечественная полиграфия обладает «избыточными» мощностями в области газетной печати, они, по ее словам, «не соответствуют требованиям современного рынка». Этот парк во многом уже изношен и не отвечает современным требованиям по качеству, скорости печати и переналадке. В этом с ней согласен директор «Прессы-1» Павел Колосов. На взгляд г-на Колосова уже сейчас большинство газет и еженедельников этого класса готовы к переходу к цветной печати. Единственный сдерживающий фактор — отсутствие предложения со стороны печатников.

Ограниченность возможностей отечественной полиграфической базы испытали на себе и издатели газеты «Экстра М». Попадание в prime для еженедельника не настолько важно, как для ежедневной газеты. Но даже при возможности печататься в любое время и в течение целой недели, «Экстра М» не нашла в России мощностей, способных обеспечить выход ее 3-х миллионного тиража. По словам генерального директора «Экстра М», когда газета переходила на цветную печать, были рассмотрены все варианты печати в России. Оказалось, что даже при объединении усилий нескольких типографий, выход цветного издания тиражом 3 млн. экземпляров и объемом свыше 32 полос в России технически невозможен. Эти исследования, с одной стороны, вынудили компанию перевести печать газеты в Финляндию, с другой — начать планирование собственного типографского комплекса.

Не более 45% комплекса, над строительством которого работает ЗАО «Курсив», будет занято под печать изданий «Экстра М» — оставшееся время свободно для принятия сторонних заказов. Запуск типографии запланирован на первый квартал 2002 года, и в «Курсиве» еще не начинали переговоров с будущими заказчиками. Но владельцы будущего комплекса, так же как руководители типографий «Алмаз-пресс» и «Пресса-1» уверены — недостатка в клиентах не будет. Как считает г-н Каверзнев, основу будущих заказчиков составят новые издания. Появление в России мощностей, способных обеспечить новый уровень полиграфических услуг стимулирует появление изданий, готовых этот уровень востребовать.

Деньги

Масштабное производство требует соответствующего уровня инвестиций. Если просуммировать деньги, которые за ближайшие два-три года планируют вложить в полиграфию только три рассмотренных нами предприятия — сумма превысит сто млн. долл. Даже если предположить, что производители печатного оборудования предоставят наиболее выгодные условия платежа, суммы, которые будут проплачены уже в самое ближайшее время — значительны. Один из способов привлечения дополнительного финансирования, который рассматривается во всех предприятиях, с руководителями которых мы беседовали — привлечение стратегических партнеров. Анатолий Печейкин, представитель структур «ЛУКОЙЛа» в совете директоров и первый заместитель генерального директора производственного объединения «Пресса-1», рассматривает стратегическое партнерство со взаимным проникновением капиталов как наиболее приемлемый способ привлечения дополнительного финансирования. По словам г-на Печейкина, «ЛУКОЙЛ» имеет богатый опыт подобной работы при реализации проектов по добыче и транспортировке нефти. В то же время г-н Печейкин считает, что «Пресса-1» готова рассмотреть самые различные варианты сотрудничества, начиная от продажи пакета акций до реализации других форм совместной взаимовыгодной деятельности, и прежде всего — связанной с капиталовложениями в модернизацию производства.

Структуры «Экстра М» при планировании будущей типографии прежде всего ориентировались на использование собственных средств. Александр Каверзнев не делает большого секрета из оборота своей компании. В 1997 году, по его сообщению, эта цифра составила 150 млн. долл. при весьма высоком уровне рентабельности. Кризис 1998 года нанес удар как по рентабельности «Экстра М», так и по планам новой типографии, которые были скорректированы в сторону уменьшения затрат. И тем не менее, даже в нынешних условиях газета остается прибыльной, что позволит планировать осуществление проекта с типографией с использованием только собственных ресурсов. Если умеренно-оптимистичные ожидания г-на Каверзнева относительно развития рекламного рынка сбудутся, в привлечении сторонних инвесторов или заемных средств не будет необходимости. Хотя, в структурах «Экстра М» не исключают возможности участия в строительстве типографии западного инвестора. Подобное партнерство может быть выгодно не только для строительства и эксплуатации типографии, но и при реализации новых проектов «Экстра М», которые находятся в стадии проработки, но рассказывать о которых г-н Каверзнев посчитал пока преждевременным. Судя по всему, в качестве подобного партнера «Экстра М» может рассматривать одну из крупных западных медиа-групп.

Ближе всех к заключению соглашения с крупным инвестором подошла группа компаний «Алмаз-пресс». Как сообщила нам г-жа Переверзева, «Алмаз-пресс» уже достиг принципиальной договоренности о партнерстве с концерном Bertelsmann. Предполагается, что Bertelsmann войдет как партнер в структуры «Алмаз-пресс», и в течение ближайших трех-пяти лет доля Bertelsmann в активах группы составит до 50%. Тем не менее г-жа Переверзева заявила, что продажа контрольного пакета акций не планируется. Bertelsmann — одна из крупнейших мировых медиа-групп с годовым оборотом 29 млрд. марок. Интересы концерна выходят далеко за рамки полиграфии (более подробную информацию можно получить на сайте концерна www.bertelsmann.de). Приход Bertelsmann в Россию — серьезное событие, которое окажет большое влияние на весь медиа-рынок.

Люди

Деньги — не единственный ресурс, необходимый при строительстве или модернизации типографии. Не менее, если не более важную роль играют люди, которые будут в этой типографии работать. Имеются в виду как печатники и технические специалисты, так и руководящий состав. Уже сейчас профессия печатника цветной рулонной печати является одной из самых дефицитных в Москве. Через год-два, когда войдут в строй новые мощности, этот дефицит только обострится. Спокойнее всего к кадровому вопросу относятся в «Прессе-1». Возглавляющий здесь производство Павел Колосов считает, что «Пресса-1» была и остается «кузницей кадров» для ведущих московских типографий, которые во многом укомплектованы за счет бывших «прессовцев». В типографии сохраняются давние традиции подготовки новых специалистов. Долгое время типография не могла обеспечить печатникам достаточного уровня зарплаты, но предстоящая модернизация производства позволит решить эту проблему.

Генеральный директор ЗАО «Курсив» Александр Фокин рассматривает вопрос кадров как один из приоритетных. Хотя планируемый запуск типографии должен состояться только через два года, набор первой группы сотрудников рассчитывают провести уже в этом году. Ключевые технические специалисты пройдут обучение в учебных центрах MAN Roland, а также примут участие в процессе монтажа и пусконаладки печатных машин. Печатников с опытом работы на цветных ролевых машинах действительно не хватает. В качестве одного из способов решить эту проблему г-н Фокин рассматривает переподготовку печатников листовой офсетной печати. По его мнению, главное — наличие навыков работы с цветом. Освоить же технологическую специфику ролевой печати для опытного печатника не так сложно. Тем более, что многие процессы в современных машинах полностью автоматизированы. Сложнее изменить психологию человека. «Листовики» обычно привыкают к более свободному обращению со временем. В то время как при ролевой и, особенно, газетной печати решающую роль играет дисциплина, способность печатать тираж точно в отведенное для этого время.

Наиболее радикальный способ поиска сотрудников рассматривают в типографии «Алмаз-пресс». Г-жа Переверзева не исключает возможность найма печатников из стран СНГ и даже Восточной Европы. В то же время в «Алмаз-пресс» существует и собственная система подготовки — в каждую смену обязательно входит ученик печатника. Определенный рост возможен и без привлечения новых сотрудников. В каждую смену входит по два первых печатника. Через какое-то время, когда люди освоятся с новой техникой, можно будет перейти на работу с одним первым печатником, высвободив таким образом «ударную» группу сотрудников для новых проектов.

А вот управляющий персонал г-жа Переверзева расширять не планирует. Во-первых, профессионализм сотрудников постоянно повышается. Во-вторых, Марина Переверзева считает, что руководящий состав не должен расти пропорционально объему производства. Этого можно достичь за счет использования более совершенных систем управления.

Формат

Герой одного знаменитого литературного произведения никогда не задумывался о том, что говорит прозой, пока не узнал об этом от учителя. Многие из нас (не только читатели, но и издатели) никогда не задумывались, почему формат издаваемых в России газет 420X578. Удобен ли этот формат для читателя? Можно ли за счет изменения формата достичь преимуществ перед конкурентами? Опыт западных издателей показывает, что формат может сыграть ключевую роль в успехе или неудаче нового издания. Формат тесно связан с позиционированием издания, системой распространения. От него в значительной степени зависит макет и даже содержание газеты или журнала (вспомним, что название формата «таблоид» стало синонимом «бульварной» прессы).

Принятый в России формат — это «широкая» газета. Читать такую газету, в принципе, неудобно. Кроме России, этот формат широко распространен в Америке. Но там существует особая манера чтения газет — складывая вдвое левую и правую половинки. Издатели учитывают эту традицию при макетировании — статьи почти никогда не выходят за половину газетного листа. Читать такие газеты складывая их вдвое удобно.

Наиболее распространенным форматом в Европе является так называемый евро-таблоид — 375X546. В таком формате выходит, например, лондонская TIMES. Формат обладает рядом очевидных коммерческих преимуществ, и многие издатели готовы были бы рассматривать переход на печать в таком формате. Но, как сказала г-жа Переверзева, издатели не хотят быть привязанными к одной конкретной типографии. Для того, чтобы широкое распространение нового формата стало реальным, необходимо достичь соглашения между несколькими типографиями, которые обязуются установить машины формата евро-таблоид и издателями, которые переведут свои издания на печать в новом формате. Пока же, по словам г-жи Переверзевой, несмотря на интерес к формату со стороны издателей, «Алмаз-пресс» будет устанавливать машины с форматом 420X578. Такой же формат будет и у машин в типографии ЗАО «Курсив».

Те кто (в алфавитном порядке)

Группа компаний «Алмаз-пресс» в первом квартале 2001 года планирует ввод в эксплуатацию двух машин газетной печати с форматом по 4 полосы А2 на каждый печатный цилиндр. Установленные в линию новые машины позволят печатать в Prime Time одновременно две ежедневные газеты объемом 16 полос и красочностью 4 на 4 либо объемом 24 полосы и красочностью 4 на 2. Скорость печати обеих машин до 80 тыс. экземпляров в час, скорость переналадки — до 40 мин. на четыре краски.

«Алмаз-пресс» осваивает новую площадку в Очаково. В этом году там будет установлена новая журнальная машина Heidelberg Harris 850 L. Непосредственно с выставки Drupa в «Алмаз-пресс» отправится новая машина компании Heidelberg Sunday 4000. В 2001 году парк машин типографии пополнит 64-полосная Lithoman IV. Две последние машины предназначены для печати длинных тиражей. Марина Переверзева полагает, что благодаря этому оборудованию, «Алмаз-пресс» сможет предложить конкурентоспособные цены для изданий, которые сейчас печатаются методом глубокой печати. Тем более, что по уровню качества современная офсетная печать почти не уступает глубокой печати.

Для изготовления форм наиболее перспективной в типографии считают технологию CTP. Однако переход к CTP в значительной степени обусловлен уровнем готовности клиентов типографии — изданий и рекламных агентств — работать по новой технологии. Чтобы сделать этот переход более плавным, «Алмаз-пресс» готовится открыть специальные курсы по переподготовке специалистов по допечатным технологиям для работы с CTP. Клиенты типографии смогут обучать там своих сотрудников бесплатно.

Решение о строительстве типографии было принято группой компаний «Экстра М» в конце 1997 года. Руководство работами по созданию типографии осуществляет ЗАО «Курсив». Были рассмотрены различные варианты организации типографии, в том числе приобретение или аренда промышленных предприятий, покупка одного из существующих полиграфических комплексов. Но наиболее целесообразным было признано построение нового газетного полиграфического комплекса «с нуля». Установка тяжелого (во всех смыслах этого слова) полиграфического оборудования предъявляет повышенные требования к зданию и фундаменту. В то же время, инвестируя десятки миллионов долл. в оборудование, руководство компании не хотело ставить надежность этих инвестиций в зависимость от хороших или плохих отношений с арендодателем.

Площадка для новой типографии была выбрана под Москвой, в районе Красногорска. «Когда я увидел это место, сразу подумал, что оно просто создано для типографии», — вспоминает Александр Фокин. Более трех гектаров неосвоенной земли расположились у пересечения Ново-Рижского шоссе с железнодорожной веткой. Здесь же проходят линии газопровода и ЛЭП. От Москвы место строительства типографии отделяет не более четырех километров.

Перед началом проектных работ фирмой «ТехнопринтБизнесКонсалт» был проведен конкурс на поставку печатного оборудования, в котором приняли участие компании KBA, MAN Roland, WIFAG, GOSS, MITSUBISHI. Для победы в тендере компания должна была обеспечить поставку ролевых газетных и журнальной машин, комплекса финишного оборудования. Полностью условия тендера смогла выполнить только компания MAN Roland. Дочернее предприятие MAN Roland — компания «Еврографика» выполнила необходимые проектные работы. Для приведения проекта в соответствие Российским стандартам была привлечена отечественная компания «Кабикс Консалтинг».

Основу типографии составят две печатные машины GeoMAN (формат рубки 578 мм). В состав каждой машины будут входить четыре зарядных устройства, три полных башни и два фальц-аппарата. Производительность только одной машины GeoMAN достаточна для того, чтобы в течение семи смен полностью отпечатать трехмиллионный тираж «Экстра М».

В дополнение к газетным машинам в типографии будет установлена машина RotoMAN для журнальной печати с возможностью листового выклада. Основная задача этой машины — печать рекламных вкладок в виде 16-ти страничных журналов и листовок. Для технологической обработки и вкладки листовок в типографии будут использоваться финишные линии производства компании Ferrag.

Первоначальное техническое задание предусматривало использование фотонаборных автоматов. Однако г-н Фокин не исключает возможности того, что в окончательном варианте будет использована технология CTP. Все зависит от того, какие изменения произойдут в этой области в ближайшие год-полтора. Планируется, что вся информация будет поступать в типографию по цифровым каналам. Для этого в типографию будет проложен специальный оптоволоконный кабель. Запуск типографии в строй запланирован на первый квартал 2002 года. В заключение рассказа о новой типографии ЗАО «Курсив» приведем несколько цифр, иллюстрирующих масштабность проекта. Планируемый суточный расход бумаги — 300–320 тонн, емкость склада — пять тыс. тонн газетной и две тыс. тонн журнальной бумаги, суммарная стоимость проекта 50–57 млн. долл., расчетный срок окупаемости — 7–8 лет.

Типография «Пресса-1», раньше называлась «Правда», кому надо, те помнят. Название говорит о многом. До начала девяностых типография оснащалась по самому последнем слову полиграфической науки. Даже сейчас мощности «Прессы-1» по-прежнему производят впечатление — Harris, Marinnoni, Colorman, две ролевые машины Komori. Тем не менее, техника стареет, а обновление требует больших средств, которых до недавнего времени у типографии не было. Все изменилось после того, как типография перешла под контроль структур нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». С приходом новых акционеров сразу встал вопрос о модернизации производственной базы. Разрабатывается проект развития «Прессы-1» до 2015 года. Но пока достаточно реальные очертания имеют только планы на ближайшие 2–4 года. На этот период в качестве основного направления развития выбрана цветная газетная печать. Планируется приобретение машин двойной ширины. В процессе реализации этого проекта, что потребует достаточно много времени, будут поставлены и машины ординарной ширины. Они относительно недороги и могут быть запущены в короткий срок. Параллельно будут рассматриваться проекты по закупке более тяжелого оборудования. Специфика «Прессы-1» состоит в том, что наличие большого объема свободных производственных площадей позволяет проводить модернизацию без остановки производства. На первом этапе планируются инвестиции в размере 18–20 млн. долл. Общая сумма расходов на обновление типографии может достичь 200 млн.

Г-н Печейкин, представляющий в совете директоров «Пресса-1» интересы «ЛУКОЙЛ», считает, что не следует ожидать быстрой отдачи от этих инвестиций. «Отдача обязательно будет, и она будет высокой, но мы не рассчитываем, что это произойдет немедленно,» — говорит г-н Печейкин. Еще больший эффект могло бы дать создание единой сети типографий по стране, которая позволила бы организовать выпуск ежедневной общероссийской газеты одновременно в нескольких крупных центрах.

По оценкам г-на Печейкина, «ЛУКОЙЛ» в состоянии привлечь инвестиции в модернизацию «Прессы-1». В то же время компания готова рассматривать различные формы взаимовыгодного сотрудничества с третьими фирмами.

(Этот номер Publish — первый, выпущенный в типографии «Алмаз-пресс». До этого в течение полутора лет журнал выходил в типографии «Пресса-1». Когда после августовского кризиса руководство издательского дома «Открытые системы», в который входит Publish, приняло решение о переводе печати всех изданий в Россию, «Пресса-1» оказалась единственной отечественной полиграфической базой, предложившей конкурентоспособный уровень качества при разумной цене. Мы благодарны сотрудникам типографии, в течение полутора лет помогавшим нам выпускать Publish, — все они большие профессионалы своего дела. Мы уверены, что в партнерстве с группой «ЛУКОЙЛ» «Пресса-1» сохранит статус одного из ведущих полиграфических предприятий страны.)

Prime Time

Переход ежедневных газет на печать в цвете — мировая тенденция. Долгое время в России этот процесс сдерживался ограниченными возможностями типографской базы. Проведенное нами исследование показало, что, по мнению типографий, газетный рынок является одним из наиболее привлекательных. Это открытый рынок, на котором пока практически отсутствует конкуренция, в частности с зарубежными типографиями — возить ежедневную газету из-за границы технически невозможно. То, что отечественные компании готовы вкладывать значительные суммы в оборудование для газетной печати, еще раз подчеркивает инвестиционную привлекательность этого рынка. Способствовать развитию этой области полиграфии будет и принятый в самом конце прошлого года закон, отменяющий взимание НДС с промышленного оборудования, не имеющего российских аналогов. Теоретически, почти весь спектр «тяжелой» типографской техники должен попасть под действие нового закона. Реально закон начнет работать только через несколько месяцев — должны быть составлены подзаконные акты, в частности, списки освобождаемого от НДС оборудования. Но к сожалению, тот факт, что закон принят, еще не означает, что им будут руководствоваться конкретные чиновники. По мнению Марины Переверзевой, принятые в нашей стране законы и подписанные международные соглашения прямо предписывают не взимать НДС с ввозимых в страну расходных материалов для полиграфии, на долю которых приходится до 60% себестоимости продукции типографий. В данном случае законы вступают в противоречие с подзаконными актами и позициями отдельных министерств. Г-жа Переверзева считает, что, если Правительство в течение 3–4-х месяцев не примет мер по урегулированию нормативной базы, соответствующим министерствам придется разъяснять свою позицию в суде.

И все-таки, невзирая на не самое благоприятное законодательство, руководители типографий смотрят на будущее с умеренным оптимизмом. Оптимистическая оценка перспектив нашей страны, развития ее экономики позволяет им вкладывать десятки миллионов долларов в проекты, отдача от которых предвидится только через несколько лет, когда полиграфия, как и вся страна переживут трудные времена и вступит в эпоху расцвета — Prime Time.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 29