101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

NEXPO'99: только для представителей прессы

  • Алексей Ильин
  • 26 августа 1999 г.
  • 4265

Вид американской газеты способен произвести ошеломляющее впечатление на неподготовленного читателя. Многостраничные монстры, ежедневно выходящие из-под пресса американских издателей, обладают объемами, не сопоставимыми даже с российскими еженедельниками. Такую газету не почитаешь бегло за завтраком, не развернешь в городском транспорте, не свернешь трубкой, выходя из метро. Это массивный документ, на изучение которого, кажется, можно потратить добрую половину дня.

Американцам покупать такие газеты нравится. Цена более чем доступна — в пределах доллара. Большинство изданий (даже провинциальные) печатаются в цвете. Согласно данным Newspaper Association of America (NAA), общий тираж ежедневных газет составляет около 56 миллионов экземпляров. Последняя цифра нравится уже рекламодателям. Не составляет труда в этом убедиться — объем достигается не только благодаря беззаветному труду журналистов. Массивные рекламные блоки почти на каждой странице, огромные секции Classified объявлений в конце — говорят сами за себя. По прочтении такой газеты нельзя не сделать вывод, что американские газеты в стороннем финансировании едва ли нуждаются. Так оно и есть — большинство из них даже получает достаточно прибыли, чтобы постоянно инвестировать крупные суммы в собственное развитие.

Итак, газеты в США богаты. Согласно опять же статистике NAA, ежедневных газет в Америке примерно 1,5 тысячи. А это уже солидный потребительский потенциал. Издатели газет формируют вполне самостоятельный рынок, который не смешивают, например, даже с издателями журналов. Существует немало компаний, предлагающих свои решения по улучшению процесса издания именно газет. И дело это денежное.

Крупнейшая выставка, ориентированная на газетчиков, называется NEXPO. Она проводится в июне каждого года под руководством уже упомянутой NAA. О масштабах конференции можно судить по среднему ежегодному количеству посетителей — 12 тысяч человек. Стендов тоже немало — около 400. На них можно найти буквально все, что только может потребоваться для работы полноценного издательства. От тяжелого печатного оборудования (большинство газет в США имеют собственные типографии) и высокоразвитых систем управления документооборотом до средств публикации данных в Internet.

Что характерно, на выставке практически не происходит анонсов новых технологий, не раскручиваются однопользовательские программные пакеты. На NEXPO предлагают массивные, законченные решения, полностью автоматизирующие тот или иной участок работ. Отдельные производственные инструменты в расчет не берутся — хорошо идут только крупные системы.

Формально павильоны выставки поделены на четыре части: Press, Pre-Press, Post-Press и New Media. Подобное разделение очевидно по визуальному осмотру стендов, хотя достаточно условно, исходя из подробного ознакомления с предлагаемыми продуктами. Особенно размыты границы в последних двух категориях.

Стенды производителей типографского оборудования (Press и Post-press) можно безошибочно узнать по наличию в экспозиции массивных механических агрегатов. Работа над привлечением внимания клиентов к такому, как правило, дорогому оборудованию ведется не шуточная. Большинство стендов имеет действующие образцы предлагаемой техники. Рекламных буклетов и описаний столько, что без помощи представителей компании в выборе вам нужных не обойтись. При их самостоятельном обзоре нетрудно и растеряться. Количество выставляемых продуктов иногда не меньше.

Сразила наповал компания Heidelberg, стенд которой был похож на испытательный полигон — и по занимаемой площади, и по количеству работающих на стенде механизмов. Установка на стенде двуширинных четырехкрасочных печатных машин, высотой с двухэтажный дом тоже встречалась сплошь и рядом — Man Roland, Wifag, TKS именно ими и оформили свои стенды. А знаменитая на всю Америку компания Goss применила контрастное решение. На стенде полностью отсутствовали какие-либо демонстрационные экспонаты. Видимо, компания находится в состоянии, когда доверие к торговой марке становится основополагающим фактором. Повторю, что интерес к покупке собственных печатных машин есть не только у крупных типографий: как правило, любая газета, даже выходящая в глубокой провинции, старается печататься самостоятельно. Поэтому на выставке можно найти машины всего ценового спектра. Сверхдешевый индийский Orient тоже имеет заинтересованных покупателей в США. Стенд, конечно, занимает минимальные площади.

Выставочные места производителей оборудования для пост-печатной обработки ничем бросающимся в глаза не отличаются. Те же станки, агрегаты, буклеты. Человек, не бывавший в типографии, и не заметит, что набрел на стенды Ferag и Muller Martini.

Компании, предлагающие решения для предпечатной подготовки, напротив, отличаются высокой разнородностью продуктов. Предпечатная подготовка — это по большому счету практически все что происходит с номером газеты до печати — начиная от раздачи заданий журналистам и заканчивая выводом на плейтсеттер.

Производители препресс оборудования были представлены как известными у нас Agfa и Konica, так и многими производителями, известными в основном на американском рынке, например PPI. Konica, правда, встречала посетителей лозунгом «The industry pre-press leader», применимость которого на российском рынке маловероятна.

Стенды разработчиков программного обеспечения, похоже, вызывали наибольшее любопытство посетителей выставки. По крайней мере, при перемещении в Pre-press/New Media часть павильона толпа заинтересованных лиц значительно густела. Системы для оптимизации всех этапов работы над номером газеты (от размещения рекламы до отправления в архив) — так можно описать функционально назначение ПО, предлагаемого на NEXPO, — наиболее востребованы на рынке в настоящий момент. А рынок полон незнакомых имен. Даже названия компаний-фаворитов в России практически не известны. Это весьма крупное программное обеспечение, стоящее приличных денег (проекты интеграции стоят до нескольких миллионов долларов) и по этой причине получившее небольшое распространение у нас.

Классификацию можно сделать следующую: системы для сбора и отслеживания рекламных продуктов (advertorial management), системы управления ресурсами (asset management), системы редакционной работы (editorial management) и системы публикации материалов в Internet (Internet publishing). Особняком стоят системы информационных сервисов (Wire). Для обработки данных, получаемых из информационных агентств, требуется специальное ПО, хотя его можно рассматривать как дополнение к продаваемой информации.

Рынок захвачен процессом укрупнения предлагаемых продуктов. Каждая компания-разработчик старается быть «one solution provider», т.е. разрабатывать приложения всех типов. Здесь все зависит от того, на что хватит ресурсов — большинство компаний не в силах предложить более двух-трех крепких решений, а то и вообще концентрируются на развитии одного. Хотя, как уже было упомянуто, автоматизация одного участка работ, даже безупречная, без интеграции с остальными звеньями производственного процесса, обладает все меньшей привлекательностью для покупателя.

Немалое число компаний предлагают «рекламные» системы. Как правило, это приложения, автоматизирующие сбор заявок на размещение рекламного материала, с отслеживанием процесса размещения, автоматизацией расчетов. В большинство пакетов включены также инструменты для вверстывания рекламных материалов в публикацию. Большим спросом пользуются решения для сбора Classified-объявлений. Процесс это трудоемкий, а большую часть доходов газетам приносит именно этот вид рекламы. Иногда в одной газете используются сразу две advertorial-системы — одна для постерной рекламы, другая для Classified. Среди лидеров этого сектора рынка можно назвать компании Multi-Ad, Managing Editor, Mactive, Software Consulting Services.

Системы редакционной работы представляют собой набор тесно интегрированных программных продуктов, они наиболее трудоемки в разработке и стоят дороже всего. Стандартный инструментарий следующий — приложение верстки, текстовый редактор, приложение отслеживания документооборота. Каждое из них может быть как самостоятельно разработанным, так и интегрированным продуктом другого производителя. Крупные компании используют, как правило, только собственные решения. Более половины (!) систем используют уникальные инструменты верстки. Такие приложения отличаются повышенной функциональностью и интерфейсом, более напоминающим AutoCAD или FrameMaker, нежели привычные приложения. Не сказать, чтобы пользователи всегда были в восторге от таких приложений, когда дело доходит до обучения персонала и реальной работы, но повышенный интерес к системе они гарантированно вызывают. Что в общем и требуется, чтобы продать продукт. Интеграцией QuarkXPress занимаются, в основном, более мелкие компании. PageMaker никого уже не интересует. Хотя у Adobe есть очень хороший шанс развернуться на рынке с новым пакетом InDesign, интеграция которого (на момент проведения выставки еще официально не выпущенного) уже реализована в нескольких вполне солидных системах.

В качестве текстового редактора часто используется Microsoft Word, применяются и свои разработки. Как правило, это связано с желанием избежать проблем с работой с неудобным файловым форматом этого редактора. Форматы некоторых систем созданы с использованием языков разметки — широко применяемого для создания сложной документации SGML (опять навязывается сравнение с FrameMaker) и новомодного XML. Решения с использованием последнего еще дорабатываются, хотя рынок к ним уже более чем готов.

Наконец, приложения для отслеживания документооборота. Каждая компания решает проблемы документооборота настолько по-разному, что описать в общих чертах этот класс приложений не кажется возможным. В подавляющем большинстве случаев это самостоятельно разработанная программа (или группа программ) — эдакая контрольная панель системы. Служит для динамического отслеживания хода работы, оповещения о различных событиях, иногда также служит передаточным звеном при взаимодействии других приложений с системой. В системах, реализованных на основе Lotus Notes, активно используются интерфейсные решения этой среды. В системах на основе других баз данных — отдельные приложения.

Вообще можно сказать, что системы, разрабатываемые крупнейшими компаниями, как правило, отличаются чрезмерными запросами к необходимому для их работы оборудованию. Очень часто используется техника фирмы IBM — вплоть до мэйнфреймов. Когда фирма заявляет, что на любую операцию потребуется не более двух секунд при загрузке в 3 тысячи пользователей, это верный признак использования подобных технологий.

Среди крупнейших компаний разработчиков — CCI Europe, Unisys, SII, Atex. Среди известных у нас — Quark, Baseview.

Системы управления ресурсами выступают вспомогательным звеном для вышеупомянутых решений. Основной критерий, применяемый к таким системам — широкие возможности поиска и форматированного вывода результатов. Обычно они нуждаются в тесной интеграции с «редакционными» системами, поэтому функциональные возможности по отслеживанию ресурсов включены в большинство из editorial продуктов. Среди разработчиков обособленных систем стоит назвать Software Construction Company.

Системы публикации материалов в Internet переживают период бурного роста спроса. Дело в том, что Internet порталы стремительно оттягивают от газет Classified рекламу, на которой, как уже упоминалось, строятся основные доходы компании. Существует мнение, что газеты, которые не приспособятся к Internet как к основному носителю публикуемой информации, — лишатся своих доходов в течение трех лет. Основная проблема, с которой сталкиваются газетчики, — принципиальная разница процессов наполнения материалами Web-сайта и подготовки печатного номера. А также недостаток устоявшихся технологий и инструментов для «поточного» обновления Web-публикаций.

Информация о компаниях, упомянутых в статье:
Newspaper Association of America http://www.naa.org
Wifag http://www.wifag.com
Heildelberg http://www.heidelbergusa.com
Goss http://www.gossgraphic.com
Man Roland http://www.manroland.com
Ferag http://www.ferag-americas.com
Muller Martini http://www.mullermartiniusa.com
Managing Editor http://www.maned.com
Multi-Ad http://www.multi-ad.com
Mactive http://www.mactive.com
CCI Europe http://www.cci-europe.com
Unisys http://www.unisys.com
Atex http://www.atex.com
SII http://www.sii.com
Software Construction Company http://www.swcc.com
Vignette http://www.vignette.com
FutureTense http://www.futuretense.com
Inso http://www.inso.com
Broadvision http://www.broadvision.com
AccuWeather http://www.accuweather.com
Компании-разработчики наиболее используемых в настоящее время в газетах систем, пока не воспринимают этот рынок как основной. Скорее всего потому, что создание в Web информационных ресурсов востребовано во многих отраслях, не только у медиа-компаний. Пожалуй даже более привлекательным для таких компаний кажется приобретение крупного корпоративного клиента, решающего задачи по организации своих сайтов intranet. Поэтому из крупных разработчиков на NEXPO присутствовала только компания FutureTense. Остальные разработчики — Vignette, Broadvision, Inso — больше интересуются специализированными выставками Internet-технологий и предпочитают газетчиков зазывать на них.

Из других продуктов, предлагаемых на выставке, стоит упомянуть информационные сервисы компании AccuWeather, крупнейшего провайдера прогнозов погоды, предоставляющего ПО для их размещения как в газете, так и на своем Web-сайте. Агентство Associated Press, не нуждающееся в особом представлении, также активно продвигает продукты для управления своими информационными сервисами, хранения информации (фактически это одна из систем asset management).

В целом NEXPO производит впечатление выставки сугубо практической. На ней не проводят бесплатных мастер-классов по работе с популярными издательскими пакетами, CEO авторитетных компаний не обрисовывают будущего в своих зажигательных речах (как, например, на Seybold). Посетители приходят на NEXPO с конкретной целью — присмотреть товар, потратить деньги. Купить. Рынок издательских технологий для газет, безусловно, в США сложился достаточно давно. Большинство газет не осваивают принципиально новые системы, а внедряют свежие технологии проверенных вендоров. Последние, в свою очередь, как могут, подстраивают свои системы под сложившиеся процессы на предприятии заказчика. Так и работают на выставке — без лишнего лоска, практично и вполне прибыльно.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скромно, с перспективой на будущее

С 23 по 26 января в московском «Экспоцентре» прошла очередная выставка UPAKEXPO. Не претендую на статистический анализ, но возникло впечатление, что на этот раз «полиграфическая» часть выставки получилась довольно скромной, не случайно стенды знакомых полиграфистам поставщиков располагались в малых залах выставочного центра.

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 104